Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Все профессии важны"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ухтинская Елена Геннадьевна

Конспект урока по программе "Школа России" во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_mira_2_klass.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира во 2 классе

по теме "Все профессии важны"

Провела учитель начальных классов

МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»

Ухтинская Елена Геннадьевна.

Задачи. 1. Актуализировать знания учащихся о профессиях.

              2. Развивать ассоциативное мышление, учить приёмам анализа и синтеза, расширить словарный запас, развивать речь.

              3. Формировать умение работать  самостоятельно, в парах.

УУД: Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; оценивать результаты выполнения проекта.

Познавательные: устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; формулировать выводы из изученного материала; составлять рассказы о профессиях родных и знакомых.

Коммуникативные: распределять обязанности по подготовке проекта; интервьюировать респондентов; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Форма: урок-игра.

Тип: ознакомительно - обобщающий.

Учебно-методическое обеспечение:

для учителя: иллюстрации с изображением людей разных профессий;

для детей: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир»; рабочие тетради, словарь Ожегова, карточки «Узнай профессию» разного цвета,  бумажные звездочки; предметы, относящиеся к разным профессиям, плакат с кроссвордом, карточки с пословицами, рисунки с профессией, которую дети мечтают выбрать в будущем.

Материально-техническое обеспечение: компьютер с проектором, экран (название темы, загадка, иллюстрации профессий, тест).

Ход  урока

I. Орг. момент

- Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

II. Самоактуализация к деятельности.

Начнём наш урок с разминки.  Разгадав, кроссворд узнаете тему урока.  

1. пекарь

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.

2.маляр

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

3.доктор

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров,- разрешит погулять.

4.фотограф

Наведёт стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнят вас.

5.учитель

Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать.

6.артист

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он  очень много,

Потому что он …

7. столяр.

Я пускал рубанок в дело-

Стружка весело летела.

Я теперь доску пилю

 И свою пилу хвалю.

8.водитель

Встаем мы очень рано,

ведь наша забота –
Всех отвозить

по утрам на работу.

9.портниха

Шью я куртки и штаны,

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо,

Потому что я…

- Прочтите ключевое слово.

- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? (о профессиях)

- А какая профессия самая важная? (все профессии важны)

- Итак, какая  же тема нашего урока? (Все профессии важны)

«На доске появляется запись: “Все профессии нужны, все профессии важны”.

-Какие цели поставим перед собой? (узнаем о разнообразии профессий и их роли в жизни людей).

-Итак,  сегодня на уроке мы должны поработать и решить: действительно ли все профессии важны и нужны.

-А вы согласны с этим высказыванием?

III. Работа по теме урока.

- Что такое профессия? (Это основное занятие человека, его трудовая деятельность).

Давайте посмотрим в словаре.

Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность, которой он посвящает иногда всю свою жизнь. Поэтому очень важно сделать правильный выбор, чтобы профессия доставляла вам и окружающим пользу и радость.

- А не рано ли вам думать об этом? Конечно, нет. В любой профессии нужны знания и навыки. Их вы получаете в школе. Поэтому сейчас ваша главная задача – хорошо учиться, чтобы потом стать хорошим специалистами, приносить людям пользу и обеспечивать свою семью.

IV.  Решение проблемы в процессе игровой деятельности.

Сейчас мы поработаем в парах.

Задание 1. Дидактическая игра «Узнай профессию»       

  1.Название профессии. На доске.

Учитель. Вот правила игры. У каждого на столе лежит карточка-схема определённого цвета. По опорным словам отгадайте профессию, впишите её в центр и смело поднимайте карточку. Кто быстрее выполнит задание, тот будет считаться победителем.

Карточки с опорными словами:

Карточка 1.

Небо, штурвал, самолет, аэропорт.

Карточка 2.

Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.

Карточка 3.

Ферма, коровы, ведро, молоко.

Карточка 4.

Книги, полки, выставка книг.

Карточка 5.

Деревья, цветы, ягоды, грибы, орехи.

Карточка 6.

Шлем, костюм, шланг.

Карточка 7.

Кисти, краски, мольберт.

Карточка 8.

Мел, указка, журнал, тетради.

Учитель. Дети, а сейчас расскажите о результатах работы, приведи те факты в подтверждение своего мнения. Сначала нужно назвать опорные слова, а затем профессию. Если вы согласны с ответом, хлопните в ладоши. Будьте внимательны.

Учитель учит детей грамоте, пишет на доске, в журнале. Его профессия очень важна. Не станет учителей,  люди будут неграмотными.

Летчик перевозит людей и грузы, помогает людям путешествовать, посещать разные страны, не тратя много времени на переезды. Разве можно представить нашу жизнь без самолетов и летчиков?

Взлет и посадка – самые ответственные моменты полета. Ведь вблизи аэродрома в воздухе может находиться несколько бортов самолетов.

парикмахер, 

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый

доярка, Утром солнце светит ярко,

Молочко несёт доярка.

Тёплое, коровье,

Детям на здоровье.

библиотекарь, Проводит индивидуальную беседу с читателями, оказывает им помощь в выборе книг, журналов.

лесник, Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек.

Пожарный

Потушу пожар любой,

Быстро справлюсь я с бедой.

За опасный этот труд

Нас пожарными зовут

Художник

Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт

Сделаем вывод: все профессии нужны, все профессии важны.

- Говоря о профессии, можно сказать какой труд – физический или умственный – является основным в этой профессии. Например, в  профессии учитель основным является умственный труд, а в профессии парикмахер основной труд – физический.

- Так что же можно еще рассказать о профессии?

- Это и будет второй пункт плана.

2. Какой труд используется в профессии?  ( на доске) 

Задание 2.

На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Распределите карточки в две группы.

токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач

- По какому признаку распределяли? (По виду труда) На доске.

К физическому труду мы отнесли профессии токаря, строителя, фермера, водителя, портного, сапожника, спасателя.

К умственному труду мы отнесли профессии писателя, бухгалтера, учителя, экскурсовода, актера, библиотекаря, врача.

- Где трудится врач? Учитель? Тракторист? Библиотекарь?

– Что еще можно включить в план описания профессии?

Рабочее место. (На доске составляем кластер).

- А сейчас Задание №3. У вас на столе перфокарты. Соедините стрелочкой название профессии и место работы человека.

Котельная
Детский сад
Столовая
Автобус
Магазин

Шофер
Кочегар
Воспитатель
Продавец
Повар


- Сверим  ваши  ответы.

V. Физкультминутка.

IV. Работа по теме урока (продолжение).

Дети рассаживаются по своим партам.

Продолжим. Что же делает тракторист? Учитель? Маляр?

Учитель вывешивает карточку на доску.

4. В чем заключается деятельность человека

Работа по учебнику. С. 125

Учитель читает вопросы.

- Кто пишет книги? Кто воспитывает детей в детском саду? Кто лечит людей? Кто играет роли в театре и кино? Кто изучает природу?

Игра «Узнай профессию по действию»

От каждой группы приглашается желающий  показать пантомиму. (Актёр, фотограф, пекарь, художник).

- Сделайте вывод. 

А сейчас мы поиграем в игру «Чей предмет»

- Вы называете предметы, говорите к какой профессии относится и доказываете, что каждая из профессий важна.

Ножницы-ткань  швея

Поварешка-тарелка  повар

Молоток-гвозди  плотник

Газета-журнал  почтальон

Мел-указка  учитель.

Шприц – таблетки врач.

Дети приводят доказательства

 Швея. Профессия швеи – самая важная, так как эти люди стараются, чтобы все ходили в красивой одежде.

Повар. самая важная, так как эти люди готовят нам еду, пекут пироги.

Плотник необходим везде. Он может работать на стройках городов, в строительных организациях сельского строительства, в строительно-ремонтных организациях, в ремонтных цехах заводов, на деревообрабатывающих комбинатах

Почтальон. Профессия почтальона – самая важная, так как эти люди приносят нам газеты и журналы, бабушкам и дедушкам приносят пенсии.

Учитель дает детям знания. Учит грамоте, воспитывает трудолюбие, аккуратность.

Врач. Лечит людей от всех болезней.

- А теперь вернемся к проблемному вопросу. Кто же из ребят прав? Какая профессия самая важная?

Ребята первой группы считают, что врач – самая важная профессия. Но врач хочет есть. Мясо, молоко, овощи ему предоставит фермер.

Кто поможет доктору доехать до больницы?

Кто насчитает врачу зарплату?

Доктор любит читать книги. Кто их напишет?

-Все профессии нужны, все профессии важны.

Чтение стихотворения

1. Подумайте, что было бы,

Когда б сказал портной:

-Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

  И все портные в городе

За ним ушли домой.

Ходили б люди голые

По улице зимой!

2. Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

Рвать зубы мне не хочется,

Не буду ,  хоть ты плачь!

 Больным врачебной помощи

Не стало б никакой

А ты сидел бы мучился

С подвязанной щекой.

3. Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофер:

Возить людей не хочется! -

И выключил мотор,

Троллейбусы, автобусы

Засыпало б снежком,

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком.

