конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Почему звенит звонок?
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы урока: урок - исследование.
Используемые методы: наглядный, практический.
Формирование УУД:
Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, ответственности за конечный результат, формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Познавательные УУД: развитие способности управлять своей познавательной деятельностью, формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию (извлекать из иллюстраций учебника нужную информацию, дополнить рассказ недостающей информацией).
Регулятивные УУД: Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности (памятка: Что нужно делать, чтобы сохранить слух, оценивать свои достижения на уроке).
Коммуникативные УУД: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика.
Предметные результаты: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (слуховой аппарат, ушная раковина, барабанная перепонка, звуковая волна)
Оборудование: технологическая карта, учебник окружающего мира, рабочая тетрадь, компьютер, презентация к уроку, муравей -Вопросик, мудрая черепаха,
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Ход урока
(Учитель читает рассказ, на вопросы мальчика просит сначала ответить учеников и лишь затем читает ответы мамы.)
Дождь
Вася простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Васе было видно только небо, полное дождя.
— Мама! — позвал Вася.
Мама пришла из кухни. От мамы пахло луком, в руке она держала нож.
— Откуда дождь падает?
— Из тучи, ты ведь сам знаешь.
— А куда?
— На землю, Вася, на землю! Все падает на землю! — сказала мама, начиная сердиться.
— А откуда тучи? — не унимается Вася.
— Вода испаряется с земли!
— Значит, дождь идет сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?
— Можно сказать и так.
— Значит, дождь идет все время! — сказал Вася.
— А вот этого сказать нельзя!
И мама улыбнулась.
— Ребята, а почему нельзя сказать, что дождь идет все время? (Когда вода испаряется, она становится прозрачным невидимым паром, который поднимается от земли все выше и выше.)
— Мама, мама, отгадай загадку! — не может остановиться Вася, ведь ему так скучно лежать в комнате одному. — Без рук, без ног, а ворота открывает.
— Это ветер! — ответила мама.
Вдруг порыв сильного ветра открыл окно, в комнате стало холодно. Мама закрыла окно.
— А теперь ты, Васенька, ответь на мой вопрос: почему дует ветер? Вася это знал и с радостью рассказал маме.
- Ребята, какое объяснение услышала мама? (Земля по-разному нагревается от солнечных лучей в разных местах. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на место теплого. Воздух движется, и получается ветер.)
— А что такое туча? (Темное, густое облако.)
— Из чего состоят тучи? (Из капелек воды.)
— Какие эти капельки воды? (Тяжелые.)
— Почему они падают на землю? (Они не могут долго держаться в небе, так как тяжелые, поэтому и падают на землю.)
— Какие бывают дожди? (Ливень, косой, ситничек.)
Учитель: На какой вопрос Муравьишки мы сегодня ответим, вы узнаете позже, а сейчас ответим на вопросы кроссворда и узнаем, о чём будем говорить сегодня на уроке.
Вопросы:
- Его нет на луне, поэтому там не живут люди.
- Как называется движущийся воздух?
- Густое, тёмное облако, из которого жди дождя.
- Какое слово пропущено: Луна – естественный … Земли.
- Дождь, который хлещет по кустам, бьёт без промаху, наклоняет ветки.
Ответы: 1. Воздух. 2. Ветер. 3. Туча. 4. Спутник. 5. Ливень.
III. Самоопределение к деятельности
— Ребята, давайте послушаем тишину в классе.
(Дети минуту сидят тихо.)
— Что вы услышали? (Тиканье часов, шум в школьном коридоре, за окном на улице.)
— А как одним словом все это можно назвать? (Звуки.)
— Каким образом, находясь в классе, мы слышим звуки на улице?
(Учащиеся высказывают свои предположения, но научного объяснения дать не могут.)
— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О звуках.)
— Прочитайте тему урока на с. 38 учебника. (Почему звенит звонок?)
— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
1. Игра «Когда какой звук мы слышим?»
