Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему "Перелетные птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Тип проекта: познавательно - речевой
Сроки реализации проекта: краткосрочный (неделя)
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители
Актуальность проекта:
В своей работе с детьми 1 дополнительного класса использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании перелетных птиц.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель проекта: расширить и закрепить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_vneurochnogo_zanyatiya.docx | 444.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)
Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему
"Перелетные птицы"
в рамках проведения обучающего семинара-практикума для студентов Зерноградского педагогического колледжа.
Учитель, логопед
высшей квалификационной
категории
Кулишова Е.С.
15 ноября 2022
Тип проекта: познавательно - речевой
Сроки реализации проекта: краткосрочный (неделя)
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители
Актуальность проекта:
В своей работе с детьми 1 дополнительного класса использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании перелетных птиц.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель проекта: расширить и закрепить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.
Задачи проекта:
Познавательное развитие:
- Уточнить знания детей о перелетных птицах, о их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях.
- Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после прилета.
- Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.
- Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.
Речевое развитие:
- Способствовать расширению и активизации словаря (закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики).
- Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи).
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.
- Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности, развивать любознательность.
Художественно- эстетическое развитие:
- Воспитывать интерес к народному творчеству.
- Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.
Физическое развитие:
- Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
- Развивать мелкую моторику.
- Совершенствовать координацию движений.
Предполагаемый результат :
- Овладение детьми знаниями о перелетных птицах; обогащение пассивного и активного словарного запаса.
- Расширение знаний детей об особенностях перелетных птиц, их роли в жизни человека, развитие у детей познавательного интереса.
- Проявление доброты, заботы, бережного отношения к пернатым друзьям.
- Проявление речевой активности у детей в разных видах деятельности.
- Активное участие родителей в педагогическом процессе, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с педагогами школы - интернат .
Этапы проекта:
1 этап: подготовительный.
1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, подготовить презентации.
2.Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, самостоятельной деятельности детей.
3.Работа с родителями: подготовить и донести до родителей консультацию «Знакомим детей с перелетными птицами»
4. Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий.
2 этап: основной (содержательный).
Познавательное и речевое развитие
- Познавательные беседы: «Перелетные птицы», «Дом для птиц» (учителя: ИЗО и технологии, библиотекарь)
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедий по теме. Слушание записи голосов птиц. Показ презентации по теме «Перелетные птицы». (учитель, воспитатель, родители)
- Наблюдение за птицами во время прогулки и из окна. (учитель, воспитатель, родители)
- Чтение художественных произведений: сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» (библиотекарь)
- Знакомство с интересными фактами, загадками о птицах. (учитель, библиотекарь, воспитатель)
Речевое развитие
- Дидактические игры «Назови перелетных птиц и их птенцов», «Чей клюв, чьё гнездо?», «Кто где живет?», «Кто что ест?».( урок окружающий мир , развитие речи)
- Упражнение на согласование существительных с прилагательными «Назови какой, какая?». ?( урок развитие речи)
Коррекционная работа
- Организация дидактических игр: «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Назови кто, чем питается», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Угадай по голосу», «Один - много», «Разбери птиц», «Кто с кем» «Рассели птиц», «Какую птицу я загадала?», «Кого не стало? », «Где птичка?», «Какое слово не подходит?», «Подскажи словечко», «Сосчитай», «Раздели названия птиц на части».
- Отгадывание и толкование загадок о птицах, составление своих загадок.
- Обучение составлению рассказов – описаний о перелетных птицах с опорой на схемы, пересказ.
- Проведение пальчиковых гимнастик «Ласточка», «Птички»
Художественно – эстетическое развитие
- Аппликация «Птицы»
- Рисование «Перелетные и зимующие птицы»
Физическое развитие
- Подвижные игры «Птицы», «Воробьи и ястреб»
- 2 «Ласточка», «Птички»
- 3. Пальчиковые гимнастики с мячиками Су-Джок «Перелетные птицы».
Работа с родителями
- Совместное рисование (разукрашивание), аппликации в нетрадиционной технике «птицы».
- Организация выставки книг о птицах.
3 этап: итоговый
- Внеурочное занятие по теме «Перелетные птицы»
- Составление «Чемоданчиков знаний» по теме занятия.
- Организация выставки творческих работ на тему: «Перелетные птицы» (совместная работа детей и воспитателей)
- Обработка результатов по реализации проекта
- Презентация проекта «Перелетные птицы» родителям, студентам, педагогическому коллективу школы.
