Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Путешествие по планете." (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представления учащихся об планете, ее масштабности; умения показывать на карте мира и глобусы все материки и океаны.
Задачи урока
Дидактические:
- формировать представление о понятия «физическая карта мира»;
- формирование у учащихся знаний о месторасположении материков и океанов Земли;
- формирование умений работать с глобусом и картой, применять эти знания на практике.
Развивающие:
- развивать устную речь;
- развивать логическое мышление;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся;
- воспитывать способность к самооценке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 21.04.2022 Школа: №45 Класс: 2 Урок: 4 Кабинет: 40 | Студент: Никифорова П.Ю. Группа: 42 Учитель: Лещева И.Г. Оценка: |
Тема урока «Путешествие по планете»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представления учащихся об планете, ее масштабности; умения показывать на карте мира и глобусы все материки и океаны.
Задачи урока
Дидактические:
- формировать представление о понятия «физическая карта мира»;
- формирование у учащихся знаний о месторасположении материков и океанов Земли;
- формирование умений работать с глобусом и картой, применять эти знания на практике.
Развивающие:
- развивать устную речь;
- развивать логическое мышление;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся;
- воспитывать способность к самооценке.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, авторы: А. А. Плешаков (Школа России), рабочая тетрадь 2 часть, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку . 2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. 3. Налаживание контакта с классом. - Приветствую вас на уроке окружающего мира. Присаживайтесь! | Показывают свою готовность. Ответное приветствие. | Предметные: Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 1. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: опрос, беседа. | Повторение по теме урока: 1. Повторение пройденного материала - Я предлагаю и нам сделать на уроке некоторые открытия. Но для начала вспомним: о чем ты узнал на прошлом уроке? | Отвечают на поставленные вопросы, решают кроссворд. | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план | Учебная презентация: слайды № 2, 3, 4. | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: формулирующий и подводящий диалог. Наглядный: презентация | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. 2. Подведение к формулировке темы и целей. - Отгадай загадку, и ты узнаешь тему урока. Ни начала, ни конца, | Формулируют и говорят о теме и целях урока. - Земля. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока | Учебная презентация: слайды № 5, 6, 7 Учебник | |
- Предположи, о чём мы будем говорить на уроке? - Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение Е. Шкловской. А почему именно его вы скажете мне в конце урока. - Откройте учебник на с.114.Давай узнаем, какие задачи ставит перед нами Вопросик Муравьишка. - Сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса. - С помощью чего мы можем совершить путешествие? - А ты знаешь, кто первым совершил кругосветное путешествие? Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара. - Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. Отправляемся в путешествие? | -О нашей планете Познакомиться с понятиями «материки» и «океаны», научиться показывать их на карте.
-Фернан Магеллан -Географические карты нужны путешественникам, мореплавателям - навигация: широта и долгота, координаты - Ученикам школы (изучение стран мира и их географических особенностей), - Летчикам (определения минимальной высоты полета) | К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: строить сообщения в устной и письменной форме; | . | ||||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа. Наглядный: презентация | 1. Открытие для учеников новых сведений. - Откройте карты полушарий в атласе «Мир и человек» на стр.24-25 -В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. - Что такое карта? - Что значит уметь читать карту? - Что обозначают цвета на карте? - Как по-другому можно назвать эту карту? | Внимательно слушают. - В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно - Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков - Понимать условные обозначения. - С картой России. - Карта природы мира. | Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Учебная презентация: слайды № 8, 9 ,10, 12. | |
Практический: работа с планом местности Словесный: слово учителя | Правильно! - Плыть мы будем, начиная с запада и называть все географические объекты, которые встретятся. На доске вывешиваю таблички со словами. - Сколько всего континентов? - На какие две группы можно разделить увиденное и почему? Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка. Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан. - Всего материков шесть. Самый большой материк – Евразия. - Евразия — самый большой материк Земли. Она так велика, что ее делят на 2 части света – Европу и Азию, а разделяют Евразию Уральские горы. - Евразия - единственный материк, берега которого омываются водами всех четырех океанов. И на этом материке, омываемом всеми четырьмя океанами, расположена огромная страна - ….. РОССИЯ!!! - А в каком городе живём мы, давайте найдём на карте. | Ответы детей. -Карта полушарий или карта мира. Обводят. | П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; К: строить сообщения в устной и письменной форме; | ||||
- В каком полушарии находится этот материк? - Давайте посмотрим на картинку. Рядом – Африка. Материк Африка находится в Восточном полушарии. Его омывают воды двух океанов – Индийского и Атлантического. Африка – самый знойный материк. - Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. - Материк Северная Америка находится в Западном полушарии. - Каким цветом на карте обозначают водоемы? - Опишите встреченные вами водные просторы. Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого. - Может ты сможешь предположить, как называются, одним словом эти огромные водные пространства? - Каким цветом на карте обозначают участки суши? | Показать на карте полушарий на доске. - Между Тихим и Атлантическим океанами Ответы детей. - Синим Предположения детей. - Жёлтым, коричневым, зеленым. |
