конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Почему звенит звонок?

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Формы урока: урок - исследование.

Используемые методы: наглядный, практический.

Формирование УУД:

Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, ответственности за конечный результат, формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Познавательные УУД:  развитие способности управлять своей познавательной деятельностью, формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию (извлекать из иллюстраций учебника нужную информацию, дополнить рассказ недостающей информацией).

Регулятивные УУД: Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности (памятка: Что нужно делать, чтобы сохранить слух, оценивать свои достижения на уроке).

Коммуникативные УУД: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика.

Предметные результаты: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (слуховой аппарат, ушная раковина, барабанная перепонка, звуковая волна)

Оборудование: технологическая карта, учебник окружающего мира, рабочая тетрадь, компьютер, презентация к уроку, муравей -Вопросик, мудрая черепаха,

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Ход урока

(Учитель читает рассказ, на вопросы мальчика просит сначала ответить учеников и лишь затем читает ответы мамы.)

Дождь

Вася простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Васе было видно только небо, полное дождя.

— Мама! — позвал Вася.

Мама пришла из кухни. От мамы пахло луком, в руке она держала нож.

— Откуда дождь падает?

— Из тучи, ты ведь сам знаешь.

— А куда?

— На землю, Вася, на землю! Все падает на землю! — сказала мама, начиная сердиться.

— А откуда тучи? — не унимается Вася.

— Вода испаряется с земли!

— Значит, дождь идет сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?

— Можно сказать и так.

— Значит, дождь идет все время! — сказал Вася.

— А вот этого сказать нельзя!

И мама улыбнулась.

— Ребята, а почему нельзя сказать, что дождь идет все время? (Когда вода испаряется, она становится прозрачным невидимым паром, который поднимается от земли все выше и выше.)

— Мама, мама, отгадай загадку! — не может остановиться Вася, ведь ему так скучно лежать в комнате одному. — Без рук, без ног, а ворота открывает.

— Это ветер! — ответила мама.

Вдруг порыв сильного ветра открыл окно, в комнате стало холодно. Мама закрыла окно.

— А теперь ты, Васенька, ответь на мой вопрос: почему дует ветер? Вася это знал и с радостью рассказал маме.

- Ребята, какое объяснение услышала мама? (Земля по-разному нагревается от солнечных лучей в разных местах. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на место теплого. Воздух движется, и получается ветер.)

— А что такое туча? (Темное, густое облако.)

— Из чего состоят тучи? (Из капелек воды.)

— Какие эти капельки воды? (Тяжелые.)

— Почему они падают на землю? (Они не могут долго держаться в небе, так как тяжелые, поэтому и падают на землю.)

— Какие бывают дожди? (Ливень, косой, ситничек.)

Учитель: На какой вопрос Муравьишки мы сегодня ответим, вы узнаете позже, а сейчас ответим на вопросы кроссворда и узнаем, о чём будем говорить сегодня на уроке.

Вопросы:

  1. Его нет на луне, поэтому там не живут люди.
  2. Как называется движущийся воздух?
  3. Густое, тёмное облако, из которого жди дождя.
  4. Какое слово пропущено: Луна – естественный … Земли.
  5. Дождь, который хлещет по кустам, бьёт без промаху, наклоняет ветки.

Ответы: 1. Воздух. 2. Ветер. 3. Туча. 4. Спутник. 5. Ливень.

III. Самоопределение к деятельности

— Ребята, давайте послушаем тишину в классе.

(Дети минуту сидят тихо.)

— Что вы услышали? (Тиканье часов, шум в школьном коридоре, за окном на улице.)

— А как одним словом все это можно назвать? (Звуки.)

— Каким образом, находясь в классе, мы слышим звуки на улице?

(Учащиеся высказывают свои предположения, но научного объяснения дать не могут.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О звуках.)

— Прочитайте тему урока на с. 38 учебника. (Почему звенит звонок?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Игра «Когда какой звук мы слышим?»

