РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР » Класс 1-4
рабочая программа по окружающему миру (1, 4 класс)

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Окружающий мир 1-4 классы. Авторы программы А.А. Плешаков. М.: Просвещение, 2018 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Туапсинский район

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 с. Кривенковское

                             УТВЕРЖДЕНО

                                                             решением педсовета протокол № 1

                                           от ___ августа 20___ года

                                            Председатель педсовета

                                                      ___________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР »

Класс    1-4  

Количество часов:1 класс-33ч.

                                2 класс-34ч.

                                3 класс- 34ч.

                                4 класс-34ч

                                Итого   135ч        

Уровень  базовый

                                                                                                               

Учитель    Приймак Татьяна Алексеевна

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Окружающий мир 1-4 классы. Авторы программы А.А. Плешаков. М.: Просвещение, 2018 г.

                       

                                                                                                                                             

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

первичное представление о гражданской идентичности

в форме осознания «Я» как юного гражданина России, од-

новременно осознающего свою принадлежность к опреде-

лённому этносу*;

умение использовать позитивную лексику, передающую по-

ложительные чувства в отношении своей Родины;

первичное представление о ценностях многонационального

российского общества (образ Родины как семьи разных на-

родов, образ Москвы как духовной ценности, важной для

разных народов)*;

ценностные представления о своей семье и своей малой

родине;

первичные представления об изменении человека и окру-

жающего мира с течением времени, овладение первоначаль-

ными навыками адаптации в изменяющемся мире на ос-

нове представлений о развитии техники, в том числе элек-

тронной;

представление о новой социальной роли ученика, правилах

школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относить-

ся к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей те-

тради и др.);

положительное отношение к школе и учебной деятельно-

сти;

первичное представление о личной ответственности за свои

поступки через бережное отношение к природе и окружаю-

щему миру в целом*;

эстетические чувства, впечатления от восприятия предме-

тов и явлений окружающего мира;

этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчи-

вость на основе взаимодействия с другими людьми и с при-

родой, доброжелательное отношение к сверстникам, стрем-

ление прислушиваться к мнению одноклассников*;

потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками

на основе взаимодействия при выполнении совместных за-

даний*;

первоначальная установка на безопасный, здоровый образ

жизни через выявление потенциальной опасности окружаю-

щих предметов, знакомство с правилами безопасности в

быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важно-

сти правильной подготовки ко сну, правильного питания,

выполнения гигиенических процедур;

бережное отношение к материальным и духовным ценно-

стям через знакомство с трудом людей разных профессий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную

учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе

урока по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные знания и умения;

планировать своё высказывание (продумывать, что сказать

вначале, а что — потом);

планировать свои действия на отдельных этапах урока (це-

леполагание, проблемная ситуация, работа с информацией

и пр. по усмотрению учителя);

сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учеб-

нике или рабочей тетради;

165

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов

своей деятельности, используя «Странички для самопровер-

ки»;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлет-

ворённость своей работой на уроке (с помощью средств,

предложенных учителем), позитивно относиться к своим

успехам/неуспехам.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, исполь-

зуемые в учебнике для передачи информации (условные

обозначения, выделения цветом, оформление в рамки

и пр.);

находить и выделять под руководством учителя необходи-

мую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных по-

собиях и пр.;

понимать схемы учебника, передавая содержание схемы

в словесной форме;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, при-

менять полученную информацию при выполнении заданий

учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

анализировать объекты окружающего мира с выделением

отличительных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов по задан-

ным критериям;

устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зре-

ния) по теме урока в соответствии с возрастными норма-

ми;

проявлять индивидуальные творческие способности при вы-

полнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

располагать рассматриваемые объекты, события и явления

на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не переби-

вать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём

говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению;_

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зре-

ния;

интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремле-

ние ладить с собеседниками, не демонстрировать превос-

ходство над другими, вежливо общаться;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если

на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,

пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо

за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать совместно со сверстниками задачу

групповой работы (работы в паре), распределять функции

в группе (паре) при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогиче-

ской формой речи (с учётом возрастных особенностей,

норм);

готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (ро-

дителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

правильно называть родную страну, родной город, село (ма-

лую родину);

различать флаг и герб России;

узнавать некоторые достопримечательности столицы;

называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей

семьи;

проводить наблюдения в окружающем мире с помощью

взрослого;

проводить опыты с водой, снегом и льдом;

различать изученные объекты природы (камни, растения,

животных, созвездия);

различать овощи и фрукты;

определять с помощью атласа-определителя растения и жи-

вотных;

описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашне-

го питомца (кошку, собаку);

сравнивать растения, животных, относить их к определён-

ным группам;

сравнивать реку и море;

использовать глобус для знакомства с формой нашей пла-

неты;

находить на глобусе холодные и жаркие районы;

167

различать животных холодных и жарких районов;

изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

различать прошлое, настоящее и будущее;

называть дни недели и времена года в правильной после-

довательности;

соотносить времена года и месяцы;

находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

объяснять причины возникновения дождя и ветра;

перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

ухаживать за комнатными растениями, животными живого

уголка;

мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

раздельно собирать мусор в быту;

соблюдать правила поведения в природе;

правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

подбирать одежду для разных случаев;

правильно обращаться с электричеством и электроприбо-

рами;

правильно переходить улицу;

соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

различать виды транспорта;

соблюдать правила безопасности в транспорте.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 2 КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

более глубокое представление о гражданской идентичности

в форме осознания «Я» как юного гражданина России, об-

ладателя и носителя государственного языка Российской

Федерации — русского языка*;

представления о связях между изучаемыми объектами и яв-

лениями действительности (в природе и обществе);

представление о необходимости бережного, уважительного

отношения к культуре разных народов России, выступаю-

щей в форме национального языка, национальной одежды,

традиционных занятий и праздничных обычаев;

овладение первоначальными навыками адаптации в изме-

няющемся мире на основе представлений о сезонных из-

менениях в природе и жизни людей;

понимание и принятие норм и правил школьной жизни,

внутренняя позиция школьника на уровне положительного

отношения к предмету «Окружающий мир»;

познавательные мотивы учебной деятельности, понимание

того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окру-

жающего мира, могут быть полезны в жизни;

представление о личной ответственности за свои поступки

на основе понимания их последствий и через практику бе-

режного отношения к растениям, животным, окружающим

людям*;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин

природы, архитектурных сооружений и других достоприме-

чательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов

России и разных стран;

этические чувства и нормы на основе представлений о вза-

имоотношениях людей в семье, семейных традициях, сво-

ей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,

взаимопомощи, а также через освоение норм экологиче-

ской этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстника-

ми на основе взаимодействия при выполнении совместных

заданий, в том числе учебных проектов*;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на осно-

ве представлений о строении и работе организма человека,

режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопас-

ного поведения в быту, на улице, в природном окружении,

при контактах с незнакомыми людьми;

бережное отношение к материальным и духовным ценно-

стям через выявление связей между отраслями экономики,

построение элементарных производственных цепочек, ос-

мысление вклада труда людей разных профессий в созда-

ние материальных и духовых ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную

совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на опре-

делённом этапе урока при выполнении задания по прось-

бе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания

и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последова-

тельность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных

этапах урока;

169

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлет-

ворённость своей работой на уроке (с помощью средств,

предложенных учителем), объективно относиться к своим

успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя

«Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, пред-

ложенные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составлен-

ным совместно с учителем;

контролировать и корректировать своё поведение по отно-

шению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, исполь-

зуемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи инфор-

мации;

находить и выделять при помощи взрослых информацию,

необходимую для выполнения заданий, из разных источни-

ков;

