Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира. Из опыта работы.
статья по теме

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок окружающего мира

Реализация системно-деятельностного подхода

Я слышу – я забываю,  

 я вижу – я запоминаю,

 я делаю – я усваиваю”

Китайская мудрость.

 

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом  общего образования становится формирование общеучебных   универсальных  умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Качество организации учебной деятельности на уроках является в настоящее время основным критерием в оценке успешности проведенного урока, а системно-деятельностный подход является методологической основой для современного урока.

   Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).  

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознавая при этом цель своей деятельности.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о

4) Принцип минимакса – заключается в возможности  освоения содержания образования на максимальном для него уровне.

5) Принцип психологической комфортности –создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, где ребенок осознает свое место в учебно-воспитательной деятельности.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 Уроки учебно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 

  1. уроки «открытия» нового знания (ОНЗ);
  2. уроки рефлексии (Р);
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.  

Технология системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и предъявление проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения. 

4. Построение проекта выхода из затруднения 

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

7. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 

Хочется отметить, что реализация системно-деятельностного подхода в полной мере не будет выполнена без применения личностно-ориентированного обучения. Деятельный подход предполагает постоянное и целесообразное обращение к личности ребенка, его отношение к тем или иным действиям и поступкам, основываясь на личном опыте,  его самоопределение. В каждой своей познавательной  деятельности ребенок должен видеть себя, понимать для чего он выполняет то или иное действие, формируя универсальные учебные действия. Системно-деятельностный подход  особенно целесообразно использовать  на уроках литературного чтения и окружающего мира, т.к. это одни из трудных для восприятия детьми  предметы по программе Школа 2100. Я предлагаю рассмотреть реализацию системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира. Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в ФГОС представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Урок по теме: горные экосистемы был представлен на районном конкурсе уроков по ФГОС

Урок на тему: горные экосистемы.

Данный урок ориентирован на усвоение новых знаний,  понятия «Высотные пояса». Урок является первым в теме «Горные экосистемы», составлен в соответствии с ФГОС, с использованием системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий, преимущественно на развитие умений  планировать свою деятельность, умение прогнозировать, сопоставлять, систематизировать,  анализировать.

Цель***:  познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.

Одной из задач на уроке является развитие  умения устанавливать причинно-следственные связи.

С позиции системно-деятельностного подхода после каждого этапа работы необходимо обсуждать с обучающимися  целесообразность и необходимость выбранного этапа или задания. Кроме того, каждый этап работы предусмотрено отображать в личном листочке открытий, развивая универсальное учебное умение перерабатывать полученную информацию и фиксировать ее при помощи ключевых, опорных слов, схем, символов, знаков и др.

Рассмотрим поэтапно ход урока.

1 этап – Мотивация ***(самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.  Он имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить  на серьезную работу, определив требования к ним со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («что я хочу узнать, чему научиться »)

  2 этапом урока – Актуализация знаний и предъявление проблемной ситуации*** (фиксация индивидуального затруднения). Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности.
Этот этап я начала с устной работы с применением ИКТ и раздаточного материала,  с помощью которых обучающиеся систематизировали свои знания и прогнозировали, о чем пойдет речь на уроке,  что развивает интерес к уроку.

 Задание***

  • Расположите  названия природных зон с севера на юг по  кармашкам (в парах).
  • Как можно назвать эту схему, этот порядок расположения природных зон (зональность). От чего зависит природная зональность?

Здесь недостаточно перечислить природные зоны (как использовалось  в традиц. сист. образ),  а необходимо  выложить их в определенном порядке. Здесь уже заложена система. Ребенок выполняет задание,  анализируя и систематизируя свои знания. Кроме того, через свое действие он еще раз вспоминает, повторяет пройденный материал.

Следующее задание направлено на развитие умения вычленять главное.

Задание***

  • Найдите  природную зону по описанию (ромашка, выбор детей). По каким ключевым словам определили?
  • Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание? (Природные условия, растительный и животный мир.) 

Обязательно обсуждают,  какова цель данного этапа, данных действий ученика. Делают выводы и границы знания и незнания по теме природные зоны.

В качестве проблемной ситуации предложен диалог Лены и Миши.

Задание***

  • Кто прав? Есть на земле участки, где можно сразу встретить несколько природных зон?
  • Где такое возможно?

На этапе постановки проблемы, обучающиеся опираясь на свой личный жизненный опыт, делятся своими наблюдениями за окружающим миром,  развивая умение анализировать, сопоставлять, выявлять проблему  и делать выводы (несмотря на то, что объяснить расположение зон в горах  в порядке их расположения на равнине не могут)


  3 этап урока - Выявление места и причины затруднения.***  Использование проблемной ситуации позволило учащимся определить тему урока, способствовало возникновению познавательного интереса к предмету,   такие задания  создают установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой.

Задание***

  • Кто догадался, какая тема урока? (Горные экосистемы)
  • Сравним с учебником. Как понимаете? (не просто природные зоны гор, а еще и взаимосвязи живой и неживой природы внутри этих зон)

На данном этапе учитель организует выявление обучающимися места и причины затруднения. Выясняют каких знаний им не хватает, чтобы устранить затруднение и объяснить порядок расположения горных экосистем.

4. Построение проекта выхода из затруднения*** («открытие детьми нового знания»). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

1) ставят цель*** (на данном этапе целеполагание происходит с помощью учителя –  даны ключевые слова: познакомиться***  -  горными системами (высотные пояса),
объяснить*** – расположение горных систем, рассмотреть*** – растительный и животный мир гор и их взаимодействие между собой и с неживой природой; дети предлагают а потом обобщают и ставят цель изучить*** горные экосистемы)
2) строят план достижения цели, предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации,  построение плана достижения цели.

Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.  
При составлении плана урока недостаточно дать готовый план, поэтому я предложила выбрать соответствующий план из нескольких, незначительно, но принципиально отличающихся друг от друга, устанавливая  причинно-следственную связь.

Задание***

  • Выберите из предложенных наиболее подходящий план урока, объясните почему.
  • Какова цель данного этапа работы? (научиться  ставить цели и в соответствии с этим планировать свою деятельность) Нужно ли  в жизни? (формирование УУД)
  1. Природные условия  (угол падения солнечных лучей и количество тепла, осадки)
  2. Особенности природных систем гор(понятие «высотные пояса»)
  3. Особенности растений(приспособленность растений к высотным поясам)
  4. Особенности животных

4 этап – Реализация построенного проекта.*** На данном этапе необходимо организовать: решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, уточняется характера нового знания).

Задание***

  • У вас есть листочек юного наблюдателя. По ходу изучения темы вы можете, как всегда, свои мысли и выводы записывать на этот листочек и вклеить в нашу тетрадочку.
  • Какими пометками можно пользоваться? (схем. рисунок, знаки, символы, ключевые слова) 

Открытие новых знаний идет по выбранному плану с использованием деятельностного подхода (работа с пазлами, схемами, картинками, самостоятельно и в парах), опираясь на личный опыт.

Задание***

  • Кто бывал в горах? Что вы наблюдали при подъёме к вершине? (что становится холоднее и растительность меняется: травы, леса, мелкие кустарники, на вершинах снег)
  • Как же располагаются природные зоны в горах? Соберите пазлы, узнайте, какие природные зоны встречаются в горах. Выложите в нужном порядке.

Целесообразно уточнить, какой способ работы они хотели бы выбрать (в парах), и объяснить почему (например:  работа необычная, самостоятельно могут не справиться, работа на открытие нового знания, нового понятия).

Детям предлагаются разрезные картинки с названием высотных поясов гор (ледники, «Альпийские луга», горные леса, горные степи). Изображения фиксируются на доске без подписи высотных поясов, что позволяет еще раз обращаться к своим действиям, развивая УУД сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Задание***

  • Сопоставьте эти картинки с природными зонами, расположенными на равнинной поверхности. Сравните порядок  (горные ледники  – ледяные пустыни, альпийские луга – тундра,  горные леса – лесная зона, горные  равнины – степи).

После данного этапа работы делаем выводы, выясняем цель этого этапа работы (для чего), его необходимость. Обязательно акцентируем внимание на:

Задание***

  • Какое умение формировали? (умение систематизировать свои знания, сопоставлять, соотносить),  нужно ли  в жизни это умение?

Задание***

  • Как  же можно назвать одним словом природные зоны гор, горные системы? На стр. 43 найдите название. (УУД – работа с источниками информации)

Развитие универсального учебного умения работать с информацией является основой этого этапа. Это и извлечение информации из учебника, энциклопедий, видеофрагмента «Кавказ», а также из опыта своего и других людей.

Информацию об особенностях растительного мира высотных поясов предлагается найти в учебнике (УУД – работа с источниками информации, выделение главного, выяснение причинно-следственных связей), информацию об особенностях животного  мира высотных поясов – из видеофрагмента «Каквкз» (задание имеет гражданско-патриотическую направленность – олимпийские игры 2014, одновременно вводится региональный компонент, акцентируется  внимание на Уральские горы и расположение высотных поясов).

Каждое новое знание и умение фиксируется в переработанном виде (рисунок, схема, символ, ключевое слово) на листочке открытий.  Делают основной вывод. Кроме того, на листочке предлагается оценить себя за каждое выполненное действие (закрасить круги)

5 этап - Первичное закрепление.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении жизненных задач с проговариванием их во внешней речи (фронтально, в парах или группах). На данном этапе закрепляются   аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся.  В ходе работы использовался  частично – поисковый метод (это страницы энциклопедии, в которых описаны без названия редкие животные и растения горных экосистем, которые необходимо сопоставить с предложенными изображениями и названиями этих животных и растений).  Более того их необходимо поместить в свой «высотный пояс» гор, изображенных на доске.

Задание***

Странички энциклопедии. С учителями.

  • Я приготовила вам странички из энциклопедии. По описанию догадайтесь, о каком растении и животном идёт речь.
  • Какой способ работы хотели бы выбрать? Почему? Какие правила работы в группе вам особенно пригодятся? Как выбрать отвечающего?
  • Определите высотный пояс, в котором оно  обитает.
  • Разместите на доске.
  • Что объединяет всех этих обитателей?
  • Что такое Красная книга?
  • Какое задание мы сейчас выполняли? Для чего? Можем ли мы применять в жизни эти знания? Где? Как?

- Какие умения развивали?

6 этап – рефлексия. Итог и оценивание.
На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку. Объясняют, что было нового, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни, как можно применять знания в жизни. Подводят итоги своего личного оценивания и объективно определяют общую оценку за урок.
Домашнее задание предлагаются разного уровня, каждый ученик, может выбрать задание по своим способностям.

       В программе обучения в курсе «Окружающий мир» преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира  создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач, условия для  развития УУД: таких, как умение прогнозировать, планировать свою деятельность, умение систематизировать.

Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку учащихся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике,

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства эффективного изучения программного материала на уроках окружающего мира (из опыта работы)

Материал содержит сведения о различных способах знакомства с текстовым материалом учебника для эффективной работы на уроке....

«Формирование метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

Доклад на педагогическом совете о формировании метапредметных ууд на уроках окружающего мира по программе "Школа России"....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира...

Опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деят...

Творческая разработка Тема "Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира" СВОЙСТВА ВОДЫ

 Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные ...

Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...