Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительной деятельности Тема: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительному искусству
«Школа искусств. ИЗО-отделение»
Класс: 2 класс
Учитель: Алакина Екатерина Владимировна
Занятие: изобразительное искусство
Тема: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.
Цель: познакомить детей с красотой осеннего пейзажа, учить рисовать по памяти и представлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_izo.docx | 357.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительному искусству
«Школа искусств. ИЗО-отделение»
Класс: 2 класс
Учитель: Алакина Екатерина Владимировна
Занятие: изобразительное искусство
Тема: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.
Цель: познакомить детей с красотой осеннего пейзажа, учить рисовать по памяти и представлению.
Задачи: раскрыть роль искусства в понимании красоты природы; развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира; развивать воображение, творческую фантазию, умение работать с гуашью и акварелью; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, методические таблицы, осень», И. И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья», запись фрагментов из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года».
Структура урока
1.Организационный момент.
2.Введение в проблему.
3.Работа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень».
4.Дидактическая игра «Сказочные образы деревьев».
5.Физминутка.
6.Самостоятельная работа учащихся.
7.Рефлексия.
Использованы элементы образовательных технологий:
- исследовательской;
- проблемного диалога;
- игровой;
- здоровьесберегающей;
- информационно-коммуникативной.
Ход урока
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам в гости заглянула одна необычная сказочница. Я прочту стихотворение, а вы догадайтесь, кто это?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Добрый день, друзья!
Сегодня осень в гости к нам пришла.
Разноцветна, красива,
Всем пленительна на диво.
II. Беседа по теме урока.
Звучит музыкальный фрагмент«Сентябрь. Охота» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной. А.Болонс
Учитель. Какое чувство выражено в этом стихотворении? Подберите слова, описывающие красоту осеннего пейзажа.
Русская природа – это часть нашей великой Родины. Вы знаете, что трава зеленая, небо синее, коровы не бывают фиолетовыми, зато луна часто бывает серебристо-белой. Все эти и многие другие цвета вам хорошо знакомы. А какого цвета наша Родина? (Ответы учащихся.)
В слове «родина» собраны все цвета радуги и их оттенки. В нем слышим шелест листьев, полевых цветов и трав, звон колоколов, пение птиц, журчание ручьев.
- Давайте послушаем замечательное произведение П.И Чайковского.
- Какое настроение природы передал композитор звуками?
- Какие чувства пробудило в вас это музыкальное произведение?
- Какую картину, какое время года вы услышали, увидели? (Ответы учащихся.)
- Прекрасная мелодия П. И. Чайковского впитала в себя тихую печаль, задумчивость и цветовую палитру осени.
Многие русские художники создавали осенние пейзажи. Большим мастером в этой области был художник Исаак Ильич Левитан.
Послушаем сообщения о жизни и творчестве этого человека.
Ученик 1.
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву. Но неожиданно умирает мать, затем отец. В тринадцать леи Левитан поступает в Московское училище живописи. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учился.
Ученик 2.
С ученической выставки 1880 года Павел Михайлович Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника 2Осенний день. Сокольники». Это было первым признанием его таланта.
Левитан – пейзажист. Его пейзажи называют лирическими, поэтическими, музыкальными. В картине «Осенний день. Сокольники» мягкие светотеневые переходы, влажный воздух, обволакивающий предметы, перспектива дороги, уходящая в дымку, одинокая женская фигура – всё создавало щемящее настроение грусти. Так картина природы помогала художнику раскрыть своё внутреннее состояние.
Ученик 3.
На картине «Золотая осень» мы видим берёзовую рощу в осеннем медно-золотом убранстве, в глубине луга теряется река, на берегу которой стоят стройные берёзки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Осенний день полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далёких строений, леса и полей.
Ученик 4.
В картине «Осень. Долина реки» Левитан стремился раскрыть национальный характер русского пейзажа. Широта, спокойно стелящаяся земля, мерное течение полноводной реки, мягкие очертания берегов – всё рождает неизъяснимое очарование природы.
Понятие «левитановская природа», войдя в нашу жизнь, стало синонимом русского пейзажа.
- Какие чувства вы испытываете, глядя на эти картины? Какие звуки и запахи передает этот осенний пейзаж?
Ученики. Осень пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. Осень – это сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в многоцветье красок. А грусть – пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, тревожный шорох листвы, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождика.
Учитель. Как вы понимаете народную мудрость: «Осень всех наградила, все загубила»?
Ученики. Осень наградила нас желтыми и красными яблоками, синими сливами, холодным синим небом… Все загубила: серый дождь, черные мокрые ветви деревьев без золотого наряда.