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе

схемы-аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фик-

сировать полученную информацию в виде записей, рисун-

ков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисун-

ки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) крите-

риям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону,

на ощупь, по внешнему виду);

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-ап-

пликациями;

устанавливать причинно-следственные связи между явле-

ниями;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зре-

ния) по теме урока в соответствии с возрастными нор-

мами;

проявлять индивидуальные творческие способности при вы-

полнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков,

подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире

(в том числе связи в природе, между отраслями экономи-

ки, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учите-

лем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не пере-

бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того,

о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при вы-

полнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на

основе своего опыта и в соответствии с возрастными нор-

мами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелатель-

ное общение друг с другом;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если

на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,

пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо

за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы (парной,

групповой), распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогиче-

ской формой речи (с учётом возрастных особенностей,

норм);

готовить небольшие сообщения, проектные задания с по-

мощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

находить на карте Российскую Федерацию, Москву — сто-

лицу России;

называть субъект Российской Федерации, в котором нахо-

дится город (село), где живут учащиеся;

различать государственные символы России — флаг, герб,

гимн;

приводить примеры народов России;

сравнивать город и село, городской и сельский дома;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты и явления неживой и живой природы;

171

находить связи в природе, между природой и человеком;

проводить наблюдения и ставить опыты;

измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

определять объекты природы с помощью атласа-определи-

теля;

сравнивать объекты природы, делить их на группы;

ухаживать за комнатными растениями и животными живо-

го уголка;

находить нужную информацию в учебнике и дополнитель-

ной литературе;

соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать

экологические знаки;

различать составные части экономики, объяснять их взаи-

мосвязь;

прослеживать производственные цепочки, изображать их

с помощью моделей;

узнавать различные строительные машины и материалы,

объяснять их назначение;

различать виды транспорта;

приводить примеры учреждений культуры и образования;

определять профессии людей по фотографиям и описани-

ям, находить взаимосвязи между трудом людей различных

профессий;

различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

правильно строить режим дня, соблюдать правила личной

гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в

быту, на воде и в лесу;

различать основные дорожные знаки, необходимые пеше-

ходу;

соблюдать основные правила противопожарной безопасно-

сти;

правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

оценивать характер взаимоотношений людей в семье,

в школе, в кругу сверстников;

приводить примеры семейных традиций;

соблюдать правила вежливости при общении со взрослы-

ми и сверстниками, правила культурного поведения в шко-

ле и других общественных местах;

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

ориентироваться на местности разными способами;

различать формы земной поверхности, сравнивать холм

и гору;

различать водные объекты, узнавать их по описанию

читать карту и план, правильно показывать на настенной

карте;

находить и показывать на глобусе и карте мира материки

и океаны;

различать физическую и политическую карты, находить

и показывать на политической карте мира разные страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 3 КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

овладение основами гражданской идентичности личности

в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего

и любящего её природу и культуру;

проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе

через знакомство с историко-культурным наследием горо-

дов Золотого кольца России;

формирование гуманистических и демократических цен-

ностных ориентаций на основе знакомства с историко-куль-

турным наследием и современной жизнью разных стран,

в том числе стран зарубежной Европы;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и

культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей

в окружающем мире, в том числе в природе, между при-

родой и человеком, между разными странами и народами;

уважительное отношение к иному мнению, истории и куль-

туре других народов на основе знакомства с многообрази-

ем стран и народов на Земле, выявления общего и различ-

ного в политическом устройстве государств;

формирование начальных навыков адаптации в мире через

освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил по-

ведения в природной и социальной среде;

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и при-

нятия образца ответственного ученика; мотивы учебной дея-

тельности (учебно-познавательные, социальные); осознание

личностного смысла учения как условия успешного взаимо-

действия в природной среде и социуме;

осознание личностной ответственности за свои поступки,

в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью

окружающих, к объектам природы и культуры;

