1.Орг. момент Метод – словесный Прием – подводящий диалог | 2 мин | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Данил Михайлович. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Садитесь. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать -На уроке вы должны слушать внимательно, а работать старательно. И тогда к вам обязательно придёт успех. | Приветствовать учителя | Л: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад. |
2.Актуализация опорных знаний. Метод-словесный. Прием: беседа по прошлой теме
| 5 мин. | А сейчас мы с вами вспомним то, что вы изучали на прошлом уроке. Ребята, что такое карта? ( Карта — это рисунок, план какой-либо территории, например континента, страны, города и т. п., где отражены её главные особенности.) А кто знает, что такое административная карта? (это карта на которой изображается деление территории) Какие виды карт вы знаете? (административная, политическая, физическая, географическая). А какие народы живут на территории Российской Федерации? (русские, татары, украинцы, евреи, чуваши, башкиры и др.). А что такое масштаб? (масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.) |
Отвечать на вопросы | П.: строить предложения в устной форме, формирование обобщенных знаний. |
3.Постановка и решение учебной задачи
Метод-словесный; практический
Прием: игра на определение темы урока, постановка цели и задач урока. | 2 мин. | Ребята на карте всегда ли есть условные обозначения? (нет, потому что есть карты, которые создает спутник, он фотографирует местность, которую можно увидеть в реальном времени). А сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру, которая поможет вам определить тему сегодняшнего нашего урока. В этом слове 8 букв, одна буква Л,О,З,Н и четыре буквы И. Чтобы вам было легче, я покажу вам, где стоят буквы И Началом этого слова, является предмет, на котором вы рисуете (изо). А вторая часть слова образовалась от слова линейка (линия). Ребята, какое слово получилось? (изолинии)
Тема сегодняшнего нашего урока: «Зачем нужны изолинии». А кто-нибудь знает, что такое изолинии? (способ нанесения на карту чисел, обозначающих высоту и глубину). Ребята, как выдумаете какую цель мы поставим перед собой? (формировать понятие изолиния и ее способ нанесения на карту). А какие задачи, мы поставим перед собой? -познакомиться с понятием изолиния; -научиться показывать на картах высоту и глубину. | Ставить цель и задачи урока.
Определять тему урока с помощью игры.
| Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности |
4. Решение частных учебных задач
Метод-словесный; практический.
Прием: работа с рисунком; ответы на вопросы по заданию; работа по учебнику; лепка фигур и вопросы по фигурам. | 20 мин.
| Ребята посмотрите на слайд, вы видите рисунок, на котором изображена школа, дом и гора.
Найдите короткий путь от дома до школы. Какой путь вы выбрали? (в обход или через гору). А почему вы выбрали путь в обход? (потому, что это короткий путь). Подумайте это короткий путь идти в обход горы? (нет) А почему? (потому что надо обойти всю гору). Хорошо, значит короткий путь, будет путь через гору. Ребята, почему вы не смогли сразу выбрать правильный путь? (потому что высота горы не показана). А теперь откройте учебники на стр. 65. Сейчас мы выполним задание №1. Для него нам понадобится пластилин. Здесь изображены планы разных объектов и указана их высота. Сейчас вам нужно вылепить объекты А,Б,В,Г из пластилина. А теперь измерьте высоту ваших фигур с помощью линейки. У всех ли получились одинаковые фигуры? (нет). Почему? (потому что, высота фигур получилась у всех разная). Ребята посмотрите на задание №3 Рассмотрите изображенные здесь фигуры. Ребята, если на плане изображен круг и подписана высота 1 см, то в реальности этому изображению могут соответствовать разные объемные фигуры, такие как: конус, цилиндр, шар. Как вы думаете фигуры объемные? (да). Почему? (потому что у них присутствуют объемные линии). Как они будут выглядеть на плане? (будут плоскими, потому что объем на плане не показывается). А на каких картах фигура, может быть объемной? (на карте, которую фотографирует спутник). А теперь посмотрите на фигуры ниже. Какие фигуры были объемными? (круг-это был шар, овал-это цилиндр, а треугольник-это конус). | Работать с рисунком.
Отвечать на вопросы.
Работать по учебнику.
