План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_na_okr._mir_2.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект экскурсии на тему: «Весна пришла!»

  УМК: «Школа России»        Класс: 4

          Цель:Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования

Задачи:

  • Познакомить с некоторыми растениями; правилами поведения в лесу.
  • Развивать речь детей, наблюдательность и внимание, творческие способности.
  • Развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого; расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность.
  • Прививать любовь к растениям. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

  1.  Познакомить учащихся с различными периодами весны.
  2.  Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.
  3.  Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.
  4.  Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

   Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

                                                      Ход урока.

             Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

            Учитель:Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

  • Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  • В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

    

           Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

       И душистого ландыша ждет.

А. Фет

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).

        Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

  

                     Основная часть      

  1. Весенние изменения в неживой природе.  Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?(Май)   

- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (в мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

- Какие осадки выпадают весной? (в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (в мае).

                2. Весенние изменения в живой природе.

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

             -Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

  1. Во время экскурсий вам придется выполнить задания в группах и предоставить         письменный отчет о сегодняшней экскурсии. План отчета можно увидеть на карточках которые вы получили в начале экскурсии.

               

Карточки с планом отчета:

  • красота весенней природы (сделать фотография первых весенних цветков);
  • погодные условия;
  • жизнь травянистых растений леса, луга, двора;
  • жизнь древесных и кустарниковых пород;
  • приметы весны в животном мире.
  • создать презентацию в программе PowerPoint

        4.  Учащиеся делятся на группы.

              Задание для 1 группы: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

                  Задание для 2 группы: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

  • Как часто насекомые посещают эти цветки?
  • Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?
  • Чем обусловлена окраска цветков?
  • Имеются ли у цветков нектарники?
  • Возможно ли у этих цветков самоопыление?
  • Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают   первоцветы и делают их фотографии.

Задание для 3 группы: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.

Название деревьев

и кустарников

Внешний вид соцветий

(схематические рисунки)

Растения

однодомные или двудомные

Пестичных

цветков

Тычиночных

цветков

    Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

      Задание на дом.

    1.Каждое группа сдает отчет об итогах экскурсии «Весна пришла!», готовит страницу электронной книги о первоцветах, туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

Подведение итогов экскурсии и выставление оценок в журнал.

              - А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему «Весна! Весна! И все ей рады…» (предметная декада начальных классов)

создать условия для знакомства со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны, для расширения и углубления знаний и представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны; способст...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Лето пришло" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об основных изменениях, которые они наблюдают с приходом лета в неживой и живой природе; ознакомление с оздоровительным и закаливающим эффектом пре...

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения шк...