урок окружающего мира в 4 классе по теме "Водные богатства нашего края"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

урсулина

Технологическая карта урока в 4 классе дает возможность работать с детьми ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 22.ТЕМА:  ВОДНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕГО КРАЯ

Цели
деятельности
учителя

Образовательные: создать условия для формирования понятия «ВОДНЫЕ БОГАТСТВА», актуализировать знания по теме «Водоемы»

Развивающие: раскрыть возможность представлять информацию в сжатом виде в таблице, выделяя главную мысль

Воспитательные: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности беречь водные богатства, формирования активной позиции сотрудничества со сверстниками

Создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о естественных и искусственных водоемах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные:   выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность, включение учащихся в деятельность

 Регулятивные:  оценивать результаты своей деятельности Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Методы и формы
обучения

Комбинированная, объяснительно-иллюстративный; групповая, парная, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; схема реки; карта области (края) Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; презентация; карты,  схемы реки, карточки, глобус, словари

Основные
понятия

водоем - естественные и искусственные водоёмы, река, исток, устье, приток, источники загрязнения.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

1 мин

Здравствуйте ребята,  поздоровайтесь с гостями,  улыбнемся друг- другу, пожелаем удачи,  садитесь.

Приветствуют учителя. Готовятся к началу урока

3.Постановка учебной задачи

Изучение нового материала

Слайд5

Физкультминутка

2мин

5мин

Работа с картой.

Работа в группах

Слайд1

3мин

Слайд 2

Слайд 3

2мин

Слайд 4

Беседа по теме урока. 5мин

Слайд

Заполнение таблицы
«Водоемы».

2-3мин

Слайд карта России,

Р.Алтай, найдете у себя на столе

Слайд 8 -1-я группа – реки РА

Слайд 9 -2 –я группа – реки с.Шебалина, притоки

Слайд 10 - 3 –я группа –  зера РА 

Работа с картой края

Слайды

3мин

Сегодня мы отправимся туда,   Где пресная плещется вода        

Чтоб тему урока узнать.

Кроссворд вам надо разгадать.

Кроссворд:

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.)

2. Место, где река берет свое начало. (Исток.)

3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)

4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)

5. Самое теплое море России. (Черное море.)

6. Форма поверхности. (Холм.)

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны).

Ключевое слово: ВОДОЕМЫ       

Что такое водоемы?  Где мы можем узнать лексическое значение слова? Давайте прочитаем в толковом словаре.

(чтение определения из словаря)  1 ученик читает  Место скопления или хранения воды (озеробассейнпрудводохранилище). Естественныйискусственный   водоем

Кто может предположить, какая тема нашего урока?

 На доске записана тема урока Водные богатства нашего края

Какие цели урока может быть поставлена в связи с темой?

учебные 1. Познакомиться с разнообразием водоемов нашего края. 2.Узнать новые сведения о водоёмах; сформулировать правила поведения у водоёма; узнать, что делает человек для охраны водоёмов в нашем крае. Личностные: Как будем работать? (дружно, весело, помогать друг-другу)

  • Посмотрите,что у меня на столе? ( глобус), что такое глобус ( модель земли) Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала земля? Почему?  (Синего, потому что 2/3земной поверхности занимает вода).слайд.
  • 1-гру. Одинакова ли вода на вкус? ( Нет, вода бывает пресная и солёная).
  • 2гр. Какая вода в водоёмах нашего края?
  • 3гр. Где вода солёная? (В морях и океанах, озерах)
  • 1гр.Какие водоёмы вы знаете? ( Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей)
  • 2гр.На какие две группы можно разделить все водоемы?( искусственные   и естественные.)
  • -.Что относится к естественным водоёмам?
  • -Что относится к искусственным водоёмам?

– слайд. Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.

– Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению. На столах есть таблицы (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.)

Работа   на листочках  с таблицей- Разделите все водоёмы на две группы

– Заполните таблицу:

Водоемы

естественные:

искусственные:

река

канал

озеро

пруд

море

водохранилище

океан

ручей

Слайд Проверка по эталону

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

 Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?  Обобщает высказывания учеников.

 Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет  по  уклону.  Ручейки,  соединяясь  между собой, образуют … реки.

Что дает начало любой реке? (Родник.)

Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Слайд Место, откуда

вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров.

Подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему?

– Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?

Обобщение вопрос-ответ: начало реки-устье, место по которой течет река-русло, у реки есть-берега,какие? Что еще имеет река- притоки, тоже правые и левые. Место впадения реки в другую реку или море,озеро- устье.

Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?

За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.)

карта

– Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.

– Как реки обозначаются на карте? Найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена и др. Какие водоемы расположены на территории нашей республики. слайд карта республики.

– Кроме рек, вода собирается в озера. Что такое озеро  из словаря найдите определение Озеро – это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек.

– Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки.

 В это озеро впадают реки Чулышман и Башкаус, а вытекает река Бия.  Телецкое озеро на алтайском языке- Алтын кол, послушайте легенду. (ученик рассказывает легенду) А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.

Обобщение: 1назовите реки РА, 2 группа назовите озера, по очереди ,3 группа реки с Шебалина На берегу какой реки расположено наше село?

– Покажите исток и устье нашей реки

– На каком берегу (правом или левом) находится наша школа?

– Как это узнать? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег, а слева – левый берег.)

Есть ли у этой реки притоки? слайд

Какие озера вы знаете в нашей республике

Также есть водопады,

 - Скажите ребята  мы знаем на алтайском языке Кара суу , аржан суу. Чем отличаются? Наша республика богата  питьевой водой  Кара суу, также есть - вода с лечебными свойствами Аржан суу

Кош- Агачский район богат лечебными источниками   сообщения детей

– Какое состояние воды вы знаете? Когда она бывает твердой?  Почему опасно ходить по льду. Зимой, осенью,весной . рассказы детей: Зимой наши водоемы покрываются льдом. Сначала лед образуется вдоль берегов, а затем покрывает всю поверхность реки или озера. Однако  на  многих  реках долгое время остаются участки, не покрытые льдом (полные воды – полыньи). Знайте, что эти участки очень опасны для переходов. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по тонкому льду.

Весной лед начинает таять сначала вдоль берегов, а затем и на середине. Весенний лед очень обманчив, он пористый, поэтому непрочный. Переходить водоемы по весеннему льду крайне опасно.

Особенно осторожно надо вести себя на воде летом во время купания. Купайтесь только в установленных местах под наблюдением взрослых. Помните хорошую пословицу: «Не зная броду, не лезь в воду».

Спасибо, мы запомнили

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку.

Отгадывают кроссворд

Выполнять взаимопроверку

Работа
по учебнику. И в тетрадях

С.145-147

Слайд проверка по эталону  2мин

Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике устно по группам(с. 145).в тетрадях

Обобщает и дополняет ответы учащихся. 

Прочитаем текст сформулируем вопросы к тексту.

-Какое значение в природе имеют водоемы?

Ученик -Читает стихотворение: 

Мы привыкли, что вода -  Наша спутница всегда!

  Без неё нам не умыться,   Не наесться, не напиться.

  Смею вам я доложить:   Без неё нам не прожить!

Так какое же значение имеют водоемы в природе и жизни человека?

Р.т с69 задание2 найдите схему Значение водоемов

Ученик - Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна
не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

1-группа описание реки Катунь

2гр-описание озера

3группа описание реки Сема

Читают вывод в учебнике (с

Хранилище воды для быта, производства, дома, приготовления пищи; место для отдыха; перевозка грузов.

Работа
по учебнику. И в тетрадях

7минут

Составление памятки.

Слайд 2 мин

Послушайте историю. На берегу обмелевшей реки сидят 3 рыбака. Задергался поплавок у одного рыбака, дернул он удочку и выловил старый башмак. Вот как!  Задергался поплавок у другого рыбака. Выловил он коробку из под сока. Вот это да!  Тут и у третьего клевать стало- выловил он маленькую рыбку. Решил он отпустить ее, но тут взмолилась рыбка человеческим голосом: « Не отпускай меня в речку. Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в этой речке.»    Почему рыбка не захотела остаться в речке? - что является причиной загрязнения водоемов?  Какие  последствия: высыхают речки, исчезают растения и животные, уменьшается кол-во пресной воды.

А вы знаете, как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с. 147).с.70 задание3в тетр. какие экологические проблемы отражены на этих рисунках?

– Как взрослые и дети должны охранять водоем?
(Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.) быть волонтеры

– Сейчас, работая в группах, вы составите памятку «Правила поведения у водоема».

После прослушивания ответов составляется общая памятка.

Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой транспорт в водоеме.

Фабрики и заводы

Сельхозпредприятия

транспорт

( МУСОР)

Составляют памятку.

Итог урока

Домашнее задание

Рефлексия

Слайд

Обобщение полученных на уроке сведений.

