Аннотация к уроку окружающему миру по теме : Лес
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Эльвина Салаватовна Юланова

  АННОТАЦИЯ:

   Цели урока: формировать представления учащихся о растительности, об особенностях животного мира лесной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому предмету; воспитывать бережное отношение к природе.

       Урок- путешествие по изучению растительности и животного мира лесной зоны, где учащиеся в процессе создания проблемных ситуаций решали задачи по проблеме охраны и сохранности животного, растительного мира леса, нашей малой Родины. Основная идея урока- любить то место, с которого начинается жизненный путь человека, уметь видеть красоту там, где на первый взгляд она незаметна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лес »

Класс: 4  класс

Провела: учитель начальных классов Юланова Э.С.

Цель урока:

- уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленности их к совместной жизни.

Задачи:

- углубление теоретических знаний и расширение представлений обучающихся о лесе;

- содействие развитию речи учащихся: обогащение словаря, навыков речевого общения в деятельности;

-воспитание экологической ответственности, любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру;.

Оборудование: презентация, плакаты, тесты, учебник, экологические правила.

Основные понятия:

природное сообщество;

 лес;

 растения леса;

​ ярусы;

животные леса

Формировать УУД:

ЛичностныеУУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.​

Ход урока:

I .Организация начала урока:

слайд №2

-Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

И зовет нас , в загадочный мир,

Таинственный мир природы!

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одно природное сообщество , а какое узнаете чуть позже.

II .Повторение раннее изученного материала:

А) Повторение темы «Луг- природное сообщество»

-Перед тем как познакомиться с новым природным сообществом, мы должны убедиться, что особенности предыдущего сообщества мы знаем хорошо?

- С каким природным сообществом мы познакомились на предыдущих уроках? ( луг)

- А , что мы называем природным сообществом?

 (Это группа связанных между собой организмов ,которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду).слайд

- И так, проверим ваши знания, выполнив тест по вариантам:

1 вариант:

1) Выбери природные условия луга:

А)хорошо освещается солнцем, много света и тепла. Обдувают сильные ветра.

Б) Много тенистых мест, заболоченность местности.

2) Какое растение нельзя увидеть на лугу:

А) тимофеевка

Б) лютик

В) клён

Г) клевер

3) Какое животное нельзя увидеть на лугу:

А) мышь

Б) перепел

В) трясогузка

Г) волк

4) Какая окраска у божьей коровки:

А) Покровительственная

Б) Предупреждающая

В) Подражающая

Г) Отпугивающая.

5) Почему кроты любят жить в лугах?

А) в почве много червей

Б) удобно рыть норы

В) там нет врагов

6) Что будет с почвой, если сухую траву сжигать?

А) будет менее плодородной

Б) ничего не произойдет

В) на ней не будут расти травы

2 вариант:

1.Какие растения можно встретить на лугу?

А) деревья

Б) кустарники

В) травы

2.Какое из перечисленных растений нельзя увидеть на лугу?

А) тысячелистник

Б) березу

В) клевер

3. Почему крупные животные не живут на лугу?

А) им негде прятаться

В) им мешают насекомые

4. Какая окраска у кузнечиков:

А) Покровительственная

Б) Предупреждающая

В) Подражающая

Г) Отпугивающая

5.К лекарственным растениям относятся:

А) рожь, мышиный горошек, рогоз

Б) вьюнок, мятлик, колокольчик

В) подорожник, ромашка, пижма

6.Эта птичка потряхивает хвостиком:

А) коростель;

Б) трясогузка

ВЗАИМОПРОВЕРКА  Слайд 3, слайд 4 возврат слайда.

Ребята поднимите руки, кто получил 5, кто 4, а кого есть 3 и 2 , что надо сделать?

-А теперь, ребята, давайте разгадаем загадки

А)Разгадайте, о чем говорится здесь: Слайд 6

Белые сапожки,

 Зеленые серёжки.(Береза)

Он коричневый, лохматый

. Угадайте-ка, ребята,

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том? (Медведь)

Бусы красные висят

 Из кустов на нас глядят,

 Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина) 

Звучит запись «Голоса птиц» слайд 7

Слайд № 7

Что связывает этих животных? И эту мелодию? как думаете ребята? Какая тема сегодняшнего  урока? Какое природное сообщество будем изучать?

Какие задачи поставим на урок?

1. Узнать больше о лесе, о растениях, животных леса

А все ли люди умеют себя правильно вести в лесу?

2. какую еще задачу поставим? (правила поведения в лесу)слайд 7

вы когда нибудь были в лесу?-А что такое лес? Как вы понимаете ребята?

--Природное сообщество, территория, покрытая деревьями, кустарниками, травами, дом для животных.

