Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС (135 часов) разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_okruzhayushchiy_mir_rabochaya_i_tematicheskok.doc | 328 КБ |
Предварительный просмотр:
Хутор Школьный муниципального образования Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 хутора Школьного
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ Н.Г. Лях
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: по конкретному виду внеурочной деятельности
Кружок
«Окружающий мир»
Срок реализации программы – 4 года. Количество часов – 135.
Ступень обучения (класс) - начальное общее образование (1- 4 класс)
Составитель Романенко Нина Владимировна
Программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
- Пояснительная записка
Данная программа является программой научно-технической направленности и определяет социальное направление развития личности, так как специфика кружка «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере научно-технические природоведческие, социально-обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения кружка «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение кружка «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практических (научно-технических)-ориентированных знаний о человеке, природе и oбщecтвe, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный кружок играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Ценностные ориентиры содержания кружка «Окружающий мир»
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, а осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
1. | Человек и природа | 64 ч | 16 | 16 | 16 | 16 |
1.1. | Времена года. | 11 ч | 3 | 3 | 3 | 2 |
1.2. | Природа вокруг нас | 14 ч | 4 | 4 | 3 | 3 |
1.3 | Природа неживая и живая | 17 ч | 5 | 4 | 4 | 4 |
1.4 | Единство живого и неживого | 5 ч | 1 | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Человек - часть природы | 5 ч | 2 | 1 | 1 | 1 |
1.6 | Тело человека | 6 ч | - | - | 2 | 2 |
1.7 | Наша страна на карте и глобусе | 6 ч | 1 | 2 | 2 | 3 |
2. | Человек и общество | 71 ч | 17 | 18 | 18 | 18 |
2.1. | Я - школьник. | 3 ч | 2 | 1 | - | - |
2.2. | Правила безопасной жизнедеятельности | 4 ч | 1 | 1 | 1 | 1 |
2.3. | Моя Родина | 10 ч | 3 | 3 | 2 | 2 |
2.4. | Родной край – частица Родины | 14ч | 4 | 4 | 3 | 3 |
2.5. | Человек – член общества | 5 ч | - | 1 | 1 | 2 |
2.6. | Значение труда для человека и общества | 5 ч | 2 | 1 | 1 | 1 |
2.7. | Наша Родина – Россия, Российская Федерация | 17 ч | 4 | 4 | 4 | 5 |
2.8. | Страницы истории Отечества | 8 ч | 1 | 2 | 2 | 3 |
2.9. | Страны и народы мира | 5 ч | - | 1 | 3 | 1 |
Резерв | - | - | - | - | - | |
Итого | 135 ч | 33 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч |
2. Учебно-тематический план (1 год реализации – 1 класс)
№ п/п | Разделы, темы | Всего, час | Количество часов | |
Аудиторные | Внеаудиторные | |||
1. | Человек и природа | 16 | 4 | 12 |
1.1. | Времена года. | 3 | - | 3 |
1.2. | Природа вокруг нас | 4 | - | 4 |
1.3 | Природа неживая и живая | 5 | - | 5 |
1.4 | Единство живого и неживого | 1 | 1 | - |
1.5 | Человек - часть природы | 2 | 2 | - |
1.6 | Тело человека | - | - | - |
1.7 | Наша страна на карте и глобусе | 1 | 1 | - |
2. | Человек и общество | 17 | 2 | 14 |
2.1. | Я - школьник. | 2 | - | 2 |
2.2. | Правила безопасной жизнедеятельности | 1 | - | 1 |
2.3. | Моя Родина | 3 | - | 3 |
2.4. | Родной край – частица Родины | 4 | - | 4 |
2.5. | Человек – член общества | - | - | - |
2.6. | Значение труда для человека и общества | 2 | - | 2 |
2.7. | Наша Родина – Россия, Российская Федерация | 4 | 2 | 2 |
2.8. | Страницы истории Отечества | 1 | - | 1 |
2.9. | Страны и народы мира | - | - | - |
Резерв | - | - | ||
Итого | 33 ч | 6 | 27 |
2. Учебно-тематический план (2 год реализации – 2 класс)
№ п/п | Разделы, темы | Всего, час | Количество часов | |
Аудиторные | Внеаудиторные | |||
1. | Человек и природа | 16 | 1 | 15 |
1.1. | Времена года. | 3 | - | 3 |
1.2. | Природа вокруг нас | 4 | - | 4 |
1.3 | Природа неживая и живая | 4 | - | 4 |
1.4 | Единство живого и неживого | 2 | - | 2 |
1.5 | Человек - часть природы | 1 | 1 | - |
1.6 | Тело человека | - | - | - |
1.7 | Наша страна на карте и глобусе | 2 | - | 2 |
2. | Человек и общество | 18 | 8 | 10 |
2.1. | Я - школьник. | 1 | 1 | - |
2.2. | Правила безопасной жизнедеятельности | 1 | - | 1 |
2.3. | Моя Родина | 3 | - | 3 |
2.4. | Родной край – частица Родины | 4 | 2 | 2 |
2.5. | Человек – член общества | 1 | - | 1 |
2.6. | Значение труда для человека и общества | 1 | - | 1 |
2.7. | Наша Родина – Россия, Российская Федерация | 4 | 4 | - |
2.8. | Страницы истории Отечества | 2 | - | 2 |
2.9. | Страны и народы мира | 1 | 1 | - |
Резерв | - | - | - | |
Итого | 34 ч |
Характеристика деятельности обучающихся |
Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья. Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; культурные - дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём городе (селе). Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде. Соотносить свои наблюдения о погоде с опытом народов своего края, отражённым в приметах и пословицах. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края. Характеризовать (нa основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Оценивать плодородие почвы своего края. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Приводить примеры веществ. Различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. Сравнивать и различать разные формы водоёмов. Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности. |
Знакомиться с учителем и одноклассниками; с оценкой роли учителя в культуре народов своего края. Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Практическая работа: составлять режим дня в группах. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, своё место в классе и т. п.). Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Практическая работа по освоению правил поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного поведения на дороге). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Оценивать свои личные качества и их проявления в семье. Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях, святынях родного города (села). Оценивать уровень своего интереса, характер эмоционально-эстетического впечатления от увиденного. Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Знакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России. Находить в тексте учебника нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях и святынях Москвы, праздничных днях России. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанным с религиозными верованиями. Участвовать в праздновании Дня города (села). Оценивать личный вклад в подготовку и проведение праздника, свои впечатления от участия в нём. Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословного древа семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имен и фамилий своей семьи (рода). Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Осмысливать значение понятий: малая родина. Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ. Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации. Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко-культурного наследия. Рассказывать о праздничных днях России, готовить сообщение на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации. Наблюдать (в родном городе, крае) исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. Представлять образ одного из выдающихся соотечественников как возможный пример для подражания. Оценивать значимость его жизни и деятельности для себя лично.
|
3. Содержание программы
Человек и природа
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение и природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе,
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиции и религиозных воззрении разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура о6щения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная, Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День
Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва - столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация, Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле, Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами изучения кружка «Окружающий мир» являются:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы.
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения кружка «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения кружка «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир" помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
5. Формы и виды контроля
Турнир знатоков, викторины, конкурсы.
6. Методические рекомендации
Изучая окружающий мир, важно развивать экологическое мышление учащихся, дети познают многообразие предметов и явлений окружающего мира, учатся воспринимать его красоту, понимать важность её сохранения, осознавать себя частью природы, При этом отношение к окружающему миру формируется по следующим позициям: любуюсь, восхищаюсь, радуюсь, люблю, буду беречь. Обучающиеся учатся наблюдать изменения в окружающем мире, в жизни человека, выявлять причины и следствия этих изменений, находить связи между живой и неживой природой. При этом развиваются умения наблюдать, экспериментировать, осознавать периодичность изменений в неживой природе и цикличность в развитии живых организмов. Отношение к миру формируется в направлениях: удивляюсь, хочу проникнуть в тайны, огорчаюсь, могу помочь.