— Какую роль играют звуки в нашей жизни? (С помощью звуков мы общаемся, узнаем новую информацию, слушаем красивую музыку, узнаем об опасности (например, сигнал автомобиля или звон трамвая, сирена), при помощи звуков общаются животные и т. д.)
— Я буду называть звуки, а вы должны догадаться, когда их можно услышать.
• А-а-а. (Когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло.)
• Аа-ааа-ааа. (Когда девочка укачивает куклу.)
• Ох-ох. (Охают больные.)
• Пи-пи-пи. (Пищит мышка.)
• Уа-уа. (Плачет малыш.)
• Ау-ау. (Кричат, когда заблудятся в лесу.)
• Ха-ха-ха. (Смеются.)
• Цып-цып-цып. (Подзывают цыплят.)
• Но-но-но. (Подгоняют лошадь.)
2. Игра «Узнай по звуку»
— Рассмотрите рисунки на с. 38 учебника. Попробуем передать голосом звуки, которые издают предметы и живые существа на картинке. А чтобы в классе не было шумно и было всем все понятно, мы с вами немного поиграем.
(Учитель вызывает желающего ученика, на ушко говорит ему, какой рисунок ему надо «оживить» голосом. Ученик изображает, класс отгадывает. Затем выходит другой ученик.)
3. Практическая работа в парах
(Выполняется по заданиям в рабочей тетради (с. 25, № 1).)
4. Беседа, работа по учебнику
— Отгадайте загадку.
Кулик невелик,
Целой сотне велит.
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (Школьный звонок.)
— Когда мы слышим школьный звонок? (Когда начинается или заканчивается урок.)
Муравьишка напоминает вопрос урока: почему звенит звонок? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Обсудите его с соседом по парте.
(Учащиеся несколько минут работают в парах, затем высказывают свои предположения и читают вывод на с. 39 учебника.)
— Ребята, как художник показал, что предметы, изображенные на с. 38, издают звуки? (Он нарисовал дуги.)
V. Физкультминутка
Вышли уточки на луг: кря-кря-кря.
Прилетел веселый жук: ж-ж-ж.
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют: га-га-га.
Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква.
Ветер ветки раскачал: р-р-р.
Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Муравьишка принес вам старинную загадку. Попробуйте ее отгадать. Отгадка связана с нашим уроком.
Плосконька досочка:
По краям обшивочка,
А в середке — дырочка. (Ухо.)
— Почему я сказала, что отгадка связана с темой урока? (Наши уши улавливают звуки.)
— Чего боятся уши? (Шума, резких, громких звуков.)
— Как надо относиться к ушам? (Бережно.)
— Что нужно делать, чтобы сберечь уши? (Ответы детей.)
— Прочитайте, что нужно запомнить, на с. 39.
— Ребята, вот мы с вами оказались в лесу. Что же нас встречает? Живет без тела.
Говорит без языка;
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо.)
— Как же образуется эхо? (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 88.
— Ребята, Муравьишка не очень хорошо понял, как образуется эхо. Давайте поможем ему.
(Учащиеся еще раз повторяют текст.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 26).
— Рассмотрите рисунок. Представьте себе, что вы находитесь в горах, где можно услышать эхо.
— Выполните задание.
(Проверка.)
— Что мы услышим, если крикнем «рыбак»? (Бак.)
— А если крикнем «машина»? {Шина.)
3. Игра «Эхо»
— Какой цветок получил чемпион? (Пион — пион — пион.)
— Как называется водный поток, у которого растет гречка? (Речка - речка — речка.)
— Какое блюдо приготовила стряпуха? (Уха — уха — уха.)
4. Творческая работа
— Рассмотрите на с. 39 Ушастика, которого нарисовал Муравьишка Вопросик. Сочините о нем сказку.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 39, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
Поиграем в эхо.
Смех-мех
Коса-оса
Какой цветок получил чемпион?
Как называется водный поток, у которого растёт гречка?
Какой суп приготовила стряпуха?
— Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?
— Кто дома родителям сможет рассказать, как возникает и распространяется звук?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...