Конспект урока
Учебный предмет: урок обучения грамоте в 1 классе. УМК «Школа России», азбука В.Г. Горецкий
Тема: Согласные звуки [д] и [д’], буквы Д, д.
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цели урока:
- познакомить учащихся с новыми буквами, обозначающие согласные звуки [д] и [д’] ;
- учить давать характеристики звукам;
- читать слоги и слова с изученными буквами.
Предметные цели:
- научить вычленять в речи согласные звуки [д] и [д’], обозначать их в письменной речи, читать слоги и слова с изученными буквами;
- развивать умение давать звукам [д] и [д’] характеристику по твёрдости/ мягкости, звонкости/глухости;
- формировать правильное, плавное, выразительное, сознательное чтение;
- способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, орфографической зоркости.
Метапредметные:
Познавательные:
- самостоятельно формулировать познавательную цель, уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения действия;
- уметь строить диалог, прогнозировать, исправлять, дополнять, анализировать;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Коммуникативные:
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно- познавательных задач;
- оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других, учитывать чужую точку зрения, вступать в диалог, беседу на уроке;
- формулировать своё мнение и позицию, умение задавать вопросы, слушать собеседника, умение работать в группе;
Личностные:
- мотивация учебной деятельности, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем;
- формирование любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; способности к организации собственной деятельности; доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Оборудование: иллюстрации картинок, цветные мелки, буквы Д, д, карточки для обозначения звуков (зелёные, синие), карточки с буквами, учебник «Азбука».
Технология проведения
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников |
1. Организационно-мотивационный этап. | Учитель: Начинается урок. Он ребятам пойдёт впрок. Постарайтесь всё понять, Слова правильно читать. 1 ребёнок: Ведь мы умные и дружные 2 ребёнок: Мы – внимательные и старательные, 3 ребёнок: Мы в первом классе учимся Все вместе: И всё у нас получится! |
|
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
| Учитель читает текст и выставляет таблички с иллюстрациями на доске в определённой последовательности. Это… . Из трубы идёт… . У дома растёт … . В дубе … . У дупла … .
У дома сидит … .
К дому ведёт … . У дорожки … .
У дома играют … . – Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину?
- Ребята, давайте вместе произнесём слова.
- Что вы заметили? Что общего в этих словах?
На доску прикрепляем синий кружок.
– Послушайте внимательно слова: дддед, дддятел, дддети, дддерево. Что вы заметили? Что общего в этих словах?
На доску прикрепляем зелёный кружок.
– Как вы думаете, какая будет тема урока?
|
Дом Дым Дупло
Дорога Дрова ![]()
Дерево Дятел Дед Дети ![]()
- Дом, дым, дерево, дупло, дятел, дед, дорога, дрова, дети.
- Дддом, дддым, дддупло, дддорога, дддрова. - Все слова начинаются с твёрдого согласного звука [д].
- Все слова начинаются с мягкого согласного звука [д’].
Дети формулируют тему урока. Согласные звуки [д] и [д’], буква Д, д. |
3. Выявление места и причины затруднения | К доске вызываются два ученика.
- Составьте модель слова дом и дерево.
- Обозначим звуки буквами.
- Назовите первый звук.
- Можно ли этот звук обозначить какой-нибудь изученной нами буквой?
- Что же делать? - Вывод: нужно ввести новую букву. - Кто-нибудь знает, какой новой буквой можно обозначить звук [д]? (Читающие дети предлагают букву Д.) Учитель вывешивает “портрет” новой буквы. Остальные звуки дети обозначают буквами без проблем. (На доске и в тетради появляется запись). | - Ученики у доски составляют звуковую модель (сначала фишками, затем знакомые звуки заменяют буквами, а дальше возникает проблемная ситуация)
- [д] и [д’].
- Нет.
- Дети выдвигают гипотезы по возникшей проблеме
дом и дерево. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Чтение слогов с буквой Д. Игра “Паровозик” Выбирают двух вагоновожатых. Они проверяют “билеты” (карточки с гласной буквой) у “гласных букв” (десяти учеников) и распределяют их по вагонам. Остальные дети будут “ждать” их на станции с карточками буквы Д на груди. - Ребята, паровозы отправляются на станцию Согласных букв. В вагонах первого поезда должны разместиться гласные буквы, которые дружат с мягкими согласными звуками. Во втором поезде должны расположиться гласные буквы, которые дружат с твердыми согласными звуками. - Пассажиры займите свои места.
- Поезд отправляется. После прибытия паровозиков “согласные буквы” здороваются за руку с “гласными буквами”. Во время рукопожатия пара учеников должны громко произнести вместо приветствия получившийся слог. Например, буквы Д и А произносят приветствие: “ДА!”. Буквы Д и Е приветствие: “ДЕ!” . Учитель прикрепляет получившиеся слоги на доску. Ученики садятся на свои места и хором или по цепочке читают слоги с буквой Д (стр.105) | - Дети подходят к выбранному вагону и показывают “билет”. Вагоновожатые проверяют, правильно ли “гласные буквы” выбрали вагон и прикрепляют карточки с гласными буквами на вагоны.
ДА АД ДО ОД ДЫ ЫД ДУ УД ДИ ИД ДЕ ЕД |
5. Реализация построенного проекта
Физминутка
| Чтение слов в «Азбуке». Сначала хорошо читающими учениками, а потом более слабыми ( с.105). Чтение учениками текста о водолазах в «Азбуке» (с.105). - Кем работает папа Димы и Нади? - Что делали водолазы на дне реки? - Для чего нужно следить за состоянием опор мостов?
Работа с многозначными словами. - Посмотрите на картинки и определите, какое значение имеет слово «звезда»? - Составьте предложения с этим словом.
- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? - Нужно поселить ее в наш город Буквинск. Как вы думаете, где её место, в районе гласных или в районе согласных букв? - На какой улице она будет проживать? На улице сонорных согласных, на улице парных по звонкости-глухости или на другой улице? (Нужно проверить. Нет ли у этой буквы пары.) Дети проверяют звуки [д] и [д’] на наличие пары. Произносят шепотом эти звуки и выясняют, что у них есть парные глухие звуки [т] и [т’]. - Правильно ли я вас поняла, что буква Д должна жить на улице парных согласных? - На какой стороне её домик, на стороне звонких согласных или на стороне глухих? (На стороне звонких согласных.) - Кто хочет поселить букву Д в нужный домик? |
- Ответы детей
- С буквой Д (дэ).
- В районе согласных.
- Да.
|
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Чтение слов с буквой Д. На доске напечатаны слова и у детей на парте: дым | длина | дрова | кудри | код | дно | домино | дрёма | дума | дни | Даниил | трава | Дима | где | посуда | вата |
Алгоритм чтения слов такой: 1. Расставляем точки под гласными в слове. 2. Читаем слово по слогам, выделяя слоги дужками снизу. 3. Читаем слово целиком, выделяя голосом ударный слог, и ставим ударение. | - Дети читают слова. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Занимательные модели. Работа в парах Придумайте слова, соответствующие схемам: 1. Д _ _ 2. Д _ _ _ 3. _ _ д _ _
| 1. Дом, дым, дуб 2. Дело, друг, дядя 3. Ведро, садик, лодка |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Работа над дикцией. - Прочитайте с доски. Мок – ды Мик - до Дон - би Тон - бе Ка - дыр Но - суд - А теперь прочитайте эти слоги, поменяв их местами.
- Послушайте стихотворение. Услышав звук [д], поднимите синюю карточку, услышав звук [д’]- зелёную. Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. День долбил, два долбил – Дырку в дубе он пробил. | - Дымок, домик, бидон, бетон, дырка, судно. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
| - Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? - Что было самым интересным на уроке? -Что вызвало затруднение? - Поднимите руки, кто научился читать слоги и слова с буквой Д. | - Ответы детей.
-Дети поднимают руки. |
Домашнее задание
| - Нарисовать фрукты и овощи, в названиях которых есть звуки [д] и [д’]. |
|