эстетические чувства, впечатления через восприятие при-

роды в ее многообразии, знакомство с архитектурными со-

оружениями, памятниками истории и культуры городов Рос-

сии и разных стан мира;

этические чувства и нормы на основе представлений о вну-

треннем мире человека, его душевных богатствах, а также

через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстника-

ми в разных социальных ситуациях (при ведении домаш-

него хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюде-

нии правил экологической безопасности в семье), добро-

желательное отношение к окружающим, бесконфликтное

поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению,

в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на осно-

ве знаний о системах органов человека, гигиене систем ор-

ганов, правилах поведения в опасных ситуациях (в кварти-

ре, доме, на улице, в окружающей местности, в природе),

правил экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивация к творческому труду, работе на результат, береж-

ное отношение к материальным и духовным ценностям

в ходе освоения знаний из области экономики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятель-

но и уточнённую учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроиз-

водить её в ходе выполнения работы на различных этапах

урока);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания

и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последова-

тельность предложений для раскрытия темы, приводить

примеры);

планировать свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлет-

ворённость своей работой на уроке (с помощью средств,

разработанных совместно с учителем); объективно отно-

ситься к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя

«Странички для самопроверки» и критерии, заданные учи-

телем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатами.

контролировать и корректировать своё поведение с учётом

установленных правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, исполь-

зуемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонен-

тах УМК для передачи информации;

выделять существенную информацию из литературы разных

типов (справочной и научно-познавательной);

использовать знаково-символические средства, в том числе

элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фик-

сировать полученную информацию в виде схем, рисунков,

фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схе-

мы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных при-

знаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) крите-

риям;

сравнивать объекты по различным признакам;

осуществлять синтез объектов при составлении цепей пи-

тания, схемы круговорота воды в природе, схемы кругово-

рота веществ и пр.;

устанавливать причинно-следственные связи между явления-

ми, объектами;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зре-

ния) по теме урока в соответствии с возрастными норма-

ми;

проявлять индивидуальные творческие способности при

выпол нении рисунков, условных знаков, подготовке со-

общений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

моделировать различные ситуации и явления природы

(в том числе круговорот воды в природе, круговорот ве-

ществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в диалог и коллективное обсуждение с учите-

лем и сверстниками, проблем и вопросов;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не пере-

бивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того,

о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совмест-

ной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение

по теме урока;

проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентиро-

ваться на позицию партнёра в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,

пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо

за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распре-

делять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогиче-

ской формой речи (с учётом возрастных особенностей,

норм);

готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью

взрослых;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудни-

честве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта инте-

ресов всех его участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

находить на карте города Золотого кольца России, приво-

дить примеры достопримечательностей этих городов;

осознавать необходимость бережного отношения к памят-

никам истории и культуры;

находить на карте страны — соседи России и их столицы;

определять и кратко характеризовать место человека в окру-

жающем мире;

осознавать и раскрывать ценность природы для людей, не-

обходимость ответственного отношения к природе;

различать внешность человека и его внутренний мир, на-

блюдать и описывать проявления внутреннего мира чело-

века;

различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества.

проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабора-

торное оборудование;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, со-

став почвы, моделировать круговорот воды в природе;

классифицировать объекты живой природы, относя их

к определённым царствам и другим изученным группам;

пользоваться атласом-определителем для распознавания

природных объектов;

обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и че-

ловеком, изображать их с помощью схем, моделей и ис-

пользовать для объяснения необходимости бережного отно-

шения к природе;

приводить примеры растений и животных из Красной кни-

ги России;

использовать тексты и иллюстрации учебника, другие ис-

точники информации для поиска ответов на вопросы, объ-

яснений, подготовки собственных сообщений о природе;

устанавливать связь между строением и работой различных

органов и систем органов человека;

использовать знания о строении и жизнедеятельности ор-

ганизма человека для сохранения и укрепления своего здо-

ровья;

оказывать первую помощь при несложных несчастных слу-

чаях;

вырабатывать правильную осанку;

выполнять правила рационального питания, закаливания,

предупреждения болезней;

понимать необходимость здорового образа жизни и соблю-

дать соответствующие правила;

правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода,

утечке газа;

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, раз-

личать дорожные знаки разных групп, следовать их указа-

ниям;

понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно

опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

понимать, что такое экологическая безопасность, соблю-

дать правила экологической безопасности в повседневной

жизни;

раскрывать роль экономики в нашей жизни;

осознавать значение природных богатств в хозяйственной

деятельности человека, необходимость бережного отноше-

ния к природным богатствам;

различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи

между ними;

понимать роль денег в экономике, различать денежные еди-

ницы некоторых стран;

объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать

необходимость уплаты налогов гражданами страны;

понимать, как ведётся хозяйство семьи;

обнаруживать связи между экономикой и экологией, стро-

ить простейшие экологические прогнозы;

рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти

сведения информацией из других источников (таблица,

текст и иллюстрации учебника);

приводить примеры достопримечательностей разных стран,

ценить уважительные, добрососедские отношения между

странами и народами;

использовать различные справочные издания, детскую ли-

тературу для поиска информации о человеке и обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 4 КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

основы гражданской идентичности личности в форме осоз-

нания «Я» как гражданина России, ответственного за со-

хранение её природного и культурного наследия;

умение осознанно использовать обществоведческую лекси-

ку для выражения своих представлений о правах и обязан-

ностях гражданина России, о правах ребёнка, о государ-

ственном устройстве Российской Федерации;

чувства сопричастности к отечественной истории через

историю своей семьи и гордости за свою Родину, россий-

ский народ, историю России посредством знакомства с до-

стижениями страны, вкладом соотечественников в её раз-

витие;

осознание своей этнической принадлежности в контексте

принципа российской гражданственности «Единство в мно-

гообразии»;

понимание себя наследником ценностей многонациональ-

ного российского общества и всего человечества, в том чис-

ле на основе формирования понятий «Всемирное природ-

ное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в

его органичном единстве и разнообразии природы, наро-

дов, культур и религий, в том числе на основе построения

и сопоставления картины мира с точки зрения астронома,

географа, историка, эколога;

уважительное отношение к истории и культуре народов Рос-

сии и мира через понимание их взаимной связи и пред-

ставление о необходимости исторической преемственности

в жизни общества;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся

и развивающемся мире, в том числе на основе представле-

ний об историческом развитии родной страны, изменени-

ях в её современной жизни и возможностях собственного

участия в построении её будущего*;

осознанная готовность к выполнению социальной роли уче-

ника (действовать в соответствии с нормами и правилами

школьной жизни), мотивационная основа учебной деятель-

ности и личностный смысл учения;

самостоятельность и личностная ответственность за свои

поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;

эстетические потребности, ценности и чувства через вос-

приятие природы России и родного края, знакомство с куль-

турой регионов России, развитием культуры страны и род-

ного края в различные периоды истории;

этические чувства, доброжелательность и эмоционально-

нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание

чувствам других людей в ходе знакомства с историей Оте-

чества, образами великих соотечественников, картинами

жизни людей в разные исторические периоды;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз-

ных социальных ситуациях, умение не создавать конфлик-

тов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе

при выполнении учебных проектов и в других видах вне-

урочной деятельности*;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на осно-

ве знаний о природном разнообразии России и зависимо-

сти труда и быта людей от природных условий;

мотивация к творческому труду, работе на результат, береж-

ное отношение к материальным и духовным ценностям на

основе знакомства с природным и культурным достоянием

России, вкладом людей многих поколений в создание ма-

териальных и духовых ценностей родной страны и родно-

го края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

сохранять учебную задачу в течение всего урока;

ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии

с изучаемым материалом урока;

выделять из темы урока известные знания и умения, опре-

делять круг неизвестного по изучаемой теме;

