Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Путешествие по Москве." (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представление учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее достопримечательностях.
Задачи урока
Дидактические:
- знать когда и кем была основана Москва;
- знать понятие «план местности» и как выглядит Москва на плане;
- уметь находить по плану достопримечательности и описывать их.
Развивающие:
- развивать устную речь;
- развивать логическое мышление;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся;
- воспитывать способность к самооценке.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, авторы: А. А. Плешаков (Школа России), рабочая тетрадь 2 часть, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 03.05.2022 Школа: №45 Класс: 2 Урок: 4 Кабинет: 40 | Студент: Никифорова П.Ю. Группа: 42 Учитель: Лещева И.Г. Оценка: |
Тема урока «Путешествие по Москве»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представление учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее достопримечательностях.
Задачи урока
Дидактические:
- знать когда и кем была основана Москва;
- знать понятие «план местности» и как выглядит Москва на плане;
- уметь находить по плану достопримечательности и описывать их.
Развивающие:
- развивать устную речь;
- развивать логическое мышление;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся;
- воспитывать способность к самооценке.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, авторы: А. А. Плешаков (Школа России), рабочая тетрадь 2 часть, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку . 2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. 3. Налаживание контакта с классом. - Добро пожаловать на урок окружающего мира. Присаживайтесь! | Показывают свою готовность. Ответное приветствие. | Предметные: Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 1. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: опрос, беседа. | Повторение по теме урока: 1. Повторение пройденного материала - Сегодня мы продолжим изучать нашу с вами большую страну. - Внимательно послушайте стихотворение. Над Россией солнце светит, И сады шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней. - Что значит слово «Россия»? - Наша Родина, наше Отечество. Много есть на свете кроме России всяких хороших государств, но одна у человека мать, одна у него и Родина. 2. Задание группам. - Предлагаю вам сейчас составить пословицы и узнать, в какой город России мы отправимся. - Я предоставлю вам секретный конвертик. Ваша задача поставить слова в правильном порядке и составить половицы. Работать вы будете в группах. - Прочитайте, какие пословицы у вас получились? - Что общего у пословиц? | Отвечают на поставленные учителем вопросы. - Страна, где мы живем. Самое большое государство. Наша Родина. Работают в группах. 1) Кто в Москве не бывал, красоты не видал. 2) Москва - мать всем русским городам. 3) Москвой-столицей весь народ гордится. - Они все о Москве. | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 2, 3, 4. | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: формулирующий и подводящий диалог. Наглядный: презентация | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. 2. Подведение к формулировке темы и целей. - С помощью вашей смекалки и нашим собранным пословицам, предположите, в какой город нашей необъятной родины мы сегодня отправимся? - Как будет звучать тема нашего урока? - Абсолютно верно! А какую поставим цель? - А задачи? РАБОТА с учебником - Все верно, предлагаю вам открыть учебник на странице 98-99. | Формулируют и говорят о теме и целях урока. - Мы оправимся в Москву. - Путешествие по Москве. - Как можно больше узнать о столице нашей Родины - городе Москве. - Узнаем когда и кем была основана Москва; что такое план и как выглядит Москва на плане. - Будем учиться описывать достопримечательности столицы. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 5, 6, 7 Учебник. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа. Наглядный: презентация | 1. Открытие для учеников новых сведений. 1.1.знакомство с историей Москвы - «Москва не сразу строилась» - так говорят в народе. Глядя на город, на его величественные соборы, сейчас трудно представить, как все начиналось. Вот как описала «начало Москвы» Наталья Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица»: Там, где столько крыш вдали, Огромный лес стоял когда-то, Дубы могучие росли, Шумели липы в три обхвата. Полянки вместо площадей, А вместо улиц-перелоги, И стаи диких лебедей, И рев медведицы в берлоге, Текла река в лесах, в лугах, Ладьи скользили по теченью, А на высоких берегах, Виднелись тут и там селенья. Славянский люд в них проживал С десятого, быть может, века, Тот люд «Москвою» называл | Внимательно слушают. | Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания. Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Учебная презентация: слайды № 8, 9 ,10, 12. | |
Глубокую, большую реку. - Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким поселком. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора. - Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял – «город Москвы». Ученые до сих пор спорят по поводу происхождения названия «Москва». Единого мнения на этот счет нет. Одной из версий является та, что слово «Москва» означает «влажное место». Впервые Москва упомянута в летописи в 1147 году. Этот год и считается годом основания Москвы. - Основателем Москвы был князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник. 1.2 герб города - Как и другие города, Москва имеет свой герб, т.е. эмблему города. - Что изображено на гербе Москвы? - На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец-покровитель Москвы. - Кто из вас знает, почему именно Георгий Победоносец изображен на гербе? - В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Однажды на древний город напал страшный дракон-змей. Змей жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить чудовище царь посоветовал жителям давать в пищу змею каждый день по жребию своих детей. Пришла очередь и до дочери царя. И по счастливой случайности в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змей, Святой Георгий устремился на своем коне на змея и поразил его своим копьем. | - На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец. | Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося Р: выработать учебную мотивацию, | |||||
Так Святой Георгий спас город от чудовища. Вот поэтому Святого Георгия стали изображать на гербе. - Где еще можем увидеть герб Москвы? - Как вы думаете, почему? (ответы детей) | |||||||
ДП | Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук. Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) Руки в стороны потом Мы пошире разведем. (Потягивания — руки в стороны.) Мы закончили разминку, Отдохнули ножки, спинки. | Выполнение упражнений. | Учебная презентация: слайды № 11. | ||||
1.3 план города - Москва - огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно. Особенно тем людям, которые приехали в город впервые. Что же может помочь гостям достаточно легко ориентироваться в городе? - Не совсем карта, а план города. - Откройте учебники на странице 99 и посмотрите на план центральной части Москвы. Рассмотрите что изображено на плане? - Подумайте, что же такое план? - Давайте прочитаем определение плана на странице 98 учебника. - А кто из вас был в Москве? 1.4 достопримечательности города - А сейчас мы пройдемся по самым знаменитым местам Москвы. - Большой театр - крупнейший центр русской и мировой культуры. В труппе Большого театра - прославленные на весь мир певцы и артисты балета, в его оркестре лучшие музыканты, знаменитые художники готовят к спектаклям декорации. - А в этом театре артисты - животные. «Уголок дедушки Дурова» | Внимательно случают учителя. - Деньги, здания, паспорт, карта, путеводитель Спросить у прохожих - Уменьшенное изображение местности Дети поднимают руки и рассказывают, что видели. | К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | |||||
- Третьяковская галерея - Это один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. Основан в 1856 году П.М.Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин. Здание галереи похоже на сказочный терем. Галерея была главной целью и смыслом жизни Павла Третьякова. Уже передав галерею городу, он по-прежнему заботился о ней, покупал новые картины, встречался с художниками. Последними словами его были - «берегите галерею». - В Москве много храмов. Самый знаменитый храм Москвы - Покровский собор. Он построен в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного. - Существует легенда, что Иван Грозный, увидев какое чудо, сотворили мастера, повелел ослепить их, чтобы не могли они построить где-то храм еще краше. Существует и еще одно, более известное имя у этого храма – Собор Василия Блаженного. Самый старый - Успенский собор. Здесь проходили коронации царей. Самый главный храм в Москве - Храм Христа Спасителя. - Москва - крупный культурный центр. В Москве учатся 950 тысяч студентов. Сегодня в Москве 365 университетов. Самый знаменитый Московский Государственный Университет. В нем 33 факультета. Университет гордо носит имя великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. - Самое высокое сооружение в Москве - Останкинская телебашня. Когда подъезжаешь к городу, ее шпиль виден издалека. Высота 540 метров. - Есть в башне и смотровая площадка. Если поднимешься туда - вся Москва будет как на ладони. - Московский зоопарк - один из самых больших и старых зоопарков России. Московский зоопарк был основан в 1864 году. | Внимательно случают учителя. | ||||||
В его коллекции представлены более 1000 видов животных. Чтобы обойти всю территорию парка, наверное, понадобится не один день. - Цирк на Цветном бульваре. Старый Московский цирк на Цветном бульваре - это один из самых старых цирков в России. Был открыт более 100 лет назад. - Сегодня Московский цирк Никулина на Цветном бульваре по-прежнему готов принять более 2 000 человек. - В Москве много красивых мест. Самая главная река, от которой возникло название города - река Москва. - Москву называют портом 5 морей, так как через Москву-реку и каналы имеет выходы в 5 морей. - Самая красивая улица – это Арбат. - Главная площадь нашей страны - Красная площадь. - Красная площадь образовалась в 90-х годах XV века и называлась «Торг», а со второй половины XVII века — «Красная». Первоначально была торговой площадью. - С XVI века и по сей день здесь происходят торжественные церемонии, парады. - Может быть, кто-нибудь знает, почему эта площадь так называется? - Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на странице 106. - Ну и, конечно, сердце Москвы - это Кремль. - Кремль - это одно из красивейших сооружений, символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врагов. - А сейчас в Кремле работает Президент нашей страны В.В. Путин. - В Кремле насчитывается 20 башен. Самая знаменитая, большая, красивая и стройная – Спасская башня. | Внимательно случают учителя. - Выложена из красного кирпича. Красивая. | К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | |||||
- На Спасской башне находятся знаменитые Кремлевские куранты - огромные часы. Вес часов 25 тонн. Длина стрелок 2м и 3м. -Каждая из 20 башен Московского Кремля имеет свое название, свою историю. В путешествие по Московскому Кремлю мы отправимся с Вами в ближайшее время! | |||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный метод: беседа Наглядный метод: презентация | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. 2. Задание в рабочей тетради с.64. - А теперь ребята, я предлагаю вам применить полученные знания. Откройте рабочие тетради на странице 64. Задание №1. - Работайте самостоятельно. - Есть желающие ответить, что получилось?