4. Сказал учитель в школе бы:

- Мне в нынешнем году

Учить детей не хочется,

Я в школу не пойду!

 Тетради и учебники

Валялись бы в пыли,

А мы бы неучеными

До старости росли.

5.Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда,

 И люди не откажутся

от нужного труда!

Ребята, встречали ли вы представителей этих профессий в нашей деревне?

 Что нужно для того, чтобы стать мастером своей профессии. (Знания.)

Знания каких наук нужны во всех профессиях? Уточните.

– Врач должен знать строение организма человека, химический состав лекарств, математику, чтобы рассчитать дозировку лекарств.

– Повар должен знать математику, чтобы рассчитать норму расхода продуктов.

- Электрик – физику, математику.

Учитель вывешивает карточку на доску.

5. Знания, используемые в профессии

 Можно быть прекрасным, знающим врачом, водителем, грузчиком. Но человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость. Выберите из списка черты характера, которыми, как вы считаете, должен обладать человек.

На доске:

добрый, добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый, сознательный

– Что вы не выбрали, почему

- Не выбрали слова эгоистичный,   злой – они обозначают отрицательные качества человека.

- Ребята, а как вы думаете все ли виды профессий нам  с вами известны?

Работа в рабочей тетради и с презентацией.

V.  Закрепление  полученных  знаний

Презентация - тест.

Зубы лечит: хирург, терапевт, стоматолог.

Детей учит: воспитатель, библиотекарь, учитель.

Книги пишет: писатель, читатель, поэт.

Дом строит: врач, плотник, токарь.

Хлеб печет: актер, лесник, пекарь.

Снег метет: хозяин, дворник, летчик.

Платье шьет: портной, швея, шофер.

Корову доит: пастух, телятник, доярка.

Игрушки продает: директор, продавец, парикмахер.

Игра « Кому принадлежит фраза?»

- А сейчас я хочу проверить, как внимательно умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?»  Вы будете отвечать, человек, какой профессии мог сказать данную фразу:

1. Как вас постричь? А челку короче? (Парикмахер)

2. Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель)

3. Несите кирпичи, цемент. (Строитель)

4. Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник)

1. Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-а…» (Врач)

2. Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной)

3. Сколько килограммов картошки взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец)

4. Я сейчас заеду на заправку. А потом продолжу свой путь. (Шофёр)

Игра «Продолжи фразу»

Трактор водит – ... (тракторист),
Электричку – ... (
машинист),
Стены выкрасил – ... (
маляр),
Доску выстрогал – ... (
столяр),
В доме свет провел – ... (
монтер),
В шахте трудится – ... (
шахтер),
В жаркой кузнице – ... (
кузнец).
Кто всё знает – молодец!

Доскажи пословицу о труде.

Делу время, а потехе час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Дело мастера боится.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Умелые руки не знают скуки.

Кто любит труд, того люди чтут.

Кто не работает, тот не ест.

Какие труды, такие и плоды.

Труд человека кормит, а лень портит.

Вы любите мечтать? Давайте помечтаем о ваших будущих профессиях. Подумайте, кем бы хотели стать вы?

Проверка домашнего творческого задания. «Кем бы тебе хотелось быть?»

- У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем мне заниматься?

- Об этом задумался герой произведения Вл.Вл.Маяковского.

_ А вы мечтаете  о том, кем вы будете, когда вырастете?

- Я просила нарисовать рисунок на тему «Кем  бы мне хотелось быть?»

( Показ рисунков детьми).

VI.  Итог урока.

- Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться в полях и на заводах. В чём заключается ваш основной труд?

-Верно, учёба - ваш главный труд.

Школа-начало пути к любой профессии.

Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна.. Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У нас в классе есть звезды. Они лежат у вас на партах. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках: с одной стороны – будущую профессию, с другой – фамилию. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание и какие у вас будут стремления в жизни.

Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна.  В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе.

Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесёт радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

- На земле очень много профессий. 
О профессии каждый мечтал. 
Есть профессии – нежная песня. 
Есть профессии – литый металл. 
Но всегда – и как было когда-то, 
И сейчас в двадцать первый наш век – 
Я хочу пожелать вам, ребята, 
Чтобы вырос из вас Человек.

VII. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о профессиях своих родителей.

VIII. Самооценка.

Ребята, а сейчас кто очень доволен своей работой на уроке, тот прикрепит к яблоньке красное яблоко. Кто сомневается, что все хорошо понял и нужно еще над темой поработать – жёлтое яблоко, а кто не доволен своей работой на уроке – зелёное   яблоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс.Все профессии важны.

Конспект урока по окружающему миру. 2класс. Все профессии важны....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...