конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие насекомые?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Новокрещенова Светлана Сергеевна

Данный конспект урока составлен для 1 класса по теме "Кто такие насекомые?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_nasekomye.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Кто такие насекомые?»

Цели:

  • познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак насекомых.
  • развивать воображение, мышление, речь.
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основной признак насекомых.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, карточки для парной работы (паук, рак, сороконожка, кузнечик, богомол, муха), запись песни «В траве сидел кузнеч», сигналы обратной связи, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир»

Ход урока:

  1. Организационный момент. (слайд 1)

1,2 – выше голова,

3,4 – плечи шире,

5,6 – тихо сесть.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- А какой урок у нас начинается?

─ Проверим, всё ли готово к уроку. (учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, конвертики с заданиями).

- Сегодня на урок к нам пришёл Муравей Вопросник. Весь урок он вам будет загадывать загадки, давать различные задания.

  1. Актуализация знаний.

- Первое задание по изученному материалу.

-  На прошлом уроке мы говорили о разнообразии растений. (СЛАЙД 2)

Но несмотря на то, что растения так не похожи друг на друга, у них есть общее.

 - Муравей Вопросник хочет знать, что общего у всех растений? (СЛАЙД 3.)

Молодцы с первым заданием вы справились.

  1. Самоопределение к деятельности.

─ А сейчас посмотрите на экран. (слайд 4). 

- Какое время изображено на рисунке? (Лето).

- Действительно мы с вами оказались на зеленой поляне. Светит солнышко. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.  В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел летает  возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами порхают  бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики. Кто может назвать друзей Муравьишки? (пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы).

─ Как назвать их всех одним словом? (Насекомые)

─ О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? ( О насекомых)

─ Почему всех их называют насекомыми? (Дети затрудняются ответить)

  1. Работа по теме урока

─ Отгадайте загадку. О каком насекомом говорится в ней. (Слайд 5)

 Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

-Рассмотрите бабочку. Назовите строение бабочки? (Слайд 6)

- Откройте учебник на странице 32.

- Рассмотрим рисунок строения бабочки  в учебнике.

 (слайд 7)

─ Посмотрите внимательно на экран. Какие части тела вы можете выделить у бабочки? (ответы детей)

- Тело бабочки состоит из трёх частей: головы, груди, брюшко.

- Что вы видите на голове у бабочки? (усики, глаза, хоботок)

- С помощью хоботка бабочка пьёт нектар.

-Что находится на груди бабочки? (крылья, ноги)

-Сосчитайте сколько крыльев у бабочки?

-Сколько мы видим?

-Почему?

-Сколько ног у бабочки? (6 ног)

- Покажите у себя в учебнике строение бабочки. Голова, брюшко, грудь. На голове находятся глаза, усики, хоботок. На груди расположены крылья и 6 ног.

─ Посмотрите, а кто это летает рядом с нашей красавицей бабочкой?

(стрекоза, божья коровка) (слайд 8)

─ Сосчитайте количество ног у стрекозы и божьей коровки.

- Сколько ног у стрекозы?  (У стрекозы шесть ног)

- Сколько ног у божьей – коровки? (У божьей – коровки тоже шесть ног)

- Что заметили? Что общего у них?( у них по 6 ног)

─ Сделайте вывод: каких животных можно назвать насекомыми? (Насекомыми можно назвать тех животных, у которых шесть ног)

  1. Продолжение по теме урока.

─ Наш Муравьишка Вопросник тоже хочет посчитать свои ножки. Помогите ему. (Ученик у доски  считает ножки муравья) (слайд 9)

─ Сколько ножек у Муравьишки? Что вы можете сказать о Муравьишке?               (У Муравьишки шесть ног, значит, Муравьишка ─  насекомое.)

Физкультминутка: (слайд10)

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

 

Игра «Узнай насекомое»

─ Муравьишка- Вопросник загадает загадки о своих братьях меньших, а вы отгадываете насекомое. (слайд 11)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт –

Свою кровь прольёт.     (КОМАР)

- Ребята, а вы знаете, что кусаются только самки – Комарихи. Напьются они крови у животных или людей, переварят её  и летят поближе к воде и сырой земле откладывать яички. Комар – самец кровь не пьёт. Он питается соком растений и сладким нектаром. Писком – дрожанием крылышек – комары «разговаривают» друг с другом.

