Технологическая карта урока по окружающему миру «Нервная система»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру
«Нервная система»
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedukina_okr_mir.docx | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»
Технологическая карта урока по окружающему миру
«Нервная система»
Выполнила студентка 31 группы
Специальности:
Преподавание в начальных классах
Федукина В.Ю.
Методист: Храмова В.В.
МАОУ «Лицей №62» г.Саратова
4 класс
Учитель: Зотова Л.Н.
Дата проведения: 09.03.2022 в 15.40
Методист:_________
Учитель: _________
Оценка: _________
Саратов 2021
Тема урока: «Нервная система »
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Класс: 4.
Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о нервной системе .
Задачи:
Дидактические:
- Познакомиться с понятием «Нервная система».
- Дать представление о том, как работает нервная система человека.
- Учить гигиене нервной системы.
Развивающие:
- Обеспечить развитие внимания, мышления, памяти, восприятия.
- Развивать умение сравнивать, анализировать.
- Учить делать выводы.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию доброжелательного отношения к учителю и одноклассникам.
- Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
УМК: «Школа России»
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
1)Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Выработка на личностно значимом уровне готовности к выполнению требований учебной деятельности | Словесный (пословица) | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Организует мотивацию посредством пословицы. -Сегодня у нас отличный весенний день для того, чтобы начать его со слов:
»! -Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Участвуют в слушании учителя и отвечают на вопросы садовника. -Нужно учится, если не будешь учится будешь слепым. Даже элементарного не увидишь. Не внешность красит человека, а душа и ум. | Ф | Устный контроль учителя | К: умение выражать свои мысли, умение выслушать учителя. | Формируют личностный смысл посредством пословицы. | ||
2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления обучающихся и организация осознания или потребности к построению новых учебных действий; фиксирование каждым индивидуального затруднения. | Словесный (беседа) | Организует актуализацию знаний. -Ребята, возьмите в руки карандаш любого цвета. - Опишите его. - С помощью, каких органов чувств вы смогли описать карандаш? - Какие ещё органы чувств вы знаете? Соотнесите эти понятия по порядку: Слайд 1 Вкус глаза Осязание уши Обоняние кожа Зрение язык Слух нос - Как вы думаете, что заставляет, слажено работать наши органы чувств? - Как вы думаете, что обеспечивает приспособление организма к внешней среде? Объясните. | Отвечают на вопросы. (Карандаш красного цвета, твёрдый, без запаха) (Вкус, осязание Обоняние, зрение, слух) (Дети затрудняются ответить на вопросы) | Ф | Интерактивная доска слайд презентации. | Устный контроль учителя | К: умение выслушать одноклассника, умение ответить на поставленные вопросы. Р: нацеливание на то, что будут проходить на уроке. | Формирование своего ответа на поставленные вопросы, формирование готовности к общению со взрослыми и сверстниками. | |
3)Выявление места и причины затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить место и причину затруднения. | Словесный (беседа) | Организует беседу по результатам пробного учебного действия. -Каких знаний не хватает, чтобы ответить на этот вопрос? -Где мы можем получить эти знания? | -Мы не знаем, что такое нервная система. -Мы можем получить эти знания у учителя или в учебнике. | Ф | Устный контроль учителя | К: умение выслушать одноклассника, умение ответить на поставленные вопросы. | Формирование своего ответа, формирование готовности к общению со сверстниками и с учителем, формирование положительного отношения к чужому мнению. | ||
4)Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств и их реализации. | Словесный (беседа) | Предлагает сформулировать цель урока. -Какой будет цель нашего урока? Вовлекает детей в планирование деятельности. -Чтобы достичь цели, которую мы с вами поставили, для этого нам нужно работать по плану. Но в нашем плане перепутались почти все пункты. Давайте расставим их в правильном порядке. | Формулируют цель урока. -узнать, что такое нервная система. Планируют свою деятельность. 1)Познакомимся с понятием «Нервная система» 2)Узнать, как работает нервная система. 3)Сделаем выводы, ответим на главный вопрос урока. 4)Оценим свою работу на уроке. | Ф | Интерактивная доска слайд smart-notebook | Устный контроль учителя. | Р: умение планировать и ставить цель на свой урок. К: умение выслушать одноклассника и учителя, умение ответить на поставленные вопросы. | Формирование связи цели и учебных действий. | |
5)Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении задач. | Словесный (рассказ), наглядный (видеофрагмент) | Организует познавательную деятельность учащихся. Излагает намеченный материал. Нервы- это пучки тонких волокон, передающие указания мозга телу. Они проходят через всё тело, как телефонные линии по городу. Часть сообщений поступает в головной мозг, но многие из них идут сначала в спинной мозг. Он находится внутри позвоночника. Глаза, уши, кожа и другие органы чувств постоянно работают, информируя мозг обо всём что происходит снаружи. Откройте учебник на странице 40. - Кто-то один прочитает вслух. А теперь я задам вам вопросы и вам нужно будет на них ответить . - Какой наиболее развитый отдел головного мозга? - За что отвечают эти полушария? - Какая ещё есть функция у головного мозга? - Какие рефлексы вы знаете? - Мы с вами всегда осознаём, что мы делаем. - Однако многие решения мозг принимает самостоятельно. Физминутка. (На интерактивной доске) | Слушают учителя. (левое и правое полушария) (за способность думать, решать задачи, рисовать, читать и т.д.) (контролирует и управляет всеми защитными рефлексами) (чихать, кашлять, моргать, одёргивать руку при соприкосновении с горячим и т.д.) Повторяют движения за учителем | Ф | Интерактивная доска, слайды презентации, видеофрагмент. | Устный контроль учителя | Формирование у учащихся представление о горизонте. Формирование умения отличать стороны горизонта. | П: понимание того, что такое горизонт, получение знаний о сторонах горизонта К: умение выслушать одноклассника, умение ответить на поставленные вопросы. | Формирование представления о горизонте, сторонах горизонта |
