Конспект урока по окружающему миру. 2 класс. Тема: "На воде и в лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Данный урок рахработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_vode_i_na_reke.docx | 43.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 07.02.2023
База практики: ММОУ Городецкая СОШ
Класс: 2
Учитель: Иванова Н. В.
Студентка: Сиденко Дарья Сергеевна
Учебный предмет: Окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: «На воде и в лесу»
Тип: урок открытия нового знания
Цель:
Содержательная: ознакомление детей с правилами поведения в лесу и на водоёмах
Деятельностная: формирование умения использовать правила поведения на воде и знание ядовитых грибов и растений на практике.
Задачи:
Дидактические:
1. Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые
2. Рассмотреть правила безопасного поведения на воде и дополнить их;
3. Научиться отличать ядовитые грибы и растения от съедобных
4. Узнать, как избежать укуса жужжащих насекомых
5. Развивать умение приводить примеры ядовитых и съедобных грибов и ягод
Развивающие:
1. Совершенствовать овладение навыком работы с учебником;
2. Развивать умение определять тему, цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
3. Развивать умение самостоятельно строить выводы на основе наблюдений
4. Развивать навыки учебного сотрудничества через самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.
5. Развивать умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.)
6. Развивать умение находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях
7. Развивать умение понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
Воспитательные:
1. Развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знают какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые
2. Знают правила безопасного поведения на воде и дополнить их;
3. Отличают ядовитые грибы и растения от съедобных
4. Знают, как избежать укуса жужжащих насекомых
5. Приводят примеры ядовитых и съедобных грибов и ягод
Личностные:
1. Уважительное отношение к иному мнению;
2. Мотив учебной деятельности, навык конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Сравнивать объекты, устанавливать аналогии;
2. Объединять части объекта по определенному признаку;
3. Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
4. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
5. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
Регулятивные:
1. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
2. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
Коммуникативные:
1. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
2. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
4. Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
Оборудовани: учебники, презентация, раздаточный материал, коллекция минералов и горных парод (гранит,
План урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
3. Выявление места и причины затруднения;
4. Построение проекта выхода из затруднения;
5. Реализация построенного проекта;
5.1. Как нужно купаться
5.1.3. Работа в рабочей тетради. Дописывание фраз.
5.1.4. Работа в рабочей тетради №2.
5.2. Лесные опасности
5.2.1. Грибы
5.2.2. Ягоды
5.2.3. Работа на карточках Группировка растений на съедобные и не съедобные.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8. Включение в систему знаний и повторение;
8.1. Работа с выводом учебника;
8.2. Работа по группам. Обсуждение главных вопросов по теме;
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке;
10. Задание домашнего задания.
Ход урока
Этап фрагмента урока их задача | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации УУД | Планируемые результаты |
Этап Мотивации к учебной деятельности Задача: включение у-ся в деят-ть на лностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в Уд | Ребята, сейчас у на урок окружающего мира. Посмотрите всё ли лежит у вас на столах? Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас – Окружающий мир у нас сейчас. | Ученики проверяют готовность к уроку, настраиваются на дальнейшую деятельность | Фронтальная Фронтальная | |
