Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического мышления. "Карта знаний" используется на этапе рефлексии для проверки усвоения полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskie_karty_urokov_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 47.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Панина Лидия Владимировна
МБОУ СОШ №1 г. Павлово
учитель высшей квалификационной категории
Технологические карты уроков по окружающему миру по теме «Органы чувств» (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков « Окружающий мир», 2класс). Система Л.В.Занкова.
Технологическая карта 1.
Тема: Осязание.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: ознакомить учащихся с органом осязания, его значением.
Задачи урока: 1.Формирование познавательной мотивации на основе эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности заданий;
2.Развитие логического мышления: мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения через исследовательскую работу и самопознание.
3.Развитие учебно-организационных умений: планирование своей деятельности для решения учебной задачи, развитие самооценки и самоконтроля.
4.Создание условий для сохранения психического и физического здоровья учащихся на уроке посредством использования здоровьесберегающих технологий и овладение нормами здорового образа жизни.
5.Формирование коммуникативных действий при работе в парах и группах.
Планируемые результаты
Знать названия органа осязания.
Уметь различать предметы окружающего мира с помощью тактильных ощущений.
Использовать полученные знания для оказания первой помощи при повреждении кожных покровов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Этап: организационный момент. Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку. | ||||||
Проверяет готовность класса . Разыгрывание этюда «Солнышко». Знакомство с планом урока.(Лучи солнышка показывают на пункты плана). | Показывают движения пробудившегося солнышка. Знакомятся с планом урока. | Быстрое включение учащихся в деятельность. Формулирование целевых установок урока и плана работы. Развитие творческого воображения. | Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.. | Умение слушать собеседника. Овладение навыком совместной передачи последовательных движений. | Контролируют синхронность выполнения движений. | Умение четко и последовательно выполнять соответствующие движения. Осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработка внутренней готовности к их реализации. |
Этап: мотивационный. Цель: мотивирование учебной деятельности. | ||||||
Предлагает разгадать кроссворд на изученные органы чувств. Проверяет осознанность и полноту знаний. | Отгадывают кроссворд. | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Самостоятельное выдвижение гипотезы и ее обоснование с опорой на жизненный опыт. Умение использовать знания в нестандартной ситуации. | Во время фронтальной работы взаимодействуют с учителем и одноклассниками. | . Умение слушать собеседника, построение понятных для собеседника высказываний. Навык организации сотрудничества с педагогом, сверстниками. | Контролируют правильность ответов. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнение, уточнение высказанных мнений. |
Этап: актуализация знаний. Цель: актуализация изученных способов действий. | ||||||
Вызывает к доске трех учеников, предлагает закрыть глаза Проводит им по руке разными предметами. Ставит проблемный вопрос. | Участники игры с завязанными глазами пытаются угадать предмет, не взяв его в руки. Доказывают свое предположение. | Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков. Понятие социальной значимости изучаемого объекта. | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы. | Умение строить понятные для собеседника высказывания. Владение монологической речью. . | Контролируют правильность ответов. | Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Удерживание цели деятельности до получения ее результата. Умение приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
Этап: Постановка цели урока. Цель: формирование способности формулировать учебную задачу. | ||||||
В результате обсуждения проблемного вопроса предлагает сформулировать тему урока. | Формулируют учебную задачу. | Умение формулировать учебную задачу. Выделение существенной информации и ее обоснование. Актуализация личного жизненного опыта. Понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала. | Взаимодействуют с учителем и партнерами во фронтальной работе. | Умение строить понятные для собеседника высказывания. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умение формулировать собственное мнение. | Контролируют правильность выбранных доказательств и их обоснование. Оценивают правильность выдвигаемой гипотезы. | Умение дополнять и уточнять высказанное мнение. |
Этап: изучение нового материала. Цель: знакомство со строением кожи человека. | ||||||
Делит класс на группы. Каждая группа- лаборатория. Организует работу в группах с целью получении необходимой информации. | Прочитывают приготовленные учителем тексты об особенностях кожи. Рассматривают и исследуют кожу в микроскоп. | Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий. | Участвуют в обсуждении выбора нужной информации. | Умение формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание. Планирование учебного сотрудничества. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Заслушивают отвечающих.. | Самостоятельное выделение ориентиров в новом учебном материале. Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. |
Этап: усвоение новых знаний. Цель: обеспечение максимального осмысления материала через проведение парной работы. | ||||||
Организует работу в парах по карточкам. | Соотносят группу признаков с органом осязания. По итогам работы заполняют таблицу. | Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков. Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта уч-ся. Выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование познавательной инициативы через самостоятельные предположения.. Использование знаково-символических средств. Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.), установление причинно-следственных связей. | Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Осознание ответственности за общее дело. Владение навыком диалогической речи. | В результате самопроверки проводят коррекцию выявленных пробелов в осмыслении изученного материала. | Умение вносить необходимые коррективы в действие на основе оценки и учета сделанных ошибок. |
