Рабочая программа внеурочной деятельности " Окружающий мир и мы"
рабочая программа по окружающему миру (3, 4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности " Окружающий мир и мы" 3, 4 классы. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И МЫ
Уровень образования начальное общее 3,4 классы
Количество часов 68 часов
Учитель Завгородняя Алина Владимировна
Программа разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся начального общего; программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIвида под редакцией М.Ю. Рау, Москва «Просвещение», 2005 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по внеурочному занятию «Окружающий мир и мы» составлена на основе:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598);
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида под редакцией М.Ю. Рау, Москва «Просвещение», 2005 г.
Окружающий мир занимает важное место в обучении и воспитании детей, так как обладает большими возможностями их многостороннего развития.
В школе для слабослышащих и позднооглохших детей значимость внеурочного занятия «Окружающий мир и мы» определяется большими возможностями коррекции и компенсации особенностей развития познавательной, эмоциональной и волевой, двигательной сфер деятельности учащихся, формирования их речи, совершенствования слухозрительного восприятия и общения, а также их положительных личностных качеств.
Целями занятий по окружающему миру в школе слабослышащих и позднооглохших обучающихся являются:
- овладение представлением об окружающем мире;
- овладение природоведческими терминами, словами и словосочетаниями, обозначающими объекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную речь (с учётом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся);
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- развитие навыков устанавливатьи выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
На основе поставленных целей определяются следующие задачи преподавания окружающего мира в школе для слабослышащих и позднооглохших детей:
-Формировать основные представления об окружающем мире.
-Развивать представление о себе и круге близких людей.
-Преодолевать ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося.
-Организовывать практическое ознакомление и целенаправленное наблюдение.
-Воспитывать у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира.
- Актуализировать, расширять и интегрировать знания об окружающем мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно- логического мышления обучающегося.
-Развивать слухозрительное восприятие и достаточно внятное воспроизведение тематической и терминологической лексикой, используемой на данном занятии.
-Формировать умения использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
-Развивать активность, любознательность и разумную предприимчивость во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
-Формировать знания о человеке, умение осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами, представлениями о здоровом образе жизни.
-Развивать представления о себе и круге близких людей, осознавать общность и различие с другими.
-Формировать первоначальные представления о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей.
-Формировать представления об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика.
-Развивать стремление к достижениям в учебе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени ( учебного и свободного), стремления задумываться о будущем.
-Накапливать положительный опыт сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия.
Общая характеристика внеурочного занятия
Внеурочное занятие «Окружающий мир и мы» помогают обучающемуся в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Знакомство с началами естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов. В ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций.
Описание места внеурочной деятельности, курса в учебном плане.
Внеурочная деятельность "Окружающий мир и мы" изучается в 3 классе в течение всего учебного года в количестве 34 часов.
Описание места внеурочной деятельности, курса в учебном плане.
Учебный план начального общего образования Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся | |||||
Предметные | Внеурочная деятельность Классы | Количество часов | Всего | ||
III | IV | V | |||
Окружающий мир | Окружающий мир и мы | 1 | 1 | 1 | 3 |
Учебный план начального общего образования Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся | |||||
Предметные | Внеурочная деятельность Классы | Количество часов | Всего | ||
III | IV | V | |||
Окружающиймир | Окружающиймир и мы | 34 | 34 | 34 | 102 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
- Личностные результаты освоения учебного курса «Окружающий мир и мы»
1.1. Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома.
1.2. Правильно пользоваться учебными принадлежностями.
1.3. Соблюдать правильную осанку за рабочим местом.
1.4. Овладевать приемами самоконтроля.
1.5. Учиться правильно оценивать свое отношение к учебной работе.
1.6. Помогать учителю в проведении учебных занятий: готовить доску, раздавать учебные материалы.
1.7. Уметь самостоятельно готовить рабочее место в школе и дома.
1.8. Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в учебной работе по совместному выполнению учебных заданий.
1.9. Самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда.
1.10. Выполнять режим дня.
1.11. Работать самостоятельно и в паре с товарищем.
2. Метапредметные результаты освоения учебного курса «Окружающий мир и мы»
2.1 Желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимися типичных жизненных ситуациях при решении учебных бытовых и социокультурных задач.
2.2 Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
2.3 Готовность давать оценку событий, поступков людей, излагать свое мнение.
3. Предметные результаты освоения учебного курса "Окружающий мир и мы"
3.1 Овладение представлением об окружающем мире.