2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация прошлого урока | - Ребята прежде, чем узнать что-то новое предлагаю Вам вспомнить тему прошлого урока и поиграть в игру «Лови ошибку». Я буду читать вам фразы, а вы должны ловите ошибки 1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками. 2. Самостоятельно зажигайте газовую печь. 3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг и чайник. 4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть. 5. В лесу разжигайте костёр самостоятельно. - Молодцы, вы хорошо усвоили тему сегодняшнего урока | Дети ловят ошибки | фронтальная | |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Но опасности нас могут подстерегать не только дома. А где еще? -А сегодня я предлагаю вам немного попутешествовать. Любите путешествовать? -Чтобы узнать куда мы отправимся, вам нужно будет отгадать загадки. Весной одевается, Осенью раздевается. (Лес) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий в море. (река ) -Ребята, а как вы думаете, о чём мы будем говорить? (о лесе и о реке). | Дети слушают загадки - лес - река -о лесе и реке | Фронтальная | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – Выбор способа и средств их реализации. | - Предположите, как будет звучать тема нашего урока? - А кто думает по-другому? -Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на странице 26, прочитай нам тему урока. - Поднимите руки те, кто считает, что мы определили тему верно? - Ребята, какую цель мы поставим пред собой? - А что мы должны делать, чтобы достигнуть этой цели? Какие задачи поставим? - Хорошо, посмотрите в учебник, какие задачи перед нами поставил муравьишка? | - Дети формулируют тему, цель, задачи и проблему урока | Фронтальная | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, Вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | 5.1. Как нужно купаться 5.1.1. Анализ стихотворения Выделения правил поведения на водоёме. - Нам предстоит сегодня искупаться в реке и побывать в лесу, полюбоваться его красотами. - Может ли такая красота леса и звонкость ручейка таить в себе опасность? (да, может) -А зачем нам нужно знать об этих опасностях? - И первым пунктом нашего путешествия является река. - Ребята, а для чего люди ходят на речку? - Приятно искупаться летом в речке. Вот и наш герой стихотворения решил искупаться. -Давайте узнаем, что с ним случилось. Ваня шёл купаться с другом И с большим красивым кругом. Ваня плавал на кругу- Друг стоял на берегу. Думал друг: «А если вдруг Лопнет круг…Утонет друг. Подниму-ка лучше лай». -Далеко не заплывай! -Не волнуйся, Дружок, Выхожу на бережок! -Ребята, почему заволновался Дружок? -Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда? (ответы детей) -А теперь откройте учебник на стр.27. Давайте прочитаем памятку «Чтобы не было беды у воды» 5.1.2. Работа с иллюстрацией учебника - Ребята, рассмотрите иллюстрации ниже. Скажите, правильно ли поступили дети? - Какие правила можно вывести из ходя из иллюстраций, дополним нашу памятку. 5.1.3. Работа в рабочей тетради. Дописывание фраз. - Ребята, сейчас я предлагаю вам закрепить полученное знание и выполнить задание в рабочей тетради под № 1, страница 19. Допишите недостающее слова. - Ребята, вы можете воспользоваться учебником. - Сверьте вашу работу с эталоном на слайде. 5.1.4. Работа в рабочей тетради №2. - Ребята, посмотрите на 2 задание. Скажите, кто из детей нырял с головой? - Кто не умеет плавать? - Впишите ответы под иллюстрацией. - Как вы узнали кто нырял? - Какое правило нарушили дети? Почему купаться было не льзя? - Верно, река была загрязнена 5.2. Лесные опасности 5.2.1. Грибы - А сейчас мы отправимся в лес. Закройте глаза. Вокруг шумит лес. Поют птицы! Журчит река. Вода – источник жизни для всего живого на Земле. После того как отдохнули у озера, мы любим прогуляться по лесу, нарвать цветов, поесть ягоды. Лес делится с нами своими богатствами: Какими?-грибами и ягодами, но вы должны знать, что не все грибы и ягоды наши друзья. Есть ядовитые, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы. - А в лесу прошёл дождь. После дождя в лесу появляются грибы. Кто из вас собирал грибы, поднимите руку? - А ведь в лесу нас тоже могут подстерегать опасности. Какие? -Давайте проверим как вы знаете грибы. Для этого разгадаем загадки. - Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети: На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (Опята) -А это красавец на беленькой ножке, Он в красненькой шляпке, На шляпке горошки. (мухомор) -Серенькие шапки, Рябенькие ножки Под берёзою растут. Как их зовут? (подберёзовики) - Средь молодых сосёнок -Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой Под коричневою шапкой С нежной бархатной подкладкой. (боровик) - Ты не трогай этот гриб. Учти- он очень ядовит! Смотри не бери его с полянки. Его называют… (поганка) А зачем несъедобные грибы растут в лесу? (ими питаются животные). -Вы правы. В природе не бывает ничего лишнего. - Какие правила надо помнить? В каком случае вы спокойно положите гриб в корзину? – Что надо сделать, если вы сомневаетесь, съедобный гриб или ядовитый? - Где нельзя собирать грибы? Вывод: на слайде –Запомните! 