1 класс. Урок окружающий мир по теме: Наши помощники - органы чувств .
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Лепёхина Людмила Николаевна

Урок для обучающихся 1 класса по теме: " Наши помощники - органы чувств."  Структура урока усвоение новых знаний методом исследования своего организма, органов чувств. Школьники, на протяжении всего урока, с интересом исследовали свой организм. С  помощью наводящих вопросов учителя, делали выводы о  роли органов чувств человека. Урок  дал начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира, способствовал развитию интереса в познании самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gggggggg.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс. Урок по окружающему миру по теме : « Наши помощники-органы чувств».

Цели: сформировать понятие органы чувств», положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира, способствовать развитию интереса в познании самого себя; развивать мышление , речь, познавательные интересы.

Ход  урока :

  1. Организационный  момент.
  2. Постановка учебной задачи.

Актуализация.

(на доске плакат с изображением человечка , но без лица)

Уч.- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человечек. Что же в нём странного?

Дет.- У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта.

Уч.- А для чего человеку нужны глаза? Может и не нужны они вовсе?

Дет.- Так некрасиво. Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.

        Если бы у человека не было глаз, он попал бы под машину.

        Если б у нас не было глаз , то мы бы и в школу не пришли.

( на доску прикрепляются глаза)

Уч.- А для чего нужен нос?

Дет.-Если бы у нас не было носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать.

( на доску прикрепляется нос)

Уч.- А рот  для чего нужен?

Дет.- Рот  нужен человеку для еды.

Если бы у нас не было рта, то мы бы умерли от голода.

(на доску прикрепляется рот)

Уч.- А уши  нужны?

Дет.-  Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.

(на доске к человеку прикрепляются уши?)

Уч.- Что вы чувствуете, когда на улице мороз?

Дет.- Мы чувствуем  холод.

Постановка проблемы.

Уч. – Ребята, что у этих частей общего?

Дет.- Они принадлежат  человеку.

Уч.- Можем ли мы назвать их одним словом? Так кто же они наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Как и почему их так называют и предстоит ответить  сегодня на уроке.

«Открытие»  детьми новых знаний.

Уч.- Чтобы ответить на все эти вопросы , нам предстоит  провести настоящее исследование. Кто знает, кто такие исследователи?

Дет.-         Это люди, которые что-то изучают.

Это учёные, которые что-нибудь рассматривают в микроскопы, а потом диссертации пишут.

Уч.- Значит,  и мы можем назвать себя исследователями. Так,  что же будет предметом нашего исследования?

Дет.- Мы будем исследовать человека.

Уч.- Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм. Вы, наверное, уже где-то слышали это слово. Глаза, рот, нос, уши- это всё  части  организма человека- его органы. Для лучшего исследования вы разделились на три группы.

  1. Исследование органа зрения.

Уч.- Ребята, закройте глаза. Скажите. Какой предмет появился у меня в руке?

( выставляется игрушка)

Дети молчат.

Уч. – Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

Дет. – У нас же глаза были закрыты и мы не смогли увидеть.

Уч.- Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

Продолжаем наше исследование.

( на каждый стол выдаются предметы исследования)

Сравните:

1 группа. Что общего и в чём различие предметов?

( Получает конверт с листами картона одинакового размера, но различного цвета: белого, жёлтого, красного, синего.)

2 группа.  Рассмотрите форму игрушек. ( Получают коробку с игрушками: мяч, машинку, куклу и тд.)

3 группа. Рассмотрите   предметы в коробке. ( В коробке: книги, журналы, картины, фотографии)

Уч.- Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, понаблюдать при помощи глаз?

( Дети, вместе с учителем  формулируют  вывод.)  Выступление представителей от групп. )

1-я группа.- Глаза помогают видеть нам различные цвета.

2-я группа.- С помощью глаз, мы различаем цвета предметов, их форму- мяч круглый, а так же можем наблюдать за  движением  некоторых предметов.

3-я группа.- С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть картины, фотографии.

Уч.- Значит, для чего нужны глаза, зрение? Сделайте общий вывод.

Дет.- Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы: их цвет, форму, величину. Можем читать, смотреть телевизор.

Уч.- Правильно, при помощи глаз, мы познаём красоту окружающего нас мира.

-После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение.

-Глаза- это часть организма, то есть- орган. Орган чего? ( зрения)

Правильно, глаза- это орган зрения.

( на доске переворачиваю табличку с записью « Орган зрения» )

- С его помощью, мы получаем больше всего информации  об окружающем нас мире. Недаром говорят: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.                                                          

( рисунок глаз учитель перемещает на лицо человечка.) ( у каждой группы на столе тоже лежит бумажный человечек)

-Ребята, а вы тоже своему человечку нарисуйте глаза.  

( Пока дети рисуют, учитель говорит)

Уч.- Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь.

Какие правила охраны зрения вы знаете?

Дет.- Мама не разрешает долго смотреть телевизор, сидеть за компьютером, от этого зрение портится.

- Нельзя близко сидеть перед  телевизором, когда  смотришь передачи.

- Нельзя читать лёжа.

- Нельзя низко наклонять голову, когда пишешь или читаешь.

  1. Исследование органа слуха.

Уч. – Приступаем к следующему исследованию. Сейчас вы закроете уши и повторите то, что я вам скажу.

6, 7, 9. В нашем классе тишина.

-Откройте уши, что вы услышали?

Дет.- Ничего! Наши уши же были закрыты!

Уч.- Какой вывод можем сделать?

Дет.- Уши нужны человеку, чтобы слышать.

Уч.- А теперь, послушайте музыку.  Звучит музыка П И. Чайковского.

- Что помогло вам почувствовать, услышать эту музыку?

