План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
План-конспект экскурсии по окружающему миру на тему «Весна пришла!» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_na_okr._mir_2.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект экскурсии на тему: «Весна пришла!»
УМК: «Школа России» Класс: 4
Цель:Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования
Задачи:
- Познакомить с некоторыми растениями; правилами поведения в лесу.
- Развивать речь детей, наблюдательность и внимание, творческие способности.
- Развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого; расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность.
- Прививать любовь к растениям. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
- Познакомить учащихся с различными периодами весны.
- Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.
- Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.
- Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.
Ход урока.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель:Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
- Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь
Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Основная часть
- Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?(Май)
- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (в мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).
- Какие осадки выпадают весной? (в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (в мае).
2. Весенние изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Во время экскурсий вам придется выполнить задания в группах и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии. План отчета можно увидеть на карточках которые вы получили в начале экскурсии.
Карточки с планом отчета:
- красота весенней природы (сделать фотография первых весенних цветков);
- погодные условия;
- жизнь травянистых растений леса, луга, двора;
- жизнь древесных и кустарниковых пород;
- приметы весны в животном мире.
- создать презентацию в программе PowerPoint
4. Учащиеся делятся на группы.
Задание для 1 группы: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:
Название растения | Особенности внешнего строения | |
Цветка (зарисовка) | Листьев (зарисовка) | |
Задание для 2 группы: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:
- Как часто насекомые посещают эти цветки?
- Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?
- Чем обусловлена окраска цветков?
- Имеются ли у цветков нектарники?
- Возможно ли у этих цветков самоопыление?
- Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?
Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.
Задание для 3 группы: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.
Название деревьев и кустарников | Внешний вид соцветий (схематические рисунки) | Растения однодомные или двудомные | |
Пестичных цветков | Тычиночных цветков | ||
Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.
Задание на дом.
1.Каждое группа сдает отчет об итогах экскурсии «Весна пришла!», готовит страницу электронной книги о первоцветах, туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.
Подведение итогов экскурсии и выставление оценок в журнал.
- А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-экскурсия по окружающему миру на тему"В гости к весне"
урок-экскурсия...
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему «Весна! Весна! И все ей рады…» (предметная декада начальных классов)
создать условия для знакомства со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны, для расширения и углубления знаний и представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны; способст...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"
Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1) Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе; - учить устанавливать связи меж...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
Конспект урока окружающего мира по теме: "Лето пришло" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об основных изменениях, которые они наблюдают с приходом лета в неживой и живой природе; ознакомление с оздоровительным и закаливающим эффектом пре...
План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения шк...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Весна в мире птиц и зверей" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру ...