План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Русанова Лариса Александровна

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

Русанова Л.А., учитель начальных классов

План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  

по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«ВВЕДЕНИЕ. Царства  живой природы»

(3 клАсс)  

Тема:  «ВВЕДЕНИЕ. Царства  живой природы»

 Цели и задачи:

  1. повторить свойства живой и неживой природы;
  2. познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;
  3. расширить знания детей о живой природе Земли и природе Ленинградской области;
  4. развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
  1. способствовать формированию бережного отношения к природе;
  2. прививать любовь к родному краю.

Межпредметные связи: с литературным чтением. 

Оборудование: Рабочая тетрадь. Плакаты «Живая и неживая природа», «Царства живой природы». Дидактические карточки. Дидактический материал (Вохринцева С. «Осень», «Съедобные грибы»).

Словарь: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп

Ход урока:

I. Актуализация знаний

 1.Организация класса

А) Приветствие детей с учителем.

Б) Проверка готовности к уроку.

         II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе         

2.1. Введение

- Ребята, мы начинаем курс окружающего мира в 3 классе разделом  «КАК УСТРОЕН  МИР». А вот о чем мы будем говорить, что исследовать, вы мне сами подскажете, выполнив задание (карточка 1).

ДОСКА




КАК УСТРОЕН МИР

ДОСКА (Результаты ответы открываются в ячейках)




КАК УСТРОЕН МИР

П

Р

И

Р

О

Д

А

Ч

Е

Л

О

В

Е

К

О

Б

Щ

Е

С

Т

В

О

Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

-  Верно, и сегодня мы узнаем, как устроена природа, ее разнообразие.

Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (Природа, это то, что нас окружает, но не создано руками человека).

- Какая бывает природа? (Живая и неживая)

(Рассматриваем плакат)

- Какие признаки живого вы знаете? (Живые существа дышат, питаются, развиваются, приносят потомство, умирают).

- Давайте проверим, насколько хорошо вы различаете  объекты живой и неживой природы: я называю объекты, а вы, если это объект живой природы, - хлопаете в ладоши, а если неживой – то не хлопаете. (Проводится дидактическая игра).

- Ребята, каких объектов в нашей игре было больше? Верно. Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о живой природе). Правильно.

- Мы познакомимся с царствами  живой природы. (Открыть тему урока на доске: «Царства живой природы»).

III.Работа с новой темой         «Царства живой природы»

3.1. Понятие «Царства живой природы»

Посмотрите на иллюстрации, расположенные на доске (Дидактический материал «Осень»). Как чудесно художник  представил нам осеннюю природу. Так и хочется вспомнить стихи А.С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Посмотрите какое множество объектов живой природы нарисовано на в этих сюжетах. Назовите их. (Дети называют). А ведь их еще больше. И чтобы не запутаться ученые – биологи делят их на большие группы – царства.  Есть царства растений, животных, грибов и бактерий. Каждое царство интересно и удивительно. Я приглашаю вас на прогулку по этим удивительным царствам.

ДОСКА

Животные

Растения

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Грибы

Бактерии

3.2. Царство животных

-  Переверните карточку № 1 обратной стороной и положите перед собой карточку № 2. Что или кого вы здесь видите? На какие группы вы бы разделили  представителей этого царства живой природы? (дикие и домашние)

- Как одним словом можно назвать этих представителей живой природы? (животные)

-  Да, ребята и дикие и домашние животные относятся к царству животных.

- Давайте проведем небольшую викторину «В мире животных»

1. Назовите самое высокое животное. (Жираф. Его рост достигает 6 метров.)

2. Назовите самое сильное животное. (Муравей. Он переносит тяжести, в 10 раз превышающие его собственный вес.)

3. Какая птица самая дисциплинированная? (Гусь. Он никогда не попадет под колеса машины.)

4. Назовите самую большую птицу. (Страус. Его рост – 3 метра.)

5. Назовите самую длинную змею. (Питон. Его длина – 10 метров.)

6. Назови самую крупную рыбу. ( Китовая акула. Ее длина – 12,5 метра, вес 21 тонна.)

7. Назовите самое большое животное. (На суше – африканский слон. Его рост – 4 метра, вес – 6 тонн.)

8. Какие птицы не умеют летать? (Пингвин, страус.)

9. Назовите рыб, название которых связано с орудием труда или оружием. (Рыба-пила, рыба-молот, рыба-меч.)

- Отлично. Посмотрите еще раз на картинки животных и выберите, подчеркнув фломастером тех, кто обитает в лесах нашей Ленинградской области.

(Проверка)

- Наша задача охранять эти царства. Именно от человека зависит их сохранность. А подробно об этом мы будем говорить на следующих уроках.

А мы с вами отправляемся на прогулку в лес!

ДОСКА (оформляется запись)

Животные:

дикие, домашние

Растения

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Грибы

Бактерии

3.3. Царство растений

- Ребята, давайте еще раз вернемся к иллюстрациям с изображением природы осенью. Обратите внимание на растения: все растения располагаются на определенной высоте, ярусами. Ярус – условный этаж, на котором произрастают определенные растения.

- Какие этажи вы можете наблюдать? (Деревья, кусты, травы, мхи и лишайники)

- Верхний «этаж» образован самыми высокими – деревьями. Второй «этаж» - это кустарники. Далее – травы. А самый нижний «этаж» - мхи и лишайники.

- А  чем отличаются представители каждого «этажа?

Вывод: Все растения делятся на три группы – травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое.

Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и  ветвей.

Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Мхи и лишайники не имеют стеблей, прикрепляются к деревьям, кустарникам, камням.

ДОСКА (оформляется запись)

Животные:

дикие, домашние

Растения:

деревья,

кусты,

травы,

мхи и лишайники

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Грибы

Бактерии

3.4. Царство растений

- Ребята, посмотрите еще раз на иллюстрацию осенней природы. О представителях какого царства, изображенных здесь, мы еще не говорили? (о грибах)

Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Женя шла, шла, шла,

Белый гриб в лесу нашла.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Их положим в кузовок.

(Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов)

- Какие части растений вы знаете? (стебель, корень, ветки, листья)

- Есть ли они у грибов?

- Что вам известно о грибах? (Грибы – особое царство живой природы)

- Как и где растут грибы?

Речевая логическая задача «Грибы на ветке»

(Юрий Дмитриев «Почему на кусте выросли грибы?»)

«Всем известно, что грибы растут на земле. Ну, могут еще вырасти на пеньке, как, например, опята. А вот о том, что они растут на кустах, мы с Димкой что-то не слыхали.

-И не может этого быть, — сказал Димка, когда соседский мальчишка начал рассказывать про грибы, которые он видел на кустах. – Не может быть! Это, наверное, ягоды ты видел, а подумал, что грибы.

Соседский мальчишка обиделся.

-Что я слепой, что ли? Собственными глазами видел – самые настоящие грибы: подберезовики, белые, подосиновики…

Чтобы решить спор, пошли мы в лес. Подходим к кусту и видим, что он и правда весь усыпан грибами, Димка даже рот от удивления открыл. А соседский мальчишка обрадовался:

-Ага! Что я говорил? Вот они – грибы!

-Грибы-то грибы, — говорю я, — да только не растут они.

Присмотрелись ребята и увидели, что грибы и правда не растут, а аккуратно засунуты между ветками».

-Как ты думаешь, кто грибы засунул между ветками? Зачем ему это нужно?

- Как обитатели леса готовятся к зиме

Почему грибы на елке

На сучках висят верхом?

Не в корзинке, не на полке,

Не во мху, не под листком-

У ствола и среди веток

На сучки они надеты!

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

Это белкина кладовка,

Это белкин летний сбор!

Дидактический материал (Вохринцевой С. «Съедобные грибы»):

- Дети, а какие грибы можно собирать в наших лесах? (маслята, моховики, подберезовики, подосиновики, белые грибы, грузди). Какие грибы нельзя собирать и почему? (несъедобные)

- Как правильно собирать грибы?

ДОСКА (оформляется запись)

Животные:

дикие, домашние

Растения:

деревья,

кусты,

травы,

мхи и лишайники

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Грибы:

съедобные

несъедобные

Бактерии

3.5. Царство бактерий

- А сейчас мы с вами отправимся в царство самых маленьких организмов – бактерий. Они настолько малы,  что даже называются микроорганизмы, и их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства как животных, так и растений.

- Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду.

Бактерии иногда называют микробами. Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово “микроб” произошло от двух греческих слов: “микрос”, что значит “малый”, “биос” - “жизнь”. Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.

- Послушайте сказку про микробов «Как Петька спас родную каплю».

«В одной капле воды жил микроб. Звали микроба Петька. У Петьки были папа и мама. Тоже, конечно, микробы. А ещё у Петьки были дедушки и прадедушки, бабушки, дяди, тёти, братья родные, братья двоюродные, троюродные, сестры... целая куча родственников. И все тоже микробы.

Жили они в капле воды и поэтому вечно ходили мокрые. Вообще микробы очень маленькие. Им любая букашка кажется больше слона.

А Петька и вовсе был маленький, потому что еще не вырос.

И вот однажды мимо капли, в которой жили микробы, пробегал муравей. Он увидел каплю и сказал: " Что-то сегодня жарковато. Не выпить ли мне эту каплю? Она такaя прохладная на вид ".

Микробы услышали и ужасно испугались. Они забегали по капле, заплакали, закричали. В общем, устроили панику.

Один только Петька не струсил. Он высунул голову из капли и очень громко сказал муравью:

- Эй, муравей, разве твоя мама не говорила тебе, что сырую воду пить нельзя?!

Муравей, конечно, не увидел Петьку, но голос его услышал, удивился и спросил:

- Кто это со мной разговаривает?

- Это я - Петька-микроб, - сказал Петька. - Я очень не советую тебе, муравей, пить нашу каплю. Ты можешь заболеть, потому что в. капле живём мы - микробы!

- Спасибо, что предупредил! - сказал муравей. - Ты настоящий друг.

И побежал своей дорогой.

- А микробы всё хвалили маленького Петьку и радовались, что он спас родную каплю от гибели»

- Чему учит вас эта сказка?

- Какие бактерии вы знаете?

- С помощью какого аппарата можно увидеть бактерии?

ДОСКА (оформляется запись)

Растения:

деревья,

кусты,

травы,

мхи и лишайники

Животные:

дикие, домашние

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Грибы:

съедобные

несъедобные

Бактерии:

болезнетворные (вредные)

полезные

3.6. Закрепление материала

3.6.1. Работа с учебником

- Чтение детьми текста учебника с. 4 – 6.

3.6.2. Дидактическая игра

- Какие же царства живой природы мы с вами узнали?

- Давайте поиграем: я называю представителей разных царств. Если это растения, то хлопают в ладоши ребята первого ряда. Если это животные, то хлопают в ладоши ребята второго ряда. Если это грибы - ребята третьего ряда. Бактерии – четвертого ряда.

3.6.3. Заполнение словаря

- Откройте словарь (с. 68 рабочей тетради) – запишите словарь слова: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп, - и дайте им объяснение.

IV. Итог

- Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

- Что нового узнали на уроке?

-Что запомнилось?

V. Домашнее задание:

с. 4 – 9 чит.; с. 8, вопросы 1-2; тетр. с. 3-5.

VI. Оценки

Источники:

Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/logicheskie-zadachi-dlya-doshkol-nikov-po-teme-kak-obitateli-lesa-k-zimovke-gotovyatsya/#ixzz2adiZYtC9

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/igra-puteshestvie-v-tsarstve-zhivoi-prirody (викторина)

http://rudocs.exdat.com/docs/index-323682.html (сказка о бактериях)

http://festival.1september.ru/articles/597620/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»

Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»

Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...

Конспект учебного занятия по окружающему миру во 2 а классе «В сосновом лесу». УМК «Планета знаний»

Конспект учебного занятия  по окружающему миру  во 2 а  классе «В сосновом лесу».  УМК «Планета знаний»...

Урок по окружающему миру "Четыре царства живой природы", 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, УМК "Планета знаний" (урок изучения нового материала)...

Конспект учебного занятия по окружающему миру, 2 класс

Тема: Наука для жизни. растения в домашней аптечке.Цель:  Предметные результаты:-сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком;- продолжить знакомст...

План-конспект внеурочного занятия (ФГОС) «Экологические связи неживой и живой природы. Растения и животные нашего края»

Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края. Формирование интереса к изучению флоры и фауны региона и её значения в жизни человека, формирование экологической культуры...