планировать своё высказывание (выстраивать последова-

тельность предложений для раскрытия темы, приводить

примеры, делать обобщение);

планировать свои действия;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворён-

ность/неудовлетворённость своей работой на уроке, объек-

тивно относиться к своим успехам и неуспехам;

самостоятельно оценивать правильность выполнения дей-

ствия и вносить необходимые коррективы в исполнение как

в конце действия, так и по ходу его реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль-

тату;

контролировать и корректировать свои действия в учебном

сотрудничестве;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целепола-

гания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать, толковать и организовывать свою деятельность

в соответствии с условными знаками и символами, исполь-

зуемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для

передачи информации;

осуществлять поиск необходимой информации из различ-

ных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выпол-

нения учебных заданий;

выделять существенную информацию из текстов и литера-

туры разных типов и видов (художественных и познаватель-

ных);

использовать знаково-символические средства, в том чис-

ле модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фик-

сировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем,

рисунков, моделей и пр.;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных

и несущественных признаков;

осуществлять сравнение и классификацию по заданным

критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах

и связях;

строить доказательство своей точки зрения по теме урока

в соответствии с возрастными нормами;

проявлять творческие способности при выполнении рисун-

ков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов про-

ектных работ и пр.;

ориентироваться на разнообразие способов решения позна-

вательных и практических задач, владеть общими приёма-

ми решения учебных задач;

моделировать экологические связи в природных сообще-

ствах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллек-

тивное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициа-

тиву и активность в стремлении высказываться, задавать

вопросы;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не переби-

вать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём

говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совмест-

ной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

формулировать собственное мнение и позицию в устной

и письменной форме;

аргументировать свою позицию;

понимать различные позиции других людей, отличные от

собственной и ориентироваться на позицию партнера в об-

щении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,

пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо

за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распре-

делять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогиче-

ской формой речи (с учётом возрастных особенностей,

норм);

готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудни-

честве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта инте-

ресов и позиций всех его участников;

строить понятные для партнёра высказывания, учитываю-

щие, что он знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения раз-

личных коммуникативных задач;

достаточно точно, последовательно и полно передавать ин-

формацию, необходимую партнёру.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

понимать особую роль России в мировой истории; расска-

зывать о национальных свершениях, открытиях, победах,

вызывающих чувство гордости за свою страну;

находить и показывать на карте России государственную

границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его

главный город, другие города современной России, узна-

вать по фотографиям и описывать достопримечательности

регионов и городов России;

называть элементы государственного устройства России,

объяснять их роль в жизни страны;

называть имя действующего Президента Российской Феде-

рации и его полномочия как главы государства;

понимать, в чём различия между государственным устрой-

ством современной России и государственным устройством

нашей страны в другие периоды её истории;

объяснять, что такое права человека, как законы страны и

самый главный из них — Конституция Российской Феде-

рации — защищают наши права, приводить конкретные

примеры прав ребёнка;

раскрывать значение государственных символов России, на-

ходить их среди государственных символов других стран;

называть главные праздники России, объяснять их значе-

ние в жизни страны, рассказывать о традициях и праздни-

ках народов России;

рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа,

историка, эколога;

проводить несложные астрономические наблюдения;

изготавливать модели планет и созвездий;

использовать глобус и карту мира для получения информа-

ции о Земле;

анализировать экологические проблемы планеты и предла-

гать способы их решения;

приводить примеры объектов Всемирного наследия и жи-

вотных из международной Красной книги;

находить и показывать на физической карте России раз-

личные географические объекты, на карте природных зон

России — основные природные зоны;

объяснять, почему происходит смена природных зон в на-

шей стране, давать характеристику природной зоны по пла-

ну, сравнивать различные природные зоны;

приводить примеры растений и животных разных природ-

ных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

выявлять экологические связи в разных природных зонах,

изображать эти связи с помощью моделей;