Этап: закрепление новых знаний. Цель: Создание содержательных условий усвоения уч-ся изучаемого материала через здоровьесберегающие технологии. | ||||||
Проводит ролевую игру « Советы Доктора Айболита». Практическая работа «Уход за кожей». | Анализируют жизненные ситуации. Показывают правильность мытья рук. Составляют профилактическую карту по уходу за кожей. | Причинно-следственные связи и зависимости. Анализ результатов жизненного опыта. | Приходят к собственному мнению в процессе совместной деятельности. | Умение формулировать собственное мнение. Адекватное использование речевых средств, поведенческих правил. | В ходе выполнения заданий осуществляют самоконтроль. | Рефлексия своих выводов, действий и условий осуществляемых действий. |
Этап: контроль и самоконтроль знаний и способов действий. Цель: выявление уровня и качества полученных знаний и способов действий. | ||||||
Проводит фронтальный опрос по типу: «Что было бы, если…». | Самостоятельно выстраивают собственные предположения и записывают в «Карту знаний». | Построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей. | Выполняют работу самостоятельно и меняются карточками для взаимопроверки. | Ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Осуществляют взаимопроверку. | Развитие у школьников способности к оценочным действиям. Итоговый контроль деятельности. Оценка уровня владения тем или иным учебным действием. |
Этап: рефлексия. Цель: Инициировать психо - эмоциональное состояние путем создания «ситуации успеха». | ||||||
Организует самооценку деятельности по плану урока. | В «Карте знаний» отмечают свои успехи. | Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач. | Формулирование собственного мнения и позиции; состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Проводят самооценку своей деятельности | Внутренняя позиция школьника. Самооценка на основе критерия успешности. Адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |
Этап: «Домашнее задание» | ||||||
Объясняет сущность домашнего задания: Объяснить, что было особенного в сказке Г.-Х. Андерсена «Принцесса на горошине» |
Карта знаний
- Кожа- это орган _____________________________.
- Отметь на «лесенке» уровень своих знаний об органе осязания.
- Таблица классификации признаков .
вкус | обоняние | осязание |
- «Что было бы, если…»?
__________________________________________________________________
5. Оцени свою результативность на уроке по числовому ряду:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Технологическая карта 2
Тема: Обоняние и вкус.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: расширять знания учащихся об органах чувств человека- носе и языке.
Задачи урока: 1.Формирование познавательной мотивации на основе эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности заданий;
2.Развитие логического мышления: мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения через исследовательскую работу и самопознание.
3.Развитие учебно-организационных умений: планирование своей деятельности для решения учебной задачи, развитие самооценки и самоконтроля.
4.Создание условий для сохранения психического и физического здоровья учащихся на уроке посредством использования здоровьесберегающих технологий и овладение нормами здорового образа жизни.
5.Формирование коммуникативных действий при работе в парах и группах.
Планируемые результаты.
Знать названия органов обоняния и вкуса.
Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.
Использовать полученные знания для профилактики простудных и инфекционных заболеваний.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Этап: организационный момент. Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку. | ||||||
Проговаривает вместе с детьми стихотворение, нацеливая на учебную деятельность. | Проговаривают вместе уже знакомый текст стихотворения.. | Быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Взаимодействуют с учителем и одноклассниками. | Умение слушать собеседника. | Контролируют ритм проговаривания. | Умение слушать собеседника и проговаривать в соответствии с целевой установкой. Осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработка внутренней готовности к их реализации. |
Этап: мотивационный. Цель: мотивирование учебной деятельности. | ||||||
На доске изображения носов разных животных. Организует беседу, выявляющую представления детей о принадлежности носа к определенному животному и его значении. | Выходят к доске и высказывают предположения. | Самостоятельное выдвижение гипотезы и ее обоснование с опорой на жизненный опыт. | . Умение слушать собеседника, построение понятных для собеседника высказываний. | Возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность . | ||
Этап: актуализация знаний. Цель: актуализация изученных способов действий. | ||||||
Загадывает загадки об органах чувств. Проводит игру «Угадай предмет». | Отгадывают загадки. Участники игры с завязанными глазами пытаются угадать предмет, не взяв его в руки. | Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков. Понятие социальной значимости изучаемого объекта. | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы. | Умение строить понятные для собеседника высказывания. Умение учитывать позицию партнёра. | Контролируют правильность ответов. | Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Умение приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
Этап: Постановка цели урока. Цель: формирование способности формулировать учебную задачу. | ||||||
В результате постановки проблемного вопроса предлагает сформулировать тему урока. | Формулируют учебную задачу. | Выделение существенной информации и ее обоснование. Актуализация личного жизненного опыта. Выдвижение гипотезы и ее обоснование. | Взаимодействуют с учителем и партнерами во фронтальной работе. | Умение строить понятные для собеседника высказывания. Умение формулировать собственное мнение. | Контролируют правильность выбранных доказательств и их обоснование. Оценивают правильность выдвигаемой гипотезы. | Умение дополнять и уточнять высказанное мнение. |
Этап: изучение нового материала. Цель: знакомство со строением носа человека. | ||||||
Организует работу в парах с целью получения дополнительной информации. Оценивает работу пар. Демонстрирует муляж носа. | Участвуют в парной работе. Работая с учебником получают недостающую информацию. | Самостоятельное осуществление поиска информации для решения учебной задачи. Определение основной и второстепенной информации Познавательная инициатива, овладение новой терминологией. Построение логической цепи рассуждений.
