Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Зачем нужны изолинии?" 3 класс "Развивающая система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Глазырин Данил Михайлович

"Зачем нужны изолинии?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Зачем нужны изолинии?"47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: №148                                                                                                                                                 Учитель: Кожевникова.Т.И

Класс: 3 «б»                                                                                                                                                  Студент: Глазырин Данил,43 гр.

                                                                                                                                             .

Время: 8:30-9:10

Кабинет:221

Дата: 18.11.16                                                                                                                                                     Методист: Горячева.C.Л.

                                                                                                                                                                                                          _____________________

Конспект урока по окружающему миру

Тема урока: «Зачем нужны изолинии?».

Цель деятельности учителя: формировать понятие изолиния и ее способ нанесения на карту

Планируемые результаты:

Личностные: уметь ориентироваться в пространстве, решая собственные задачи; определять направление своего движения, длину пути и пр.

Предметные: знать названия форм рельефа местности, уметь показать их на физической карте и других картосхемах.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, учебник 3 класс, Е.В Чудинова, Е.Н. Букварева, пластилин.

Этап   урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

2 мин

  Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данил Михайлович. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Садитесь.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать

-На уроке вы должны слушать внимательно, а работать старательно. И тогда к вам обязательно придёт успех.

Приветствовать учителя

Л: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.        

2.Актуализация  опорных знаний.

Метод-словесный.

Прием: беседа по прошлой теме

5 мин.

А сейчас мы с вами вспомним то, что вы изучали на прошлом уроке.

Ребята, что такое карта? ( Карта — это рисунок, план какой-либо территории, например континента, страны, города и т. п., где отражены её главные особенности.)

А кто знает, что такое административная карта? (это карта на которой изображается деление территории)

Какие виды карт вы знаете? (административная, политическая, физическая, географическая).

А какие народы живут на территории Российской Федерации? (русские, татары, украинцы, евреи, чуваши, башкиры и др.).

А что такое масштаб? (масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.)

Отвечать на вопросы

П.: строить предложения в устной форме, формирование обобщенных знаний.

3.Постановка и решение учебной задачи

Метод-словесный; практический

Прием: игра на определение темы урока, постановка цели и задач урока.

2 мин.

 Ребята на карте всегда ли есть условные обозначения? (нет, потому что есть карты, которые создает спутник, он фотографирует местность, которую можно увидеть в реальном времени).

А сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру, которая поможет вам определить тему сегодняшнего нашего урока.

В этом слове 8 букв, одна буква Л,О,З,Н и четыре буквы И.

Чтобы вам было легче, я покажу вам, где стоят буквы И

Началом этого слова, является предмет, на котором вы рисуете (изо).

А вторая часть слова образовалась от слова  линейка (линия).

Ребята, какое слово получилось? (изолинии)

И

И

И

И

Тема сегодняшнего нашего урока: «Зачем нужны изолинии».

А кто-нибудь знает, что такое изолинии? (способ нанесения на карту чисел, обозначающих высоту и глубину).

Ребята, как выдумаете какую цель мы поставим перед собой? (формировать понятие изолиния и ее способ нанесения на карту).

А какие задачи, мы поставим перед собой?

-познакомиться с понятием изолиния;

-научиться показывать на картах высоту и глубину.

Ставить цель и задачи урока.

Определять тему урока с помощью игры.

Р.: самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

4. Решение частных учебных задач

Метод-словесный; практический.

Прием: работа с рисунком;  ответы на вопросы по заданию; работа по учебнику; лепка фигур и вопросы по фигурам.

20 мин.

Ребята посмотрите на слайд, вы видите рисунок, на котором изображена школа, дом и гора.

Найдите короткий путь от дома до школы.

Какой путь вы выбрали? (в обход или через гору).

А почему вы выбрали путь в обход? (потому, что это короткий путь).

Подумайте это короткий путь идти в обход горы? (нет)

А почему? (потому что надо обойти всю гору).

Хорошо, значит короткий путь, будет путь через гору.

Ребята, почему вы не смогли сразу выбрать правильный путь? (потому что высота горы не показана).

А теперь откройте учебники на стр. 65.

Сейчас мы выполним задание №1. Для него нам понадобится пластилин.

Здесь изображены планы разных объектов и указана их высота. Сейчас вам нужно вылепить объекты А,Б,В,Г из пластилина.

А теперь измерьте высоту ваших фигур с помощью линейки.

У всех ли получились одинаковые фигуры? (нет).

Почему? (потому что, высота фигур получилась у всех разная).

Ребята посмотрите на задание №3

Рассмотрите изображенные здесь фигуры.

Ребята, если на плане изображен круг и подписана высота 1 см, то в реальности этому изображению могут соответствовать разные объемные фигуры, такие как: конус, цилиндр, шар.

Как вы думаете фигуры объемные? (да).

Почему? (потому что у них присутствуют объемные линии).

Как они будут выглядеть на плане? (будут плоскими, потому что объем на плане не показывается).

А на каких картах фигура, может быть объемной? (на карте, которую фотографирует спутник).

А теперь посмотрите на фигуры ниже.

Какие фигуры были объемными? (круг-это был шар, овал-это цилиндр, а треугольник-это конус).

Работать с рисунком.

Отвечать на вопросы.

Работать по учебнику.

Лепить фигуры из пластилина

П: строить логическую цепь рассуждений

К.:  правильно выражать свои мысли в речи; строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность различных точек зрения; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

5. Физминутка

2 мин.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись,  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Повторять движения.

6. Первичное закрепление

Метод-словесный; практический.

Прием: работа по учебнику; ответы на вопросы по заданию; выполнение теста.

10 мин.

Откройте учебник на стр.66

Прочитайте задание. Это схема, какой местности? (горной местности).

А как вы это определили? (потому что там есть обозначения с разметками высот).

А как вы думаете, что нужно, чтобы упростить это изображение? (нужно соединить между собой повторяющиеся числа  линией, и тогда высоту придется написать на карте только один раз).

Соедините это числа линией.

Прочитайте следующее задание.

Что изображено на рисунке? (план труда).

Мы видим, что цифрами показана глубина в сантиметрах. Точки А и К расположены на одной изолинии и слово «изо» будет обозначать равный.

Так же линии, соединяющие точки карты, в которых есть что-то одинаковое, например одинаковая высота, мы будем, называют изолиниями.

Рассмотрите рисунок.

Ребята, чем похожи точки А и К? (Они расположены на одной глубине.)

— А что разного у этих точек? (Все, что угодно, например, живут

разные рыбы, песок или глина.)

— Чем похожи точки А и С? (Всем, чем угодно, кроме глубины.)

— Что разного у этих точек? (Глубина.)

-А что отличает точки К и С? (высота горы от 50 см до 200 см).

А теперь подумайте и скажите, где же лучшее место для купания малышей? (в точке, М потому что она находится в самом низу).

А сейчас, вы выполните не большой тест, а затем мы его вместе проверим.

Тест "Что такое карта и как её читать"

Вопрос № 1 .Что такое карта?

  • рисунок земной поверхности
  • вид земли сверху
  • уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков

Вопрос № 2 .Что значит "читать карту"?

  • читать надписи на карте
  • понимать условные знаки
  • хорошо знать изображенную на карте местность

Вопрос № 3 .Где на карте расположены стороны горизонта?

  • север вверху, юг внизу, запад слева, восток справа
  • север внизу, юг вверху, запад справа, восток слева
  • север вверху, юг внизу, запад справа, восток слева
  • север внизу, юг вверху, запад слева, восток справа

Вопрос № 4 .Каким цветом обозначены на карте океаны, моря, озера и реки?

  • зелёным
  • жёлтым
  • коричневым
  • голубым

Вопрос № 5. Каким цветом обозначены на карте низменности (низкие места на равнинах)?

  • зелёным
  • жёлтым
  • коричневым
  • голубым

Вопрос № 6. Каким цветом обозначены на карте возвышенности (высокие места на равнинах)?

  • зелёным
  • жёлтым
  • коричневым
  • голубым

Вопрос № 7. Каким цветом обозначены на карте горы?

  • коричневым
  • оранжевым
  • чёрным        
  • жёлтым

Вопрос № 8 .Как называется карта, на которой показаны объекты?

  • Полезных ископаемых
  • Физическая
  • Животного и растительного мира

Вопрос № 9. Чего на поверхности Земли больше?

  • суши
  • воды
  • одинаково

Вопрос № 10.Что является моделью Земли?

  • Шар
  • Глобус
  • Карта полушарий

Вопрос № 11.Что такое "условные обозначения" на плане и карте?

  • красивые значки
  • маленькие картинки
  • небольшие рисунки
  • графические знаки, заменяющие изображения объектов и помогающие ориентироваться

Работать с рисунком.

Соединять цифры на рисунке с помощью карандаша.

Отвечать на вопросы по заданию.

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

П: строить речевые высказывания.

К: уметь излагать свое мнение.

7. Рефлексия

(итог урока)

Метод-словесный.

Прием:

постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

3 мин.

Что ж вот и подошел наш урок к концу, давайте подведем итоги.

Ребята чем мы сегодня занимались на уроке?

Ребята, скажите, а  с какой темой мы сегодня познакомились? («Зачем нужны изолинии?»)

Кто мне скажет, так что же такое изолиния? (способ нанесения на карту чисел, обозначающих высоту и глубину)

Что вы узнали нового?

Какие задания вам понравились?

– Что вызвало затруднение? Почему?

-Хорошо!

-Спасибо вам за урок, урок окончен.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя. Высказывать предположения

Л: участвовать в подведении итогов урока.

Р.: определять степень успешности выполнения своей работы.

К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.

Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического...

Конспект урока по окружающему миру + презентация "Достопримечательности родного края" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о достопримечательностях родного края.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия «достопримечательность», «Родина»;Знать дос...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Сравнение по признакам.Ряды" (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, 1 класс)

Цели деятельности учителя: формировать умение сравнивать предметы по выраженности у них какого-либо признака, и выстроить ряд;Планируемые результатыПредметные: знать признаки наблюдаемого предмета и с...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Теплый и холодный воздух" УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

.Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование знаний о свойствах воздуха в ходе наблюдений и опытов. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ, "Письмо строчной письменной буквы Э", УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, 1 класс

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «Э» и её элементов.Задачи урока:Ди...

Технологическая карта урока по русскому языку "Независимые и зависимые члены предложения" (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, 4 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: совершенствование умения определять зависимые и независимые члены словосочетания.Задачи урокаДидактические:1) закрепление знаний, полученных о независимых и зависи...

Технологическая карта урока по математике по теме: "Каким бывает остаток?" ("Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова") 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование способности к оцениванию остатка при делении чисел с остатком.Задачи:Дидактические:1) Научить выполнять арифметические действия...