Рабочая программа по окружающему миру за 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 66.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы. 2 части / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2014 -143 с.
I. Планируемые результаты:
1)формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2)осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4)формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Личностные
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- Владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- Владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Знать:
-условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
-находить на карте страны — соседи России и их столицы
-различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
-выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
Уметь:
-различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
-исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
-классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
-соблюдать правила безопасного поведения в природе;
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
II. Содержание учебного предмета, курса
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия:Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии:Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы:Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы:Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия:Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задачобщества в XXI веке.
Практические работы:Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Тематический план
Название раздела | Количество часов по программе | Количество часов по КТП |
Как устроен мир | 6 | 6 |
Это удивительная природа | 18 | 18 |
Мы и наше здоровье | 10 | 10 |
Наша безопасность | 7 | 7 |
Чему учит экономика | 12 | 12 |
Путешествие по городам и странам | 15 | 17 |
Итого | 68 | 70 |
III. Календарно- тематическое планирование уроков
по окружающему миру
№п/п | Дата пров. | Тема урока | По прогр | ПоКТП. | Дата по плану | Дата факт |
«Как устроен мир» (6ч) | 6 | 6 | ||||
1 | Природа. | 1 | 1 | |||
2 | Человек. | 1 | 1 | |||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» . | 1 | 1 | |||
4 | Общество. | 1 | 1 | |||
5 | Что такое экология | 1 | 1 | |||
6 | Природа в опасности! | 1 | 1 | |||
«Эта удивительная природа» (18ч) | 18 | 18 | ||||
7 | Тема, вещества, частицы. | 1 | 1 | |||
8 | Разнообразие веществ | 1 | 1 | |||
9 | Воздух и его охрана. | 1 | 1 | |||
10 | Вода. | 1 | 1 | |||
11 | Превращения и круговорот воды. | 1 | 1 | |||
12 | Берегите воду! | 1 | 1 | |||
13 | Как разрушаются камни. | 1 | 1 | |||
14 | Что такое почва? | 1 | 1 | |||
15 | Разнообразие растений | 1 | 1 | |||
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | 1 | |||
17 | Размножение и развитие растений | 1 | 1 | |||
18 | Охрана растений | 1 | 1 | |||
19 | Разнообразие животных | 1 | 1 | |||
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | 1 | |||
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | 1 | |||
22 | Охрана животных | 1 | 1 | |||
23 | В царстве грибов | 1 | 1 | |||
24 | Великий круговорот жизни | 1 | 1 | |||
«Мы и наше здоровье»(10ч) | 10 | 10 | ||||
2 5 | Организм человека | 1 | 1 | |||
26 | Органы чувств | 1 | 1 | |||
27 | Надежная защита организма | 1 | 1 | |||
28 | Опора тела и движение | 1 | 1 | |||
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 | 1 | |||
30 | Дыхание и кровообращение | 1 | 1 | |||
31 | Умей предупреждать болезни | 1 | 1 | |||
32 | Здоровый образ жизни | 1 | 1 | |||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 | 1 | |||
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | 1 | |||
«Наша безопасность» (7ч) | 7 | 7 | ||||
35 | Огонь, вода и газ | 1 | 1 | |||
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 | 1 | |||
37 | Дорожные знаки | 1 | 1 | |||
38 | Проект «Кто нас защищает?» | 1 | 1 | |||
39 | Опасные места | 1 | 1 | |||
40 | Природа и наша безопасность | 1 | 1 | |||
41 | Экологическая безопасность | 1 | 1 | |||
Чему учит экономика (12ч) | 12 | 12 | ||||
42 | Для чего нужна экономика? | 1 | 1 | |||
43 | Природные богатства и труд людей - основа экономики | 1 | 1 | |||
44 | Полезные ископаемые | 1 | 1 | |||
4 5 | Растениеводство | 1 | 1 | |||
46 | Животноводство | 1 | 1 | |||
47 | Какая бывает промышленность | 1 | 1 | |||
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | 1 | |||
4 9 | Что такое деньги? | 1 | 1 | |||
50 | Государственный бюджет | 1 | 1 | |||
51 | Семейный бюджет | 1 | 1 | |||
52-53 | Экономика и экология. | 2 | 2 | |||
«Путешествия по городам и странам» | 15 | 17 | ||||
54-56 | Золотое кольцо России. | 3 | 3 | |||
57 | Проект «Музей путешествий». | 1 | 1 | |||
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | 1 | |||
59 | На севере Европы | 1 | 1 | |||
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | 1 | |||
61 | В центре Европы. | 1 | 1 | |||
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | 1 | 1 | |||
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | 1 | 1 | |||
64 | На юге Европы | 1 | 1 | |||
65 | По знаменитым местам мира | 1 | 1 | |||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1 | 1 | |||
6 7 | Презентация проектов «Кто нас защищает», | 1 | 1 | |||
68 | Презентация проектов «Экономика родного края», | 1 | 1 | |||
69 | Презентация проектов «Музей путешествий». | 1 | ||||
70 | Обобщающий урок за курс 3-го класса. | 1 | ||||
Итого | 68 | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...