В ходе работы над проектом:
- повысилась речевая активность детей, они стали лучше вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответы;
- значительно расширился словарь, активизировались в речи существительные, прилагательные, глаголы по теме «Перелетные птицы»;
- расширились знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли в жизни человека.
- у детей стало формироваться умение правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.
- у детей стало проявляться чувство доброты, заботы, бережного отношения к птицам.
Ход занятия
- Здравствуйте ребята!
- Посмотрите, к нам на урок пришло много гостей, поздоровайтесь с ними.
- Присаживайтесь.
-Ребята какое сейчас время года?
- Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами будем работать в группах. Вспомните, как нужно работать в группах? ( Дружно, сообща. Разговаривать можно, но тихо.)
-Верно. Ребята мы будем создавать «чемоданчики знаний» - это книжка в форме чемоданчика, куда мы будем складывать все накопленные знания по сегодняшней теме занятия.
- Ребята, чтобы узнать, кому будет посвящены «чемоданчики знаний» необходимо собрать разрезные картинки.
- И вклеить их в окно №1.
- Назовите, какие птицы у вас получились? (лебедь, кукушка…)
- К какой группе они относятся? (перелетные птицы)
-Верно, сформулируйте тему урока, кому будут посвящены «Чемоданчики знаний»? (перелетным птицам»
-Молодцы, чтобы сформулировать проблему, прослушайте стихотворение и определите о чем оно:
Птицы перелетные
В стаи собираются,
В края теплые летят,
До весны прощаются.
Стаи журавлиные,
Стаи лебединые,
Стаи соловьиные,
Гусиные, утиные –
К югу все они летят,
Здесь замерзнуть не хотят.
Как наступят холода –
Не найдется им еда.
- Ребята о чем это стихотворение? (о перелетных птицах, о том что они улетают, что с приходом холодов им не чего есть)
-Отлично, для чего мы будем создавать чемоданчик? ( Цель - обобщить и пополнить знания о перелетных птицах)
-Сформулируйте гипотезу (если мы узнаем больше информации о перелетных птица, мы сможем ответить на вопрос почему они улетают с приходом холодов)
- Сегодня на занятии мы будем работать по следующему плану:
1.Вспомнить какие птицы называются перелетными.
2. Строение тела птиц.
3. Чем они питаются.
4.Интересные факты и загадки о перелетных птицах.
5.Как летят перелетные птицы?
1 пункт
-Каких птиц называют перелетными?
- Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из тёплых стран.
-Назовите перелетных птиц?
-Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.
-Каждая группа будет описывать свою птицу, а какую вы узнаете, отгадав загадки.
1 группа
Эта птица всем известна
— Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл. (Лебедь)
2 группа
Мы ждём вас из далёких стран.
Для гнёзд построим вам дворцы
И будем слушать по утрам,
Как весело поют … (Скворцы)
- Приклейте картинку в окно №2
-Составьте словосочетания с названиями картинок, которые вы наклеили.
- Какой скворец? Лебедь?
2 пункт
-По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ?
- Голова и тело покрыто перьями.
- У них есть крылья.
- Они умеют летать.
- Из каких частей состоит тело птицы?
- Доклейте недостающую часть тела своей птицы. (клюв, крыло)
-Чей клюв? (лебединый клюв)
- Посчитайте крылья по схеме (1-крыло,2- крыла,3 – крыла, 5 крыльев)
Физминутка
3 пункт
- Вспомните, какими способами перелетают птицы? (стаи, клином, гуськом, шеренгой)
-Приведите примеры. (гуськом - летят гуси; клином - лебеди, журавли; шеренгой - утки; стаей – мелкие птицы)
- Вклейте в окно №3 тот способ, которым перелетает ваша птица.
- Подставьте название ваших птиц в следующую схему: «Летит один грач- летят много грачей» (один скворец – много скворцов; один лебедь –много лебедей)
4 пункт
-Ребята на внеурочном занятии «В гостях у сказки» мы с вами посетили библиотеку, где Ирина Александровна, вам читала сказку «Гадкий утенок», так же вы вместе сделали карточки с интересными фактами о перелетных птицах.
- Вспомните интересные факты о своих птицах. № 4
- Кто расскажет интересный факт о скворцах? ( Интересный факт: поскольку скворцы любят селиться в постройках, они чаще остальных птиц занимают скворечники. Название постройки как раз и произошло от этих пернатых.)
- А о лебедях? ( Люди часто подкармливают этих птиц хлебом, совершая роковую ошибку. Птицы не могут переварить хлебобулочные изделия, и часто гибнут от отравления.
Все лебедята серые. Только к трём годам они начинают приобретать белый цвет. Наверное всё помнят сказку о гадком утёнке.)
- Найдите и вложите в кармашек интересные факты о своих птицах.
-Молодцы.
- А с воспитателями, выполняя домашнее задание по окружающему миру, искали загадки о перелетных птицах.
- Найдите карточки с загадками о свои птицах.
- Я прочитаю загадки, а гости отгадают. № 5
Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец.
(Скворец)
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его… (Скворец)
В лесных районах обитает,
И на зимовку улетает,
И шея птицы той всегда,
Напоминает цифру два! (Лебедь)
Эта птица всем известна
— Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл. (Лебедь)
-Молодцы. Вложите в кармашек загадки о своих птицах.
5 пункт
- Вспомните чем питаются перелетные птицы? ( насекомыми - бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами, плодами деревьев, травой и т.д)
-Выберете карточки с правильными ответами, чем питаются ваши птицы, и вклейте в окно № 6
-Хорошо.
- А с приходом холодов, что происходит с насекомыми, плодами деревьев, травой?
-Так как вы думаете, почему птицы с наступление холодов улетают в теплые края?
- Перелётные птицы улетают зимовать в теплые края. Когда у нас становится холодно, они отправляются на юг, туда, где теплее и комфортнее переждать зиму. Птицам для жизни необходимо тепло и пища, а во время холодов жучки и другие насекомые прячутся.
-Ребята, а как вы думаете всем ли перелетным птица удается с приходом холода улететь в теплые края?
-Некоторые птицы в связи со здоровьем (переломы крыльев, лап к примеру) не могут отправиться в путь.
-А если вдруг мы увидим такую птичку на улице, что мы можем сделать для нее? (забрать домой, обогреть, накормить, сдать в специализированные приюты, которые позаботятся о них и вылечат, а по весне выпустят на волю.)
А если этого не сделать? (они могут стать легкой добычей для хищников или умереть от холода и голода)
Итог урока.
-Умнички. Ребята проверьте все ли пункты плана мы выполнили?
-Наш чемоданчик знаний готов. Предположите где можно его использовать?
- Верно, какой информацией в будущем можно дополнить наш чемоданчик?
-Ребята оцените полезность нашего занятия. Вам было интересно узнать о перелетных птицах, понадобиться вам в жизни эта информация, если да поднимите солнышко, если нет тучку.
- А теперь ребята я предлагаю оценить вашу работу в группах, справилась ваша группа со всеми заданиями. Если да поднимите солнышко, нет тучку.
-Молодцы! А сейчас оцените свою деятельность на уроке. Ели вы справились со всеми заданиями посадите свою птичку в кормушку, если нет, на веточку.
- Я свою птичку посажу в кормушку, т.к. я считаю что вы справились со всеми поставленными задачами на занятии.
-Я благодарю вас за плодотворную работу выйдите на перемену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительной деятельности Тема: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.
Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительному искусству«Школа искусств. ИЗО-отделение» Класс: 2 классУчитель: Алакина Екатерина ВладимировнаЗанятие: изобразительное искусс...
Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему: «Раскрытие творческих способностей обучающихся через инсценирование сказки «Маленькая рыжая курочка».
занятие на внеурочной деятельности по английскому языку с постановкой сказки "Little Red Hen"...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".
Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...
Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".
Занятие по внеурочной деятельности по курсу"Планета здоровье"...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 4 классе Тема занятия : " Зимний пейзаж"
Конспект открытого занятия по внеурочнойдеятельности в 4 классеТема занятия : " Зимний пейзаж" Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение ккультурным ценностям челов...
Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему: “Три поросёнка”.
Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему: “Три поросёнка”.Цели1. Продолжать учить пользоваться природным материалом.2. Учить конструировать целую форму из отдельных ча...
Открытое занятие по внеурочной деятельности ( проект). Тема: «Времена года» 1класс
Открытое занятие по внеурочной деятельности. Тема "Времена года". Вид проекта - книга. Дети приходят к выводу, что каждое время года по своему прекрасно....