Конспект урока окружающего мира "Культура и образование"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Присухина Анна Викторовна

Тема урока: Культура и образование

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: создать условия для формирования целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Программа УМК «Школа России»

Авторы учебника А.А. Плешаков

Тема урока: Культура и образование

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: создать условия для формирования целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи урока:

  1. Организация работы класса
  2. Организация принятия образовательной цели:
  1. Актуализация имеющегося опыта о правилах культурного поведения в общественном транспорте.
  2. Актуализация имеющегося дефицита опыта о предложениях, разных по цели высказывания
  3. Мотивация
  4. Формулирование цели, предлагаемой ученикам научится различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры. Предъявление плана достижения данной цели

Остальные задачи

План работы на урок

  1. Организовать работу детей по выполнению 1 пункта плана
  1. Узнать на какие виды делятся предложения по цели высказывания;
  1. Организовать работу детей по выполнению 2 пункта плана
  1. Узнать какие знаки ставятся в конце предложения в зависимости от цели высказывания;
  1. Организовать работу детей по выполнению 3 пункта плана
  1.  Учиться правильно ставить знаки в конце предложений.

  1. Организация рефлексии - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Средства обучения: компьютер, доска, раздаточный материал (карточки).

Этап урока

Задача урока

Методический прием

Используемые УУД

Деятельность учителя

Действия ученика

Форма работы/выполнения действий

I. Организационный этап

1

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Давайте начнем его с хорошим настроением.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

Л: принимает роль ученика

II. Актуализация знаний

2.1

- О чем мы говорили на прошлом уроке? Давайте вспомним, как надо вести себя в транспорте?  (Учитель раздает детям карточки с описанием ситуаций. Ученик читает текст и говорит, как он поступит.)

Карточка 1

Ты вошел с мамой в автобус и увидел своего друга.

Карточка 2

Ты сидишь в автобусе. На остановке вошел пожилой мужчина.

Карточка 3

Ты с бабушкой вошел в троллейбус. Свободное место было только одно (несколько).

Карточка 4

Вы с другом громко смеялись и разговаривали в автобусе. Один из пассажиров сделал вам замечание.

Карточка 5

Тебе нужно выходить. А впереди стоят люди. Как ты обратишься к пассажирам?

(После обсуждения последней ситуации учитель напоминает об остальных правилах поведения в транспорте.)

1. Без родителей маленьким детям нельзя ездить в транспорте.

2. В автобусе и троллейбусе надо разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

3. Нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров. Это особенно важно, потому что в городском транспорте двери открываются автоматически.

4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

5. Принято уступать место пожилым людям.

Ответы детей

Фронтальная

К.  договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; отвечает на вопросы

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

IV. Первичное усвоение новых знаний

Первичная проверка понимания

VI. Первичное закрепление

2.2

2.3

2.4

2.5

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми понятиями, совершим небольшое путешествие и поиграем, при этом вы многое узнаете, и многое сможете рассказать то, что вы уже раньше знали.

- Ребята, посмотрите на доску, слова из пословицы рассыпались, давайте поставим каждое на свое место

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Что означает эта пословица? (Каждый человек чего-то не знает, и в этом нет ничего страшного. Главное, понять это и постараться восполнить пробел в знаниях.)

- Эта пословица будет девизом нашего урока.

Знакомство школьников с заявкой на оценку и критериями оценки.

- А сейчас мы будем работать с вами в парах. Перед вами в конвертах лежат названия различных учреждений. Вам нужно разделить их на две группы (музей, детский сад, цирк, театр, музыкальная школа, институт, кинотеатр, библиотека, техникум, школа искусств, картинная галерея…)

Не забывайте, что вы работаете в парах. А это значит, что участвовать в выполнении задания должны вместе, сообща. Когда будете готовы, подайте сигнал.

Прочитайте все слова первой группы? Как одним словом мы можем их назвать? (Учреждения образования)

-Какие названия вы отнесли ко второй группе. Прочитайте.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему.

- Тема сегодняшнего урока Культура и Образование.

- Что вы уже знаете о культуре и образовании? А что хотели бы узнать?

Сформулируйте цель урока, закончив предложения:

Сегодня на уроке мы узнаем…

Мы научимся…

Мы будем учиться…

- Какие бывают учреждения культуры и образования. Какую роль они играют в нашей жизни. Примеры учреждений образования и культуры

Фронтальная

Парная

Р. определяет цель и составляет план работы

К.  учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;

3

Фронтальная работа

В нашей речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура»

Дайте определение понятию «Культура»  

В науке есть такое определение:

«Культура – это ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории».

Определяемое понятие: «культура», родовой признак: «ценности», видовые признаки: создаёт человек, создаёт на протяжении своей истории.

Дайте определение понятию «Образование»  

«Образование – это процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и  знаний».

Определяемое понятие: «образование», родовой признак: «процесс и результат», видовые признаки: усвоение человеком,  усвоение навыков, усвоение умений и  усвоение знаний».

Вы слышали такое словосочетание: «учреждения культуры» и «учреждения образования».

Дайте определения: «учреждения культуры» и «учреждения образования».

