Тема урока: Водные богатства нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir.docx | 315.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков.
Тема урока: Водные богатства нашего края
Учитель Бондаренко И. В
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием водоемов родного края,
расширить и углубить природоведческие знания учащихся
Задачи урока:
- Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.
- Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.
- Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.
- воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение видеть красоту русского пейзажа, вести себя грамотно в природной среде; способствовать здоровьесбережению учащихся
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; физическая карта Белгородской области; картосхема « Основные реки Белгородской области »; фотографии водоёмов Старооскольского края.
Ход урока:
I.Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
II.Актуализация знаний
-Вспомните, какую тему сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира?
(Родной край – часть большой страны)
-Вот и сегодня нам предстоит новое узнать о нашем крае.
Сейчас повторим тему прошлого урока о формах поверхности нашего края:
Тест. Мой край
1.Мой край расположен на материке…
а) Африка б)Евразия
в)Австралия г)Северная Америка
2. Мой край находится в природной зоне…
а) лесов б) тундра в) степи г)пустыни д) лесостепной.
3. В моем краю растут….
а) кактусы, кипарисы б)ягель, клюква, карликовая ива
в)дуб, береза, осина г) полынь, ковыль, саксаул
4. У нас обитают……
а)лоси, зайцы, кабаны б)косули, медведи в) олени, медведи
5. территория моего края расположена в …..
а) тропическом поясе
б) полярном поясе
в) умеренном поясе.
-Работаем в парах. Обменялись тетрадями, проверяем себя, соседа по парте и ребят у доски.
Правильный ответ: (1- б, 2-д, 3-в, 4-в)
Оцените соседа: без ошибок – оценка «5», 1-2 ошибки – оценка «4» , 3-4 ошибки –оценка – «3», у кого больше четырех ошибок – следует доработать темы прошлых уроков
III. Самоопределение к деятельности
Учитель. Рассмотрим карту. Каким цветом обозначена на карте вода?
Теперь давайте раскрутим наш глобус. Какого цвета стала земля? (Синего) Почему? (Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода) – Разгадайте такую загадку:
Что за ключ – не лежит,
А журчит да бежит? (Родник/ручей)
(Ответ детей)
- Тема нашего урока «Водные богатства нашего края» (Записать на доске)
-Какая цель урока может быть поставлена?
-Что будем делать для достижения этой цели?
-Что бы вам хотелось узнать по этой теме?
IV Работа по теме.
Учитель.- Наш край славится богатством и красотой природы. Радуют глаз зелёные дубравы, сосновые рощи, просторные степи, большие и малые реки, озёра. Сегодня мы совершим своё путешествие по водоёмам Старооскольского края. Давайте вспомним, какие бывают водоёмы?
- Какие водоёмы относятся к естественным водоёмам?
- Какие водоемы называются искусственными водоёмами?
- Богат ли водоёмами наш край?
Сообщение учителя:
-Взгляните на карту Белгородской области и вы увидите, что реки нашей области образуют сравнительно густую сеть, но водность их невелика. По ее территории протекают 480 рек и ручьев общей протяженностью более 5 тыс. км. Преобладающая часть рек Белгородской области относится к категории малых, имеющих протяженность от 10 до 100 км. Рек длиной более 100 км в области четыре: Оскол (220 км), Ворскла (118 км), Северский Донец (110 км) и Тихая Сосна (105 км). Это типично равнинные реки с небольшими уклонами русла и медленным течением.
-Какая река протекает в нашем городе?
Послушайте сообщение об этой реке .( Сообщения учеников)
Ученик1.Оскол — река, главный левобережный приток Северского Донца. Берет свое начало на Среднерусской возвышенности в Тимской гряде Курской области. В пределах Белгородской области протекает в Старооскольском, Чернянском, Новооскольском, Волоконовеком и Валуйском районах. После Валуек река сворачивает на юго-запад, переходит на территорию Украины и в Харьковской области в 20 км южнее г. Изюм впадает в Северский Донец.
Длина Оскола — 472 км, в пределах Белгородской области — 220 км. На берегах реки города и районные центры — Старый Оскол, Чернянка, Новый Оскол, Волоконовка, Валуйки. Происхождение названия реки до настоящего времени учеными не установлено. Упоминается в «Слове о полку Игореве». Оскол имеет направление, близкое к меридиональному. Долина Оскола узкая, правый берег высокий и крутой, с меловыми обрывами и утесами. Левый берег часто закреплен искусственными сосновыми посадками. Протекает в черноземном поясе, среди возделанных полей. Ширина реки в основном 21-60 м, глубина 1-3 м; скорость течения - 0,1-0,5 м /с . Средний годовой расход воды - 7,04 м3/с. Питание преимущественно снеговое. Половодье с конца марта до начала мая. Во время паводка вода поднимается на 2 - 6 метров. Замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в марте — начале апреля. Средняя толщина льда 0,45 м.
Учитель:
- Да, река Оскол– самая протяжённая река нашей области, но и она, как и многие другие реки начиналась с маленького ручейка.
Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдёшь его через дощечку.
И глядишь – ручей разлился в речку.