3.2Овладение природоведческими терминами, словами и словосочетаниями, обозначающими объекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную речь.
3.3 Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности.
3.4 Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
3.5 Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание внеурочной деятельности 3 класс
Семья — самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи.( 4ч.)
Составление режима дня школьника.( 2 ч.)
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым.(2ч.)
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок).(3ч.)
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы.(3ч.)
Примеры явлений природы: смена времён года.(1ч.)
Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. (6 ч.).
Правила поведения в школе, на уроке, в игре.(3ч.)
Правила пожарной безопасности.(2ч.)
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья.(1ч.)
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.(2ч.)
Правила безопасного поведения на дорогах.(3ч.)
Наша Родина — Россия. Москва — столица России.(2ч.)
Содержание внеурочной деятельности 4 класс
Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.– 3 часа
Правила поведения в школе .– 3 часа
Родной город: название, основные достопримечательности.– 7 часов
Природа родного края.– 11 часов
Общее представление о строении тела человека. – 2 часа
Тело человека и уход за ним – 2 часа
Животные, их разнообразие. – 6 часов
Окружающий мир и мы
3 класс
1 час в неделю
34 часа в год
Номер урока | Содержание ( разделы, темы) | Даты проведения | Материально – техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД) | ||
План | Факт | |||||
Семья — самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи.( 4ч.) | ||||||
1 | Мое имя и моя фамилия. | Карточки | 1.1; 1.2 2.1; 2.2 3.1;3.2 | |||
2 | Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры. | Меловая доска, карточки | 1.2; 1.3 2.1;2.2 3.1;3.2 | |||
3 | Мои родные (состав семьи). Имена, отчества родителей. | Фотографии родных, меловая доска | 1.1;1.2 2.1;2.2 3.1 | |||
4 | Мой дом (моя квартира). Оборудование дома (квартиры). | Меловая доска, карточки | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | |||
Составление режима дня школьника.( 2 ч.) | ||||||
5 | Режим дня школьника. | Предметные картинки, меловая доска | 1.1;1.2 2.2 3.2 | |||
6 | Личная гигиена школьника. Сон и его продолжительность. Элементарное знакомство с гигиеной сна. | Реальные предметы, карточки | 1.3;1.4 2.1;2.2 3.3 | |||
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым.(2ч.) | ||||||
7 | Заботливое отношение к членам семьи. | Сюжетная картинка | 1.1; 1.2 2.1; 2.2 3.1;3.2 | |||
8 | Уважение к труду взрослых. Выполнение посильных поручений в семье. | Карточки, предметные, картинки | 1.2; 1.3 2.1;2.2 3.1;3.2 | |||
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок) (3ч.) | ||||||
9 | Местные цветковые растения: душистый табак, петуния. | Предметные картинки, презентация | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | |||
10 | Местные цветковые растения: астра, настурция, мак. | Интерактивная доска, презентация, предметные картинки | 1.4 2.1;2.2 3.1;3.2 | |||
11 | Отличия их по внешнему виду (окраска цветов и листьев). Органы (части) цветков растения: корень, стебель, лист, цветок. | Презентация, реальный предмет | 1.1;1.2 2.2 3.2 | |||
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы.(3ч.) | ||||||
12 | Растения леса. Разнообразие деревьев, кустарников и травянистых растений леса (ель, сосна, береза, дуб, рябина). | Интерактивная доска, презентация | 1.1; 1.2 2.1; 2.2 3.1;3.2 | |||
13 | Разнообразие деревьев, кустарников и травянистых растений леса (подорожник, малина, шиповник). | Интерактивная доска, презентация, предметные картинки | 1.2; 1.3 2.1;2.2 3.1;3.2 | |||
14 | Различие деревьев по стеблям, цветкам и плодам. Хвойные и лиственные деревья. | Презентация, предметные картинки | 1.1;1.2 2.1;2.2 3.1 | |||
Примеры явлений природы: смена времён года.(1ч.) | ||||||
15 | Примеры явлений природы: смена времён года. | Презентация | 1.3;1.5 2.1;2.2 3.1;3.2 | |||
Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. (6 часов). | ||||||
16 | Школа. Наш класс. | Карточки, меловая доска | 1.2; 1.3 2.1;2.2 3.1;3.2 | |||
17 | Наш класс и другие школьные помещения. | Реальные предметы | 1.1;1.2 2.1;2.2 3.1 | |||
18 | Имена, отчества учителей. | Карточки, меловая доска | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | |||
