Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razrabotala_uchitel_nachalnyh_klassov_mou_sosh.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала учитель начальных классов МОУ СОШ №1 города Карталы, Челябинской области Казанцева Татьяна Сергеевна.
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе на тему:" ВОДНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕГО КРАЯ."
Цели | Предоставить для учащихся условия для ознакомления с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления учащихся о естественных и искусственных водоемах; развитию интереса к предмету «Окружающий мир», любви и бережного отношения к природе. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные :получат возможность научиться работать Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; пользоваться учебником. Личностные: будет развиваться ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; парная, фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные | |
Оборудование | Экран, компьютер; схема реки; карта Челябинской области. |
Понятия. | Водоемы, исток, приток, устье, родник, озеро. |
ХОД урока.
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Читаю стихотворение. Вам новое предстоит узнать И друзьям потом об этом рассказать. Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода… Чтоб тему урока узнать. Кроссворд вам надо разгадать. Кроссворд: | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место Отгадывают кроссворд | Фронтальная. | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные:понимают значение знаний для человека | Устные ответы, организация рабочего места |
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.) 2. Место, где река берет свое начало. (Исток.) 3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.) 4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.) 5. Самое теплое море России. (Черное море.) 6. Форма поверхности. (Холм.) 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны). Ключевое слово: ВОДОЕМЫ | ||||||
II. Изучение нового материала | Беседа по теме урока. | – Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.) – Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.) – Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах.) – Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей. – Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.) – Разделите водоемы на две группы по их происхождению: водоемы естественные. Это какие водоемы? (созданные природой) и искусственные. А это какие водоемы? (созданные человеком). | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;осуществляют поиск | Устные ответы. |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Знакомство с происхождением реки. | Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? – Что дает начало любой реке? (Родник.) – Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров. – Подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему? – Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках? – Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы? – За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.) | . Высказывают свои предположения, слушают. Отвечают | Регулятивные:ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют ответы. |
Работа с картой. Работа с картой края | – Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте. – Как реки обозначаются на карте? Найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена и др. – Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро– это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек. – Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара. – Какие озера вы знаете? Покажите их на карте. – Зимой водоемы покрываются льдом. Почему опасно ходить по льду осенью? Весной ходить по льду тоже очень опасно. А летом нужно купаться в специальных местах под наблюдением взрослых. – Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте. – Назовите естественные водоемы. – Перечислите искусственные водоемы нашей области. – На берегу какой реки расположен наш город?(Караталы-Аят) – Покажите исток и устье реки, на которой стоит наш город. Челябинская область обладает значительными запасами водных ресурсов, львиную долю которых составляют озера и пруды. На территории региона берут начало многочисленные реки, относящиеся к бассейнам Камы, Тобола и Урала. Крупных рек, длина которых превышает 10 км, свыше 340. Но, все-таки, Челябинская область это скорее край озер, чем край рек. Озер здесь насчитывается порядка трех тысяч, значительная часть которых относится к малым. Общая площадь озер - 2125 кв. км. Кроме того, в регионе создано свыше сотни водохранилищ. | Отвечают | Адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело. | Беседа. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Большая часть названий озер происходят из татарского и башкирского языка. В наименованиях водоемов часто встречается «куль», что означает «озеро». Таковы, к примеру, названия озер Абаткуль, Большой Кременкуль, Табанкуль, Большой Теренкуль, Зюраткуль. Крупнейшие озера региона: Увильды, Тургояк, Большой Кисегач, Иткуль, Иртяш. Озеро Увильды – самое большое озеро, расположенное у подножья Уральских гор. Вода в нем слабо минерализованная, очень чистая и прозрачная. За необычный оттенок воды озеро называют голубой жемчужиной Урала. Многие озера региона – места отдыха, некоторые обладают бальнеологическими ресурсами, используются как место рыбалки. | Проявляют познавательный интерес | |||||
III. Практическая деятельность | Работа Составление памятки. | – Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике (с. 154). – А вы знаете, как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с. 155–156). – Как взрослые и дети должны охранять водоем? – Сейчас, работая в парах, вы составите памятку «Правила поведения у водоема». После прослушивания ответов составляется общая памятка. Памятка 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой транспорт в водоеме. – Какое значение в природе имеют водоемы? | Отвечают Составляют памятку. | Фронтальная, индивидуальная. Парная. | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск | Устные ответы, выполненные задания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Обобщение. | Читает стихотворение: Течет река… Течет река… Поит поля и города, Несет и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хороша, река, весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Словами – ах! – не передать! Приятней плыть в живой волне. Все дети счастливы вполне! –В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и жизни человека? –Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна | Внимательно слушают. Отвечают Высказывают свои предположения. | Фронтальная. | Регулятивные: осуществляют саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | ||||||
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что нового узнали? – Какое значение в природе имеют водоемы? – Где пригодятся эти знания? – Кто из ребят больше всех нам помог? – Кому помог ты? – Как ты оцениваешь свою работу на уроке? | Читают вывод в учебнике. Отвечают | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: осуществляют рефлексию способов Регулятивные: оценивают собственную деятельность | |
V. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 154–158. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 2, 3 | Задают уточняющие вопросы. | Фронтальная | Регулятивные:осуществляют поиск решения поставленных задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Богатства нашего края" 4 класс УМК "Школа России"
Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".Тема:"Богатства нашего края".На уроке узнаем 1. Какие полезные ископаемые добывают во Владимирском крае. 2. Где находятся их месторождения. 3. Основ...
Урок окружающего мира в 4 классе "Наши подземные богатства"
Данный урок позволяет организовать деятельность учащихся по выявлению, осмыслению и усвоению характерных признаков полезных ископаемых в процессе овладения метапредметными универсальными учебными дейс...
тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс
тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс...
Урок в 4 классе "Подземные богатства нашего края"
Учитель знакомит учащихся с полезными ископаемыми, которые добывают в нашем крае....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....
Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс "Поверхность нашего края". (Республика Башкортостан, Белорецкий район). УМК "Школа России"
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Поверхность нашего края" (Белорецкий район Республики Башкортостан)...