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.
Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз,-
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс.
. . .
Учитель:
-Притоки Оскола на территории Белгородской области: Орлик , Осколец, Котел, Ольшанка. Козинка — правые притоки; Убля, Валуй, Уразова — левые притоки.
Притоки реки Оскол (км от устья)9 (Таблица слайд)
192 км: река Уразова (Уразовка, Ураева)
197 км: река Козинка (Мокрая Козинка)
212 км: река Валуй
340 км: река Халанка
345 км: река Ольшанка
351 км: река Орлик
394 км: река Убля (Удая Гнилая, Гнилая, Убля Гнилая)
404 км: река Герасим
424 км: река Дорожная
427 км: река Стуженек
437 км: река Камышенка
443 км: река Рогозец
452 км: река Головище
- Ученик2.Река Котёл (Котла, Котель) — река в России, протекает в Белгородской области. Устье реки находится в 373 км по левому берегу реки Оскол. Устаревшее название — Плота. Длина реки составляет 41 км , площадь водосборного бассейна 574 кв. км
Исток реки находится у с. Дмитриевка. Течёт на юг, у села Городище сливается с левым притоком и поворачивает на восток.Устье реки Котёл находится в 800 метрах от хутора Аксёновка 373 км по левому берегу реки Оскол.
Населённые пункты на реке: Дмитриевка, Чужиково, Терновое,Солдатское, Городище, Обуховка, Игнатовк
- Ученик3.Убля — река Рф, протекает в Белгородской области Старооскольского района. Является левым притоком реки Оскол. Заглавие реки связано с цветом воды в реке, от славянского «убл» — белоснежный.Протяженность реки составляет около 50 км. Верховье реки размещено в деревне Сомовка Горшеченсого района Курской области. В районе деревни Анпиловка река Убля впадает в реку Оскол с левой стороны.
Ученик4. Реки Потудань. Среди местных жителей бытует легенда, что всплыла в этом месте икона Николая Чудотворца, чем и объясняется целебные свойства родниковой воды. В начале 90-х гг. ХХ века начались работы по благоустройству этого уголка природы.
Физкультминутка.
Ручейки.
А теперь мы ручейки
Побежали вперегонки. ( Бег на месте )
Прямо к озеру спешим ( Ходьба на месте )
Станет озеро большим. ( Руки в стороны )
С рыбаками поплаваем, ( Круговые движения рук )
С бобрами поиграем.
А теперь пора садиться
И учиться, не лениться.
Учитель:
-Кроме рек наш край богат и другими водоёмами.
Ученик6. Криница в селе Обуховка. Обуховская криница – единственный сохранившийся на территории города родник, расположен в урочище на правом берегу реки Котел.
Карстовая воронка «Горняшка» — заполненная водой карстовая воронка в западной части города; площадь — 0,5 га;
Ученик7 Лихушенское болото — болото на левом берегу р. Оскол между ж.д. станцией Старый Оскол и урочищем Ублинские горы. Площадь 45 га. Имеет существенное водоохранное и водообеспечивающее значение для р. Оскол, в создании микроклимата в центральном и северо-восточном районах города. Единственное сохранившееся на территории болото;
Продолжение работы по теме.
Учитель:
-Мы говорим о естественных водоёмах. Это пристанище для птиц, дом для рыб, водопой для животных, место отдыха для людей. И человек постоянно стремится к водоёму, а иногда сам приближает водоём к себе. И тогда создаются искусственные водоёмы.
-Какие вы знаете искусственные водоёмы? (Ответы детей)
Ученик8. Сорокинское озеро — искусственное озеро в карьере Сорокинского месторождения строительных материалов, площадь зеркала — 9 га, глубина 14 м. Образовано из вод четвертичного и мелового водных горизонтов;
Севернее города на реке Оскол в 1976 году было сооружено Старооскольское водохранилище объемом 95 млн. куб.м. Предназначено для производства товарной рыбы, полива сельскохозяйственных культур, обеспечения водой промышленных предприятий. В настоящее время является любимым местом культурного и спортивного отдыха горожан.
Учитель:
Пруды – это тоже искусственные водоёмы, которых в нашем крае насчитывается большое количество.
Сообщение ученика:
Пруды – это искусственные водоёмы, созданные руками человека. Строительство прудов в нашем крае ведётся уже второе столетие. За это время создано большое количество их, и они продолжают создаваться. Для их сооружения на территории области существуют благоприятные условия: большое количество балок и малых речных долин, в которых удобно размещать водоёмы, и наличие достаточного объема талых снеговых вод для заполнения водоёмов. Пруды становятся на территории нашей области маленькими оазисами. Берега многих прудов окаймлены деревьями, у самой кромки воды растут ивы, а вдоль берега тянется полоса из осоки, рогоза, камыша. В прудах много рыбы: карп, линь, карась и др. Здесь выращивают толстолобика, белого амура. Поэтому пруды являются излюбленным местом рыболовов и отдыхающих.
Учитель:
-Посмотрите на эти фотографии. Сколько красоты здесь! Но всё ли делает человек для того, чтобы сохранить эту красоту (Показ фотографий водоёмов Старооскольского края.)