(слайд12)

 Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится.      (МУХА)

(слайд 13)

 Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только мёду не даёт,

Как пчела.                             (ОСА)

(слайд 14)

 Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел.         (БАБОЧКА)

(слайд 15 )

С ветки на тропинку,

С тропинки на травинку

Прыгает пружинка-

Зелёная спинка.     (КУЗНЕЧИК)

(слайд 16)

 Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (ЖУК)

- Молодцы, мы выполнили задание Муравьишки  Вопросника и отгадали всех его друзей.

  1. Закрепление изученного по теме у рока.

- Ребята Муравей  Вопросник ещё для вас приготовил задание. Сейчас вы будете работать парами. Возьмите конвертики,  достаньте из них карточки с животными.

─  Перед вами картинки с животными. Разделите картинки на две группы.  В первую группу положите картинки с насекомыми, во вторую с не насекомыми. (слайд 17)

─ Как вы узнаете, какое животное ─ насекомое? (Посчитаем  ножки.)

Учащиеся выполняют задание.

─ Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.

Самопроверка: (слайд 18).       

─ Поднимите руку, кто правильно, без ошибок выполнил задание. Опустите.

- А сейчас поднимите руку, кто допустил ошибку при выполнении задания.

- Какую ошибку вы допустили?

─ Назовите не насекомых. (Паук, рак, улитка)

─ Объясните, почему паук не насекомое? (У паука 8 ножек.)

Пауки не насекомые. Они принадлежат классу паукообразных. В отличии от насекомых у них восемь ножек и нет крыльев. Тело состоит из двух частей, зато глаз целых восемь. На брюшке у паука есть несколько желёз.. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде ниток – паутины.

─ Назовите насекомых.

─ Объясните, почему рисунок кузнечика положили в группу насекомых? (У кузнечика 6 ножек.)

        

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Следующее задание Муравья Вопросника будем выполнять в рабочей тетради.

─ Откройте тетради на с.22 №1

─ Рассмотрите рисунок. Каких насекомых  вы узнали? (На рисунке изображён кузнечик и шмель)

─ Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? ( Для кузнечика мы выберем зеленый цвет)

─ А для шмеля ( Для шмеля мы выберем цвета  желтый, коричневый, черный)

─ Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защитить, поэтому он вынужден прятаться. А шмель имеет жало, поэтому он не боится врагов. Своей пёстрой окраской он старается предупредить о том, чтобы к нему не приближались, иначе он может пустить в ход жало.

-Докрасьте рисунок.

  1. Рефлексия

─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)

─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.)

─  Комары  нужны природе. Комары ─  пища для лягушек, жаб.  

─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль.

  1. Подведение итогов урока.

─Ребята,  вот и подошла к концу наша прогулка в лето на зеленую солнечную поляну. (слайд 21).

─ С кем мы познакомились на уроке? (Сегодня на уроке мы познакомились с насекомыми)

─ Назовите основной признак насекомых? (У насекомых шесть ног)

─ Понравился ли вам урок?

─ Муравьишка на прощание хочет подарить бабочке туфельки. Посмотрите на страницу 33 учебника.  Сколько туфелек нужно ему взять? Почему?

─ Вы сегодня хорошо работали. Спасибо. Урок окончен.(слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Что такое Бенилюкс?» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результатыПредметные:-...

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: "Что такое Бенилюкс?" (3 класс)

Цели деятельности учителя:ознакомление учащихся со странами Бенилюкса.Планируемые результаты:Предметные: знать:что такое Бенилюкс, какие страны входят в него.уметь: работать с картографическим материа...

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Кто такие звери", 1 класс. УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о зверях как животных: строение тела, особенности вскармливания потомстваПланируемые результатыПредметные: Знать: признаки зверей: стро...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Кто такие птицы?" (УМК "Школа России", 1 класс.)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о птицах, их отличительных признаках; умений описывать птицу по плану и отличать птиц от других животных.Планируемые результаты:Предметные: Знать определ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое деньги". (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое деньги, как они появились, что такое бартер, купля-продажа, валюта, нумизматика, сбережения; формирование знаний о сторонах монеты.Плани...

Конспект урока по окружающему миру 3кл "Что такое Бенилюкс?"

Цели деятельности учителя: формирование первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результатыПредметные:-...