оценивать деятельность людей в разных природных зонах,

раскрывать возникающие экологические проблемы и спо-

собы их решения, приводить примеры заповедников и на-

циональных парков России;

давать краткую характеристику своего края;

различать и описывать изученные природные объекты свое-

го края, пользоваться атласом-определителем для рас-

познавания (определения) объектов неживой и живой при-

роды;

давать краткую характеристику природных сообществ свое-

го края;

выявлять экологические связи в природных сообществах,

изображать эти связи с помощью моделей;

оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя

в разных природных сообществах;

рассказывать об охране природы в своём крае;

различать отрасли растениеводства и животноводства, пред-

ставленные в экономике своего края;

приводить примеры исторических источников, различать и

сравнивать источники информации о прошлом;

соотносить дату исторического события с веком, находить

место события на «ленте времени»;

читать историческую карту;

перечислять эпохи истории человечества в правильной по-

следовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, уз-

навать историческую эпоху по знаменитым сооружениям

прошлого, сохранившимся до наших дней;

с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал пла-

нету Земля;

описывать некоторые выдающиеся достижения и изобрете-

ния людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суж-

дения об их значении в истории человечества;

показывать на карте границы, территорию, столицу, другие

города России в разные периоды истории, места некоторых

важных исторических событий;

рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учеб-

ника об изученных событиях истории России;

соотносить даты и события, определять последовательность

и значение некоторых важных событий в истории России;

составлять исторические портреты выдающихся людей про-

шлого, высказывать суждения о них;

описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные

века, узнавать их достопримечательности;

называть и описывать некоторые выдающиеся памятники

истории и культуры России;

находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

раскрывать связь современной России с её историей;

использовать дополнительную литературу, Интернет для по-

лучения информации и подготовки собственных сообще-

ний о природе Земли, России и родного края, о жизни об-

щества в прошлом и настоящем.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Человек и природа

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

 Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — плати, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Матери-1и и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Нежнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на оспине наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причин,) смены времён года. Смена времён года в родном крае ми основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.  Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение и природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,  фиксация  изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.  Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые,   рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.

Человек - член общества, носитель и создатель культуры Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в куль гуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке, "вращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наемный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, Пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда. День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей. День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города  России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,  Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры.  Посильно участие в охране памятников истории и культуры своего края.  Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с   3 – 4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями) название,  расположение на политической карте,  столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей -нравственный долг каждого человека.

В содержании учебного предмета курсивом выделен материал, который подлежит изучению на уровне образовательной программы   и не является предметом   итогового контроля.

Содержание программы «Окружающий мир» 

1 класс       33 ч.

Из них 6 ч — резервное время для проведения экскурсий.

Введение 1 ч 

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.

Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? 11 ч.

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? 5 ч.

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? 6 ч.

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? 10 ч.

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)

2 класс      34 ч

Где мы живем  2  ч.

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название города (села), где мы живем; что мы  называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

ПРИРОДА  10 ч.

Неживая и живая природа. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери, выделение существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние изменения. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, отлов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников , трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приёмов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

ЖИЗНЬ ГОРОДА  И СЕЛА  6 ч.

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д.— по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д.— по выбору учителя. Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя)

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии:  наблюдение зимних изменений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

ЗДОРОВЬЕ И  БЕЗОПАСНОСТЬ 5 ч.

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.).  Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя).

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

ОБЩЕНИЕ  3 ч.

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правила этикета.

ПУТЕШЕСТВИЯ  8 ч.

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы,  овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).

Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.

Экскурсии:  ознакомление с формами земной поверхности, водоёмами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приёмов чтения карты.

3 класс      34ч.

Как устроен мир 4 ч.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа  9 ч.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы- производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье 4 ч.

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность 5 ч.

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика 6 ч.

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам  6 ч.

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

4  класс     34ч.

Земля и человечество 5 ч.

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России 5 ч.

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны 7 ч.

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории 3 ч.

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России 10 ч.

