Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Титкова Наталия Юрьевна

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наши помощники - органы чувств. Цели:

  • показать роль и специфику разных органов чувств;
  • показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;
  • прививать бережное отношение к своему организму;
  • учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.

Оборудование: презентация, рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, свисток, колокольчик, апельсин, лимон, кофе, мяч, три стакана с водой сладкой, обычной и солёной, рабочая тетрадь.

Форма работы: фронтальная, групповая

В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Актуализация

- Дети, вам тепло? (Да)

Познавательные УУД:

знаний

- В классе светло? (Да)

1) формируем умение извлекать

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

информацию из схем,

- Хотите учиться? (Да!)

иллюстраций, текста;

- Значит можно всем садиться!

2) формируем умение

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами

представлять информацию в

будем исследователями.

виде схемы;

- Кто такие исследователи? Слайд 2

3) формируем умение выявлять

II. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний

(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые

знания)

- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным

человечком Слайд 3

(Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без

лица)

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

1. - А нужны они ему?

  • Как, одним словом можем назвать эти органы?
  • Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? I

-        А точнее «Наши помощники - органы чувств» Слайд 4

-        В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

-        Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока: Слайд 5

Познакомиться с         (органами чувств)

Узнать.... (для чего они нужны)

2.- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?

(Нарисовать ему органы чувств)

- Я предлагаю сегодня работать в группах.

- По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы

чувств.

- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила

работы в группе. Слайд 6

- Давайте мы эти правила вспомним. (Работаем тихо, дружно; Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)

3. Работа в группах. 4 3 4 5

Класс делится на 5 групп. Каждая группа выбирает капитана,

который будет руководить   исследовательской работой.

- У каждой группы будет свое задание.

- А я буду вашим помощником.

- Капитаны подойдите ко мне за заданиями.

Задания:

I группе - найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым

цветом.

Капитану выдаются рисунки для раскрашивания и карандаши.

II группе - с закрытыми глазами определить, какие предметы

издают звуки.

Капитану выдаётся мешочек со свистком и колокольчиком..

Каждому члену группы - повязка на глаза. Капитан издаёт звуки,

ученики должны с помощью слуха определить, что это.

III группе - определить, какая вода в стаканах.

Капитану выдаются 3 стакана с водой сладкой, соленой и

обычной.

IV группе - с закрытыми глазами определить кофе, апельсин, лук,

чеснок.

сущность, особенности объектов;

  1. формируем умение на основе
    анализа объектов делать
    выводы;
  2. формируем умение
    устанавливать аналогии;
  3. формируем умение обобщать
    и классифицировать по
    признакам

Коммуникативные УУД:

  1. формируем умение слушать
    и понимать других;
  2. формируем умение строить
    речевое высказывание в
    соответствии с поставленными
    задачами;
  3. формируем умение
    оформлять свои мысли в
    устной форме;
  4. формируем умение
    совместно договариваться о
    правилах общения и поведения.

формируем умение учиться

определять цель деятельности

на уроке;

формируем умение

определять успешность своего

задания в диалоге с учителем;

формируем умение

оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной

задачей.

Личностные УУД:

1) формируем умение

устанавливать связь между

целью учебной деятельности и

ее мотивом;

2)формируем умение

определять общие для всех

правила поведения; 3) формируем умение определять правила работы в

Капитану выдаётся мешочек с кофе, апельсином, лимоном.

Каждому члену группы — повязка на глаза. Капитан раздаёт

фрукты, ученики должны по запаху определить, что это.

V группе — в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.

Капитану выдается мешочек с ложкой, мячиком, мягкой

игрушкой. Ученики должны с помощью рук определить, что это.

Слайд 7

- Выполнив работу, вы должны проанализировать свою работу по

плану:

У нашей группы было задание...

Чтобы выполнить его нам помогли...

...   нам нужны        

Научное название...

Физминутка

4. Анализ работы в группах 4

Капитаны каждой группы дают ответ на вопрос, выбирая из

плана урока символы - органы чувств, которые помогли

выполнить задание.

I группа. У нашей группы было задание...

Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы

видеть.

Научное название - орган зрения. Слайд 9

ее мотивом;

2)формируем умение

определять общие для всех

правила поведения; 3) формируем умение определять правила работы в группе

Духовно-нравственное

развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного

чувства, этического сознания и

готовности совершать

позитивные поступки, в том

числе речевые;

2) гражданско-патриотическое

воспитание;

3) воспитание трудолюбия,

способности к познанию;

4) воспитание здорового образа

жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание

  • Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? (глаза)
  • Что еще мы можем делать при помощи глаз? (Читать,
    смотреть телевизор)
  • При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира,
    видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы
    получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
    (рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)
  • Глаза надо беречь - потерянный глаз ничем не заменишь!
  • Вы хорошо справились с заданием.
  • Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.
    Слайд 10

II группа. У нашей группы было задание...

Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы

слышать.

Научное название - орган слуха. Слайд 11


  • Что вам помогло услышать звуки?
    (уши)
  • Вы постарались, выполнили задание верно.
  • Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь,
    музыку)

(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)

-        Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?
(Нарисовать уши) Слайд 12

III группа. У нашей группы было задание...

Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы

определить вкус.

Научное название-орган вкуса. Слайд 13

  • (дети рисуют язык человечку) Слайд 14

  • Что помог определить вкус воды? (язык)
  • Какие ещё" качества пищи различает язык? (Теплая пища,
    холодная, кислая, горькая...)
  • Молодцы. С задание справились верно.
    (рассматривают иллюстрацию с изображением языка)

Поможем нашему герою почувствовать вкус апельсина

  • Что помог определить вкус воды? (язык)
  • Какие ещё" качества пищи различает язык? (Теплая пища,
    холодная, кислая, горькая...)
  • Молодцы. С задание справились верно.
    (рассматривают иллюстрацию с изображением языка)
  • Поможем нашему герою почувствовать вкус апельсина.
    (  язык человечку) Слайд 14

IV группа. У нашей группы было задание...

Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы

определить запахи.

Научное название-.... Слайд 15

  • Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)
  • Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы,
    цветов...)
  • А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах
    газа, гари, испорченной пищи.
  • А умение человека различать запахи получило название
    обоняние. Нос - орган обоняния.
    (рассматривают иллюстрацию с изображением носа)
  • Помогите нашему герою.
    (дети рисуют нос) Слайд 16

V группа. У нашей группы было задание...

Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы

определить на ощупь предметы по форме...

Научное название -.... орган осязания. Слайд 17

III. Применение нового знания

VI. Итог урока

  • Что помогло определить предметы? фуки, кожа рук)

Верно, справились с заданием.
(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)

Физкультминутка

-        Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было
очень приятно работать с умными, наблюдательными
исследователями.

Слайд 18

  • Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
  • Сколько у человека органов чувств?
  • На какой вопрос вы должны мне ответить?
  • Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?
    Докажите.

. Работа в рабочей тетради. 1 3

1.        - Посмотрим на таблицу в задании № 4.

  • Как вы думаете, о чём нам рассказывают обозначения над
    таблицей? (Показывают, какие органы чувств помогают узнавать
    различные признаки предметов.)
  • Прочитайте признаки, рядом нарисуйте условное обозначение
    органов чувств, которые помогают узнавать эти признаки.

2.        Самостоятельная работа.

Взаимопроверка в паре. Учитель озвучивает правильный ответ.

-        В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом,
как, на ваш взгляд, вы справились с заданием.

Слайд 19

- А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

 Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

 Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик - запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу. Слайд 20 

- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось. - Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт - человека похожего на нас. Реализуя системно - деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе "Органы чувств и необходимость бережного отношения к ним"

Разработка урока окружающего мира для обучающихся 1 класса по теме "Органы чувств и необходимость бережного отношения к ним"...

Урок окружающего мира в 1 классе "Органы чувств"

Урок создан для использования на учебно-лабораторном оборудовании "Живой опрос"....

Урок окружающего мира в 3 классе "Органы чувств"

Разработка урока по окружающему миру 3 класс...

Урок окружающего мира 3 класс Тема: "Органы чувств"

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" имеет следующие цели:           1. Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с вне...

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс. Тема:"Органы чувств"

Презентация преследует  цель:Наглядно сформировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.» 3 КЛАСС ЗПР

Цели:1. Обобщить знания детей об органах чувств человека.2. Развивать практические навыки, наблюдательность, умение работать в группе.3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.Планируемый р...

конспект урока окружающего мира в 3 классе "Органы чувств"

Цель урока: создать условия для ут   На уроке были используются следующие методы обучения: по виду источника информации: словесные, наглядные, практические; по виду учебной деятельности...