технологическая карта урока по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

технологическая карта урока по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.

Тема: "Наша дружная семья" 17.02.2022 г.

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
  • Уметь различать родственные взаимосвязи.
  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Оборудование:

Фотографии семей учащихся.

Компьютер,  проектор.

Презентация.

Толковые словари Ожегова, В.И. Даля, закладки со словами «поколение», «традиции»

лепестки для самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».

Карточки и картинки  для «дома своей семьи»

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Организация класса

(Прошу перед уроком проверить свои рабочие места, портфели все замкнуты, должны быть  на парте дневник, учебник, рабочая тетрадь, пенал, клей, цветные карандаши)

 

- Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас всех на своем уроке.

Дети проверяют рабочее место, присаживаются за парты

2. АОЗ

- Посмотрите на ЭКРАН. Кого вы видите? А кто изображён на этих фотографиях? 

- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?

Фотографии наших семей.

СЛАЙД 1

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Сформулируйте тему сегодняшнего урока .

Правильно ребята, сегодня мы поговорим о наших дружных семьях. Мы с вами много рисовали картинок о семье. Проводили семейные фотоконкурсы «Читающая семья», «Мамины помощники», оформляли видеоролики и многое другое.

Наша дружная семья, Моя семья

Самоопределение к деятельности

- Скажите, а может ли человек жить один и называть себя семьей?

Нет, это одинокий человек

СЛАЙД 2

- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:

Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику все время грустно.

Однажды мальчик бродил один по берегу и  вдруг ему навстречу вышел седой старик.

- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик мальчику. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

- Что же появилось у мальчика в семье?

Слушают

появилось общение с близкими людьми

- Совершенно верно. У мальчика появилось ОБЩЕНИЕ. Откройте учебник на странице 41. (ПОКАЗЫВАЮ) Мы с вами приступаем к изучению нового раздела, который называется «Общение».

- Чему же мы научимся изучая, этот раздел?

Да, ребята именно этому надо нам научиться.

Открывают стр. 41 учебника  

ЧИТАЮТ ДЕТИ

- Сегодня мы поговорим о семье, о том как надо общаться в семье, для чего нужна семья.

- Как вы понимаете высказывание  Льва Николаевича Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

СМ. ДОСКА

 Данное высказывание принадлежит великому писателю Льву Толстому. Дом — это место где человека всегда поймут и поддержат, место где царит атмосфера тепла и уюта и каждый чувствует себя счастливым.

3. ФНЗ 

- Работа по поиску информации (Словарная работа) 

- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?

- Вызываю одного ученика, который берет толковый словарь и находит определение, что такое семья.

Семья – группа людей, которые связаны между собой родственными отношениями

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

В словаре Владимира Ивановича Даля записано так: Семья – это группа близких родственников, живущих вместе, ИНЫМИ СЛОВАМИ – ЭТО РОДИТЕЛИ С ДЕТЬМИ.

СЛАЙД 3

– Что же объединяет всех  членов семьи?  

Дом, забота друг о друге, нежность, любовь, ласка

РАБОТА В ПАРАХ на месте и у доски

С 2008 года 8 июля в нашей стране начали отмечать праздник, День Семьи, Любви и Верности. У праздника есть и свой официальный символ,— ромашка. Ромашка - это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник проходит в летний период, который традиционно ассоциируется с цветами.

- С товарищем по парте прочитайте предложения и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи. (обсуждение ребят 1 минута)

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Целый день смотрят телевизор.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. Ничего не хотят делать все.  

11.  Заботятся старшие о младших сестрёнках и братишках.

12. Поздравляют  с праздниками.

13. Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.

- Назовите признаки дружной семьи

- Ребята, посмотрите какая замечательная ромашка получилась у нас. И мы с вами составили правила дружной семьи.

на доску УЧЕНИК вывешивает лепесток ромашки (карточки- признаки)

получается ромашка с правилами семьи

СЛАЙД 4

Работа с учебником

Откройте стр. 42 учебника. Рассмотрите рисунок.

Обратимся к семье наших друзей, Серёжи и Нади. Рассматривая рисунок, мы не можем слышать, о чём беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картину.

- Как вы думаете, о чём они беседуют?

- Как обращаются друг к другу?

- Можно ли грубить старшим: маме, папе, дедушке, бабушке?

- Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?

а) здравствуйте, привет, добрый день (приветствие)

б) до свидания, пока, счастливого пути (прощание)

в) извините, простите, виноват (извинение)

г) спасибо, благодарю (благодарность)

д) будьте добры, пожалуйста (просьба)

Они разговаривают уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу

Оформление постера у доски

- Какими качествами должны обладать члены семьи?

НА ДОСКУ КАЧЕСТВА ВЫВЕШИВАЕМ

Уважение, честность, забота, вежливость

- Как вы думаете, что такое культурное общение?

Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку

Каждая семья должна соблюдать правила культуры общения. Необходимо относится уважительно ко всем членам семьи, стараясь помочь и самим не стеснятся попросить помощи. 

СЛАЙД 5

- Физкультминутка

Помогатор «Фиксики»

У каждой семьи есть свои традиции. 

Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. 

СЛАЙД  6

Я хочу рассказать вам о традициях своей семьи.  

Мы любим спорт. С каждым ребенком неоднократно принимали участие в районных, областных соревнованиях, а с сыном Дамиром мы участвовали на Всероссийских соревнованиях, где представляли Волгоградскую область.

СЛАЙД 7

Мы творческая семья. Мы любим рисовать, делать поделки своими руками.

Мы любим играть на музыкальных инструментах: пианино, синтезатор, гитара. Мы поем всей семьей, участвуем в конкурсах.

СЛАЙД 8

Мы любим путешествовать всей семьей. Семейный отдых – это самое любимое наше занятие. Мы побывали с детьми в разных интересных местах.

Любим ездить на рыбалку всей семьей, любим ходить по грибы, любим просто отдыхать на природе.

Любим готовить всей семьей. В процесс готовки еды у нас в семье включены все, т.к. мы делаем все сообща и тогда еда получается намного вкуснее. А каждый вечер, мы встречаемся семьей за ужином и обсуждаем, как прошел день у всех и что нас ожидает завтра. Отмечаем семейные праздники и др.

СЛАЙД 9

- Ну вот, я кратко рассказала об основных  традициях своей семьи.  А теперь, вы расскажите мне о своих.

-Замечательно, что у вас есть традиции в семьях.

3-5 чел. спросить

Ребята, а  можно ли наш класс назвать семьей?

- А какие у нас традиции в классе есть?

Если мы будем соблюдать правила культуры общения между собой, будем помогать друг-другу, будем соблюдать традиции нашего класса, нас смело можно назвать «ДРУЖНЫЙ КЛАСС».

Да, можно.

Праздники проходят, участвуем в конкурсах, ходим в походы и др.

СЛАЙД 10

ФПН

Работа в рабочей тетради

Откройте рабочую тетрадь на странице 24. Найдите задание 2. Отметьте галочкой, какие домашние обязанности вы выполняете.

Переходим к заданию № 3. С помощью учебника запишите, определение, что такое традиции. (Это то, что передается из поколения к поколению)

Открывают, читают задания и выполняют

РАЗДАТЬ КОНВЕРТЫ С КАРТОЧКАМИ ДЛЯ ДОМА СВОЕЙ СЕМЬИ

ИТОГ

Рефлексия

Проектная творческая деятельность.

-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать, каким бы хотели видеть  «Дом своей семьи». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова или картинки, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи.

У каждого на парте есть конверт с рисунком дома. Вам нужно будет построить дом своей мечты с помощью картинок помощников и вашей фантазии.

Теперь домики ваших семей в ваших руках. Творите добро и будьте счастливы!!!

Клей для наклеивания картинок и  цветные карандаши нужны

Выполняют работу 3 минуты

Подведение итогов урока

 Семья – это слово родное!

Сколько там света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными.

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза материнские нас согревают,

Как солнца сиянье, они горячи.

А руки отца от беды заслоняют.

Забота родных – как солнца лучи!

Рефлексия

На обратной стороне доски ПЛАКАТ, итог урока (см.)

СЛАЙД 11

Домашнее задание с 42 – 45, читать и отвечать на вопросы.

Открыли дневники и записываем с 42 – 45, читать и отвечать на вопросы.

Оценки за урок

РЕЗЕРВ:

Работа в группах. Упражнение «Продолжи предложение» - Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...