Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ганеева Юлия Шамилевна
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь определять свойства льда;
- знать понятие «гололед»;
- знать правила безопасности на льду.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- оценивание своих достижений при выполнении заданий урока (взаимопроверка, самооценка).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 5.11.2019

 ФИО учителя: Яна Михайловна

Школа:  148

ФИ студента: Ганеева Ю. Ш., 46 гр.

Класс:

Кабинет: 204

ФИО методиста: Боева Светлана Захаровна

Время занятий: 8:55-9:35 (2 урок)

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь определять свойства льда;

- знать понятие «гололед»;

- знать правила безопасности на льду.

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- оценивание своих достижений при выполнении заданий урока (взаимопроверка, самооценка).

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование:  Учебник по окружающему миру, рабочая тетрадь: автор: Плешаков А.А., 3 класс, 2 часть (УМК ПНШ), презентация, раздаточный материал.

Этапы урока
Методы и приёмы

Время

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

1 мин

Приветствие.

- Здравствуйте, меня зовут Юлия Шамилевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Закройте глаза и расслабьтесь. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало.

Приветствуют учителя.

Р: самоопределение;

Л.: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный.

Фронтальная форма работы

10мин

Повторение ранее изученных тем.

- Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы помните свойства воды в жидком состоянии.
- Я буду задавать вам вопросы, а вы только по поднятой руке должны на них ответить.

-Итак, готовы. Что вы знаете о воде? Что такое вода?

- Какую необыкновенность воды вы знаете?

- Назовите свойства воды при нагревании и охлаждении? Что с ней происходит?

- Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?

- Как узнать температуру воды, чтобы не перегреть ее?

- Как устроена шкала термометра?

- Молодцы, ребята! Как хорошо вы справились со всеми вопросами. Теперь мы можем дальше изучать воду.  

- Вода-это прозрачная белая жидкость, которая не имеет вкуса и запаха.

- Вода может находиться в жидком, твердом и газообразном состояниях одновременно.
- Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

- Так как вода при нагревании расширяется, то из полной кастрюли она будет выливаться на газ, а это очень опасно.
-Узнать температуру воды можно с помощью термометра.
- От 0 вверх определяется тепло, а от 0 вниз – холод.

К: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П: подведение под понятие

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный, частично-поисковый, практический

Приём: беседа

3 мин

Определение темы и целей урока.

- Чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадки.
-
С морозами, пургой и снегом
Зима волшебница придет.
И все речушки и озера
Покроет скользкий толстый …

- Уцепившись за карниз,
Капельки бросает вниз.
Не игрушка, не свистулька,
А прозрачная …

- Ребята, в каких состояниях может быть вода?

- Вспомните, какую тему вы изучали на прошлом уроке, посмотрите на отгадки и предположите, что же мы сегодня будем изучать.

- Сформулируйте цели урока. Над чем мы сегодня будем работать?

- Лед.

- Сосулька

- В жидком, твердом и газообразном.

- Свойства воды в твердом состоянии.

- узнать свойства воды в твердом состоянии;

- научиться правильно вести себя на льду.

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

К: самостоятельное выделение и постановка цели

П:Синтез

IV. Открытие нового знания

Фронтальная и групповая формы работы

Метод: наглядный

Прием: работа с учебником

Метод: практический

Прием: работа в группах

10мин

Раскрытие новой темы.

- Ребята, что такое лед? Какой он?

- А можем ли мы разбить лед? Значит какой он еще?

- Верно. А теперь мы с вами посмотрим опыт и вы мне скажете, что происходит со льдом в теплой комнате.

Видеофрагмент «Опыт со льдом».

- Итак, что же произошло со льдом? Сравните температуру, которая была в самом начале и какой она стала в конце.

- Ребята, а откуда вообще берется лед? Давайте откроем учебники на странице 69 и прочитаем ответ на этот вопрос.

- Каждый из вас знает и видел, что такое гололед. Но знаете ли вы как правильно вести себя в такую погоду? Как можно по льду дойти до школы и не упасть? Давайте составим несколько правил и сравним наши ответы с правилами врача Тамары Егоровны.

- Хорошо, а теперь посмотрите, что какие правила предлагает соблюдать нам врач.

- Итак, мы выяснили, что лед – это твердое вещество и что он может растаять. Посмотрите, можем ли мы увидеть предметы через лед? Какой мы можем сделать вывод?

- А теперь опустим лед в стакан с водой. Где находится лед? Тонет ли он? Делаем вывод, что лед ….

- Лед холодный, скользкий, твердый. Можем. Значит он хрупкий.

- Лед растаял.

- Была -10 градусов, затем повысилась до комнатной температуры.

- Читают в учебнике текст на странице 69.

