Конспект занятия и р внеурочной деятельности "Окружающий мир/Экология" 3 класс "Экскурсия в зимний лес (лесонасаждение)"
план-конспект занятия (3 класс)
Конспект занятия и р внеурочной деятельности "Окружающий мир/Экология" 3 класс "Экскурсия в зимний лес (лесонасаждение)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
![]() | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Экскурсия в зимний лес (лесонасаждение) Конспект занятия «Окружающий мир» учителя начальных классов МБОУ СОШ № 4 Хабибуллиной Л.М. 2020 г |
ТЕМА: Экскурсия в зимний лес (лесонасаждение) – 2-е занятие
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.
- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.
3. Воспитывать экологическую культуру у школьников, прививать любовь к родным лесам, всему живому.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
- Презентация к уроку
- Рис. домиков, животных.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Мы - умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
II. Сообщение темы и целей занятия
- О чем сегодня мы будем говорить на занятии, вы узнаете из загадки:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? Зимой
- Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)
- Отправляясь в зимний лес, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
III. Наблюдение за погодой
1. Беседа о зимних природных явлениях (слайд 3)
- Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.
- Я могу добавить, что температура воздуха…
2. Народные приметы (слайд 4,5, 6)
- Давным-давно, когда не было метеорологов, люди предсказывали погоду по народным приметам. Некоторые приметы сохранились до сих пор.
- Какие зимние народные приметы вы знаете?
(Дым столбом – к морозу. Если ночью был иней, днём снега не выпадет.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. Лес шумит к оттепели. Воробьи прячутся в хворост – жди мороза).
IV. Изучение нового материала
1. Неживая природа зимой
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни зимующих животных.
Вы знаете, что зимних месяцев три. Назовите первый зимний месяц.
Декабрь в старину называли «ветрозим».
Полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году.
Январь – году начало, зиме – середина.
Февраль – «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца.
Вьюги да метели под февраль прилетели.
2. Самостоятельная работа.
Самостоятельно прочитайте текст «Неживая природа зимой» в хрестоматии по окружающему миру.
- Теперь я думаю, вы легко справитесь с кроссвордом.
3. Кроссворд «Неживая природа зимой» (слайд 7-16)
По горизонтали:
2. Обильное выпадение снега называют…(снегопад)
4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года (оттепель)
6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах (изморозь)
8. Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Дверь в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (зима)
По вертикали:
- Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется…(гололедица)
- Шуба бела – весь свет одела (снег)
5. О чём эта пословица: «Без рук рисует, без зубов кусает» (мороз)
7 Снегопад при сильном ветре называется … (метель).
- Молодцы!
V. Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
4. Живая природа зимой (слайд 17)
- Закройте глазки. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»). Представьте что вы красивые пушистые снежинки. Снежинки тихо кружатся и падают на землю.
- Открываем глазки…
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес.
- Итак, о чём мы должны помнить «гуляя» по зимнему лесу?
Зимой в лесу очень тихо и нежелательно нарушать тишину, чтобы не разбудить лесных жителей, спящих зимой.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных (слайд 18,19, 20)
– На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.)
- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)
- Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные – стоят зелёные).
- Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все).
- Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы).
- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.
- А как можно зимой определить дерево, если оно без листвы? ( По стволу, по плодам, по семенам).
Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек, но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.
- Зима изменила жизнь всех животных (слайд 21-26)
- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
Отгадайте, о каком животном пойдёт речь:
Подготовленные дети рассказывают о том, как зимуют различные животные.
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки. Заяц.
Посмотрите – ка какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. Лиса.
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный. Волк.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну конечно, это… Белка.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. Медведь.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинул широко. Лось.
Рассказ учителя о лосе.
Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит лось зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору.
На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особо густой шерстью.
VI. Игра: «Чьи это следы? » (слайд 27)
Догадайтесь, чьи следы на снегу.
VII. Жизнь птиц зимой (слайд 28-30)
- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?
- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
-А сейчас узнаем, как зимуют птицы?
Учитель читает стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липах,
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стуж и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда – то
Ярко - красные щуры.
- Какие ещё птицы зимуют в наших краях? (Сороки, вороны, воробьи).
- Как мы можем помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала – для синиц).
5. Как зимуют рыбы (слайд 31)
- Отгадайте загадку:
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. Лёд.
Толстый ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы.
Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
— А почему животным так трудно зимой?
(Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях.)
Открывается схема: (слайд 32)
зима | морозы | Тёплый мех |
Нет корма | Впадают в спячку; Используют летние запасы; Перебираются ближе к жилью человека | |
снег | Смена окраски |
- Как повлияли изменения в неживой природе на жизнь животных?
Уже с октября у всех зверей вместо летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска.
Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека.
Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из–под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери – волки, лисы – охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку.
- Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, так же как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь. Для зайцев летом запасают веники с молодой листвой.
Для лосей подрубают молодые осины, а также они любят ветки рябины и сосны.
VIII. Закрепление
1. Викторина.
- Давайте проведём викторину.
* Какие птицы выводят птенцов зимой? Клесты.
*У какого зверя зимой рождаются детёныши? У медведицы.
*Какие птицы прилетают зимовать с севера? Снегири, свиристели.
* Почему травянистые растения не погибают под снегом? Им тепло.
* Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. Метель.
*Из чего состоит снег? Из снежинок.
* На всех садится, никого не боится. Снежинка.
2. Игра «Рассели животных» (слайд 33)
Трещала с самого утра:
Пор – р – р – ра! Пор – р – р – ра!
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … сорока.
Сегодня с самого утра сорока трещит о том, что в лесу переполох, лесные жители заблудились.
- Расселите животных: белку, медведя, лося, волка, лису, зайца, ежа, барсука, мышь – по домам:
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
- Лесной переполох утих. Пришла пора прощаться.
IX. Итог урока: (слайд 34)
Скажем на прощанье лесу: «До свиданья,
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя ведь будем,
Тёмный лес, чудный лес,
Полный сказок и чудес!»
- О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?
- Продолжается ли активная жизнь животных и растений зимой?
X. Домашнее задание.
Дома с родителями сделайте кормушку и повесьте её на дереве около дома, и не забывайте угощать своих пернатых друзей. И на основе сегодняшних наблюдений сделайте небольшие письменные зарисовки к сочинению о зиме.
- Спасибо вам за хорошую работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экскурсия в зимний лес
Приметы Зима морозная – лето жаркое.
Дым столбом – к морозу
Воробьи дружно расчирикалис ь … к оттепели
Разгадайте кроссворд
1 2 3 4 5 6 7 8
Д А П О Г Е Н С 1 2 3 4 5 6 7 8
Д А П О Г Е Н С Ь Л Е П Т Т О Е 1 2 3 4 5 6 7 8
Ь З Р О З И Д А П О Г Е Н С Ь Л Е П Т Т О Е О М 1 2 3 4 5 6 7 8
М И З А Ь З Р О З И Д А П О Г Е Н С Ь Л Е П Т Т О Е О М 1 2 3 4 5 6 7 8
М И З А Ц Д Л Г О Л Ь З Р О З И Д А П О Г Е Н С Ь Л Е П Т Т О Е О М 1 2 3 4 5 6 7 8
М И З А Ц Д Л Г О Л Ь З Р О З И Д А П О Г Е Н С Ь Л Е П Т Т О Г Е Н С О М 1 2 3 4 5 6 7 8
М И З А Ц Д Л Г О Л Ь З Р О З И Д А П О Г Е Н С Ь Л Е П Т Т О Г Е Н С З О Р О М М 1 2 3 4 5 6 7 8
М И З А Ц Д Л Г О Л Ь З Р О З И Д А П О Г Е Н С Ь Л Е П Т Т О Г Е Н С З О Р О М Ь Л Е Т Е М 1 2 3 4 5 6 7 8
Растения Деревья Кустарники Травы Лиственные Хвойные
пшеница копытень земляника
Кто любит морковку И прыгает ловко, Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки. Расскажите, как зимует заяц
Посмотрите–ка какая – Вся горит, как золотая, Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. Расскажите, как зимует лиса
Кто зимой холодной В лесу бродит злой, голодный.
Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко, Ну конечно, это… Расскажите, как зимует белка
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. Расскажите, как зимует медведь
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинул широко.
1 2 3 4 5
Зимующие птицы
Зимующие птицы
Помогите птицам! Покормите птиц!
Сделай вывод! Зима морозы нет корма снег теплый мех впадают в спячку, используют зимние запасы, перебираются ближе к жилью человека смена окраски
«До свиданья, Ты расти на радость людям, Мы любить тебя ведь будем, Тёмный лес, чудный лес, Полный сказок и чудес!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога к Доброте(конспект занятия по этике(внеурочная деятельность)
Цель: Продолжать формирование представлений о доброте.Задачи:Образовательные:1. Продолжать знакомить учащихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека.2...

Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности Юный эколог
Конспект на тему "Жалобная книга планеты Земля"...

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности (урок технологии, урок рисования) создание объемно-пространственной композиции в технике пластилинография "Сказочный город"
Данный конспект может быть использован для проведения урока технологии или рисования, для проведения занятия по программе внеурочной деятельности в 3 классе. В технике пластилинография дети создают...

Конспект занятия №5 по внеурочной деятельности "Первые шаги. Уроки развития." "Мы школьниками стали"
Цель: Познакомить детей со школой, правилами для учащихся, коррекция и развитие процесса общения и взаимоотношений детей, развитие понимания личностных особенностей каждого человека, осознание в...

Конспект занятия № 7 по внеурочной деятельности «Первые шаги. Уроки развития» "Правила школьной жизни"
Цель: Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.Задачи: дать представление детям о необходимости соблюдения правил в различных взаимоотношениях; дать представление о прав...

Конспект занятия № 9 по внеурочной деятельности «Первые шаги. Уроки развития» "Мой друг школьный портфель"
Цель: Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.Задачи: дать представление детям о необходимости соблюдения правил в различных взаимоотношениях; дать представление о прав...

Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования (техника «набрызг»). Тема: «Зимний пейзаж».
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».Задачи:- образовательные:• Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг».&bull...