5.2.2. Ягоды - Ребята, а что ещё мы можем собирать в лесу? -А все ли ягоды съедобны? – В лесу много вкусных и полезных ягод, но их обязательно надо мыть перед едой. Какие ягоды вы знаете? - В лесу много и опасных растений. У этих растений ядовиты не только ягоды, но и листья, стебли, кора. Многие из них даже нельзя брать в руки: ядовитые вещества могут проникнуть через кожу в кровь и вызвать отравление. Кажется, что может быть нежнее ландыша? А в его ягодах и корневищах таятся ядовитые вещества. Ландыш ядовит, но из его листьев, цветков, семян делают лекарства, которые укрепляют и улучшают работу сердца. - А вот ещё одно ядовитое растение. «Волчье лыко» - Названия Волчье лыко появилось из-за очень прочной кары кустарника. Благодаря ей сломать ветку этого кустарника просто, а оторвать – сложно, понадобится немалая сила. А волчья в названии прижилось оттого, что волк всегда ассоциировался со злом, коварством и ядовитые ягоды обычно награждают таким названием. - Фенологи прозвали волчье лыко лесной сиренью за сходный запах. Но если подолгу вдыхать его– дурманит и кружит голову. - Дело в том, что плоды содержат соланин – сильнейший яд, который и провоцирует отравление. Если своевременно не оказать первую помощь, не вызвать скорую, то летальный исход будет неизбежным. Примерно пять ягодок могут вызвать смерть. Ядовиты не только сами плоды, но и весь кустарник в целом – ветви, листья. Таким образом, растение вовсе лучше не трогать, а любоваться им только издали. - И ещё одно опасное растение «Вороний глаз» Название «вороний глаз» дано растению за синевато-чёрный плод, напоминающий глаз птицы. В Средние века верили, что «заколдованных» людей можно «расколдовать» с помощью вороньего глаза. Ягоды носили на теле или зашивали в одежду, чтобы уберечься от чумы и других заразных болезней. НО это не так. На самом деле растение очень ядовито. Корневища, листья и ягоды полностью пропитаны ядом. Особенно часто отравляются дети, которых привлекают блестящие красивые ягоды вороньего глаза. 5.2.3. Работа на карточках Группировка растений на съедобные и не съедобные. - Ребята, посмотрите на страницу 28. Под какими цифрами располагаются ядовитые грибы? Ядовитые ягоды? - Ребята, посмотрите на сноску ниже. Что вам нужно запомнить. - А сейчас мы закрепим полученное знание и выполним работу на карточках. Закрасьте красным квадрат рядом с ядовитым грибом или растением и зелёным - съедобные - Сверьте свою работу с эталоном на слайде | - для здоровья Дети слушают стихотворение Дети формулируют правила поведения на воде Дети формулируют ещё2 правила Дети вписывают недостающие слова из правила Дети рассуждают, отвечают на вопросы - грибами и ягодами - ядовитые грибы Съедобные Ядовитый Съедобный Съедобный Ядовитый ДЕТ ФОРМУЛИРУЮТ ПРАВИЛО УЧИТЕЛЯ Ягоды - нет ДЕТИ СЛУШАЮТ РАССКАЗ ОБ ЯДОВИТЫХ ЯГОДАХ Дети выполняют работу на карточках | Фронтальная Фронтальная индивидуальная Фронтальная фронтальная Фронтальная Парная | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | А за нами летит целый рой. Смотрите, это труженица пчела по цветам летает, нектар собирает, а это толстый увалень шмель.. Гудит, жужжит, за сладеньким летит. Большинство пчел живут семьями по несколько тысяч. Медоносная пчела дает человеку мед. Мохнатые, симпатичные шмели опыляют цветы. - Вот модница оса в полосатом платье. -А это грозный шершень. Шершень – родственник осы. Они строят гнезда в дуплах деревьев. Жалят шершни очень болезненно. Шершни питаются насекомыми, в том числе и вредителями. Пчелы, шмели, осы, шершни – это насекомые, которые могут ужалить человека. – Этих насекомых называют жалящими насекомыми. Почему? (У них есть жало, они могут ужалить.) -Это пчела, оса, шмель, шершень. - Помните, что насекомых привлекают запах духов, продуктов питания, яркая одежда. Если вас ужалило насекомое, надо ранку промыть, протереть перекисью водорода или спиртом. -Каких насекомых