- Нужно двигаться осторожно и не торопиться. Держать руки свободными. Быть особенно внимательными на пешеходном переходе.

-Лед прозрачный и бесцветный.

- Лед не тонет.

Р: понимать и принимать учебную задачу, сформированную учителем
П: выполнять действия по заданному алгоритму;
К: 
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Динамическая пауза

Метод: практический

3 мин

Игра «Запрещается-разрешается»
- Ребята, я называю основные правила безопасности при гололеде, если это запрещается – вы встаёте и тянетесь руками вверх, если разрешается – сидите.

  • Бросать льдом или сосульками в людей.
  • Осторожно идти по льду.
  • Толкать друг друга на льду.
  • Кричать и звать на помощь взрослых, если упали и что-то повредили.
  • Есть сосульки.
  • Быть особенно внимательными на пешеходном переходе.  

Выполняют движения.

Встают

Сидят

Встают

Сидят

Встают

Сидят

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный

Прием: беседа

3 мин

Закрепление изученного материала.

- Мы с вами узнали, что лед – это твердое прозрачное вещество, которое не имеет цвета и запаха и не тонет.

- Но может ли лед быть полезен в нашей жизни или из-за него можно только заболеть?

- В чем же может быть полезен лед? Где мы его можем использовать?

- Ребята, а кто из вас знает, как лед защищает от гибели водных жителей? Давайте посмотрим видеофрагмент об этом.

- Может быть полезен.

- Мы можем добавлять лед в напитки. Можем прикладывать лед к ушибам. Изо льда делают каток. Лед защищает водных жителей от гибели.

П: структурирование знаний

К: участвуют в учебном диалоге

К: умение выражать свои мысли

Р: принимать и  сохранять задачу

VI. Самостоятельная работа

с самопроверкой

Метод: словесный

Прием: беседа в парах

5 мин

Выполнение самостоятельной работы. Взаимопроверка.

- Сейчас я раздам вам тест. Выполнять вы будете его индивидуально.

*ТЕСТ*

- Поменяйтесь листочками со своим соседом и проверьте ответы по ключу на экране. Если ошибок нет, ставим «5», если есть 1-2 ошибки, ставим «4», если ошибок 3-5, ставим «3», если ошибок больше 5, ставим 2.

- Те, кто получили отметки «2» и «3» не расстраивайтесь. В следующий раз вы будете внимательнее и справитесь со всеми заданиями.

Выполняют задание.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VII. Включение в систему знаний

Метод: словесный

2 мин

Подведение итогов урока.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 26. Прочитайте задание 36.
- Я сегодня уже показывала вам этот опыт, вам остается лишь записать какие мы сделали выводы по нему.

- Прочитайте задание 37. Что нужно сделать? Разберем вместе только первый пример.

- Посмотрите температура воды была +18 градусов, а стала +35. Она увеличилась или уменьшилась?

- Верно, увеличилась. Значит, она расширяется или сжимается?

- Верно. Остальные строчки вы должны заполнить сами.

- Увеличилась.

- Расширяется.

П: осознание и построение речевого высказывания

VIII. Рефлексия деятельности


Словесный – беседа; Наглядный – капельки.

 3 мин

Анализ работы на уроке.

- Ребята, какие цели мы ставили с вами в начале урока? Достигли ли мы с вами целей, которые поставили? Я предлагаю вам поделиться своими знаниями, в этом вам помогут ключевые слова:

Сегодня на уроке:

  • Я научился ...
  • Я узнал ...
  • Я теперь смогу ...
  • Мне было непонятно …
  • У меня появились трудности в …

- Спасибо за урок, до свидания!  

Анализируют свою работу на уроке.

- узнать свойства воды в твердом состоянии;

- научиться правильно вести себя на льду.

Р: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Свойства воды в твердом состоянии Цели урока: - узнать свойства воды в твердом состоянии; - научиться правильно вести себя на льду.

Слайд 2

Лед скользкий, холодный, твердый, хрупкий

Слайд 3

1 вариант 1) б 2) б 3) а 4) б 5) б 6) а 7) б 8) а 9) в 10) б 2 вариант 1) а 2) б 3) б 4) б 5) б 6) б 7) а 8) а 9) б 10) в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода.Свойства воды."4 класс

Обучающиеся знакомятся с водой, её значением, свойствами через практические опыты....

Конспект урока по окружающему миру "Удивительные превращения воды"

Урок окружающего мира по теме "Удивительные превращения воды" в 1 классе УМК "Планета знаний". Тип урока: урок - исследование. Соотвнтствует требованиям ФГОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Вода и жизнь», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со свойствами воды; значением экологически чистой воды в жизни растений, животных, человека.Планируемые  результаты:Предметные:знать: свой...