Урок-исследование по окружающему миру 1 класс на тему: " Наши помощники-органы чувств". Как узнать, что вокруг нас?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
На уроке дети учатся наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_i_issledovanie_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.docx | 843.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование, 1 класс
Тема: «Наши помощники -органы чувств. Как узнать, что вокруг нас?»
Цель: обогащение чувственного познавательного опыта на основе умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов (в данном случае восприятия).
Задачи:
- формирование восприятия, его целостности;
- развитие памяти в процессе учебной деятельности;
- развитие логического мышления путём использования приёмов анализа, сравнения, обобщения, классификации.
Ход занятия
Орг.момент
- Встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем своему соседу справа пожелания на занятие. (удачи, успехов, послушания, быть внимательным, суметь сосредоточиться, правильно выполнять задания и т.д.)
Постановка темы и задач урока
Вызывается ребенок. Завязываются ему глаза, руки прижаты к телу. Перед ребенком кладутся предметы.
- Назови предметы, лежащие на столе.
- Почему он не может назвать? (чтобы назвать предмет его надо увидеть, потрогать, попробовать)
- Чем мы можем потрогать? Попробовать? Увидеть?
-Посмотрите на картинку, что на ней изображено?
- как назвать одним словом? (органы, части организма)
- Кому принадлежат? (человеку)
Вывод: Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы и с их помощью мы познаем окружающий нас мир. Сегодня на уроке мы докажем их необходимость для человека.
И так, проблема Как узнать, что вокруг нас?
Какие задачи надо поставить на уроке, чтобы они способствовали решению нашей проблемы.
Вспомнить некоторые органы человека и их функции. Определить, для чего нужен тот или иной орган, попытаться доказать его необходимость, путем выполнения различных заданий. Закрепить ранее изученный материал, дополним новыми знаниями. Чтобы ваши товарищи вас понимали, продолжим учиться правильно выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения. Для того, чтобы полученные знания вы сумели закрепить на практике и правильно подвели итог в конце урока, вы должны бать внимательны, сосредоточены и активны, не боясь отвечать на мои вопросы.
Исследовательская деятельность
Исследование 1 «Нарисуем себя»
Цель:
• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора
• Развитие тактильных ощущений, самосознания и мелкой моторики.
Ход упражнения:
- Посмотрите, на себя в зеркало, потрогайте свое отражение.
Нарисуйте на зеркале себя. Ваша задача: найти сходство и различие между рисунками. (Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т.д).
После рисования дети рассматривают свои рисунки
- Чем похожи рисунки (у каждого имеется голова, глаза, нос, уши)
- чем отличаются (цветом глаз, формой губ, бровей, носа)
- Какой можно сделать вывод: У каждого человека имеется нос, глаза, уши, руки, рот. И все они выполняют одни и те же функции. Но у каждого человека они отличаются по размеру, цвету, форме.
- какую функцию выполняют глаза? Уши? Нос?
Наша задача: выяснить, для чего человеку необходимы глаза, уши, нос, рот, руки
Исследование 2 «Волшебный мешочек»
Задача исследования: Определить функции органов и их необходимость
Опыт 1: в 1 мешочке определяем форму предметов с закрытыми глазами
- что ты можешь сказать об этом предмете? (круглый, твердый, маленький)
- С помощью каких органов мы определим свойства предмета (с помощью рук)
Вывод: С помощью рук мы можем определить предмет и его свойства, (форму, размер). Это очень важно для для полного восприятия свойства предмета, картины
Опыт 2: во 2 мешочке определяем цвета предметов
- С помощью какого органа мы можем определить цвет? (глаз)
Достаем, определяем цвет
- Что мы еще можем определить? (форму, размер)
Вывод: Глаза помогают определить цвет, форму, размер. Это очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины
Опыт 3: в 3 мешочке определяем вкус предметов (фруктов)
- Как можно определить вкус? (попробовать)
Пробуют, называют фрукт.
- С помощью каких органов мы определим вкус (с помощью рта, языка)
Вывод: С помощью языка мы можно определить вкус. Это очень важно для более точного восприятия свойства предмета, картины
Опыт 4 Игра «Определи звук» (из мешочка достаем погремушку, колокольчик,
- с помощью каких органов мы определим звук? (с помощью ушей)
Вывод: Звук можно определить с помощью ушей. Это очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины
Опыт 5 - Определить запах
Вывод: С помощью носа можно определить запах
И так, какой можно сделать общий вывод: глаза, уши, нос, рот (язык), руки помогают человеку определить цвет, вкус, звук, запах, форму, т.е. для получения полной информации об объекте, явлении и т.д., что очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины
Физминутка «Части тела»
Очень сложен человек:
(Указательный палец на лбу, нахмуриться.)
