Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodnye_bogatstva_nashego_kraya.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Водные богатства нашего края».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся.
Задачи:
1 Сформировать представление учащихся о естественных и искусственных водоёмах края.
2 Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
3 Воспитывать бережное отношение к природе; показать необходимость и способы охраны водоемов.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;
Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование,
структурирование знаний
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные УУД:
Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению;
Ориентироваться в учебнике;
Планировать свои действия;
Контролировать и оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД:
Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения познавательных задач;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
Личностные УУД:
Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки
зрения;
Осознавать ответственность за общее дело;
Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Понимать значение знаний для человека и принимать его;
Иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету,
понимать его важность;
Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки
зрения; осознавать ответственность за общее дело.
Планируемые результаты:
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником,
картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего
мира.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу
урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать
собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в
речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию
Методы обучения: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; презентация; карта мира, карта России, дидактический материал.
Ход урока
1) Мотивация (установление тематических рамок урока) (2мин)
- Какой раздел окружающего мира мы изучаем? (Родной край – часть большой страны).
- О какой стране мы говорим на уроках окружающего мира? (О РФ)
- Покажите на карте мира нашу страну.
- О какой территории, о каком родном крае мы говорим? (О Республике Коми)
- Покажите Республику Коми на карте России
- Сегодня мы продолжим изучать наш край. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, разгадав загадки (вода).
.
1) Я и туча, и туман, 2) Меня пьют,
И ручей, и океан, Меня льют,
Я летаю и бегу, Всем нужна я.
И стеклянной быть могу. Кто я такая?
2) Актуализация (4мин)
Освежим наши знания о воде, полученные ранее, сыграем в «Свою игру». (На доске вопросы разной цены и разных тем. Команды выбирают вопрос, отвечают на него, если у команды нет ответа, то ход переходит к другой команде).
Первая тема игры: «Вода, вода, кругом вода».
10 б. Назовите 3 состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
20 б. Как называется осеннее природное явление, когда водоёмы покрываются льдом? (ледостав)
30 б. Какое свойство воды мы используем, когда солим суп (способность растворять многие вещества).
40 б. Как называется процесс, при котором вода испаряется, потом охлаждается и снова превращается в воду? (круговорот воды)
Вторая тема игры: «Если хочешь быть здоров».
10 б. Как называется водная процедура, при которой организм человека постепенно привыкает к низким температурам воды? (закаливание)
20 б. Какая водная процедура рекомендуется для расслабления организма, для снятия нервного напряжения? (контрастный душ)
30 б. Какая водная процедура рекомендуется человеку, если он замёрз или переохладился? (горячая ванна или горячая ванна для ног)
40 б. Какую по температуре воду следует использовать, если очень сильно замёрзли руки? (холодную, прохладную, постепенно повышать температуру)
Подведём итоги игры.
3) Самоопределение к деятельности и постановка целей урока. (3мин)
- Можно ли воду на Земле назвать богатством? Почему? (на земле мало чистой пресной воды)
- Сформулируйте тему урока.
Итак, тема урока: «Водные богатства нашего края».
С помощью слов-помощников составим вопросы и определим цели и задачи урока: Проблемная технология
ЧТО? (что мы называем водными богатствами?)
КАКИЕ? (какие водные объекты бывают?)
ГДЕ? (где мы можем увидеть водные объекты?)
КАКОЕ? (какое значение имеют для человека?)
КАК? (как надо использовать, охранять, вести себя?)
КТО? (кто должен охранять?)
- Что нам может помочь ответить на все эти вопросы? (учебник, энциклопедия, карта, информация из Интернета)
4) Работа по теме урока. Усвоение новых знаний. (24мин)
- Ответим на первый вопрос. Подумайте, что мы можем назвать «водным богатством»? (реки, озёра, моря и т.д., т.е. водные объекты)
- На какие виды можно разделить водные объекты по составу воды? (пресные, солёные)
- Назовите примеры пресных водоёмов (река, озеро).
- Назовите примеры солёных водоёмов (море, океан).
- Назовите самый большой объект с солёной водой (океан).
- Сколько океанов на Земле? (5)
- Покажите все океаны на карте мира.
- Какой океан самый большой? (Тихий)
- Покажите его на карте.
- Пригодна ли вода океанов и морей для питья? (нет, она солёная)
- Какую воду мы можем пить? (пресную)
- Назовите самый большой водный объект с пресной водой (озеро Байкал).
- Покажите озеро Байкал на карте.
- На какие виды можно разделить водные объекты по происхождению? (естественные, искусственные)
- Что значит естественный водоём? (созданный природой без участия человека)
- Что значит искусственный водоём? (созданный руками человека)
- Выполните работу в парах, заполните таблицу «Естественные и искусственные водоёмы» (на столах у учащихся таблицы и карточки с названиями водных объектов: река, озеро, море, океан, пруд, канал, водохранилище). Проблемная технология
- Оцените свою работу (сверим с информацией на экране).
- Ребята, какие водные богатства есть в Коми Республике?