7. Описание материально- технического обеспечения
образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 1. - 4- изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). | 1 |
2. | Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 2. – 3- изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). | 1 |
3. | Плешаков А.А. М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1. | 8 |
4. | Плешаков А.А. М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. | 8 |
5. | Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, 2011 г. | 7 |
2. Печатные пособия | ||
6. | Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. | Д |
7. | Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, болото, озера и т.п.). | Д |
8. | Портреты выдающихся людей России (писателей, поэтов, композиторов) | Д |
9. | Географические настенные карты. | Д |
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
10. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. | Д |
4. Технические средства обучения | ||
11. | Классная доска. | Д |
12. | Магнитофон. | Д |
13. | Мультимедийный проектор. | Д |
14. | Экспозиционный экран | Д |
15. | Компьютер. | 1 |
16. | Принтер лазерный. | 1 |
5. Экранно-звуковые пособия | ||
17. | Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (фрагменты музыкальных произведений, записи голосов, птиц и др.) | Д |
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
18. | Термометр для измерения температуры воздуха. | Д |
19. | Часы с синхронизированными стрелками. | Д |
20. | Муляжи фруктов. | Д |
7. Натуральные объекты | ||
21. | Коллекция полезных ископаемых (гранит) | Д |
22. | Живые объекты (комнатные растения) | Д |
8. Игры и игрушки | ||
23. | Настольно-печатные игры. | Комплект из 10 штук |
9. Оборудование класса | ||
24. | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 4 |
25. | Тумбы для хранения дидактических материалов, пособий и пр. | 2 |
26. | Настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала. | 2 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания И.о. заместителя директора по
методического объединения учебно-воспитательной работе
учителей начальных классов МБОУ СОШ № 59
МБОУ СОШ № 59 ___________ Н. В. Судникова
От _______________ № ___ «____» ______________
____________ Локоть И.Ю. дата
подпись руководителя МО ОУ Ф.И.О.
Согласовано
И.о. заместителя директора по УВР
____________ Н. В. Судникова
«___» __________ 2011 года
Хутор Школьный муниципального образования Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 59 хутора Школьного
муниципального образования Крымский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По кружку «Окружающий мир»
Класс 1
Учитель Романенко Нина Владимировна
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы по кружку
«Окружающий мир»
Романенко Нины Владимировны, протокол № 1 решения педагогического совета МБОУ СОШ № 59 от 30.08.2011 года.
