Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Москва златоглавая»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

по теме «Москва златоглавая»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

по теме «Москва златоглавая»

Урок с мультимедийным сопровождением.

Узнаем:

  1. каким был облик Московского Кремля в разные времена и какое значение имел Кремль для Московского государства;
  2. назовем соборы Московского Кремля и их назначение и их назначение; познакомимся с государями Москвы, история правления которых связана с памятниками Москвы.
  3.  узнаем, почему они получили такие исторические прозвища.

Научимся:

  1. соотнесем тексты с иллюстрациями Кремля, определим историческое время его создания;
  2. найдем ответы на проблемные вопросы в тексте учебника;
  3. выясним, какую роль сыграли правители Москвы в истории нашего государства;
  4. соотнесем иллюстрации с историческими понятиями;
  5. сможем определить события явления той исторической эпохи;
  6. работать в парах;
  7. высказывать свое мнение;
  8. выполнять творческие задания.

Выразим свое отношение:

  1. к тому, что личность правителя играет важную роль в истории страны;
  2. к тому, что от характера власти, методов ее осуществления зависит соблюдение прав и свобод личности, общественная справедливость.

                                        Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Гульнара Ивановна. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в одно из прекрасных и важных мест нашей страны…

  1. Сообщение нового материала.

Слайды № 1 – 2

Деревья в три обхвата,

Дремучие леса.

Среди лесов когда – то

Наш город поднялся.

Здесь шли тропинки узкие,

Овраги и поля,

Но все дорогие русские

Сходились у Кремля.

Учитель: Догадались ли вы, куда мы совершим наше путешествие? Почему?

Ученики: В стихотворении упоминается слово «кремль».

Учитель: Но ведь кремль – это центральная часть всех древних городов. Со всех сторон кремль был обнесен крепостными стенами с башнями. Его строили обычно на самом высоком месте. Может, у вас есть еще какие – нибудьпредпололожения Обратите внимание на слова в стихотворении.

Ученики: Здесь сказано, что все дороги ведут в этот город, значит этот город – столица нашей страны, город Москва.

Учитель: Совершеннно верно.

Слайд № 3

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной Кремлевской белокаменной,

Из – за дальних лесов, из – за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

 Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается…

Учитель: Тема нашего урока: «Москва златоглавая».

Почему же Москву называют златоглавой?

Ученики: В Москве много соборов с золотыми куполами.

Учитель: Что же мы узнаем о Москве?

Слайд № 4

  1. Что за соборы и как они называются? Почему? Кто их строил?
  2. Кто правил в Москве? Чем знаменит?
  3. Каким был облик Московского Кремля в разные времена?
  1. Постановка проблемной ситуации.

Учитель: Совершив путешествие в сердце столицы – Московский Кремль, мы узнаем:

  1. каким был облик Московского Кремля в разные времена и какое значение имел Кремль для Московского государства;
  2. назовем соборы Московского Кремля и их назначение;
  3. познакомимся с государями Москвы, история правления которых связана с памятниками Москвы.

Слайд № 5

  1. Облик Московского Кремля и его значение для Московского государства.
  2. Соборы Москвы и их история.
  3. Правители Московского государства.

  1. Совместное открытие новых знаний

Учитель: Перенесемся мысленно в Москву. Так ли выглядит Кремль сейчас?

Учитель: Перенесемся мысленно в Москву. Так ли выглядит Кремль сейчас?

Ученик: Он построен из красного кирпича, а на иллюстрации он белокаменный.

Учитель: У городов, зданий, как и у людей, бывает детство. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда – то маленькой и никому неизвестной. А Кремль не всегда был каменным.

Слайд № 6

Учитель: У стен Кремля мы встречаем известного сказочного героя Емелю. Его барыня отправила с заданием. Справиться с ним сможет, если ответит на все вопросы Щуки. Поможем Емеле? (Да.) А Щука в свою очередь выполнит ваши желания. Она отметит каждого, кто внимательно слушает и помогает Емеле выполнить трудное поручение барыни. Вы получите от нее желание в виде «короны». Готовы помочь? Тогда в путь!!!