-Конечно, мы не сможем узнать обо всех водоёмах Коми Республики, так как их очень много. Мы узнаем о самых крупных реках нашей республики и о некоторых водоёмах.
- Вы по группам готовили сообщения о водных богатствах нашего края. Давайте послушаем ваши сообщения (сообщения о реках, озёрах, болотах, Коми Республики ).
Выступление каждой группы. (рассказ о водоёме сопровождается показом на карте)
План сообщения
Описание реки
1. Название (происхождение названия)
2. Где находится исток реки
3. Длина реки
4. Какое течение быстрое или медленное
5. Притоки
6. Куда впадает река
7. Использование реки
Описание озера
1. Название (происхождение названия)
2. Где расположено озеро
3. Глубина, длина, площадь озера
4. Какие реки впадают в озеро (если есть)
5. Какая река вытекает (если есть)
7. Использование озера
5) Проверка понимания новых знаний (5мин)
- Итак, мы подошли к вопросу «Какое значение имеют для человека водные богатства, водоёмы»? Проблемная технология
Поможет ответить на этот вопрос статья, которая есть у каждого. Прочитайте, обсудите в группе, подчеркните нужные слова и сделайте вывод, какое значение имеют водные богатства для нас (после выполнения проверяем и сверяем с информацией на экране).
6) Закрепление новых знаний (5мин)
- Если вода имеет такое большое значение для человека, то напрашивается вопрос, как надо правильно использовать воду, охранять её? На этот вопрос я предлагаю ответить с помощью создания памятки поведения у водоема. Как вы считаете, что самое главное мы с вами не должны делать, чтобы не загрязнять водоемы? С чем надо бороться? Проблемная технология
После завершения работы группы защищают свои памятки.
7) Домашнее задание (1мин)
8) Рефлексия (1мин)
Посмотрите на вопросы на доске. На все ли вопросы мы ответили?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам достигнуть её.
(Карточка «Продолжи высказывание…»)
Самоанализ урока
Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по программе «Школа России». Данный урок рассматривается в разделе «Родной край- часть большой страны». Тема урока: «Водные богатства нашего края». Урок был тесно связан с предыдущими уроками и является продолжением в изучении темы раздела. Урок был построен в соответствии с программными требованиями по ФГОС. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся.
Тип урока – Открытие новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием водоемов родного края,
Перед собой я ставила следующие задачи:
- Формировать представления у учащихся о водоемах нашего края.
- Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.
- Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником, с дополнительными сведениями.
- Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к водным ресурсам.
Считаю, что цели урока соответствуют имеющемуся уровню знаний и развитию учащихся.
По результатам проведённого урока я планировала получить следующие результаты:
(Предметные УУД):
Обучающиеся смогут:
называть и дифференцировать водные богатства Коми Республики.
осознать личную ответственность за сохранение водоёмов.
Обучающиеся научатся:
называть и различать водоёмы, находить их на физической карте.
(Личностные УУД)
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
( Регулятивные УУД)
- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
выделять последовательность действий на уроке;
умение работать в группе по составленному плану;
- формирование адекватной самооценки;
-корректирование собственные действия в процессе анализа работы.
(Коммуникативные УУД)
- Умение оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе в парах, формулировать собственное мнение и позицию.
Для организации учебной деятельности учащихся на уроке я использовала определённые формы и методы работы:
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы работы: словесный, информационный, наглядный, проблемный, проектный.
Средства обучения: карта России, презентация, учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, для 4 класса (часть 1), материалы из Интернета о водоёмах Р.Коми, карточки и сведения о водоёмах; мультимедийный проектор; компьютер.
Учебный материал не давался в готовом виде. На данном уроке я использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему и поставить цель урока.
Этапы урока, на мой взгляд, четко выдержаны и соблюдены, соответствуют современным требованиям, предъявляемым к структуре данного типа урока. На уроке были реализованы принципы наглядности (использована карта и презентация), научности, доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Работа в паре и в группах позволила организовать взаимодействие уч-ся между собой, создать условия для самообучения - и взаимообучения детей
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: при смене разных видов деятельности, проведена физминутка.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Использование различных форм работы позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий характер. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне. На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу.
Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру.Тема: Полезные ископаемые нашего края (В гостях у Хозяйки Медной горы)
Конспект урока по окружающему миру...
План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природные зоны. Наш край."
Урок составлен ввиде экспедиции. Учащиеся заранее готовятся по своим направлениям. На уроке они рассказывают о своем крае - Ростовской области. Урок воспитываает любовь к своей малой Родине. Мат...
Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".
Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....
Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"
Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край"....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о разнообразии водоёмов, частях реки.Планируемые результаты:Предметные: -знать: разнообразие водоёмов, части реки, происхождение водоёмов;-у...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов; умение различать части реки.Планируемые результаты:Предметные:- знать разнообразие водоёмов;- знать все части...
Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Водные богатства нашего края"
Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Водные богатства нашего края" по учебнику А.А. Плешакова. Конспект разработан по водным богатствам республики Башкортостан, в частности ...