19 | Имена, отчества воспитателей, директора школы. | Карточки | 1.1; 1.2 2.1; 2.2 3.1;3.2 | |||
20 | Профессии работников школы. | Карточки, меловая доска | 1.2; 1.3 2.1;2.2 3.1;3.2 | |||
21 | Правила поведения в школе. Выполнение поручений учителя и воспитателя. | Карточки, презентация | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | |||
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.(2ч.) | ||||||
Использование человеком овощей и фруктов. | Интерактивная доска, презентация. Предметные картинки | 1.3;1.5 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||||
Гигиенические требования и обработка овощей и фруктов перед их употреблением в пищу. | Интерактивная доска, презентация. Предметные картинки | 1.2; 1.3 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||||
Правила поведения в школе, на уроке, в игре.(3ч.) | ||||||
24 | Правила поведения во время урока. | Презентация | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | |||
25 | Правила поведения в игре. | Карточки | 1.4 2.1;2.2 3.1;3.2 | |||
26 | Правила поведения в столовой. | Карточки | 1.3;1.4 2.1;2.2 3.3 | |||
Правила пожарной безопасности.(2ч.) | ||||||
27 | Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. | Сюжетные картинки, презентация | 1.3;1.5 2.1;2.2 3.2;3.3 | |||
28 | Правила противопожарной безопасности. | Сюжетные картинки, презентация | 1.7; 2.1;2.2 3.2 | |||
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья.(1ч.) | ||||||
29 | Гигиенические требования и обработка овощей и фруктов перед их употреблением в пищу. | Интерактивная доска, презентация. Предметные картинки | 1.3;1.5 2.1;2.2 3.1;3.2 | |||
Правила безопасного поведения на дорогах.(3ч.) | ||||||
30 | Улица: тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток, светофор. | Интерактивная доска, презентация. Предметные картинки | 1.7; 1.9 2.3;2.3 3.1;3.2 | |||
31 | Дородные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети». | Сюжетные картинки, меловая доска, карточки | 1.3;1.5 2.1;2.2 3.1;3.2 | |||
32 | Правила перехода улицы. | Сюжетные картинки, меловая доска, карточки | 1.4;1.7 2.2;2.2 3.1;3.2 | |||
Наша Родина — Россия. Москва — столица России.(2ч.) | ||||||
33 | Наша Родина. Главный город нашей страны. | Интерактивная доска, презентация | 1.7; 1.9 2.3;2.3 3.1;3.2 | |||
34 | Достопримечательности города Москвы. | Интерактивная доска, презентация | 1.5;1.8 2.2;2.3 3.1;3.2 |
Окружающий мир и мы
4 класс
1 час в неделю
34 часа в год
Номер урока | Содержание ( разделы, темы) | Даты проведения | Материально – техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД) | |
План | Факт | ||||
Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.– 3 часа | |||||
1 | Профессии родителей. Труд и отдых в семье. Распределение трудовых обязанностей в семье. Помощь взрослым в домашних делах. | Карточки | 1.1; 1.2 2.1; 2.2 3.1;3.2 | ||
2 | Основные формы обращения: приветствие, просьба. | Меловая доска, карточки | 1.2; 1.3 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
3 | Основные формы обращения: извинение, благодарность. | Фотографии родных, меловая доска | 1.1;1.2 2.1;2.2 3.1 | ||
Правила поведения в школе .– 3 часа | |||||
4 | Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслуживанию в школе, его содержание и значение. Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение. | Предметные картинки, меловая доска | 1.1;1.2 2.2 3.2 | ||
5 | Дни недели. Расписание уроков. | Реальные предметы, карточки | 1.3;1.4 2.1;2.2 3.3 | ||
6 | Правила поведения в школе. | Сюжетная картинка | 1.1; 1.2 2.1; 2.2 3.1;3.2 | ||
Родной город: название, основные достопримечательности.– 3 часа | |||||
7 | Главная площадь города. Экскурсия. | Предметные картинки, презентация | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | ||
8 | Основные достопримечательности города: памятники, парки. | Интерактивная доска, презентация, предметные картинки | 1.4 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
9 | Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр) | Презентация, реальный предмет | 1.1;1.2 2.2 3.2 | ||
Природа родного края.– 3 часа | |||||
10 | Календарь природы | Интерактивная доска, презентация | 1.2; 1.3 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
11 | Характерные признаки осени | Интерактивная доска, презентация, предметные картинки | 1.1;1.2 2.1;2.2 3.1 | ||
12 | Труд людей осенью | Презентация, предметные картинки | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | ||