6)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Закрепление способов действий. | Практический (упражнения в рабочей тетради) | Организует практическую работу. -А теперь нам нужно немного потренироваться. Предлагает выполнить задание в рабочей тетради. -У вас на партах есть рабочие тетради. Ребята, как вы уже знаете, нервная система человека отвечают за работу всех органов чувств и за работу мозга. - Нервную систему нужно беречь. - А как её беречь? - Объединитесь в пары и придумайте правила гигиены нервной системы. Но для начала вспомним правила поведения в парах - Давайте послушаем правила, которые вы составили и положим их в корзину знаний. | Выполняют практическую работу. Дети придумывают затем рассказывают правила которые придумали (Вспоминают правила поведения) | Ф | Рабочая тетрадь. | Устный контроль учителя | Умение различать стороны горизонта. | К: умение выслушать одноклассника, умение ответить на поставленные вопросы. Р: умение оценить свой результат. П: умение различать стороны горизонта | Формирование положительного отношения к выполнению задания, формирование полноценного умения различать стороны горизонта. |
7)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организация самостоятельной работы по выполнению типовых заданий с созданием ситуации успеха. | Практический (выполняют тест) | Организует самостоятельную работу. Предлагает выполнить тест. -Предлагаю выполнить тест, чтобы вы смогли проверить свои знания о нервной системе . 1.. Вычеркни названия тех органов, которые не относятся к нервной системе. Головной мозг, череп, скелет, сердце, мышцы, спинной мозг, нервы, трахея. 2. Как поступают сигналы в головной мозг? а) по крови б) по лимфе в) по нервам 3. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют... а) аксонами б) нейронами в) дендритами 4.Назови полушария головного мозга. а) левое и правое б) верхнее и нижнее в) заднее и переднее 5. Функция нервной системы: а) образует наружные слои кожи б) управляет деятельности всего организма в) образует кости скелета | Выполняют самостоятельную работу.
Череп, скелет, мышцы, трахея. В Б А Б | И | Карточки с тестом, интерактивная доска, слайд SMART-notebook. | Самоконтроль при выполнении задания. | Р: умение оценить свой результат. | ||
8)Включение новых знаний в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление изученного материала; выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний | Словесный | Предлагает провести эксперимент.
У людей имеются различные виды памяти: зрительная, слуховая и т.д. У людей эти виды памяти развиты по-разному. Одни лучше запоминают на слух, другие – зрительные образы, третьим легче запомнить движения рук. -Предлагаю провести вам небольшой эксперимент, который позволит нам узнать тайны нашей памяти. Мы проведём эксперимент, который поможет узнать, насколько развита у нас слуховая память. Какой орган нам в этом поможет? - Я прочитаю вам цепочку из нескольких слов. Ваша задача: внимательно прослушать слова, запомнить их и записать в любой последовательности в течение 1 минуты. Дорога, труд, спорт, хлеб, дождь, звук, боль, жизнь, лес, мел. - Проверка работы «+», если данное слово присутствует в работе. Затем учащиеся считают количество «+» и указывают их числовое значение.) Инструкция: вам предлагается таблица случайных чисел. Через 20 сек. я уберу таблицу, и вы должны записать те числа, которые запомнили. 22, 65, 56, 37, 19, 91, 62, 48, 23. - Проверка работы «+», если данное число присутствует в работе. Затем учащиеся считают количество «+» и указывают их числовое значение.) Знакомство с результатами эксперимента. 4 балла и меньше – ваша память не в лучшем состоянии. 5-7 – память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиваться. Вам необходимо тренировать концентрацию внимания. 8-9 – хороший результат. Вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведёт. 10-12 – отличный результат, который доказывает, что у вас хорошая память и сильная воля. | Слушают учителя Участвуют в эксперименте. | Ф П | Интерактивная доска, слайд smart-notebook. | Самоконтроль при выполнении задания, устный контроль учителя. | П: умение осознавать связь с другими науками К: умение отвечать на вопросы учителя, умение выслушать одноклассника. Р: оценивание своей деятельности. | Формирование понимания важности знаний для жизни человека | |
9)Рефлексия учебной деятельности на уроке | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Словесный (беседа) | Предлагает вернуться к цели урока. -Какую цель мы поставили в начале урока? -Достигли мы этой цели? Предлагает вернуться к пробному действию. Предлагает вернуться к плану урока, указать выполнение всех пунктов плана. Организует рефлексию. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что больше всего запомнилось? -Ребята поднимите красный карандаш, если вы сегодня хорошо поработали на уроке, внимательно слушали учителя и не допускали ошибок при выполнении заданий. И синий карандаш если все-таки заметили свои некоторые ошибки и вам следует еще поупражняться. Вашим домашним заданием будет ответить на вопросы : «Готовимся к школьной олимпиаде!» на стр. 41. Молодцы! | -узнать, что такое горизонт? -оценивает степень достижения цели Возвращаются к плану, указывают на выполнение пунктов плана. Оценивают свою работу на уроке. | Ф | Листы с самооценкой. | Самоконтроль при доказательстве того, что достигли своей цели и при проверки выполнения плана. | Р: оценивание своей деятельности, корректирование своих ошибок. К: умение ответить на вопросы учителя, умение выслушать одноклассника. | Формирование готовности общаться со взрослым и со сверстниками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.
Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического...
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Человек - разумное существо".Образовательная система "Школа 2100".
Представление о человеке, как об объекте живой природы....
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Зачем нужны изолинии?" 3 класс "Развивающая система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова."
"Зачем нужны изолинии?"...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...