самоопределение к деятельности П: осознавать познавательную задачу; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; К: строить сообщения в устной и письменной форме; | |||||
Корабли по морю плыли, | Предположения детей. | ||||||
ДП | Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук. Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) Руки в стороны потом Мы пошире разведем. (Потягивания — руки в стороны.) Мы закончили разминку, Отдохнули ножки, спинки. | Выполнение упражнений. | Учебная презентация: слайды № 11. | ||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный метод: беседа Наглядный метод: презентация | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. - Проверим ваши предположения по учебнику. -Какая карта поможет в путешествии по планете? - Как называются огромные водные пространства? - Как называются огромные участки суши, окруженные водой? Путешествуя по странам | Внимательно слушают учителя. Читают определения материков и океанов – стр. 115 - Карта мира - Океаны - Материки. | Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Учебная презентация: слайд № 13 | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная работа | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. 2. Оказание индивидуальной помощи 3. Организация взаимопомощи 4. Конструктивная критика 5. Поощрение - Мы с вами совершили кругосветное путешествие. Нам необходимо выполнить отчет об увиденном. Открой тетрадь на с.73. Наш любознательный Попугай предлагает задание. Используя карту учебника, надо узнать материки и океаны по силуэтам. Стрелками указать их названия. Затем сверить с картой - Давайте еще решим небольшой тест. 1 вариант 1. Допиши предложение. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется (горизонт) 2. Какой прибор применяют для определения сторон горизонта? Подчеркни. Термометр, рулетка, компас, часы. 3. Что относится к основным формам земной поверхности. Обведи кружками все буквы правильных ответов. а) углубления; б) горы; в) равнины; г) холмы. 4. Допиши предложение. Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью – это горы. 2 вариант. 1. Допиши предложение. Линия видимого соединения неба с земной поверхностью, называется (горизонт) 2. Какой прибор применяют для определения сторон горизонта? Подчеркни. Барометр, линейка, компас, термометр. | Работают самостоятельно. Выполняют тестовые задания. | Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 14, 16, 17, 18. | |
3. Что относится к основным формам земной поверхности. Обведи кружками все буквы правильных ответов. а) горы; б) овраги; в) равнины; г) холмы; 4. Допиши предложение Ровные, или почти ровные участки земной поверхности – это равнины - Попрошу вас обменяться листочками с ответами с соседом по парте. - На слайде представлены ответы на тест, отметьте знаками + и - правильные и неправильные ответы. Посчитайте сколько + получилось. - На слайде представлены критерии, поставьте отметку на листочки и передайте их на первые парты. | Взаимопроверка по эталону. | ||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа | 1. Обобщение материала урока. 2. Вопросы на повторение теоретического материала. - Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение Е. Шкловской. А почему именно его ты должен сказать сейчас. Какая большая наша планета! Как велик и разнообразен растительный и животный мир. Но некоторых растений и животных остаётся очень мало на Земле. - Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Нужно не только знать животных и растения, надо любить и защищать их. По всему земному шару создаются заповедники, где животные находятся под охраной. В некоторых из них мы побываем во время путешествия по материкам на следующем уроке. | Ответы детей на вопросы учителя. | Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 19. | |
3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей. - Какая тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы ставили? - Достигли мы поставленной цели? | |||||||
ДЗ | Запишите домашнее задание – Р.Т., с. 74-75 | Записывают домашнее задание | |||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | 1. Самооценивание. - Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями? - У кого возникли трудности? Какие трудности возникли? - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились! | Выполняют самооценку своей деятельности на уроке. | Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 20, 21. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему радуга разноцветная» 1 класс УМК «Школа России»
Цель деятельности учителя: формирование первоначального представления о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развитие мышления и пространс...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Путешествие по Москве." (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования представление учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее дос...
Технологическая карта урока окружающего мира "Проверка знаний по разделу «Современная Россия». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Современная Россия». Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания у обучающихся по темам «Основной закон России и права ...
Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;
Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...
Технологическая карта урока окружающего мира «Неживая природа весной»,УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 2 часть;
Цель урока: формирование представления о неживой природе веснойЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о неживой природе весной.2. Формироват...