вы можете увидеть на лесных полянах? (дети отвечают) - Встреча с какими насекомыми может принести вам вред? -А что нужно делать, что бы не быть ужаленным? -Прочитайте в учебнике на с. 29 текст под картинкой. -Так как же нужно вести себя, чтобы не ужалило насекомое. -Все ли опасности мы назвали? -Отгадайте загадку. Насекомых в лесу не счесть, Но он особенно опасен …! Он впивается в кожу крепко, Поэтому нужна на голове кепка. -Кто это? (Клещ) -А как же нужно одеться, чтобы его не встретить? -Вот и подошло к концу наше путешествие в лес и к реке. | Дети слушают учителя Дети отвечают на вопросы учителя Дети читают текст учебника - клещ - кепку на голову, кофта и штаны | Фронтальная | |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях |
□ переворачивать матрас □ удерживать своего друга под водой □ спокойно плавать с товарищами 2 Что делать, если в воде свело судорогой ногу? □ ничего □ потрясти ногой □ звать на помощь □ помассировать 3 Что лучше всего поможет ребёнку, не умеющему плавать, удержаться на воде? □ надувной матрас □ надувной круг □ плот 4. Найди несъедобный гриб. □ белый □ лисичка □ мухомор □ подосиновик 5. Что делать, если не можешь определить гриб? □ положить в корзинку □ попробовать на вкус □ на брать 6 Какая ягода ядовитая? □ волчье лыко □ черника □ брусника □ клюква 7. Какое насекомое неопасно? □ оса □ шмель □ клещ □ муравей | Дети решают тест | Фронтальная | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | 8.1. Работа с выводом учебника - Ребята, объединим все знания, полученные на уроке, и сделайте вывод по теме урока. - Сравните наш вывод с выводом мудрой черепахи на странице 29. - Поднимите руку те, кто считает, что выводы совпали? - Чем отличаются выводы? - Чего вы не сказали? 8.2. Работа по группам. Обсуждение главных вопросов по теме - Ребята, вы самостоятельно сформулировали вывод по уроку. - И я считаю, что вам не составит труда ответить на основные вопросы урока, которые помещены в красную рамку на странице 29 - Но в этот раз мы поработаем по группам. 1 и 3 парты повернитесь назад. Хорошо. У каждого ряда будет свой вопрос Группы 1 ряда, отвечают на 1 вопрос Группы 2 ряда отвечают на 2 вопрос И группы третьего ряда, ваш вопрос3 - При обдумывании ответа, вы можете пользоваться учебником. - Итак, подведём итоги нашего урока Какой ответ на 1 вопрос дали … На 2 вопрос … И, наконец, на 3 … - Холодцы вы хорошо усвоили тему сегодняшнего урока | Дети отвечают на вопросы и формулируют вывод урока Сверяют с выводом учебника Дети совещаются между собой Дети отвечают на вопросы | Фронтальная Фронтальная групповая | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности. Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | - Ребята посмотрите на слайд. Там написаны предложение, но что в них необычного? - Верно, они не закончены. Я предлагаю. вам закончить данные предложения. Я начну: Мне было интересно с вами работать, вы были активными и внимательными. 1. На сегодняшнем уроке я узнал, что … 2. Мне мыло интересно … 3. Мне было трудно … 4. Я бы похвалив себя за … - В завершение, я хотела бы узнать к каким настроением вы уходите с урока. Если урок вам понравился, он был интересным и познавательным, поставьте «Палец вверх». Если урок выл скучным и ничего нового вы для себя не узнали, то поставьте «Палец вниз». Я очень рада, что урок вам понравился. | Отвечают на вопросы Дети оценивают себя | Фронтальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему "Невидимые нити в зимнем лесу" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе, учить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах; воспитывать интерес к предмету, ...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»
Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»...
Конспект урока по окружающему миру на тему: Невидимые нити в зимнем лесу
Невидимые нити в зимнем лесу...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Потребители и разрушители экосистемы леса»
Потребители и разрушители экосистемы леса...
Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок
Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока воспитание бережного отношения к воде, знаний правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Огонь, вода и газ" (3 класс)
, В данном материале представлены конспект урока по окружающему миру на тему "Огонь, вода и газ" (3 класс), УМК "Школа России"...