Дет.- Нам помогли уши.

Уч.- Речь людей и шум ветра, шелест травы, журчание ручья и пение птиц- всё это звуки окружающей нас природы.

- Какой орган позволяет нам всё это почувствовать? Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши- это орган чего?

Дет.- Уши- это орган слуха.

Уч.- Правильно. ( учитель переворачивает  на доске табличку с записью « Орган слуха».)

Именно орган слуха помогает нам ориентироваться в мире звуков.

( учитель рисунок ушей переносит на голову человечка)

Уч.- А вы своему человечку нарисуйте уши.

ФИЗМИНУТКА.

  1. Исследование органа обоняния.

( Ученикам раздаются пузырьки с ароматическими веществами и простой водой)

Уч.- Закройте нос и попытайтесь определить, что в каком пузырьке находится. Можно посмотреть, послушать содержимое. Откройте носики. Что вы почувствовали?

Дет.- Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.

( объяснить,  как правильно нюхать незнакомые вещества ватными палочками.)

Дети пробуют на запах вещества в пузырьках.

Уч.- Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган помогает нам почувствовать запах?

Дет.- С помощью носа мы чувствуем запах.

Уч.- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

Проведём опыты.

Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет.

( Приглашаются представители от команд.  Им закрываются глаза. Они по очереди ,определяют запах  духов, апельсина, яблока.)

Уч. – Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название « обоняние». Кто может дать полное научное определение?

Дет.- Нос- это орган обоняния.

( учитель переворачивает табличку « Орган обоняния» .)

Уч.- Для чего нужен этот орган?

Дет.- Благодаря органу обоняния, мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности- пожаре.

Уч.- То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.

( носик на доске перемещается на лицо)

Уч.- А вы, ребята, нарисуйте нос своему человечку.

  1. Исследование органа вкуса.

Уч-ся выдаются три стакана с водой: солёной, сладкой и простой, и по три ложечки.

Уч.- Посмотрите , послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

Дет.- Ничего.

Значит, нам необходимо ещё одно исследование- на вкус.

Попробуйте. Что вы ощутили?

( Дети определяют по вкусу: в синем стакане- солёная вода, в стеклянном- сладкая, в белом- простая.)

Уч.- Проведём ещё один опыт. Сможете ли вы угадать предмет.

( Вызывается один ученик. Ему закрывают глаза и дают дольку апельсина.)

- Что это за предмет еды? ( апельсин)

-Что помогло тебе почувствовать вкус пищи? ( рот, язык)

( Учитель вытаскивает язычок у модели «рот».)

Уч.- Дайте научное определение этому органу.

Дет.- Язык- это орган вкуса.

(учитель переворачивает табличку « Орган вкуса»)

Уч.- Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.

( учитель прикрепляет рот с язычком на лицо человечка)

- Нарисуйте ротик и язычок своему человечку.

  1. Исследование органа осязания.

( На стол каждой группе ставится коробка.)

Уч.- Пусть кто-то один из группы оденет рукавичку, и попытается определить предмет, находящийся в коробке на ощупь. ( яблоко, мячик, апельсин, помидор)

Уч.- Что вы чувствуете? Можете ли вы узнать предмет?

( Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.)

- Снимите рукавичку и определите предмет.

(Дети отгадывают предмет и достают его из коробки.)

- Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?

Дет.- При помощи рук.

Уч.- Но  ведь сначала, вы не пользовались рукой, правда в рукавичке, и не смогли отгадать предмет?

Дет.- При помощи кожи. Наши руки покрыты кожей.

Уч.- Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?

Приглашаю представителей от команд.

( Детям выдаются мелкие предметы и предлагается отгадать, что за предмет у них в руках: пуговица, монетка, гвоздик. Руки заводятся за спину, называют их.)

Уч.- При помощи чего вы отгадали предметы?

Дет.- При помощи кожи рук.

Уч. – На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действия тепла и холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа- это орган осязания.

( переворачивается табличка с записью « Орган осязания» )

Уч.- Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они , наши верные помощники?

( Ученики ещё раз называют органы чувств хором)

Теперь дадим им общее название.  Посмотрите на доску.

( учитель показывает на левую сторону табличек)

-Это все органы , а это чувства (показывает правую сторону).

-Догадались, какое название отсюда следует?

(( Учитель открывает последнюю табличку. Дети читают: « Органы чувств»

А  сейчас загадки.

Оля слушает в лесу

Как кричат лягушки.

А для этого нужны

Нашей Оле . . . ( ушки)

На ночь два оконца

Сами закрываются.

А с восходом солнца

Сами раскрываются ( глаза)

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А вот отдыхает,

Когда, мы молчим. ( язык)

Между двух светил.

Я  в середине один. (нос)

Один говорит,

Двое глядят, Двое слушают. ( Язык, глаза, уши)

Итог урока.

- Что нового для себя узнали от урока?

Дет.- Сегодня на уроке, мы исследовали органы чувств. Узнали, какую работу они выполняют в организме человека.

Уч.- Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока, докажите.

Оценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

Урок окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 3 класс.

Материал к уроку содержит: технологическую карту, приложение к карте, презентацию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по окружающему миру для 1класса: «Твои помощники – органы чувств»

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа XXI век" с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж...

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Твои помощники - органы чувств".

План -конспект урока по окружающему миру на тему:"Твои помощники - органы чувств" по программе  "Начальная школа XXI век" 1 класс....

Урок окружающего мира на тему "Наши помощники - органы чувств".

Цель урока: 1) познакомить  учащихся с органами чувств, показать ученикам роль и специфику разных органов чувств.3) воспитывать чувство  бережного  отношения к своему  организму.Пл...