№ п/п | № п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения | Оборудование урока | |
план | факт | |||||
1 | Человек и природа | 16 | ||||
1.1 | Времена года | 3 | ||||
1 | 1.1.1 | Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Экскурсия. | 1 | 5.09 | ||
2 | 1.1.2 | Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. | 1 | 12.09 | ||
3 | 1.1.3 | Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Экскурсия. | 1 | 19.09 | ||
1.2 | Природа вокруг нас | 4 | ||||
4 | 1.2.1 | Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Экскурсия. | 1 | 26.09 | ||
5 | 1.2.2 | Природные объекты и предметы, созданные человеком. Экскурсия. | 1 | 3.10 | ||
6 | 1.2.3 | Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). | 1 | 10.10 | ||
7 | 1.2.4 | Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. | 1 | 17.10 | ||
1.3 | Природа неживая и живая | 5 | ||||
8 | 1.3.1 | Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). | 1 | 24.10 | ||
9 | 1.3.2 | Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. | 1 | 31.10 | ||
10 | 1.3.3 | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Экскурсия. | 1 | 14.10 | ||
11 | 1.3.4 | Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | 1 | 21.10 | ||
12 | 1.3.5 | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. | 1 | 28.10 | ||
1.4 | Единство живого и неживого | 1 | ||||
13 | 1.4.1 | Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). | 1 | 5.12 | Компьютер Мультимедиа проектор | |
1.5 | Человек - часть природы | 2 | ||||
14 | 1.5.1 | Человек - часть природы. | 1 | 12.12 | Компьютер Мультимедиа. | |
15 | 1.5.2 | Зависимость жизни человека от природы. | 1 | 19.12 | Компьютер Мультимедиа проектор | |
1.6 | Тело человека | - | ||||
1.7 | Наша страна на карте и глобусе | 1 | ||||
16 | 1.7.1 | Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта. Важнейшие природные объекты своей страны, района. | 1 | 26.12 | Компьютер Мультимедиа проектор | |
2. | Человек и общество | 17 | ||||
2.1. | Я - школьник. | 2 | ||||
17 | 2.1.1 | Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. | 1 | 16.01 | ||
18 | 2.1.2 | Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. | 1 | 23.01 | ||
2.2. | Правила безопасной жизнедеятельности | 1 | ||||
19 | 2.2.1 | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Экскурсия в медкабинет, амбулаторию. | 1 | 30.01 | Медицинская аптечка | |
2.3. | Моя Родина | 3 | ||||
20 | 2.3.1 | Наша Родина - Россия. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. | 1 | 6.02 | ||
21 | 2.3.2 | Москва - столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль. | 1 | 20.02 | ||
22 | 2.3.3 | Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. | 1 | 27.02 | ||
2.4 | Родной край – частица Родины | 4 | ||||
23 | 2.4.1 | Родной край - частица России. Родной хутор: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей, их профессии. Экскурсия. | 1 | 5.03 | ||
24 | 2.4.2 | Родной район: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей, их профессии. Экскурсия. | 1 | 12.03 | ||
25 | 2.4.3 | Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. | 1 | 19.03 | ||
26 | 2.4.4 | Важные сведения из истории родного края. Экскурсия. | 1 | 2.04 | ||
2.5 | Человек – член общества | - | ||||
2.6. | Значение труда для человека и общества | 2 | ||||
27 | 2.6.1 | Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. | 1 | 9.04 | Компьютер Мультимедиа проектор | |
28 | 2.6.2 | Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. | 1 | 16.04 | Компьютер Мультимедиа проектор | |
2.7. | Наша Родина – Россия, Российская Федерация | 4 | ||||
29 | 2.7.1 | Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. | 1 | 23.04 | Компьютер Мультимедиа проектор | |
30 | 2.7.2 | Россия на карте, государственная граница России. Города России. | 1 | 30.04 | Компьютер Мультимедиа. Географическая карта. | |
31 | 2.7.3 | Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). | 1 | 7.05 | ||
32 | 2.7.4 | Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. | 1 | 14.05 | ||
2.8. | Страницы истории Отечества | 1 | ||||
33 | 2.8.1 | История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация, | 1 | 21.05 | ||
ИТОГО: | 33 |
Курсивом выделены темы внеаудиторных занятий(экскурсии в музеи, по окрестностям посёлка, по школе, посещение школьной и поселковой библиотеки, амбулатории и медицинского кабинета, экскурсии и походы в природу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по технологии и ИЗО 1 класс ФГОС Школа России
Рабочие программы для 1 класса по технологии Роговцева Н.И., ИЗО Неменский Б.М. Стандарты второго поколения....
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина
В данном материале составлена рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 -4 классах "Занимательная математика". ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 классы. ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграем, посчитаем!" 1 класс ФГОС
В настоящей рабочей программе обозначены целевые ориентиры, изложены ожидаемые результаты, принципы, содержание и методы и способы организации внеурочной деятельности учащихся 1-2 классов.Главный целе...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курс «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ» (ФГОС)
Основная цель программы воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. ...