Лепить фигуры из пластилина |
П: строить логическую цепь рассуждений
К.: правильно выражать свои мысли в речи; строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность различных точек зрения; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
6. Первичное закрепление
Метод-словесный; практический. Прием: работа по учебнику; ответы на вопросы по заданию; выполнение теста. | 10 мин.
| Откройте учебник на стр.66 Прочитайте задание. Это схема, какой местности? (горной местности). А как вы это определили? (потому что там есть обозначения с разметками высот). А как вы думаете, что нужно, чтобы упростить это изображение? (нужно соединить между собой повторяющиеся числа линией, и тогда высоту придется написать на карте только один раз). Соедините это числа линией. Прочитайте следующее задание. Что изображено на рисунке? (план труда). Мы видим, что цифрами показана глубина в сантиметрах. Точки А и К расположены на одной изолинии и слово «изо» будет обозначать равный. Так же линии, соединяющие точки карты, в которых есть что-то одинаковое, например одинаковая высота, мы будем, называют изолиниями. Рассмотрите рисунок. Ребята, чем похожи точки А и К? (Они расположены на одной глубине.) — А что разного у этих точек? (Все, что угодно, например, живут разные рыбы, песок или глина.) — Чем похожи точки А и С? (Всем, чем угодно, кроме глубины.) — Что разного у этих точек? (Глубина.) -А что отличает точки К и С? (высота горы от 50 см до 200 см). А теперь подумайте и скажите, где же лучшее место для купания малышей? (в точке, М потому что она находится в самом низу). А сейчас, вы выполните не большой тест, а затем мы его вместе проверим. Тест "Что такое карта и как её читать" Вопрос № 1 .Что такое карта? - рисунок земной поверхности
- вид земли сверху
- уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков
Вопрос № 2 .Что значит "читать карту"? - читать надписи на карте
- понимать условные знаки
- хорошо знать изображенную на карте местность
Вопрос № 3 .Где на карте расположены стороны горизонта? - север вверху, юг внизу, запад слева, восток справа
- север внизу, юг вверху, запад справа, восток слева
- север вверху, юг внизу, запад справа, восток слева
- север внизу, юг вверху, запад слева, восток справа
Вопрос № 4 .Каким цветом обозначены на карте океаны, моря, озера и реки? - зелёным
- жёлтым
- коричневым
- голубым
Вопрос № 5. Каким цветом обозначены на карте низменности (низкие места на равнинах)? - зелёным
- жёлтым
- коричневым
- голубым
Вопрос № 6. Каким цветом обозначены на карте возвышенности (высокие места на равнинах)? - зелёным
- жёлтым
- коричневым
- голубым
Вопрос № 7. Каким цветом обозначены на карте горы? - коричневым
- оранжевым
- чёрным
- жёлтым
Вопрос № 8 .Как называется карта, на которой показаны объекты? - Полезных ископаемых
- Физическая
- Животного и растительного мира
Вопрос № 9. Чего на поверхности Земли больше? Вопрос № 10.Что является моделью Земли? Вопрос № 11.Что такое "условные обозначения" на плане и карте? - красивые значки
- маленькие картинки
- небольшие рисунки
- графические знаки, заменяющие изображения объектов и помогающие ориентироваться
|
Работать с рисунком. Соединять цифры на рисунке с помощью карандаша.
Отвечать на вопросы по заданию.
| К: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
П: строить речевые высказывания.
К: уметь излагать свое мнение. |
7. Рефлексия (итог урока)
Метод-словесный. Прием: постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение. | 3 мин. | Что ж вот и подошел наш урок к концу, давайте подведем итоги. Ребята чем мы сегодня занимались на уроке? Ребята, скажите, а с какой темой мы сегодня познакомились? («Зачем нужны изолинии?») Кто мне скажет, так что же такое изолиния? (способ нанесения на карту чисел, обозначающих высоту и глубину) Что вы узнали нового? Какие задания вам понравились? – Что вызвало затруднение? Почему? -Хорошо! -Спасибо вам за урок, урок окончен. | Слушать учителя.
Отвечать на вопросы учителя. Высказывать предположения | Л: участвовать в подведении итогов урока. Р.: определять степень успешности выполнения своей работы. К.: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |