план урока окружающего мира по теме "Водные богатства нашего края" в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чиктол Айгуль Робертовна

Технологическая карта  урока по теме «Водные богатства нашего края»

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Тувы.

2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах.

3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.

4. Показать необходимость и способы охраны водоемов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл техкарта урока 33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Водные богатства нашего края»

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Тувы.

2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах.

3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.

4. Показать необходимость и способы охраны водоемов.

5. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; карта Тувы, схема реки


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

1 мин

Здравствуйте ребята, садитесь.

Приветствуют учителя. Готовятся к началу урока

Р: развитие самоконтроля

2. Мотивационный этап

2 мин

- Отгадайте загадки.

1)   Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

2)   Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?

Где же мы можем встретить воду в жидком состоянии, вы можете сказать разгадав ребусы.

Как можно назвать это одним словом?

Отгадывают загадки.

Вода.

Разгадывают ребусы.

В ручье, реке, озере, море, океане, пруде.

Водоемы.

П: умение выделять существенную информацию

К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции, достаточно полное и точное выражение своих мыслей

Р: развитие самоконтроля

3.Постановка учебной задачи

4 мин

 - Кто может предположить, какая тема нашего урока?

Какие цели мы можем поставить?

Формулировать тему и цели урока.

«Водные богатства нашего края»

1. Познакомиться с разнообразием водоемов нашего края.

2. Сформировать представления о естественных и искусственных водоемах.

3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.

4. Выяснить необходимость и способы охраны водоемов.

Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя)

К: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнера по общению и деятельности.

4.Актуализация знаний

Парная работа. Затем у доски работают желающие учащиеся.

5.Работа по теме:

5 мин

Каким цветом обозначена вода на карте? Почему планету Земля называют «голубой»?

Одинакова ли вода по вкусу?

Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению: водоемы естественные (созданные природой)  и искусственные (созданные человеком).

- Водный канал — искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.

Пруд — искусственный водоем для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы, а также для санитарных, противопожарных и спортивных потребностей.

Водохранилище – это искусственный водоем для хранения или регулирования запасов воды

В Туве есть рукотворное озеро – Саянское море. Саянское водохранилище образовано плотиной Саяно – Шушенской ГЭС. Оно разлилось по руслам Енисея и Улуг – Хема более чем на 300км и укрыло под водой множество перекатов, островов и самый большой порог, который был почти непреодолимой преградой для судов. Ширина водохранилища от 0,5до 2 км, глубина местами доходит до 200м. С появлением моря чаще стали дуть пыльные ветры, но с другой стороны стало много рыбы.

К сожалению, на дне водохранилища оказались значительные площади леса, пастбища, бесценные памятники археологии, сёла. Жители ушедших сел под воду вспоминают свои родные места с болью и горечью.

- Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

- Ручейки,  соединяясь  между собой, образуют …..... реки. (показ на схеме)

В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется ..?... (показ на схеме).. и течет она дальше.

- А как текут реки? (быстро, медленно, стремительно и т.д)

-Отчего зависит скорость реки?

- А как реки пополняются водой. Откуда приходит вода?

Весной реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.

Зимой наши водоемы покрываются льдом. Однако  на  многих  реках долгое время остаются участки, не покрытые льдом (полные воды – полыньи).

Весенний лед очень обманчив, он пористый, поэтому непрочный.

- Особенно осторожно надо вести себя на воде летом во время купания. Купайтесь только в установленных местах под наблюдением взрослых.

- Как звучит пословица о купании в незнакомых местах?

- Наша республика богата реками, озерами и подземными водами. Реки нашей республики принадлежат к бассейну Северно-Ледовитого океана. 

- Крупные реки Улуг-Хем, Каа-Хем, Бий-Хем используются для судоходства и лесосплава, плавания на байдарках, средние и малые реки для рыболовства, орошения и места отдыха населением.

- А как называется наша речка?

- Про нее нам расскажет.

- А где же устье реки Каа-Хем?

- Да, правильно.

И об этой великой реке расскажут нам следующие девочки.

- Спасибо, ребята.

Вода обозначается синим цветом на глобусе и карте. Земля – «голубая» планета, так как 2/3 земной поверхности занимает вода

Нет. В морях и океанах и некоторых озерах – соленая. А в некоторых озерах, реках, ручьях – пресная

Заполняют таблицу:

Водоемы

Естественные

Искусственные

Ручей

Канал

Река

Пруд

Озеро

Водохранилище

Море

Океан

Высказывать свои предложения

- Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет  по  уклону.  