Слайд № 7

Первый вопрос Щуки: «Каким был облик первого Кремля, построенного в 12 веке? Почему его часто приходилось отстраивать заново?»

Подсказка:

Вот он, первый Кремль сосновый,

За бревенчатой стеной.

Так родился город новый,

И назвался он Москвой.

Да не город – деревушка,

На пригорке – церковушка,

Кучка княжих теремов

Да десятка два домов.

Ученики: Кремль был построен из сосны, а сосна – непрочный материал, пожар может уничтожить постройки.

Учитель: Правильно, у дерева есть опасный враг – огонь. И Москва горела. И не один раз. Но с каждым разом ее отстраивали, и она становилась все красивее и красивее.

     Но вот мог ли такой Кремль быть надежной защитой от врагов?

Слайд 8

Второй вопрос Щуки: «Каким был облик Кремля при Дмитрии Донском, победившем в бою на Куликовом поле в 1380 году грозного татарского хана Мамая?»

      Подсказка:

Для Кремля с каменоломни

Возят камень целый год.

И былой стене на смену

Строит каменную стену

Терпеливый наш народ.

      Ученики: Теперь Кремль стал каменным, надежной защитой от врагов.

      Учитель: Правильно, а мы вместе с Емелей отправимся в то время, когда Кремль приобрел современный вид. Тот Кремль, который сохранился и до наших дней, насчитывает 5 столетий.

       Слайды № 9 – 10

        Третий вопрос Щуки: «Прочитав текст учебника, вы узнаете имена строителей Кремля.  Люди строили кремлевские стены Назовите их?»

         Ученики: Государь всея Руси Иван 3 захотел, чтобы его столица была самым красивым и неприступным городом. Он пригласил итальянских мастеров для строительства столицы. В течение 10 лет под их руководством русские люди строили кремлевские стены и башни.

        Учитель: 19 июля 1485 года началось строительство нового Кремля. Это была первоклассная крепость. Ее стены, высотой от 8 до 19 метров и толщиной 3 – 6 метра, протянулись более чем на два километра. По верхней кромке стены проходила широкая боевая площадка, прикрытая с внешней стороны тысячью зубцов, по форме напоминавших ласточкин хвост. По периметру стен располагались 20 мощных башен. Они служили не только для обороны. Первой башней кремля стала тайницкая.

        Слайд № 11

   Четвертый вопрос Щуки: «Предположите, почему башни Кремля имеют такие названия: Тайницкая, Водовозная, Царская, Набатная, Кутафья?

      Ученики: Тайницкая – тайник, Водовозная – возили воду, Царская – цари, Набатная – колокол, Кутафья - ?

      Учитель: В Тайницкой башне находилось два тайника: тайник – колодец и тайник – подземный ход к речке. Только было это очень давно. В основании Водовозной башни находился колодец. На Набатной висел сигнальный колокол. С Царской башни любили наблюдать государи за тем. Что происходит на Красной площади. Кутафья, что значит 2неуклюжая», похожа на пуговку, стоит на самом первом месте, впереди кремлевских стен.

        Слайд № 12

         Пятый вопрос Щуки: «Какая из башен самая высокая, самая низкая?»

         Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить вычисления.

Спасская: 100 – 29 =

Кутафья6 60 – 42=

Комендатская6 18 + 23 =

Водовозная: 48 + 14 =

Царская: 86 – 70 =

Троицкая: 100 – 20 =

Боровицкая: 30 + 24 =

Петровская: 10 + 17 =

  1. Физминутка.

Башни Кремля: Троицкая – встать на носки, руки вверх; Царская – присесть на корточки; Кутафья – руки впереди кольцом4 Набатная – три хлопка в ладоши.

  1. Продолжение новой темы.

Учитель: Путешествие наше продолжается. Пройдя через Спасскую башню, мы попадем на Соборную площадь. Здесь расположены основные кремлевские храмы.

Слайд № 13

Шестой вопрос Щуки: «Посмотрите, какие величественные соборы украшают площадь. Что их все объединяет?

Ученики: У них у всех есть золотые купола.

Учитель: Не случайно Москву называют… (златоглавой). Тут – то наш Емеля и растерялся. Как ему выполнить поручение барыни. Если он не знает, где какой собор.

Щука предложила ему обратиться за помощью к ребятам. Познакомившись с текстом учебника и заполнив схему, вы назовете Емеле соборы и их назначение.

Работа в парах: дети получают три схемы, где должны вписать названия построек Кремля и кратко рассказать об одной из построек.

Слайд № 14

Презентация первой группы: рассказ про колокольню Иван Великий. Ученик из другой группы показывает на слайде изображение колокольни.

Звучит колокольный звон.

Учитель: Прошло 17 лет, и вновь звонят колокола. Что послужило поводом для этого? Обратите внимание на иллюстрацию на с. 17, опишите ее.

 Ученики: Венчание на царство.

Учитель: Где происходило это событие?

Слайды № 15 – 16

Презентация второй группы: рассказ про Успенский собор.

Учитель: Иван 4 стал первым правителем на Руси, которого величали царем. А символом царской власти была шапка Маномаха.

    Теперь любой русский человек, князь или крестьянин, подчинялся его воле. Народ верил в доброго царя, называл его батюшкой, защитником. Но в историю он вошел как Иван Грозный.

Слайд № 17

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Учитель: Как вы думаете, почему он получил такое прозвище? Что значит «грозный»?

 Ученики: Грозный вид, грозный к врагам, грозный к своему народу.

Учитель: Но время правления Ивана 4 было отмечено большими изменениями – реформами. Он хотел добиться многих благ для своего государства.

Задание: оцените положительные и отрицательные стороны его правления, распределив карточки в 2 группы ( перед доской стоят 2 стула с надписями: «Добрые дела» и «Грозный царь»; ребятам по желанию предлагается выбрать

из конверта карточку, зачитать ее и соотнести с надписью).

                                      Карточки

- Казнил бояр, выступавших против царской воли.

- Росли русские города.

- Создал стрелецкое войско.

- Присоединил Казань, Астрахань, Западную Сибирь.

- Обвинил в заговоре против себя жителей Новгорода и устроил погром и насилие.

- Не пощадил своего сына.

- Построил собор Василия блаженного ( табличка должна быть зачитана последней).

                                      Звучит колокольный звон.

 Слайды № 18 – 19

В честь победы над Казанью

Двум умелым мастерам

Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете,

Пестрый, сказочный собор,

Что стоит и до сих пор.

Учитель: Представьте себя зодчими. Сложив пазл, вы узнаете имена создателей собора Василия Блаженного.

Работа в парах: ученики собирают пазл, называют имена – Барма и Постник.

Учитель: Как отблагодарил царь мастеров за их труд? Почему? Ответ вы найдете на с. 19.

Ученики: Он приказал им выколоть глаза, чтобы только у него был такой красивый храм.

Учитель: Справедлив ли был к ним царь? Может ли подобное произойти в наши дни? Почему?

Ученики: Царь был несправедлив, жесток. В наши дни соблюдают права человека, ценят людей за их творчество, судят только преступников. А мастера – великие зодчие, заслуживают славы и почести.

Учитель: Мы увидели, что Иван 4 и грозен был, и жесток. Но сыграл большую роль в истории нашей страны. Наступали моменты, когда тяжкие грехи не давали царю покоя, он молился о прощении в Благовещенском соборе.

Слайд № 20

Учитель: Наше путешествие по Соборной площади завершится у храма, о котором расскажет 3 группа.

Презентация третьей группы: Архангельский собор.

 Звон колоколов.

Учитель: Русский народ прощается с первым русским царем.

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: О чем же вы узнали в ходе нашего путешествия? Что вас удивило? Над чем вы задумались? Чему научились? Пригодятся ли полученные знания в жизни? Что помогло вам ответить на вопросы Щуки?

Познакомившись с архитектурой Москвы, вы можете указать путь Емеле, чтобы он выполнил поручение барыни. Оно у вас находится в рабочей тетради на  с. 22, № 40. Это будет вашим домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

Конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: В лес по ягоды пойдём

Конспект урока по окружающему миру по УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР

Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....