| Участвуют в обсуждении выбора нужной информации. | Умение формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание. Планирование учебного сотрудничества. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Заслушивают отвечающих.. | Самостоятельное выделение ориентиров в новом учебном материале. Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. |
Этап: усвоение новых знаний. Цель: обеспечение максимального осмысления материала через проведение опытной работы. | ||||||
Организует работу лабораторий. Раздает инструментарий для проведения опытной работы. | Определяют по запаху вкус предлагаемых продуктов. Разрешают проблемную ситуацию .(недостающий орган – язык) По итогам исследования заполняют таблицу. | Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков. Выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование познавательной инициативы через создание проблемной ситуации. Использование знаково-символических средств. Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.), установление причинно-следственных связей. | Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Осознание ответственности за общее дело. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | Обсуждают действия каждого участника эксперимента. | Умение вносить необходимые коррективы в действие на основе оценки и учета сделанных ошибок. |
Этап: закрепление новых знаний. Цель: Создание содержательных условий усвоения уч-ся изучаемого материала через здоровьесберегающие технологии. | ||||||
Проводит ролевую игру « Советы Доктора Айболита», направленную на развитие самопознания уч-ся. | Анализируют жизненные ситуации. Составляют «Карту советов» по профилактике простудных заболеваний. | Причинно-следственные связи и зависимости. Анализ результатов жизненного опыта. | Приходят к собственному мнению в процессе совместной деятельности. | Умение формулировать собственное мнение. Адекватное использование речевых средств, поведенческих правил. | В ходе выполнения заданий осуществляют самоконтроль. | Рефлексия своих выводов, действий и условий осуществляемых действий. |
Этап: контроль и самоконтроль знаний и способов действий. Цель: выявление уровня и качества полученных знаний и способов действий. | ||||||
Проводит на нетбуках тест- опросник, дифференцированный по степени сложности. Организует проверку выполненной работы на общем экране. | Самостоятельно выполняют тестовые задания. | Построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей. | Выполняют работу самостоятельно |
Ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Осуществляют самопроверку | Развитие у школьников способности к оценочным действиям. Итоговый контроль деятельности. Оценка уровня владения тем или иным учебным действием. |
Этап: рефлексия. Цель: Инициировать психо – эмоциональное состояние путем создания «ситуации успеха». | ||||||
Организует самооценку деятельности по плану урока. | В «Карте знаний» отмечают свои успехи. | Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач. | Формулирование собственного мнения и позиции; состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Проводят самооценку своей деятельности | Внутренняя позиция школьника. Самооценка на основе критерия успешности. Адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |
Этап: «Домашнее задание» | ||||||
|
Карта знаний
- Нос- это орган _________________________________________,
Язык – это орган ________________________________________.
- Отметь на «лесенке» уровень своих знаний, полученных на уроке.
- «Карта советов» по профилактике простудных заболеваний.
- ________________________
- ________________________
- ________________________
- Хочется ли ещё узнать что- то новое про органы зрения?
А) Да
Б) нет
5. Твоё отношение к уроку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова
Царь-плотник. Выход к морю...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова
Петр I, царь и человек...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова
«Сельское хозяйство. Растениеводство»...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Человек - разумное существо".Образовательная система "Школа 2100".
Представление о человеке, как об объекте живой природы....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Зачем нужны изолинии?" 3 класс "Развивающая система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова."
"Зачем нужны изолинии?"...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Нервная система»
Технологическая карта урока по окружающему миру«Нервная система»4 класс...