Комментарий учителя

5 мин

1мин

2мин

– Какие водоемы вы знаете? Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-удалось л- удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

– Какое значение в природе имеют водоемы?

– Где пригодятся эти знания?  На следующих уроках, в жизни и т.п

Учебник, с. 145–147. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Р.т. выполнить задания 2, 3

-  Какое у вас настроение в конце урока  -Кто из ребят больше всех нам помог? кого можно поблагодарить за работу?

– Кому помог ты?

– Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Посмотрите на листы самооценки, если у вас нет вопроса, ставим пять, есть 1-2 вопроса ставим 4, если  вопросов 3-4 ставим 3.

Закончите предложение

1.На уроке я работал…

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

Приложения

Зимой наши водоемы покрываются льдом. Сначала лед образуется вдоль берегов, а затем покрывает всю поверхность реки или озера. Однако  на  многих  реках долгое время остаются участки, не покрытые льдом (полные воды – полыньи). Знайте, что эти участки очень опасны для переходов. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по тонкому льду.

Весной лед начинает таять сначала вдоль берегов, а затем и на середине. Весенний лед очень обманчив, он пористый, поэтому непрочный. Переходить водоемы по весеннему льду крайне опасно.

Особенно осторожно надо вести себя на воде летом во время купания. Купайтесь только в установленных местах под наблюдением взрослых. Помните хорошую пословицу: «Не зная броду, не лезь в воду».

      На берегу обмелевшей реки сидят 3 рыбака. Задергался поплавок у одного рыбака, дернул он удочку и выловил старый башмак. Вот как!  Задергался поплавок у другого рыбака. Выловил он коробку из под сока. Вот это да!  Тут и у третьего клевать стало- выловил он маленькую рыбку. Решил он отпустить ее, но тут взмолилась рыбка человеческим голосом: « Не отпускай меня в речку. Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в этой речке.»   

Почему рыбка не захотела остаться в речке? –

 что является причиной загрязнения водоемов?

 Какие  последствия: высыхают речки, исчезают растения и животные, уменьшается кол-во пресной воды.

Мы привыкли, что вода -   Наша спутница всегда!

  Без неё нам не умыться,   Не наесться, не напиться.

  Смею вам я доложить:  Без неё нам не прожить!

Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

Источник Джумалинские ключи (Теплые ключи)

   Купание в источнике благотворно влияет на: нервную и сердечно-сосудистую систему. Помогает при заболеваниях суставов, мышц, кожи. Особенно полезно при женских заболеваниях.    Дополняет оздоровительный эффект от воды чистый горный воздух на высоте 2405 метров и удивительные пейзажи высокогорной тундры.    Воды Джумалинских ключей насыщены радоном, литием, соединениями азота, фтором, кремниевой и борной кислотой.      Для желающих искупаться в источниках на территории ключей стоят избы-купальни. В них сделаны ванны с проточной водой, а также установлены лавки и печки. Температура воды в ваннах очень комфортная – около 18 градусов.  

            Родник, источник Бугузунский        Вода источника используется  для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Химический состав воды источника был определен в 1962 г. Было установлено, что вода источника является гидрокарбонатно-кальциево-магниевой, содержит кремниевую кислоту  и фтор . С 1989 г. лабораторией ГАГУ проводятся систематические наблюдения экологического состояния,  динамики химического состава воды источника. По результатам исследований найдено, что вода источника в весенне-летний период гидрокарбонатно-натриево-кальциевая, а в осенний - гидрокарбонатно-кальциево-натриевая, прозрачная, без запаха, слабощелочная, с прекрасными вкусовыми качествами. 

 Глазной ключ, Чаган–Узунский источник

Кош- Агачский район богат озерами есть соленое озеро тоже лечебное от кожный заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 1 класс "Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?"

Тема:  Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?Задачи: формировать представление о разнообразии природы нашей Родины;познакомить с холодными районами Земли: с живот...

урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"

урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Природные богатства и труд людей – основа экономики". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о факторах, составляющих основу экономики – природные богатства и труд людей.Планируемые результаты: Предметные: знать: классификацию ...

Технологическая карта урока окружающего мира, 3 класс, тема "Природа и наша безопасность"

Технологическая карта, презентация и карточки с материалом для урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность", 3 класс, "Школа России"....

Урок окружающего мира 1 класс. На что похожа наша планета.

Урок окружающего мира по ФГОС 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Водные богатства". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Водные богатства". УМК «Школа России»....

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Водные богатства». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о водоёмах нашей планеты (естественными и искусственными), об образовании водоёма, частях реки.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- о частях реки;-...