1 класс. Урок окружающий мир по теме: Наши помощники - органы чувств .
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок для обучающихся 1 класса по теме: " Наши помощники - органы чувств." Структура урока усвоение новых знаний методом исследования своего организма, органов чувств. Школьники, на протяжении всего урока, с интересом исследовали свой организм. С помощью наводящих вопросов учителя, делали выводы о роли органов чувств человека. Урок дал начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира, способствовал развитию интереса в познании самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gggggggg.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс. Урок по окружающему миру по теме : « Наши помощники-органы чувств».
Цели: сформировать понятие органы чувств», положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира, способствовать развитию интереса в познании самого себя; развивать мышление , речь, познавательные интересы.
Ход урока :
- Организационный момент.
- Постановка учебной задачи.
Актуализация.
(на доске плакат с изображением человечка , но без лица)
Уч.- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человечек. Что же в нём странного?
Дет.- У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта.
Уч.- А для чего человеку нужны глаза? Может и не нужны они вовсе?
Дет.- Так некрасиво. Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.
Если бы у человека не было глаз, он попал бы под машину.
Если б у нас не было глаз , то мы бы и в школу не пришли.
( на доску прикрепляются глаза)
Уч.- А для чего нужен нос?
Дет.-Если бы у нас не было носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать.
( на доску прикрепляется нос)
Уч.- А рот для чего нужен?
Дет.- Рот нужен человеку для еды.
Если бы у нас не было рта, то мы бы умерли от голода.
(на доску прикрепляется рот)
Уч.- А уши нужны?
Дет.- Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.
(на доске к человеку прикрепляются уши?)
Уч.- Что вы чувствуете, когда на улице мороз?
Дет.- Мы чувствуем холод.
Постановка проблемы.
Уч. – Ребята, что у этих частей общего?
Дет.- Они принадлежат человеку.
Уч.- Можем ли мы назвать их одним словом? Так кто же они наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Как и почему их так называют и предстоит ответить сегодня на уроке.
«Открытие» детьми новых знаний.
Уч.- Чтобы ответить на все эти вопросы , нам предстоит провести настоящее исследование. Кто знает, кто такие исследователи?
Дет.- Это люди, которые что-то изучают.
Это учёные, которые что-нибудь рассматривают в микроскопы, а потом диссертации пишут.
Уч.- Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так, что же будет предметом нашего исследования?
Дет.- Мы будем исследовать человека.
Уч.- Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм. Вы, наверное, уже где-то слышали это слово. Глаза, рот, нос, уши- это всё части организма человека- его органы. Для лучшего исследования вы разделились на три группы.
- Исследование органа зрения.
Уч.- Ребята, закройте глаза. Скажите. Какой предмет появился у меня в руке?
( выставляется игрушка)
Дети молчат.
Уч. – Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
Дет. – У нас же глаза были закрыты и мы не смогли увидеть.
Уч.- Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
Продолжаем наше исследование.
( на каждый стол выдаются предметы исследования)
Сравните:
1 группа. Что общего и в чём различие предметов?
( Получает конверт с листами картона одинакового размера, но различного цвета: белого, жёлтого, красного, синего.)
2 группа. Рассмотрите форму игрушек. ( Получают коробку с игрушками: мяч, машинку, куклу и тд.)
3 группа. Рассмотрите предметы в коробке. ( В коробке: книги, журналы, картины, фотографии)
Уч.- Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, понаблюдать при помощи глаз?
( Дети, вместе с учителем формулируют вывод.) Выступление представителей от групп. )
1-я группа.- Глаза помогают видеть нам различные цвета.
2-я группа.- С помощью глаз, мы различаем цвета предметов, их форму- мяч круглый, а так же можем наблюдать за движением некоторых предметов.
3-я группа.- С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть картины, фотографии.
Уч.- Значит, для чего нужны глаза, зрение? Сделайте общий вывод.
Дет.- Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы: их цвет, форму, величину. Можем читать, смотреть телевизор.
Уч.- Правильно, при помощи глаз, мы познаём красоту окружающего нас мира.
-После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение.
-Глаза- это часть организма, то есть- орган. Орган чего? ( зрения)
Правильно, глаза- это орган зрения.
( на доске переворачиваю табличку с записью « Орган зрения» )
- С его помощью, мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
( рисунок глаз учитель перемещает на лицо человечка.) ( у каждой группы на столе тоже лежит бумажный человечек)
-Ребята, а вы тоже своему человечку нарисуйте глаза.
( Пока дети рисуют, учитель говорит)
Уч.- Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь.
Какие правила охраны зрения вы знаете?
Дет.- Мама не разрешает долго смотреть телевизор, сидеть за компьютером, от этого зрение портится.
- Нельзя близко сидеть перед телевизором, когда смотришь передачи.
- Нельзя читать лёжа.
- Нельзя низко наклонять голову, когда пишешь или читаешь.
- Исследование органа слуха.
Уч. – Приступаем к следующему исследованию. Сейчас вы закроете уши и повторите то, что я вам скажу.
6, 7, 9. В нашем классе тишина.
-Откройте уши, что вы услышали?
Дет.- Ничего! Наши уши же были закрыты!
Уч.- Какой вывод можем сделать?
Дет.- Уши нужны человеку, чтобы слышать.
Уч.- А теперь, послушайте музыку. Звучит музыка П И. Чайковского.
- Что помогло вам почувствовать, услышать эту музыку?
Дет.- Нам помогли уши.
Уч.- Речь людей и шум ветра, шелест травы, журчание ручья и пение птиц- всё это звуки окружающей нас природы.
- Какой орган позволяет нам всё это почувствовать? Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши- это орган чего?
Дет.- Уши- это орган слуха.
Уч.- Правильно. ( учитель переворачивает на доске табличку с записью « Орган слуха».)
Именно орган слуха помогает нам ориентироваться в мире звуков.
( учитель рисунок ушей переносит на голову человечка)
Уч.- А вы своему человечку нарисуйте уши.
ФИЗМИНУТКА.
- Исследование органа обоняния.
( Ученикам раздаются пузырьки с ароматическими веществами и простой водой)
Уч.- Закройте нос и попытайтесь определить, что в каком пузырьке находится. Можно посмотреть, послушать содержимое. Откройте носики. Что вы почувствовали?
Дет.- Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.
( объяснить, как правильно нюхать незнакомые вещества ватными палочками.)
Дети пробуют на запах вещества в пузырьках.
Уч.- Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган помогает нам почувствовать запах?
Дет.- С помощью носа мы чувствуем запах.
Уч.- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.
Проведём опыты.
Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет.
( Приглашаются представители от команд. Им закрываются глаза. Они по очереди ,определяют запах духов, апельсина, яблока.)
Уч. – Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название « обоняние». Кто может дать полное научное определение?
Дет.- Нос- это орган обоняния.
( учитель переворачивает табличку « Орган обоняния» .)
Уч.- Для чего нужен этот орган?
Дет.- Благодаря органу обоняния, мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности- пожаре.
Уч.- То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.
( носик на доске перемещается на лицо)
Уч.- А вы, ребята, нарисуйте нос своему человечку.
- Исследование органа вкуса.
Уч-ся выдаются три стакана с водой: солёной, сладкой и простой, и по три ложечки.
Уч.- Посмотрите , послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?
Дет.- Ничего.
Значит, нам необходимо ещё одно исследование- на вкус.
Попробуйте. Что вы ощутили?
( Дети определяют по вкусу: в синем стакане- солёная вода, в стеклянном- сладкая, в белом- простая.)
Уч.- Проведём ещё один опыт. Сможете ли вы угадать предмет.
( Вызывается один ученик. Ему закрывают глаза и дают дольку апельсина.)
- Что это за предмет еды? ( апельсин)
-Что помогло тебе почувствовать вкус пищи? ( рот, язык)
( Учитель вытаскивает язычок у модели «рот».)
Уч.- Дайте научное определение этому органу.
Дет.- Язык- это орган вкуса.
(учитель переворачивает табличку « Орган вкуса»)
Уч.- Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.
( учитель прикрепляет рот с язычком на лицо человечка)
- Нарисуйте ротик и язычок своему человечку.
- Исследование органа осязания.
( На стол каждой группе ставится коробка.)
Уч.- Пусть кто-то один из группы оденет рукавичку, и попытается определить предмет, находящийся в коробке на ощупь. ( яблоко, мячик, апельсин, помидор)
Уч.- Что вы чувствуете? Можете ли вы узнать предмет?
( Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.)
- Снимите рукавичку и определите предмет.
(Дети отгадывают предмет и достают его из коробки.)
- Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?
Дет.- При помощи рук.
Уч.- Но ведь сначала, вы не пользовались рукой, правда в рукавичке, и не смогли отгадать предмет?
Дет.- При помощи кожи. Наши руки покрыты кожей.
Уч.- Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?
Приглашаю представителей от команд.
( Детям выдаются мелкие предметы и предлагается отгадать, что за предмет у них в руках: пуговица, монетка, гвоздик. Руки заводятся за спину, называют их.)
Уч.- При помощи чего вы отгадали предметы?
Дет.- При помощи кожи рук.
Уч. – На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действия тепла и холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа- это орган осязания.
( переворачивается табличка с записью « Орган осязания» )
Уч.- Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они , наши верные помощники?
( Ученики ещё раз называют органы чувств хором)
Теперь дадим им общее название. Посмотрите на доску.
( учитель показывает на левую сторону табличек)
-Это все органы , а это чувства (показывает правую сторону).
-Догадались, какое название отсюда следует?
(( Учитель открывает последнюю табличку. Дети читают: « Органы чувств»
А сейчас загадки.
Оля слушает в лесу
Как кричат лягушки.
А для этого нужны
Нашей Оле . . . ( ушки)
На ночь два оконца
Сами закрываются.
А с восходом солнца
Сами раскрываются ( глаза)
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А вот отдыхает,
Когда, мы молчим. ( язык)
Между двух светил.
Я в середине один. (нос)
Один говорит,
Двое глядят, Двое слушают. ( Язык, глаза, уши)
Итог урока.
- Что нового для себя узнали от урока?
Дет.- Сегодня на уроке, мы исследовали органы чувств. Узнали, какую работу они выполняют в организме человека.
Уч.- Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока, докажите.
Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"
Разработка урока окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....
Урок окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 3 класс.
Материал к уроку содержит: технологическую карту, приложение к карте, презентацию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по окружающему миру для 1класса: «Твои помощники – органы чувств»
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа XXI век" с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж...
Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Твои помощники - органы чувств".
План -конспект урока по окружающему миру на тему:"Твои помощники - органы чувств" по программе "Начальная школа XXI век" 1 класс....
Технологическая карта урока "Как мы узнаём мир. Наши помощники – органы чувств" (1 класс).
Технологическая карта урока + презентация....
Урок окружающего мира на тему "Наши помощники - органы чувств".
Цель урока: 1) познакомить учащихся с органами чувств, показать ученикам роль и специфику разных органов чувств.3) воспитывать чувство бережного отношения к своему организму.Пл...