— Какую роль играют звуки в нашей жизни? (С помощью звуков мы общаемся, узнаем новую информацию, слушаем красивую музыку, узнаем об опасности (например, сигнал автомобиля или звон трамвая, сирена), при помощи звуков общаются животные и т. д.)

— Я буду называть звуки, а вы должны догадаться, когда их можно услышать.

• А-а-а. (Когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло.)

• Аа-ааа-ааа. (Когда девочка укачивает куклу.)

• Ох-ох. (Охают больные.)

• Пи-пи-пи. (Пищит мышка.)

• Уа-уа. (Плачет малыш.)

• Ау-ау. (Кричат, когда заблудятся в лесу.)

• Ха-ха-ха. (Смеются.)

• Цып-цып-цып. (Подзывают цыплят.)

• Но-но-но. (Подгоняют лошадь.)

2. Игра «Узнай по звуку»

— Рассмотрите рисунки на с. 38 учебника. Попробуем передать голосом звуки, которые издают предметы и живые существа на картинке. А чтобы в классе не было шумно и было всем все понятно, мы с вами немного поиграем.

(Учитель вызывает желающего ученика, на ушко говорит ему, какой рисунок ему надо «оживить» голосом. Ученик изображает, класс отгадывает. Затем выходит другой ученик.)

3. Практическая работа в парах

(Выполняется по заданиям в рабочей тетради (с. 25, № 1).)

4. Беседа, работа по учебнику

— Отгадайте загадку.

Кулик невелик,

Целой сотне велит.

То сядь да учись,

То встань, разойдись. (Школьный звонок.)

— Когда мы слышим школьный звонок? (Когда начинается или заканчивается урок.)

Муравьишка напоминает вопрос урока: почему звенит звонок? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Обсудите его с соседом по парте.

(Учащиеся несколько минут работают в парах, затем высказывают свои предположения и читают вывод на с. 39 учебника.)

— Ребята, как художник показал, что предметы, изображенные на с. 38, издают звуки? (Он нарисовал дуги.)

V. Физкультминутка

Вышли уточки на луг: кря-кря-кря.

Прилетел веселый жук: ж-ж-ж.

Гуси шеи выгибают,

Клювом перья расправляют: га-га-га.

Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква.

Ветер ветки раскачал: р-р-р.

Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Муравьишка принес вам старинную загадку. Попробуйте ее отгадать. Отгадка связана с нашим уроком.

Плосконька досочка:

По краям обшивочка,

А в середке — дырочка. (Ухо.)

— Почему я сказала, что отгадка связана с темой урока? (Наши уши улавливают звуки.)

— Чего боятся уши? (Шума, резких, громких звуков.)

— Как надо относиться к ушам? (Бережно.)

— Что нужно делать, чтобы сберечь уши? (Ответы детей.)

— Прочитайте, что нужно запомнить, на с. 39.

— Ребята, вот мы с вами оказались в лесу. Что же нас встречает? Живет без тела.

Говорит без языка;

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо.)

— Как же образуется эхо? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 88.

— Ребята, Муравьишка не очень хорошо понял, как образуется эхо. Давайте поможем ему.

(Учащиеся еще раз повторяют текст.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№2 (с. 26).

— Рассмотрите рисунок. Представьте себе, что вы находитесь в горах, где можно услышать эхо.

— Выполните задание.

(Проверка.)

— Что мы услышим, если крикнем «рыбак»? (Бак.)

— А если крикнем «машина»? {Шина.)

3. Игра «Эхо»

— Какой цветок получил чемпион? (Пион — пион — пион.)

— Как называется водный поток, у которого растет гречка? (Речка - речка — речка.)

— Какое блюдо приготовила стряпуха? (Уха — уха — уха.)

4. Творческая работа

— Рассмотрите на с. 39 Ушастика, которого нарисовал Муравьишка Вопросик. Сочините о нем сказку.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 39, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

 (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

Поиграем в эхо.

Смех-мех

Коса-оса

Какой цветок получил чемпион?

Как называется водный поток, у которого растёт гречка?

Какой суп приготовила стряпуха?

— Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

— Кто дома родителям сможет рассказать, как возникает и распространяется звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...