Двое глаз и двое век.
(Указательными пальцами показываем на глаза, затем на веки.)
И — внимательно смотри! —
(Указательные и средние пальцы «идут» от глаз в направлении висков.)
Уха два и две ноздри.
(Показываем на уши и ноздри.)
А вот пальчиков — по пять,
(Растопырить пальцы на обеих руках.)
Чтобы ими всё держать.
(Хватающий жест руками.)
И так, напомните мне тему исследования («Как узнать, что вокруг нас?»)
- Что же нам помогает узнать мир вокруг нас? (органы человека)
Проверим как вы поняли материал.
Задание 1 Игра «Собери пазлы» Работа в парах
Соберите пазлы и определите функции каждого органа.
Проверка по слайду
Цель: определить функции каждого органа
Вывод: Уши у человек, для того, чтобы слышать, глаза, для того, чтобы видеть, нос дышать, чувствовать запахи, рот – принимать пищу, рука – выполнять какие-то действия.
Задание 2 Определите каким органом можно определить эти предметы. Соедините стрелками.
Взаимопроверка
Проверка по слайду.
Вывод: Каждый орган выполняет определенную функцию, без которой человеку пришлось бы трудно жить.
Задание 3
Загадки:
Загадываются каждой паре по две загадки. Выбирайте отгадки из данных вам слов с картинками
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ушки)
Источник:
Что за обедом всего нужнее? (рот)
Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей. (нос)
Всегда во рту,
А не проглотишь. (язык)
-В таблице найдите отгадки. Буквы 1 слова соединим красной линией, буквы 2 слова синей.
Цель: найти слова –отгадки в таблице
к | м | е | д | в | е | д | ь |
о | р | у | п | з | й | ц | ё |
р | м | н | л | а | в | п | ш |
о | н | о | г | я | я | о | а |
в | а | ы | н | ц | у | р | р |
а | к | х | и | с | а | м | т |
-Какая цель была у вас при выполнении задания?
- Какие слова нашли в таблице?
Вывод: уши, рот, нос, язык – органы человека
Физминутка для глаз
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Задание 4
Подумайте, что забыл нарисовать художник.
Цель: Дорисовать части тела
Взаимопроверка по образцу
Вывод: У человека имеются 2 глаза, 2 уха, 2 руки, 1 рот, 1 язык, 1 нос
Подведем итог наших практических заданий: У человека имеются определенные органы, необходимые для получения полной и точной информации.
- как вы думаете нужно ли заботиться о здоровье этих органов?
- каким образом? (читать сидя на определенном расстоянии, в компьютере заниматься 15 минут, одевать шапку в холодное время года и т.д.)
- более точно мы с вами ответим на этот вопрос на следующем уроке.
Итог урока.
Итак, какая же проблема у нас была в начале урока? («Как узнать, что вокруг нас?»)
- сможете сейчас ответить на этот вопрос? (нужно послушать, попробовать, потрогать, посмотреть).
- С помощью чего мы будем узнавать предметы вокруг нас? (с помощью глаз, ушей, носа, рук, языка)
– Удалось ли решить эту проблему?
– Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
– Что ещё вы хотели бы узнать о строении и работе человеческого организма?
Рефлексия «Ладошка»
Игра паутинка Дети стоят в кругу. У учителя в руках клубок ниток. Чтобы вы пожелали своему другу после нашего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"
Разработка урока окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....
Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "Наши помощники - органы чувств"
Данный урок входит в раздел «Кто ты такой». При изучении нового материала применяется методика наглядного обучения, методика практического обучения, методика словесного обучения, игровые м...
1 класс. Урок окружающий мир по теме: Наши помощники - органы чувств .
Урок для обучающихся 1 класса по теме: " Наши помощники - органы чувств." Структура урока усвоение новых знаний методом исследования своего организма, органов чувств. Школьники, на протяжении вс...
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: "Наши помощники - органы чувств"
Открытый урок в рамках предметной недели по окружающему миру....
Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.» 3 КЛАСС ЗПР
Цели:1. Обобщить знания детей об органах чувств человека.2. Развивать практические навыки, наблюдательность, умение работать в группе.3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.Планируемый р...
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема:" Наши помощники- органы чувств"
В данном конспекте урока представлена практическая работа в группах по изучени. органов чувств человека....