Общее представление о строении тела человека. – 2 часа | |||||
13 | Части тела человека | Предметная картинка | 1.4 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
14 | Голова человека. | Интерактивная доска, презентация | 1.1;1.2 2.2 3.2 | ||
Природа родного края.– 2 часа | |||||
15 | Характерные признаки зимы. | Презентация | 1.3;1.5 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
16 | Труд людей зимой | Карточки, меловая доска | 1.2; 1.3 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
Тело человека и уход за ним – 2 часа | |||||
17 | Первоначальные представления о личной гигиене школьника | Реальные предметы | 1.1;1.2 2.1;2.2 3.1 | ||
18 | Правильная посадка за партой (столом), правильная осанка. | Карточки, меловая доска | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | ||
Родной город: название, основные достопримечательности.– 4 часов | |||||
19 | Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Экскурсия. | Карточки, меловая доска | 1.2; 1.3 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
20 | Пешеходный светофор и его сигналы | Реальные события | 1.1;1.2 2.1;2.2 3.1 | ||
21 | Правила поведения на дорогах | Карточки, презентация | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | ||
22 | Дорожные знаки: « Въезд запрещен» ,«Движение пешеходов запрещено» | Реальные предметы | 1.4 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
Природа родного края.– 2 часа | |||||
23 | Характерные признаки весны. Экскурсия | Интерактивная доска, презентация, предметные картинки | 1.3;1.4 2.1;2.2 3.3 | ||
24 | Труд людей весной | Интерактивная доска, презентация, предметные картинки | 1.3;1.5 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
Животные, их разнообразие. – 3 часа | |||||
25 | Домашние млекопитающие животные, особенности внешнего строения, способы передвижения. Питание. Различия домашних животных. | Интерактивная доска, презентация, предметные картинки | 1.2; 1.3 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
26 | Детеныши домашних животных. | Интерактивная доска, презентация, предметные картинки | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | ||
27 | Дикие млекопитающие животные. Особенности внешнего строения. Способы передвижения. Питание. Различия диких животных. | Интерактивная доска, презентация, предметные картинки | 1.4 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
Природа родного края.– 4 часа | |||||
28 | Зеленые насаждения возле дома (деревья, кустарники, травянистые растения). Уход за ними и их охрана. | Интерактивная доска, презентация, предметные картинки | 1.1; 1.2 2.1; 2.2 3.1;3.2 | ||
29 | Зеленые насаждения возле дома (деревья, кустарники, травянистые растения). Уход за ними и их охрана. Экскурсия | Презентация | 1.1;1.2 2.1;2.2 3.1 | ||
30 | Характерные признаки лета | Презентация | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | ||
31 | Труд людей летом. | ||||
Животные, их разнообразие.– 3 часа | |||||
32 | Домашние птицы. Особенности внешнего строения. Способы передвижения. Образ жизни домашних птиц. Экскурсия. | Презентация, предметные картинки | 1.2;1.3 2.1;2.2 3.1;3.3 | ||
33 | Дикие птицы. Особенности строения, Питание. Образ жизни. | Презентация, предметные картинки | 1.4 2.1;2.2 3.1;3.2 | ||
34 | Перелетные и зимующие птицы. Значение и охрана диких птиц. | Презентация, предметные картинки | 1.4 2.1;2.2 3.1;3.2 |
Тематическое распределение количества часов 3 класс.
№ | Содержание материала | Количество часов | |
По АООП НОО | По рабочей программе | ||
1 | Семья — самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. | ____ | 4 |
2 | Составление режима дня школьника. | ____ | 2 |
3 | Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. | ____ | 2 |
4 | Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок) | ____ | 3 |
5 | Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. | ____ | 3 |
7 | Примеры явлений природы: смена времён года. | ____ | 1 |
8 | Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. | 6 | |
11 | Правила поведения в школе, на уроке, в игре. | ____ | 3 |
12 | Правила пожарной безопасности. | ____ | 2 |
15 | Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. | _______ | 1 |
18 | Правила безопасного поведения на дорогах. | ____ | 3 |
20 | Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. | ____ | 4 |
21 | Наша Родина — Россия. Москва — столица России. | ____ | 2 |
ИТОГО | _____ | 34 |
Тематическое распределение количества часов 4 класс.