- Верно. Приступайте к заданию №2. Тоже самостоятельно. - Кто желает ответить? - Отлично. Следующее ваше задание №4. Внимательное его прочитайте. - На слайде представлен план работы. 1) Подбор информации. 2) Выделить важное. 3) Выступление. - Работайте в парах. - Есть желающие выступить? | Внимательно случают учителя. Работают самостоятельно. - Город Москва был основан более 850 лет назад на берегах Москвы-реки. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий. - Герб Москвы - изображение №3. Дети в парах представляют экскурсию по достопримечательностям Москвы, пользуются планом города. | Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Учебная презентация: слайд № 13 | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная работа | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. 2. Оказание индивидуальной помощи 3. Организация взаимопомощи 4. Конструктивная критика 5. Поощрение - А сейчас я вам раздам небольшой тест по теме сегодняшнего урока. Тест содержит всего 5 вопросов. Выбрать только один ответ и записать на букву. 1 вариант 1. Столица России а) Москва б) Орел в) Санкт-Петербург 2.Кто является основателем Москвы? а) Иван Грозный б) Юрий Долгорукий в) Пётр Первый 3. Как зовут всадника, изображенного на гербе Москвы? а) Георгий Победоносец б) Ярослав Мудрый в) Юрий Долгорукий 4. Что держит в руках всадник, изображенный на гербе Москвы? а) ружьё б) копьё в) меч 5. Каким первоначально был Московский Кремль? а) из глины б) из кирпича в) из дерева 2 вариант 1. Каков приблизительный возраст Москвы? а) более 850 лет б) более 1000 лет в) более 2000 лет 2. Кто изображен на гербе Москвы? а) орёл б) медведь в) всадник с копьем 3. Какое сооружение считается сердцем столицы? а) Московский Кремль б) Третьяковская галерея в) Цирк на Цветном бульваре 4. Сколько примерно лет назад стены Кремля стали белокаменными? а) 650 лет б) 750 лет в) 700 лет 5. Кто повелел выстроить на месте деревянного Кремля новый - из белого камня? а) Дмитрий Донской б) Юрий Долгорукий в) Георгий Победоносец | Работают самостоятельно. Выполняют тестовые задания. | Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 14, 16, 17, 18. | |
- Попрошу вас обменяться листочками с ответами с соседом по парте. - На слайде представлены ответы на тест, отметьте знаками + и - правильные и неправильные ответы. Посчитайте сколько + получилось. - На слайде представлены критерии, поставьте отметку на листочки и передайте их на первые парты. | Взаимопроверка по эталону. | ||||||
ДЗ | Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Рабочая тетрадь, страница 64-65 №3. | Записывают домашнее задание. | Учебная презентация: слайд № 18. | ||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа | 1. Обобщение материала урока. 2. Вопросы на повторение теоретического материала. - А сейчас наша прогулка по Москве заканчивается. И мне хочется посмотреть, насколько вы сегодня были внимательны. 1. Что называют Сердцем Москвы? 2. Самая главная река города? 3. Самая красивая улица города? 4. Столица нашей Родины? 5. Основатель Москвы? 3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей. - Какая тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы ставили? - Достигли мы поставленной цели? | Ответы детей на вопросы учителя. - Кремль - Москва-река - Арбат - Москва - Юрий Долгорукий | Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 19. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | 1. Самооценивание. - Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями? - У кого возникли трудности? Какие трудности возникли? - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились! | Выполняют самооценку своей деятельности на уроке. | Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 20, 21. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему радуга разноцветная» 1 класс УМК «Школа России»
Цель деятельности учителя: формирование первоначального представления о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развитие мышления и пространс...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Путешествие по планете." (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представления учащихся об планете, ее масштабности; умения показывать на карте мира и глобусы все материки и океаны. Задачи урокаДидактические:...
Технологическая карта урока окружающего мира "Проверка знаний по разделу «Современная Россия». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Современная Россия». Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания у обучающихся по темам «Основной закон России и права ...
Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;
Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...
Технологическая карта урока окружающего мира «Неживая природа весной»,УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 2 часть;
Цель урока: формирование представления о неживой природе веснойЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о неживой природе весной.2. Формироват...