«Учреждения культуры – это учреждения, где люди могут увидеть ценности, созданные человеком»

«Учреждения образования – это учреждения, где люди усваивают навыки, умения и знания»

Давайте сравним два понятия: «учреждения культуры» и «учреждения образования». Чем воспользуемся для сравнения? (карточкой №3)

 Рассмотрите фотографии в учебнике на стр. 120-121.

Какие учреждения культуры и образования на них показаны? (выставочный зал, школа, дом детского творчества, концертный зал, цирк, университет, театр, библиотека)

Индивидуальный труд

Работа с текстом на стр. 122-123. «Какие бывают музеи»

(Слайд 2)

Выпишите виды музеев, которые вам встретятся в тексте.

Проверка по слайдам 3-6.

Посмотрим, какие ещё существуют музеи (по слайдам 7-8: зоологические, геологические

Фронтальная работа

В каких музеях вы были?

Поднимите руку, кто был в нашем школьном музее?

Как называется наш школьный музей? (краеведческий)

Докажите, что наш музей является краеведческим (в нем находятся предметы из прошлого)

Кто знает, как называются предметы в музеи? (экспонаты)

Подумайте, музей – это учреждение культуры или образования?

Дайте определение понятию: «музей»

«Музей – это учреждение культуры, где мы можем увидеть ценные экспонаты, созданные человеком или найденные человеком в природе»

То, что создано стараниями и трудом людей — культура.

Дают определения с опорой на схему.

Сравнивают два понятия: «учреждения культуры» и «учреждения образования» по  карточке №3

Образование – это процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и  знаний

Фронтальная

К.  учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;Р: грамотно оформлять предложения на письме в зависимости от цели высказывания и

интонации произношения

4

Работа с текстом.

Найдите в тесте второй абзац «Музеи бывают разные…»

Альбина, зачитай.

Ребята, как понять «экспонаты, рассказывающие о прошлом». Вы видели в нашем музее старинный самовар, он, что вам сам что-то рассказывал. Кто нам разъяснит?

Обратите внимание на карточку №1. Составьте по ней вопросы к рассказу о музеях и задайте их ребятам

Что изображено на рисунках? (Слайд 9)

Работа в паре (Слайд 10)

  1. Обсудите, для чего люди посещают учреждения культуры.

Какие учреждения культуры есть в нашем городе?

Является ли наша школа – учреждением культуры?

Почему школу называют культурным центром села?

Дайте определение, что такое школа?

Школа – образовательное учреждение, где организованы уроки, классы, дети от 7 до 17 лет….

Какое образовательное учреждение, вы посещали до школы? (детский сад)

Где ещё человек получает образование? (Слайд 11)

Каждому мальчику и каждой девочке нашей страны приготовлено место за школьной партой. Все ребята у нас имеют право и обязаны учиться. (Слайд 12)

После окончания школы, многие ребята идут в училища и техникумы, где вместе со знаниями приобретают рабочие профессии. (Слайд 13)

Получить специальность врача, архитектора, учителя, инженера, агронома,  переводчика можно в институте или университете. (Слайд 14)

Образовательные учреждения: школа, гимназия, училище, лицей, техникум, институт, университет. (Слайд 15)

Перестают ли учиться те, кто уже стал врачом, учителем, агрономом? (Слайд 16)

 Чтобы не отстать от жизни, учатся все от мала до велика, всё время пополняя свои знания: и врач, и агроном, и учитель, и профессора, и академики, и известные на весь мир учёные. (Слайд 17).

Составляют вопросы по карточке №1

Индивидуальная

Фронтальная

Пр: различает учреждения культуры и образования и проводит соответствующие примеры. 

Р:оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей 

5

Рабочая тетрадь стр. 78, зад. 1.

Проверка в парах. Отвечает один в каждой паре.

Индивидуальный труд

Восстановите схему

Проверка на доске

Первый русский музей (Кунсткамера), краеведческий, Политехнический, художественные.

Индивидуальная

Фронтальная

Пр: различает учреждения культуры и образования и проводит соответствующие примеры. 

Р.сохраняет учебную задачу; адекватно воспринимает предложения учителя; оценивает правильность выполнения действия

VII. Рефлексия (подведение итогов)

6

а) степень достижения целей, поставленных в начале урока

удалось ли нам узнать, что такое учреждения образования и культуры. Какую они играют роль в жизни человека? Как называются?

b) подсчет баллов, заработанных на уроке

с) соотнесение учениками количества баллов с заявкой на оценку

d) выявление учеников, получивших запланированную оценку

е) выявление учеников, получивших оценку выше (ниже) запланированной

f) обсуждение с учениками причин расхождения плана и факта

Фронтальная

Р:

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий

К: высказывает и обосновывает свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Доли. Образование и сравнение долей"(3 класс)

Данный урок был взят и переработан  из электронного приложения Издательство "Учитель"...

Конспект урока по русскому языку "Образование слов при помощи приставок"

Русский язык 2 класс "Образование слов при помощи приставок"...

Конспект урока математики по теме: «Образование и названия трёхзначных чисел»

Конспект урока математики по теме: «Образование и названия трёхзначных чисел»...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...

Конспект урока окружающий мир "Культура и образование"

Культура и образование - одна из важных тем в жизни младшего школьника. Через данную тему мы выводим детей на правильный путь....