Откроем тетради, записываем число, классная работа. Тема : ЛЕС

Посмотрите ребята внимательно, Какие деревья на слайд 8

 что общего у этих деревьев? Как называются такие деревья, у которых вместо листьев иголочки?

Как думаете как будет называться лес, где растут хвойные деревья? слайд 9 (ответ уч.)

Еще какие растения там могут расти? (трава, кустарники, мох)

А давайте откроем стр 62, проверим, правильно ли мы думаем?

учебник стр 62. Назовите какие растения есть в хвойном лесу? (Читают)

слайд 10. Обратите внимание на следующий слайд? Чем отличается о предыдущего? Как вы считаете, как они могут называться? слайд 11, 15. учебник стр 63

А  есть ли  места где растут  и хвойные и лиственные деревья? ( да , есть такие места) Как называется такой лес? (Смешанный лес) стр 64 Слайд.

слайд 17. Физминутка:

--Давайте отдохнем и поиграем в Игру « Дерево, кустарник ,травушка».

--Я увижу , как вы хорошо знаете некоторые виды деревьев, кустарников и трав.

--Если я называю дерево, вы стоите, подняв руки. Куст- руки на пояс. Трава- присесть.

--Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, душица, орешник, медуница, подснежник, ель.

Давайте в теради , подведем итог,и зарисуем схему типов леса.

(сделать схему.)

слайд 13

- А как же в лесу вместе уживаютсяприспосабливаются все растения ( деревья , кустарники, кустарнички и травянистые растения)?

Деревья выше, а трава?

На что они похожи?( на лестницу, этажи) Правильно, их называют ярусами. Слайд 20, 21

Так все растения в лесу образуют ярусыЯрус (по словарю Ожегова )- ряд горизонтально расположенных предметов. Ярусное расположение растений в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу  своё место.

Я на доске приготовила основные типы растения леса, идемте к доске, распределите их по ярусам.

(Работа на доске)Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.

В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения.

Перепишете в тетради ярусы.

а каких лесных животных вы знаете? Дома запишите в каком ярусе какие животные проживают.

IV . Закрепление пройденного материала:

2.Игра «Крестики –нолики». Если вы согласны с высказыванием, то ставьте крестик, а если нет, то – нолик. Выполняем на обратной стороне теста .

Самый верхний ярус в лесу образован деревьями?

Всего в лесу 3 яруса?

Лес – это природное сообщество,т.к. в нем все живые организмы живут сообща?

Самый нижний ярус в лесу составляют мхи, лишайники, грибы?

В сосновых лесах влажно и прохладно?

-Проверьте себя: Х0ХХ0

-Оцените свою работу : каждый правильный ответ 1 балл.

Вы сказали. что не все люди умеют правильно себя вести? а как нужно себя  вести? 15 слайд

Какие задачи вы поставили перед уроком?

Ребята мы выполнили поставленную задачу?

А)Рефлексия

-Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Теперь подведем итоги нашей с вами работы. Перед вами дерево без листьев. Если вам понравился урок, все было понятно и легко– нарисуйте зеленый листок. Если понравился урок, но не все было понятно и интересно – желтый листок. Если на уроке испытывал трудности, не все было понятно – белый листок.

Я очень рада, что вам урок понравился. Вы все молодцы, досвидания!

Б)Домашнее задание Ярусы которые записали в тетрадях, запишите какие животные в каких ярусах живут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. Урок окружающего мира. Тема урока: Строение тела человека.

Открытый урок  окружающего мира.Девизом урока были слова китайской мудрости : «Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне попробовать – и я научусь.»...

Урок окружающего мира. Тема урока: "Группы животных" 2 класс, система Л. Занкова

Аннотация                     Урок окружающего мира  «Группы животных» (2 класс) разрабо...

Конспект урока окружающего мира. Тема урока: «Если случилась беда".

Урок окружающего мира по программе Виноградовой, на котором учащиеся сами ставят перед собой цель урока и стараются её реализовывать в течение всего урока .На уроке формируются УУД,соответствующие тре...

Аннотация к уроку математики по теме "Прямоугольник", 2 класс

Темаурока:    прямоугольник                                               ...

Аннотация к уроку окружающему миру по теме : Почему нужно есть много овощей и фруктов? 1 класс УМК «Школа России»

Аннотация к уроку окружающему миру по теме :  Почему нужно есть много овощей и фруктов?1 класс УМК «Школа России» Урок русского языка по  образовательной системе  УМК ...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Животноводство» 3 класс Тема: «РАСТЕНИЕВОДСТВО»

Создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве; формирования представлений о животноводстве, его отраслях; ознакомления с особенностями разведения и содержания домашних животных, отра...