Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx | 74.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Водные богатства нашего края»
Цель: формировать представления о разнообразии водоёмов Ростовской области.
Задачи:
- Формировать умения находить и показывать водоёмы на карте Ростовской области;
- Учить определять правый и левый берег реки и её притоки;
- Воспитывать интерес к истории своего края, бережное отношение к водоёмам родного края;
Ход урока
1.Организационный момент.
Сегодня к нам на урок ознакомления с окружающим миром пришли гости. Давайте их поприветствуем.
2.Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о поверхности нашего края. Я предлагаю вам проверить знания по данной теме и выполнить тест.
Тест по теме «Поверхность нашего края»
1. Овраг – это:
А) углубление с крутыми, осыпающимися склонами, на которых нет растений.
Б) углубление с пологими, поросшими растениями склонами
В) яма в земле
2. Место, где добывают песок, глину или уголь, называется:
А) балка б) карьер в) яма
3. Распахивать поле можно:
А) поперёк склонов
Б) вдоль склонов
В) и вдоль, и поперёк
4. Горы из пустых горных пород называются:
А) свалки Б) холмы В) терриконы
5. Углубление с пологими, поросшими растениями склонами называется:
А) овраг Б) балка В) карьер
6. Поверхность суши бывает:
А) равнинной и гористой
Б) низменной
В) возвышенной
7. Что способствует разрастанию оврагов?
А) ветер Б) вода В) растения
8. Если по краям оврага посадить деревья и кустарники, со временем он превратиться в:
А) карьер Б) низменность В) балку
9. На месте карьера можно:
А) построить дом
Б) сделать пруд
В) засеять поле
10. Терриконы вредны человеку тем, что:
А) загрязняют воздух пылью и дымом
Б) Ничем не вредны
В) Обогащают воздух кислородом.
Графический диктант
В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет – знак «-» (нет).
№ п/п | Утверждение | Знак согласия / несогласия |
1 | Формы земной поверхности - это равнины и горы. | |
2 | Возвышенность, высота которой более 1000 м - это холм. | |
3 | Терриконы - это горы, созданные природой. | |
4 | Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли. | |
5 | Строители, закончили строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно? | |
6 | Овраги и терриконы украшают поверхность родного края. | |
7 | Образованию оврагов способствует ветер и вода. | |
8 | Почва это верхний плодородный слой земли. | |
9 | В состав почвы входят: воздух, вода, песок, глина, перегной, минеральные соли. | |
10 | Тундровые почвы самые плодородные. |
3. Самоопределение к деятельности
Слайд 1
Учитель.
- Ребята, отгадайте загадку.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды -
В нём всё отражается ...
Как это зеркало называется?
Ответы детей. (Река, озеро, водоём)
Учитель.
- Ребята, скажите, что вы подразумеваете под словом водоём?
Ответы детей. (Место скопления воды)
Учитель. Водоём – это место скопления или хранения воды (озеро, бассейн, пруд, водохранилище, река и др.)
- Так о чём же мы будем с вами говорить?
Ответы детей. (О водоёмах)
4. Открытие новых знаний
Слайд 2
Учитель. Тема нашего урока: «Водные богатства нашего края».
- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша Земля? Почему?
(Земля стала синего цвета, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)
- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и солёная)
- Какая вода в водоёмах нашего края?
- Где вода солёная? (В морях и океанах)
- Ребята, на какие 2 группы можно разделить водоёмы?
Ответы детей. (Естественные и искусственные)
Учитель. Назовите примеры водоёмов.
Слайд 3
Ответы детей. (Моря, океаны реки, озёра, родники – естественные, пруды, каналы, водохранилища, колодцы – искусственные).
Учитель.
- Какая самая крупная река протекает по территории нашей области?
Ответы детей (Река Дон).
Слайд 4
Учитель.
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли московской,
С Ивана-озера течет.
Века идут…. Но не мелеет
Донское русло на пути;
И всё мужает, всё смелеет
Казачье воинство в степи.
Слайд 5
Река Дон пятая по длине река на территории нашей страны протяженностью 1870 км. Протекает на территории Тульской, Воронежской, Ростовской и Волгоградской областей (на территории Ростовской области – 480 км.). Слово «Дон» обозначает «река» или «вода». Исток реки находится у города Новомосковска Тульской области. Дон питают 5255 притоков. Пересекая всю территорию области с востока на юго-запад, Дон впадает в Таганрогский залив, образуя дельту
Слайд 6
Дельта Дона. На сорок больших и мелких рукавов делится Дон, впадая в Таганрогский залив. В дельте Дона располагаются травяные болота, плавни, луга сильного увлажнения, солонцы, пески. Такое видовое разнообразие флоры привело к разнообразию животного мира. Это угодье считается важным очагом размножения более 50 видов водоплавающих и водных птиц. Для 70 видов птиц эта территория – важнейший район обитания в период зимовки, осенней и весенней миграции. В дельте Дона обычно нерестятся редкие виды рыб, обитает 21 редкий вид животных и около 30 видов растений.
Слайд 7
Река Дон впадает в Таганрогский залив - это Северо-восточная часть Азовского моря. Длина залива – 140 км, глубина от 2 до 6 метров. При сильных северо-восточных или юго-западных ветрах происходит обмеление на несколько километров от морского края дельты или, наоборот, затопление территории дельты за счет повышения уровня воды.
Слайд 8
Учитель. Реку Дон питают 5255 притоков. Самые крупные притоки реки Дон: левые – Хопёр, Медведица, Воронеж, Сал, Маныч, правые – Северский Донец, Красная Меча, Чир.
Слайд 9
Малые реки области – это единый организм бассейна реки Дон. На территории области протекает 165 малых рек общей протяженностью 9565 км, образующих 26 бассейнов. Для улучшения водохозяйственной обстановки, экологического оздоровления малых рек в области ведутся работы по расчистке русел, обустройству водоохранных зон. Защита малых рек – одна из важнейших проблем в общей системе природоохранного комплекса.
Слайд 10
Озера. На территории нашего края насчитывается больше сотни больших и малых озёр. В основном это пойменные озера. Их режим связан с режимом рек. Озера Манычской впадины – тектонические, реликтовые, а некоторые из них и наличием целебных сероводородных грязей (черный ил на дне озера). Самое большое озеро Ростовской области – Маныч - Гудило - реликтовое, тектоническое. Его средняя глубина 0,66 м. Вода в озере соленая. Озеро представляет особенную ценность как место массового гнездования птиц. В районе озера обитает 29 видов животных, которые занесены в Красную книгу.
Слайд 11
Цимлянское водохранилище – это искусственный водоём.
Не так давно между рекой Калачом - Доном и городом Цимлянском просторно было лишь степным ветрам. В 1952 году Дон, перехваченный большой плотиной, затопил огромное пространство, образовав степное Цимлянское море. Этот водоём вполне оправдывает название «море». Ведь простирается оно в длину на 360 км, а ширина его около 18 км. Если стоять на плотине, то берега моря едва видны в голубой дали.
В штормовую погоду здесь поднимаются волны, достигающие 3-метровой высоты. Водохранилище построено для орошения засушливых донских степей, для судоходства крупных судов по Дону.
Слайд 12
Весёловское водохранилище.
Водохранилище располагается в Сальском, Пролетарском и Багаевском районах нашей области. Его площадь составляет 309 квадратных километров. Водохранилище является местом гнездования многих видов птиц. Значительная часть прилегающей территории является местом, где человек охраняет и воспроизводит редкие виды животных и птиц, таких как кабан, пятнистый олень, косуля, фазан, дрофа и др.
Слайд 13
Пролетарское водохранилище
Пролетарское водохранилище – это водохранилище на реке Западный Маныч в Ростовской области, Ставропольском крае, Республике Калмыкия. Образуется Ново - Манычской дамбой. Пролетарское водохранилище простирается от устья реки Егорлык с северо-запада на юго-восток на 430 км. Максимальная глубина 4,5 м, средняя 2, 6 м. Это крупный водоём с лабиринтом лиманов и мелких заливов. Ряром с водохранилищем расположен город Пролетарск.