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия 4 ч.

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

В содержании учебного предмета 3 – 4 классов курсивом выделен материал, который подлежит интегрированному изучению на уроках «окружающего мира» и «Кубановедения».

 

3.ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ.

№ п/п

Разделы, темы

Примерная программа

Рабочая программа

по классам

1

2

3

4

1

2

3

4

Человек и природа

1.Введение

3. Как , откуда и куда?

4.Где и когда?

4.Почему и зачем?

5.Где мы живем?

6.Природа.

7.Путешествие

8.Как устроен мир.

9.Эта удивительная природа.

10.Чему учит экономика.

11.Путешествия по городам и странам.

12.Земля и человечество

13.Природа России.

14.Родной край-часть большой страны.

46ч

1

12

11

22

42ч

4

20

18

51ч.

6

18

12

15

34ч.

9

10

15

22ч

1

5

6

10

20ч

2

10

8

25ч

4

9

6

6

17ч

5

5

7

Человек и общество

1. Кто и что?

2.Жизнь города и села.

3.Здоровье и безопасность.

4.Общение

5.Мы и наше здоровье.

6.Наша безопасность.

7.Страницы Всемирной истории.

8.Страницы истории России.

9.Современная Россия.

20ч.

20

26ч

10

9

7

17ч.

10

7

34ч.

5

20

9

11ч

11

14ч

6

5

3

4

5

17ч

3

10

4

66ч.

68ч

68ч

68ч

33ч

34ч

34ч.

34ч

Таким образом, с целью поддержания данного предмета с учетом его значимости 1 час  «Окружающего мира» вынесен во внеурочную деятельность курса  «Оружающий мир».

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, особое место в курсе занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Таблица тематического распределения количества часов в 1 классе

Разделы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

2

Что и кто?

20ч

11ч

3

Как, откуда и куда?

12ч

4

Где и когда?

11ч

5

Почему и зачем?

22ч

ИТОГО

66ч

32ч

Количество часов в 1 классе  в рабочей программе изменено на основании письма ДОН № 07-903 от 04.09.2004г. «Об особенностях организации обучения первоклассников». Программа выполняется за счет уплотнения материала.

СОГЛАСОВАНО                                                  СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                            Заместитель директора по УВР

методического объединения                                             ____________Э.А.Аведьян

учителей начальных классов                                            ___ августа 2019 года

от_______ №______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС (135 часов)  разработана на основе примерной программы по окружающему миру  федерального государственного образова...

Конспект занятие по внеурочной деятельности: окружающий мир (краеведение), по теме "Медный всадник"

Конспект занятия по внеурочной деятельности для 3б класса слабослышащих. Это занятие-знакомство с памятником архитектуры "Медный всадник"....

Рабочая программа внеурочной деятельности " Окружающий мир и мы"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Окружающий мир и мы" 3, 4 классы. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит календарно- тематическое планирование....

Технологическая карта по внеурочной деятельности "Окружающий мир в натуре"

Подробное методическое обеспечение с примерами разработок технологических карт по внеурочной деятельности в предметной области "Окружающий мир" в начальной школе....

Конспект занятия и р внеурочной деятельности "Окружающий мир/Экология" 3 класс "Экскурсия в зимний лес (лесонасаждение)"

Конспект занятия и р внеурочной деятельности "Окружающий мир/Экология" 3 класс "Экскурсия в зимний лес (лесонасаждение)"...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ gо внеурочной деятельности «Окружающий мир» Класс 2

Планирование составлено на основе:программы образовательной системы «Школа России» .В соответствиис ФГОС начального общего образованияУчебник: Окружающий мир 1 класс (1,2 части) Плешаков А...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ gо внеурочной деятельности «Окружающий мир» Класс 3

Планирование составлено на основе рабочей программы Приймак Т.А. утверждённой на педсовете № 1 МБОУ СОШ № 14 ___ августа 20___ года. Планирование составлено на основе:программы образовательной системы...