№ | Содержание материала | Количество часов | |
По АООП НОО | По рабочей программе | ||
1 | Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. | ____ | 3 |
2 | Правила поведения в школе . | ____ | 3 |
3 | Родной город: название, основные достопримечательности. | ____ | 7 |
4 | Природа родного края. | ____ | 11 |
5 | Общее представление о строении тела человека. | ____ | 2 |
6 | Тело человека и уход за ним | ____ | 2 |
7 | Животные, их разнообразие. | ____ | 6 |
Итого | 34 |
Содержание по темам 3 класс
Разделы, темы | Содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
I четверть 9 часов | ||
Семья — самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. | Мое имя и моя фамилия. Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры. Мои родные (состав семьи). Имена, отчества родителей. Заботливое отношение к членам семьи. Мой дом ( моя квартира). Оборудование дома (квартиры). Уважение к труду взрослых. | Произношение имени и фамилии. Называние домашнего адреса, улицы, номер дома, квартиры. Произношение имен, отчеств родителей. Перечисление оборудования дома, квартиры. |
Составление режима дня школьника. | Личная гигиена школьника. Сон и его продолжительность. Элементарное знакомство с гигиеной сна. Режим дня первоклассника. | Воспроизведение названий предметов личной гигиены. Знакомство с режимом дня школьника. |
II четверть 7 часов | ||
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. | Уважение к труду взрослых. Выполнение посильных поручений в семье. | Выполнение посильных поручений в семье. |
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок) | Отличие их по внешнему виду (окраске цветков и листьев). Органы (части) цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок. Плоды. Семена. | Умение отличить растения по внешнему виду. |
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. | Разнообразие деревьев, кустарников и травянистых растений. Характерные признаки основных органов растений. | Отличительные характеристики растений. |
III четверть 10 часов | ||
Примеры явлений природы: смена времён года. | Хвойные и лиственные деревья. Изменение окраски листьев осенью. Листопад. | Наблюдение за изменениями в природе. |
Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. | Правила поведения в школе(вежливое обращение к старшим и сверстникам). Правила поведения во время занятий. | Закрепление правил поведения на уроке. |
IVчетверть 8 часов | ||
Правила поведения в школе, на уроке, в игре. | Правила поведения во время занятий. Правила поведения во время урока. Правила поведения в игре. Проявление инициативы и активности в общественно полезной деятельности. Правила поведения в столовой. Правила пользования столовыми приборами, экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу. Бережное отношение к окружающим вещам: одежде, игрушкам книгам. Бережное отношение к оборудованию класса. Уход за одеждой. Уход за обувью. | Повторить правила поведения во время занятий( приветствовать взрослых, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам, ответственно относиться к учебе, поручениям и просьбам). Выполнять правила поведения в игре ( распределение ролей в игре, проявление инициативы).Проявление инициативы и активности в общественно полезной деятельности. Выполнение правил поведения в столовой; правил пользования столовыми приборами, экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу. Бережное отношение к окружающим вещам ( одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию класса, групповой комнаты, спальни и т.д.). Уход за обувью и одеждой. |
Правила пожарной безопасности. | Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. Правила противопожарной безопасности. | Формировать умение соблюдать правила безопасности в обращении с бытовыми приборами. |
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. | Использование человеком овощей и фруктов. Гигиенические требования и обработка овощей и фруктов перед их употреблением в пищу. | Использование человеком овощей и фруктов. Гигиенические требования к обработке овощей и фруктов перед их употреблением в пищу. |
Правила безопасного поведения на дорогах. | Улица: тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток, светофор. Дородные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети». Правила перехода улицы. | Закрепление правил безопасного поведения на дорогах. |
Наша Родина — Россия. Москва — столица России. | Наша Родина. Главный город нашей страны. Достопримечательности города Москвы. | Произношение главного города нашей страны, нашего края. |
Содержание по темам 4 класс
Разделы, темы | Содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
I четверть 9 часов | ||
Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.– 3 часа | Профессии родителей. Труд и отдых в семье. Распределение трудовых обязанностей в семье. Помощь взрослым в домашних делах. | Повторение словаря по теме: Профессии. Составление предложений о профессиях родителей. Закрепление трудовых обязанностей в семье. |
Основные формы обращения: приветствие, просьба. | Повторение форм обращения. Практическое занятие. | |
