Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Кто такие рыбы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Кто такие рыбы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_dlya_zacheta_ignatova_n.i.docx913.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

__________________________Игнатовой Надежды Игоревны_________________________

ФИО учителя

______________________________ГБОУ СОШ №218________________________________

краткое название образовательной организации

___________________________УМК «Школа России»_______________________________

используемый УМК (учебно-методический комплекс)

_______________________________окружающий мир_______________________________

учебный предмет

______________________________________1______________________________________

класс

Тема: «Кто такие рыбы?»

Тип: урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с общими признаками и разнообразием рыб.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Усвоение характерных признаков рыб.
  • Уметь описывать рыб, называя отличительные признаки.
  • Сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Метапредметные:

Познавательные

  • Уметь находить нужную информацию, анализировать ее, находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.
  • Уметь сравнивать и группировать предметы по заданному признаку.
  • Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

  • Организовывать рабочее место под руководством учителя.
  • Уметь принимать учебную задачу, сохранять ее, действовать в соответствие с ней, работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные

  • Уметь оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
  • Сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий.
  • Участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других.

Личностные:

  • Самостоятельно или с помощью учителя развивать адекватную самооценку на основе критериев учителя.
  • Уважительно относиться к чужому мнению.

Ресурсы урока: учебник: Окружающий мир. 1 класс 1 часть. Плешаков А. А. Школа России. Компьютер, проектор, презентация. Раздаточный материал.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

  • Орг. момент, проверка готовности к уроку

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Давайте проверим готовность к нашему уроку, на партах у вас должны лежать учебники, рабочие тетради и пенал. Все лишнее уберите.

Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. 

  • Мотивация к деятельности

У каждого из вас на парте лежит рисунок с изображением двух гор, это горы знаний. (Приложение 1) Найдите первую гору. Если вы считаете, что вы все знаете о природе, о животном мире, о всех тайнах природы, то нарисуйте себя на вершине горы. Если вы считаете, что вы многое уже знаете о природе, но еще не все, еще что-то предстоит узнать, тогда нарисуйте себя у подножия горы, в самом низу.

В конце урока мы вернемся к этим горам и узнаем, кому удалось получить новые знания и покорить вершину горы знаний.

Проверка готовности к уроку.

Настраиваются на урок, отмечают себя в определенной точке горы.

Актуализация необходимых знаний

Вместе с нами покорять вершину горы знаний будет наш друг Муравьишка Вопросик. Сегодня он пришел не с пустыми руками, он приготовил для вас загадки, попробуйте их отгадать. Отвечаем только по поднятой руке.

  1. На лужайке всё стрекочет,
    Резво прыгает, хлопочет.
    Цветом он, как огуречик...  
    Как зовут его? .
    ..(Кузнечик)
  2. Кто на пасеке живёт,
    запасает летом мёд?
    Работяга так мала!
    Целый день в трудах...
     (Пчела) 
  3. Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь,

Ну и зануда, вот кошмар!

Писклявый, маленький …(Комар)

  1. У реки, над камышами,
    Вот с та – а – а - акущими глазами,
    Зависает вертолёт.
    Пассажиров не берёт!
    И пропеллер... И глаза...

Да ведь это - ... (Стрекоза)

Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных?

Кто такие насекомые?

Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет?

ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась.

Два - изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела.

На четыре – полетела,

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

Бабочка - это насекомое?

Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за бабочкой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А бабочка долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать?

Тогда отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)        

А кто такие рыбы?

Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

Какую цель поставим перед собой на этот урок?

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал, все, что знают о насекомых.

-Это насекомые

- Насекомые - животные, у которых 6 ног

- Стало холодно, нет цветов

Выполняют физминутку 

- Да 

Отгадывают загадку.

Пробуют сформулировать тему урока, учебную задачу.

Организация познавательной деятельности

  • Постановка перед детьми учебных задач.

Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

Героями каких сказок являлись рыбы? (Показ книг)

Где могут жить рыбы?

В любой ли воде могут жить рыбы?

А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

  • Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

Муравьишка Вопросик хотел бы знать: «А могут ли рыбы жить на суше?» Кто согласен? Муравьишка сомневается.

Давайте продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.

Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

  • Организация исследовательской деятельности по решению проблемы

Откройте учебник на стр. 34. (Приложение 2) Рассмотрите строение рыбы на иллюстрации.

Кто знает, как называется эта рыба? (красноперка)

Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы.

Назовите части тела рыбы.

Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.

Плавники и хвост помогают рыбам плавать.

Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.

Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.

Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

Под жаберной крышкой расположены жабры.

Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры?

Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.

Так могут ли рыбы жить на суше? 

Что необходимо им для жизни?

Почему? 

Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?

ФИЗМИНУТКА

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Садятся за парту)

  • Первичное закрепление знаний.
  • Повторим, из каких же частей тела состоит рыба?
  • Так могут ли рыбы жить на суше?

Что необходимо им для жизни?

В паре с вашим соседом, возьмите части тела рыбки, которые есть у вас на столах, и соберите ее. (Приложение 3)

По окончании работы покажите знак готовности (взяться за руки над головой).

  • Исследовательская, практическая работа.

А вот и Мудрая Черепаха, она тоже приготовила для вас загадку. О ком она?                                И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток.   (Рыбы).

Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?  

Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она?

Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

Возьмите листочки с силуэтом рыбы и простым карандашом попробуйте нарисовать рыбке чешую на туловище и хвосте. Имейте ввиду, что чешуйки расположены в шахматном порядке. (Приложение 4)

Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море.

Как бы вы их назвали и почему? Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах.

Как бы вы их назвали? Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания.

Речные рыбы:

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш.

Морские рыбы:

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – камбала.

Игра «Поймай рыбку».

Догадайтесь, о какой рыбе идет речь и назовите ее по поднятой руке.

 На дне, где тихо и темно, 

Лежит усатое бревно.  (Сом.)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне один

Лежит плоский блин.  (Камбала.)

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.

Драчун и забияка

Живёт в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит. (Ёрш.)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.

Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает. (Щука.)

Щука одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко.

Плыву легко,

Зубастая, большая,

Я рыба морская. (Акула.)

Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.

  • Этап включения в систему знаний и повторения

Выберите из учебника одну рыбу. Расскажите о ней по плану:

  1. Название рыбы
  2. Речная или морская
  3. Размеры (большая, средних размеров или маленькая)
  4. Форма тела
  5. Окраска туловища, плавников
  6. Особенности частей тела (например, плавников, рта, глаз)

Знакомятся с учебной задачей.

Отвечают на вопросы, основываясь на своем жизненном опыте.

- В воде, в речке, в озере, в море

- Нет 

- В грязной воде

Формулируют вывод.

- Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоёмов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

Пытаются ответить на проблемный вопрос, выдвигают свои гипотезы.

Осуществляют исследовательскую деятельность по решению проблемного вопроса. Работают по учебнику, отвечают на вопросы.

- Нет

- ВОДА

- Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь

- Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде

Выполняют физминутку

Закрепляют полученные знания через ответы на вопросы и практическое задание – соединяют части рыбы. 

- Нет

-Они дышат кислородом, растворённым в воде

Отгадывают загадку 

- Монетки-чешуйки

Выполняют практическое задание – рисуют рыбью чешую.

- морские

- речные

Изучают классификацию рыб.

Отгадывают загадки, изучают отличительные особенности разных рыб.

Составляют рассказ, используя полученные знания.

Рефлексия деятельности

  • Подведение итогов

Итак, какую учебную задачу поставили в начале урока?

Кто же такие рыбы?

В каких водоемах могут жить рыбы?

Какие части тела у рыб?

Каких речных рыб вы запомнили?

Каких морских рыб вы запомнили?

Какие правила поведения у водоемов должны помнить люди, чтобы рыбы могли жить в воде?

Молодцы!

  • Рефлексия

Вернемся к нашей горе знаний. Найдите на рисунке вторую гору. Если сегодня на уроке вы хорошо работали, запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, если вам было интересно, то нарисуйте себя на вершине горы. А если на уроке вам было трудно и вы мало что запомнили, то нарисуйте себя у подножия горы. Сравните, на какой части горы вы были в начале урока и где оказались в конце урока. Поднимите руку, кто смог покорить вершину горы знаний.

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы, делятся своим мнением

Оценивают свою работу на уроке. Сравнивают результаты, полученные на разных этапах урока. Делают выводы. Соотносят результаты с поставленной учебной задачей.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3        Приложение 4

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?"

Данный конспект урока составлен для 1 класса по теме "Кто такие насекомые?"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы" 1 класс

Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое деньги»

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое деньги»...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Что такое экономика" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Что такое экономика" 2 класс...

Конспект урока по окружающего мира на тему "Кто такие птицы?" 1 класс

Конспект урока по окружающего мира на тему "Кто такие птицы?" для 1 класса по программе "Школа России" ....