Слайд 14
Схема реки
- Вспомните схему реки. Как называется место, где река берёт своё начало? (Исток)
- А место впадения реки в другую реку или море, озеро? (Устье)
- Что ещё имеет река? (Притоки. Река течёт по руслу, у неё есть правый и левый берега. Притоки тоже бывают левыми и правыми.)
- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки.)
5 Физминутка.
«Как живёшь?»
- Как живёшь? Большие пальцы обеих рук держат вверх.
- Вот так!
- Как идёшь? Маршируем.
- Вот так!
- Бежишь? Бег на месте.
- Вот так!
- Ночью спишь? Ладошки соединяем вместе и кладём на них голову.
-Вот так!
- Как берёшь? Ладошку прижимаем к себе.
- Вот так!
- А даёшь? Ладошку от себя вперёд.
- Вот так!
- Как шалишь? Надуваем щёки и кулачками мягко ударяем по ним.
- Вот так!
- Как грозишь? Погрозить пальцем друг другу.
- Вот так!
- Как сидишь? Садятся за парты.
- Вот так!
6. Первичное закрепление
Работа в тетради с. 68
Задание №1. Составить список водных объектов нашего края.
В Ростовской области водные ресурсы представлены в виде: родников, ручьёв, рек, озёр, водохранилищ, каналов, прудов.
Таблица 1 Описание реки Дон
Задание №3 Какие экологические проблемы выражены этими знаками? Сформулируйте и запишите.
7. Работа по новой теме
Беседа.
- Что вы знаете о значении водоёмов в жизни людей? (Люди берут воду из водоёмов для питья и приготовления пищи, хозяйственных нужд. Водоёмы – это дом для растений и животных. По воде перевозят грузы. Вода необходима для работы заводов и фабрик.)
Вывод:
Значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные.
Творческое задание.
Ребята, у вас на столе у каждого лежит лист с изображением схемы реки. Вам необходимо вписать в рамочки следующие данные:
- Как называется то место, где река берёт начало?
- Как называется то место, куда она впадает?
- Определить, где расположены левый и правый притоки.
- Указать где у реки левый и правый берега.
Загадки о водоёмах и воде.
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)
Посреди поля лежит зеркало:
стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна —
И горька, и солона. (Море)
8. Подведение итогов урока
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
9. Рефлексия.
- Что вызвало у вас интерес на уроке?
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
10. Домашнее здание
Прочитать текст учебника на стр. 145-148, пересказать, ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром 3 класс "Школа России"
Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых ...
Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс . Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».
Урок : ознакомление с окружающим миром 1 класс .Тема урока «Растения леса. Деревья, кусты, травы».Цель: Сформировать понятия: дерево, куст, трава.Задачи :- учить различать дере...
Урок ознакомления с окружающим миром 4 класс "Школа России" Тема "Путешествие по карте России"
Материал доступный, интересный....
Конспект урока ознакомления с окружающим миром. 4 класс. Тема: Страницы истории 20-х – 30-х годов.
В данном материале представлен примерный конспект урока окружающего мира по учебникам А. Плешакова....
Методическая разработка урока(технологическая карта) "Окружающий мир. 3 класс. Школа России"
Урок по окружающему миру в 3-м классе. УМК "Школа России". Конспект представляет собой технологическую карту, составленную в соответствии с требованиями к современному уроку в начальной школе....
Презентация по окружающему миру 4 класс по теме "Реки и водоёмы нашего края"
В помощь учителям начальных классов города Москвы для проведения урока по теме "Реки и водоёмы нашего края"....
Урок ознакомления с окружающим миром 2 класс «Дикие и домашние животные»
В данном материале собраны интересные факты о домашних и диких животных.Материал можно испльзовать как на уроках окружающего мира,так и на внеклассных мероприятиях....