-Послушайте стихотворение, которое так и называется «Послушайте!»
Ученик читает стихотворение
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая…
Но мы любили, дети,
её – она ведь первою была
для нас и, значит,
лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
и ржавь, и слизь
зелёная, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
убить её – и своего добились.
Беседа учителя с целью выведения правил охраны водоёмов.
Учитель:
-Величава, богата, могущественна природа нашей Родины, а вместе с нею и природа нашего края. Она доверчива к нам, она щедро делится с нами всеми своими богатствами.
Что же необходимо делать для охраны водоёмов?
2.Работа по учебнику с.146-147
-Прочитайте в учебнике статью «Значение водных богатств и их охрана».Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.(Ученики работают с текстом .затем задают друг другу вопросы.)
3.Творческая работа .
Составление памятки «Правила поведения у водоёма». (Работа в группах)
Ученики:
-Не бросать в водоёмы мусор и не оставлять его на берегу.
-Не оставлять без присмотра (особенно вблизи водоёмов) удобрения и ядохимикаты.
-Не допускать стока грязной воды с заводов, фабрик , ферм.
- Итог урока.
-Какое значение в природе имеют водоёмы?
-А в жизни человека?
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Достигли ли мы целей урока?
V. Рефлексия
-Что нового узнали?
-Где пригодятся эти знания?
-Кто из ребят больше всех нам помог?
-Кому помог ты?
- Оценим работу на уроке по критерию ( -я могу рассказать о водоёмах родного края;
- я могу рассказать только о…)
Учитель:
-Ребята, вы уходите на зимние каникулы. Наслаждайтесь красотами природы, отдыхайте и набирайтесь сил. Дети очень любят зимнюю пору. Она даёт вам возможность играть в снежки и кататься на коньках. Но лед очень хрупкая и опасная вещь, поэтому помните:
Правила поведения детей на льду
Толщина льда не должна быть меньше 7 см.
- Двигаясь группой, идите на расстоянии 6 м друг от друга по тем следам, которые оставляет идущий впереди.
- Не ступайте на лед, если он покрыт снегом, чтобы не наткнуться на пробоины.
- Не ходите на лед весной, тем более под мостом или около берега.
- Если вы ступили на хрупкий лед, перемещайтесь назад ползком или перекатывайтесь.
- Увидев отколовшуюся льдину, не ступайте на нее, они легко переворачиваются.
Все мы учили правила поведения на льду. ОБЖ – наука, которая с самого детства пыталась обезопасить нашу жизнь. Но, что делать, если вы все же провалились под лед? Вот, что советуют спасатели и МЧС:
- Если вы провалились, быстро выбросьте все, что держали в руках.
- Руки широко раскиньте и попытайтесь удержаться за кромки льда, не повредив их при этом.
- Двигайтесь по направлению к тому краю, где вас не сможет унести подводным течением.
- На лед вылезайте аккуратно ползком без лишних движений.
- Если силы вас покинули, и сами вы не можете выбраться, зовите на помощь, раскинув широко руки и ноги.
Заметив постороннего человека, провалившегося под лед, дайте ему знать, что помощь уже близко. Приближайтесь к нему ползком, а еще лучше, по возможности, подложить под себя лыжи или доску. Не приближайтесь ни в коем случае к кромке льда! Добравшись до пострадавшего, протяните ему любой предмет, ухватившись за который он сможет выбраться. Вытаскивайте его без резких движений. Затем доставьте его как можно скорее в теплое помещение.
Каждый ребёнок получает памятку.
Домашнее задание
1) Ответы на вопросы «Проверь себя» с.147
2) Выполнить задания 2, 3 с.148
Использованная литература
1.«Природная среда Старого Оскола» - А.М. Мигунов, Н.А. Сорокин.
2.«Экология Старого Оскола» - С.А. Рубцов, Н.К. Владимировский, Е.В. Корнева
3.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А.Шаповалова. - Белгород: Изд-во Б 43 БелГУ, 2002,- 410 с., ил.,Доклад о состоянии окружающей природной среды Белгородской области в 1995 году. Белгород, 1996.—С10 -1 3 Овчинников В. В,Полищук
http://uraltourist.ru/2013/09/reka-ublja-levyj-pritok-oskola/#ixzz3NBG2rk36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".
Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....
Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"
Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край"....
Тема урока: Водные богатства нашего края
Цели урока: познакомить учащихся с многообразием водоемов родного края,расширить и углубить природоведческие знания учащихсяЗадачи урока:Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края....
урок окружающего мира в 4 классе по теме "Водные богатства нашего края"
Технологическая карта урока в 4 классе дает возможность работать с детьми ОВЗ...
план урока окружающего мира по теме "Водные богатства нашего края" в 4 классе
Технологическая карта урока по теме «Водные богатства нашего края»Тип урока: изучение нового материалаЦель:1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Тувы.2. Сформировать ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....
Предмет: Окружающий мир Класс: 4 (учебник А. А. Плешакова) Тема урока: Водные богатства нашего края
Цель:сформировать представления учащихся о водоемах своего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной...