Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Москва златоглавая»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
по теме «Москва златоглавая»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру 3 класс | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
по теме «Москва златоглавая»
Урок с мультимедийным сопровождением.
Узнаем:
- каким был облик Московского Кремля в разные времена и какое значение имел Кремль для Московского государства;
- назовем соборы Московского Кремля и их назначение и их назначение; познакомимся с государями Москвы, история правления которых связана с памятниками Москвы.
- узнаем, почему они получили такие исторические прозвища.
Научимся:
- соотнесем тексты с иллюстрациями Кремля, определим историческое время его создания;
- найдем ответы на проблемные вопросы в тексте учебника;
- выясним, какую роль сыграли правители Москвы в истории нашего государства;
- соотнесем иллюстрации с историческими понятиями;
- сможем определить события явления той исторической эпохи;
- работать в парах;
- высказывать свое мнение;
- выполнять творческие задания.
Выразим свое отношение:
- к тому, что личность правителя играет важную роль в истории страны;
- к тому, что от характера власти, методов ее осуществления зависит соблюдение прав и свобод личности, общественная справедливость.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Гульнара Ивановна. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в одно из прекрасных и важных мест нашей страны…
- Сообщение нового материала.
Слайды № 1 – 2
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда – то
Наш город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дорогие русские
Сходились у Кремля.
Учитель: Догадались ли вы, куда мы совершим наше путешествие? Почему?
Ученики: В стихотворении упоминается слово «кремль».
Учитель: Но ведь кремль – это центральная часть всех древних городов. Со всех сторон кремль был обнесен крепостными стенами с башнями. Его строили обычно на самом высоком месте. Может, у вас есть еще какие – нибудьпредпололожения Обратите внимание на слова в стихотворении.
Ученики: Здесь сказано, что все дороги ведут в этот город, значит этот город – столица нашей страны, город Москва.
Учитель: Совершеннно верно.
Слайд № 3
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной Кремлевской белокаменной,
Из – за дальних лесов, из – за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается…
Учитель: Тема нашего урока: «Москва златоглавая».
Почему же Москву называют златоглавой?
Ученики: В Москве много соборов с золотыми куполами.
Учитель: Что же мы узнаем о Москве?
Слайд № 4
- Что за соборы и как они называются? Почему? Кто их строил?
- Кто правил в Москве? Чем знаменит?
- Каким был облик Московского Кремля в разные времена?
- Постановка проблемной ситуации.
Учитель: Совершив путешествие в сердце столицы – Московский Кремль, мы узнаем:
- каким был облик Московского Кремля в разные времена и какое значение имел Кремль для Московского государства;
- назовем соборы Московского Кремля и их назначение;
- познакомимся с государями Москвы, история правления которых связана с памятниками Москвы.
Слайд № 5
- Облик Московского Кремля и его значение для Московского государства.
- Соборы Москвы и их история.
- Правители Московского государства.
- Совместное открытие новых знаний
Учитель: Перенесемся мысленно в Москву. Так ли выглядит Кремль сейчас?
Учитель: Перенесемся мысленно в Москву. Так ли выглядит Кремль сейчас?
Ученик: Он построен из красного кирпича, а на иллюстрации он белокаменный.
Учитель: У городов, зданий, как и у людей, бывает детство. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда – то маленькой и никому неизвестной. А Кремль не всегда был каменным.
Слайд № 6
Учитель: У стен Кремля мы встречаем известного сказочного героя Емелю. Его барыня отправила с заданием. Справиться с ним сможет, если ответит на все вопросы Щуки. Поможем Емеле? (Да.) А Щука в свою очередь выполнит ваши желания. Она отметит каждого, кто внимательно слушает и помогает Емеле выполнить трудное поручение барыни. Вы получите от нее желание в виде «короны». Готовы помочь? Тогда в путь!!!
Слайд № 7
Первый вопрос Щуки: «Каким был облик первого Кремля, построенного в 12 веке? Почему его часто приходилось отстраивать заново?»