Учитель. Что такое звук осени? Слышны ли в этом пейзаже звуки падающей листвы? А шорох листьев под ногами людей?
Ученики. Шуршат листья, прощаясь друг с другом и солнышком; поют грустную песню капли осеннего дождя; пахнет в осеннем парке сыростью и увядающей листвой.
Учитель.
- В картинах российской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом и сердцем. Прозрачные дали. Чиста и прозрачна вода в озерах. Чище и тоньше звучат резкие голоса птиц. Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде.
Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля.
\.)
Учащиеся выполняют упражнение за учителем.
Листья все опали, (приседают)
Птицы улетели, (машут руками)
И в окно стучатся (движения кулачками)
Холод и метели.
Скоро в белых шубах (круговые вращения туловищем)
Будет весь наш сад.
Заметет качели (покачивание корпусом влево – вправо)
И прибрежный пляж.
III. Дидактическая игра «Сказочные образы деревьев».
Учитель. «В природе много чудес. Сколько бы ты ни жил на свете, природу до конца все равно не поймешь. Природа – это тайна, которую никогда не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листочка, природа бесконечна.
Разнообразие форм, цветов, оттенков – все в природе».
М. Пришвин
- Рассмотрите листья разных деревьев, цветы, полюбуйтесь ими, сравните их форму, размер, цвет.
- Обратите внимание на листья рябины. Как потрудилась природа, повторяя многократную форму листа! Это же можно наблюдать у акации, шиповника. Листочки похожи друг на друга. И все-таки они разные.
В народе говорят: «На дереве лист на лист не приходится». Каждый листочек, травинка в природе – это чудо со своим настроением. Каждое дерево – это определенный образ со своим характером. Характер деревьев ярко выражен в устном народном творчестве. Отгадайте загадки и опишите характер деревьев.
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза.)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб.)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви- только на макушке.
(Сосна.)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина.)
Ученики. У каждого дерева свой художественный образ: дуб – это великий русский богатырь, березка – тонкая, хрупкая девушка-красавица, ель – сильная русская женщина.
По плакату «Как растут деревья» учащиеся объясняют зависимость расположения ветвей и характер силуэта от породы дерева, от его «художественного образа».
Как растут деревья
Ель Сосна Берёза
Дуб Рябина
- Мастер изображения предлагает вам в течение 5 минут изобразить на бумаге настроение, характер какого-либо дерева, то есть показать характер того человека, которого напоминает вам образ березы, осины, дуба и др.
Сказочные образы деревьев
Учащиеся объясняют, почему они выбрали этот образ, какие средства выразительности живописи использовали в своей работе.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
С целью усиления эмоционального восприятия детьми осеннего пейзажа звучит фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Пейзаж «Осенние деревья»
Пошаговое выполнение работы
- Располагаем лист бумаги горизонтально.
- Рисуем небо энергичными мазками, используя белую, синюю, жёлтую и красную краски.
- Быстро покрываем землю горизонтальными мазками. Земля должна быть разнообразна по цвету.
- По сырому фону синей краской наносим одно или несколько деревьев.
- Кистью №2 рисуем тонкие ветки, избегая их симметричного расположения.
- Жёлтой краской быстрыми мазками наносим листья, смело смешивая краски прямо на листе. Пусть листья частично закрывают ветки.
V. Итог урока.
Оценка и демонстрация законченных работ.
- Расскажите о своих работах, что получилось, а над чем ещё предстоит поработать.
- Какое настроение вы передали свое картиной?
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему: «Раскрытие творческих способностей обучающихся через инсценирование сказки «Маленькая рыжая курочка».
занятие на внеурочной деятельности по английскому языку с постановкой сказки "Little Red Hen"...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".
Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...
Открытое занятие по внеурочной деятельности по социальному направлению . Тема « Съедобные и несъедобные и микроскопические грибы» . ГРИБНАЯ ВИКТОРИНА
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, люб...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности "В мире фантазии". Тема "Волшебная бумага. Творческая композиция в технике «Квиллинг»".
1) познакомить с техникой квиллинга, познакомить с историей возникновения техники квиллинга, дать представления о применении техники в декоративно-эстетическом оформлении; познакомить и научить выполн...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "Почемучка" на тему "КАКАЯ СТРАНА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ?"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "Почемучка" на тему "КАКАЯ СТРАНА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ?"ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с интересными фактами из жизни ...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 4 классе Тема занятия : " Зимний пейзаж"
Конспект открытого занятия по внеурочнойдеятельности в 4 классеТема занятия : " Зимний пейзаж" Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение ккультурным ценностям челов...