Основные формы обращения: извинение, благодарность. | Повторение форм обращения. Практическое занятие. | |
Правила поведения в школе .– 3 часа | Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслуживанию в школе, его содержание и значение. Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение. | Повторение режима дня, видов труда в режиме дня, видов отдыха в режиме дня. |
Дни недели. Расписание уроков. | Заучивание дней недели. Заполнение дневников (расписание). | |
Правила поведения в школе. | Повторение правил поведения в школе. | |
Родной город: название, основные достопримечательности.– 3 часа | Главная площадь города. Экскурсия. | Повторение правил поведения в общественных местах. |
Основные достопримечательности города: памятники, парки. | Знакомство с достопримечательностями города. | |
Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр) | Знакомство с культурно- просветительными учреждениями города. | |
II четверть 7 часов | ||
Природа родного края.– 3 часа | Календарь природы | Повторение времен года и месяцев. |
Характерные признаки осени | Повторение признаков осени. Составление предложений. | |
Труд людей осенью | Обогащение знаний по теме. | |
Общее представление о строении тела человека. – 2 часа | Части тела человека | Произношение названия города, главной улицы, памятников и др. достопримечательностей города. |
Голова человека. | ||
Природа родного края.– 2 часа | Характерные признаки зимы. | Повторение признаков зимы. Составление предложений. |
Труд людей зимой | Обогащение знаний по теме. | |
III четверть 10 часов | ||
Тело человека и уход за ним – 2 часа | Первоначальные представления о личной гигиене школьника | Повторить понятие « личная гигиена». Правила личной гигиены. |
Правильная посадка за партой (столом), правильная осанка. | Закрепление правила правильной посадки за партой. | |
Родной город: название, основные достопримечательности.– 4 часов | Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Экскурсия. | Знакомство с регулируемыми и нерегулируемыми перекрестками. |
Пешеходный светофор и его сигналы | Повторение понятия «светофор». Значение каждого света. | |
Правила поведения на дорогах. | Повторение и закрепление правил поведения на дорогах. | |
Дорожные знаки: « Въезд запрещен» ,«Движение пешеходов запрещено» | Знакомство с дорожными знаками. | |
Природа родного края.– 2 часа | Характерные признаки весны. Экскурсия | Повторение признаков весны. Составление предложений по теме. |
Труд людей весной | Повторение признаков весны. Составление предложений по теме. | |
Животные, их разнообразие. – 3 часа | Домашние млекопитающие животные, особенности внешнего строения, способы передвижения. Питание. Различия домашних животных. | Повторение словаря: домашние животные. Обогащение знаний по теме. |
Детеныши домашних животных. | ||
IVчетверть 8 часов | ||
Дикие млекопитающие животные. Особенности внешнего строения. Способы передвижения. Питание. Различия диких животных. | Повторение словаря: Дикие животные. Обогащение знаний. | |
Природа родного края.– 4 часа | Зеленые насаждения возле дома (деревья, кустарники, травянистые растения). Уход за ними и их охрана. | Повторение словаря по теме: Растения. Знакомство с правилами ухода за ними. |
Зеленые насаждения возле дома (деревья, кустарники, травянистые растения). Уход за ними и их охрана. Экскурсия | Повторение словаря по теме: Растения. Знакомство с правилами ухода за ними. | |
Характерные признаки лета | Повторение признаков лета. Составление и проговаривание предложений. | |
Труд людей летом. | ||
Животные, их разнообразие.– 3 часа | Домашние птицы. Особенности внешнего строения. Способы передвижения. Образ жизни домашних птиц. Экскурсия. | Повторение словаря по теме: Домашние птицы. Обогащение знаний по теме. |
Дикие птицы. Особенности строения, Питание. Образ жизни. | Повторение словаря: Дикие птицы. Обогащение знаний по теме. | |
Перелетные и зимующие птицы. Значение и охрана диких птиц. | Повторение словаря по теме: Перелетные птицы. Обогащение знаний по теме. |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Мультимедийная система.
2. Звукоусиливающая аппаратура (индивидуальные слуховые аппараты).
3. Презентации.
4. Предметные, сюжетные картинки.
5. Реальные предметы, объекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной о...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС (135 часов) разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образова...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы и окружающий мир» пнш 1-4 классы
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"
Готовая рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир". Направление-правила дорожного движения (ПДД). 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Расчётно-конструкторское бюро "Мы и окружающий мир"
Срок реализации программы 2015-2019 учебный год, 1-4 классы. Программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математич...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР » Класс 1-4
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Окружающий мир 1-4 классы. Авторы программы А.А. Плешаков. М.: Просвещение, 2018 г....