Подсказка:
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый,
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжих теремов
Да десятка два домов.
Ученики: Кремль был построен из сосны, а сосна – непрочный материал, пожар может уничтожить постройки.
Учитель: Правильно, у дерева есть опасный враг – огонь. И Москва горела. И не один раз. Но с каждым разом ее отстраивали, и она становилась все красивее и красивее.
Но вот мог ли такой Кремль быть надежной защитой от врагов?
Слайд 8
Второй вопрос Щуки: «Каким был облик Кремля при Дмитрии Донском, победившем в бою на Куликовом поле в 1380 году грозного татарского хана Мамая?»
Подсказка:
Для Кремля с каменоломни
Возят камень целый год.
И былой стене на смену
Строит каменную стену
Терпеливый наш народ.
Ученики: Теперь Кремль стал каменным, надежной защитой от врагов.
Учитель: Правильно, а мы вместе с Емелей отправимся в то время, когда Кремль приобрел современный вид. Тот Кремль, который сохранился и до наших дней, насчитывает 5 столетий.
Слайды № 9 – 10
Третий вопрос Щуки: «Прочитав текст учебника, вы узнаете имена строителей Кремля. Люди строили кремлевские стены Назовите их?»
Ученики: Государь всея Руси Иван 3 захотел, чтобы его столица была самым красивым и неприступным городом. Он пригласил итальянских мастеров для строительства столицы. В течение 10 лет под их руководством русские люди строили кремлевские стены и башни.
Учитель: 19 июля 1485 года началось строительство нового Кремля. Это была первоклассная крепость. Ее стены, высотой от 8 до 19 метров и толщиной 3 – 6 метра, протянулись более чем на два километра. По верхней кромке стены проходила широкая боевая площадка, прикрытая с внешней стороны тысячью зубцов, по форме напоминавших ласточкин хвост. По периметру стен располагались 20 мощных башен. Они служили не только для обороны. Первой башней кремля стала тайницкая.
Слайд № 11
Четвертый вопрос Щуки: «Предположите, почему башни Кремля имеют такие названия: Тайницкая, Водовозная, Царская, Набатная, Кутафья?
Ученики: Тайницкая – тайник, Водовозная – возили воду, Царская – цари, Набатная – колокол, Кутафья - ?
Учитель: В Тайницкой башне находилось два тайника: тайник – колодец и тайник – подземный ход к речке. Только было это очень давно. В основании Водовозной башни находился колодец. На Набатной висел сигнальный колокол. С Царской башни любили наблюдать государи за тем. Что происходит на Красной площади. Кутафья, что значит 2неуклюжая», похожа на пуговку, стоит на самом первом месте, впереди кремлевских стен.
Слайд № 12
Пятый вопрос Щуки: «Какая из башен самая высокая, самая низкая?»
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить вычисления.
Спасская: 100 – 29 =
Кутафья6 60 – 42=
Комендатская6 18 + 23 =
Водовозная: 48 + 14 =
Царская: 86 – 70 =
Троицкая: 100 – 20 =
Боровицкая: 30 + 24 =
Петровская: 10 + 17 =
- Физминутка.
Башни Кремля: Троицкая – встать на носки, руки вверх; Царская – присесть на корточки; Кутафья – руки впереди кольцом4 Набатная – три хлопка в ладоши.
- Продолжение новой темы.
Учитель: Путешествие наше продолжается. Пройдя через Спасскую башню, мы попадем на Соборную площадь. Здесь расположены основные кремлевские храмы.
Слайд № 13
Шестой вопрос Щуки: «Посмотрите, какие величественные соборы украшают площадь. Что их все объединяет?
Ученики: У них у всех есть золотые купола.
Учитель: Не случайно Москву называют… (златоглавой). Тут – то наш Емеля и растерялся. Как ему выполнить поручение барыни. Если он не знает, где какой собор.
Щука предложила ему обратиться за помощью к ребятам. Познакомившись с текстом учебника и заполнив схему, вы назовете Емеле соборы и их назначение.
Работа в парах: дети получают три схемы, где должны вписать названия построек Кремля и кратко рассказать об одной из построек.
Слайд № 14
Презентация первой группы: рассказ про колокольню Иван Великий. Ученик из другой группы показывает на слайде изображение колокольни.
Звучит колокольный звон.
Учитель: Прошло 17 лет, и вновь звонят колокола. Что послужило поводом для этого? Обратите внимание на иллюстрацию на с. 17, опишите ее.
Ученики: Венчание на царство.
Учитель: Где происходило это событие?
Слайды № 15 – 16
Презентация второй группы: рассказ про Успенский собор.
Учитель: Иван 4 стал первым правителем на Руси, которого величали царем. А символом царской власти была шапка Маномаха.
Теперь любой русский человек, князь или крестьянин, подчинялся его воле. Народ верил в доброго царя, называл его батюшкой, защитником. Но в историю он вошел как Иван Грозный.
Слайд № 17
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие,
То за трапезой сидит в золотом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Учитель: Как вы думаете, почему он получил такое прозвище? Что значит «грозный»?
Ученики: Грозный вид, грозный к врагам, грозный к своему народу.
Учитель: Но время правления Ивана 4 было отмечено большими изменениями – реформами. Он хотел добиться многих благ для своего государства.
Задание: оцените положительные и отрицательные стороны его правления, распределив карточки в 2 группы ( перед доской стоят 2 стула с надписями: «Добрые дела» и «Грозный царь»; ребятам по желанию предлагается выбрать
из конверта карточку, зачитать ее и соотнести с надписью).
Карточки
- Казнил бояр, выступавших против царской воли.
- Росли русские города.
- Создал стрелецкое войско.
- Присоединил Казань, Астрахань, Западную Сибирь.
- Обвинил в заговоре против себя жителей Новгорода и устроил погром и насилие.
- Не пощадил своего сына.
- Построил собор Василия блаженного ( табличка должна быть зачитана последней).
Звучит колокольный звон.
Слайды № 18 – 19
В честь победы над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм.
И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете,
Пестрый, сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.
Учитель: Представьте себя зодчими. Сложив пазл, вы узнаете имена создателей собора Василия Блаженного.
Работа в парах: ученики собирают пазл, называют имена – Барма и Постник.
Учитель: Как отблагодарил царь мастеров за их труд? Почему? Ответ вы найдете на с. 19.
Ученики: Он приказал им выколоть глаза, чтобы только у него был такой красивый храм.
Учитель: Справедлив ли был к ним царь? Может ли подобное произойти в наши дни? Почему?
Ученики: Царь был несправедлив, жесток. В наши дни соблюдают права человека, ценят людей за их творчество, судят только преступников. А мастера – великие зодчие, заслуживают славы и почести.
Учитель: Мы увидели, что Иван 4 и грозен был, и жесток. Но сыграл большую роль в истории нашей страны. Наступали моменты, когда тяжкие грехи не давали царю покоя, он молился о прощении в Благовещенском соборе.
Слайд № 20
Учитель: Наше путешествие по Соборной площади завершится у храма, о котором расскажет 3 группа.
Презентация третьей группы: Архангельский собор.
Звон колоколов.
Учитель: Русский народ прощается с первым русским царем.
7.Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: О чем же вы узнали в ходе нашего путешествия? Что вас удивило? Над чем вы задумались? Чему научились? Пригодятся ли полученные знания в жизни? Что помогло вам ответить на вопросы Щуки?
Познакомившись с архитектурой Москвы, вы можете указать путь Емеле, чтобы он выполнил поручение барыни. Оно у вас находится в рабочей тетради на с. 22, № 40. Это будет вашим домашним заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме : " В царстве грибов".
Конспект урока по теме "В царстве грибов"...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"
Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...
конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"
Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...
План - конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Все профессии важны"
Открытый урок по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: В лес по ягоды пойдём
Конспект урока по окружающему миру по УМК " Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР
Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....