Слушают учителя, отвечают на вопросы и заполняют предложения пропущенными словами, работа по схеме.

Исток.

Устьем.

Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.

- В реку постоянно поступает вода. Летом реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега.

Рассказывают о правилах безопасности на льду.

- Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по тонкому льду.

«Не зная броду, не лезь в воду»

Ответы детей

Выступление с сообщениями о реке

Малый Каа-Хем (Чаян)

(впадает в реку Енисей)

Енисей (Левых Надя)

Р: контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности

П: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме

К: договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; понимать и приминать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий

6.Физминутка

2 мин

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! 

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. 

(Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. 

(Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. 

(Дети садятся за парты.)

Повторяют упражнения за учителем

7. Продолжение работы над темой

- А какие водоемы кроме рек, есть в Туве?

          Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озерах вода пресная, а в других – соленая.

 В Туве насчитывается около 6720 больших и малых озер.

         Большинство из них таких, как Ноян-Холь, Тоджа (Азас), Ушпе-Холь, Маны-Холь, расположены в Тоджинском районе (котловине).

        На западе Тувы расположены высокогорные пресноводные озера Сут – Холь, Кара – Холь, Хиндиктиг – Холь, Ак – Холь.

Они очень красивы,  и являются местом отдыха населения.

Кара – Холь буквально означает «черное озеро». Названо по очень темной воде, отчего озеро кажется бездонным.

Хиндиктиг – Холь означает «пуп, макушка». Озеро названо по островку в середине озера. По преданию, на этот остров поселяли нелюбящих друг друга юношей и девушек.

Ак-Холь ("Белое озеро"), расположенное в межгорной впадине, издали, действительно, кажется белым, т.к. в его водной глади отражаются снежные вершины.  Легенды ходят  об озерной пене, которая быстро заживляет раны и помогает при лечении кожных заболеваний.

- Об озере Сут-Холь расскажет нам Алия.

- А теперь послушаем ребят, приготовивших сообщения о наиболее известных озерах Тувы.

- Озера.

Сут-Холь (Алия)

Дус-Холь (Ээлдек)

Азас (Чочагай)

 Чагытай (Айла-Сай)

Практическое задание

10 мин

Самостоятельно заполните схему значение водоемов

Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!

К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек.

Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

Основной корм чаек – рыба. А если рыба больна и вымирает, что произойдет с этой цепью питания?

      Давайте откроем учебники на стр. 147  и прочитаем статью внизу «Значение водных богатств и их охрана».

     - Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

 

- Что делают, чтобы не загрязнять воду?

Мы знаем, что вода – это растворитель.

В ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

Заполняют схему значение водоёмов

- Люди берут воду из водоемов для хозяйственных нужд, для питья и приготовления пищи. Водоемы – это дом для животных и растений. По воде перевозят грузы на судах. Люди купаются, значит, водоем – это место отдыха людей.

Заполнять схему

Высказывать свои предположения

Погибнут чайки и другие птицы, которые питаются рыбой.

Читать статью

Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где бывшая в производстве вода очищается и используется снова.

Р: контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности

П: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме

К: договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; понимать и приминать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий

8.Итог урока

(практическое задание)

5 мин

Давайте составим с вами памятку поведения на воде.

Что еще загрязняет водоемы? С чем надо бороться?

Какое значение в природе имеют водоемы?

Прочитайте вывод на стр. 147.

Работать в парах, составлять памятку

ПАМЯТКА

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

4. Не купайся в незнакомых местах.

- В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

Хранилище воды для быта, производства, дома, приготовления пищи; место для отдыха; перевозка грузов.

Читать вывод

9.Домашнее задание

1 мин

Подготовить сообщение на тему «Легенды об озерах Тувы».

10.Рефлексия, самооценка по смайликам

2 мин

Закончите предложение

1.На уроке я работал…

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Богатства нашего края" 4 класс УМК "Школа России"

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".Тема:"Богатства нашего края".На уроке узнаем 1. Какие полезные ископаемые добывают во Владимирском крае. 2. Где находятся их месторождения. 3. Основ...

Урок по окружающему миру на тему: "Водоемы нашего края", 4 класс

Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю....

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс...

План урока окружающего мира на тему "Подземные богатства родного края"

Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и  Республики Дагестан...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....

Презентация к уроку окружающего мира по теме :"Поверхность нашего края"

Вам представлена презентация по окружающему миру для 4 класса...