Конспект и презентация открытого урока по русскому языку. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Правописание слов с двумя корнями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slov_s_dvumya_kornyami.doc | 99 КБ |
otkryt.urok_.pravopisanie_slov_s_dvumya_kornyami.ppt | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык (3 класс ), «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Правописание слов с двумя корнями»
Пояснительная записка:
Урок разработан для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Урок построен в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.
На уроке закрепляется понятие «сложные слова», отрабатываются умения находить, составлять и правильно писать слова с двумя корнями.
Цели урока:
Образовательная: закрепить понятие «сложные слова», и способ их образования (сложением двух корней с помощью соединительных гласных).
Развивающая: развивать умения различать, образовывать и правильно писать слова с двумя корнями;
обогащать письменную и устную речь учащихся,
формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Программное обеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (1 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; мультимедиа система, презентация урока; рабочие тетради, сигнальные карточки красного ,зелёного, жёлтого и синего цветов, рисунок солнышка и тучки прикреплены на доске.
Ход урока
- Организационный момент.
а) Создание позитивной мотивации.
- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.
Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой. ( Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.
- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. (Слайд 2)
б) Минутка чистописания. (Слайд 2)
аоеия
кривой, прямой
- Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? (Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).
-Запишите гласные в тетрадь близко к образцу учителя.
-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? (Это прилагательные. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета).
-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
- Подберите проверочные слова (устно)
(Учитель кликает мышкой на слайде, после чего в каждом слове появляется ударение и подчёркивается безударная гласная)
Рефлексия. Что будем контролировать? (правильность написания букв и их соединений)
-Как будем контролировать? (Будем сравнивать свою запись с образцом учителя)
- У кого получилось написать близко к образцу учителя, поднимите красный сигнальный цвет карточки. (Учащиеся поднимают нужный цвет сигнальной карточки)
в) Словарная работа (слайд 3), 2-е обуч. у доски по карточкам.
-С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря? (Закрепляем правописание словарных слов и повторяем изученные орфограммы.)
1). В...сток, в...гон, б...лет, б...седа;(о, а, и, е)
2). Инж...нер, г...гант, г…зета, з...бота;(и, и, а, а)
3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д.(о, о, а, а)
- Запишите по строчкам только пропущенные безударные гласные через запятую.
Проверка.
- Что будем проверять? (Будем проверять правильность написания безударных гласных)
Как будем проверять? ( Буду сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю)
Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно написали безударные гласные, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?
Проверка (слайд 4)
После проверки.
У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:
!! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.
!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе буквы.
?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.
?? – Сомневался в правильности и на самом деле написал гласные неверно.
Рефлексия.
Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов? ( Ребята поднимают сигнальные карточки)
Словарная работа. (2 ученика выполняют работу у доски.)
– Запишите слово, поставьте ударение. Подберите родственные слова и отметьте части слова.
I вариант – к слову осина.
II вариант – к слову яблоко.
Образец.
г) Составляем предложения. Слайд 5
- Составьте предложения, употребив, в них слова из словаря. (Учащиеся устно составляют предложения).
Слайд 5. (Учитель кликает мышкой на слайде появляются слова)
Ветер, подул, снегопада, после, холодный
- Слова на слайде образуют предложение? (Нет, они не связаны по смыслу, и не выражают законченную мысль)
- Составьте предложение из этих слов, найдите главные и второстепенные члены.
После снегопада подул холодный ветер.
II. Изучение нового материала.
а) Актуализация знаний.
- Найдите в предложении сложное слово. ( Сложное слово «снегопад», т.к. оно образовано сложением двух корней).
- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, образованных сложением двух корней)
б) Постановка учебной задачи.
- Прочитайте тему урока. ( Правописание слов с двумя корнями) Слайд 6
- Это урок изучения нового материала или закрепления изученного?
- Что хотите закрепить о словах с двумя корнями? Чему будете учиться на уроке? Слайд 7
Корзина идей. Слайд 8
(Используется приём технологии развития критического мышления ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели урока.) Слайд 9
- Закрепим, как образуются слова с двумя корнями?
- Будем учиться находить и образовывать сложные слова, правильно писать слова с двумя корнями)
-(Учитель обобщает ответы детей.) На уроке закрепим, какие слова называются сложными. Будем учиться различать сложные слова, правильно их писать и образовывать.
- А что вам поможет на уроке научиться правильно, писать слова с двумя корнями? ( Правило, учебник, слайды, алгоритм, ЗУН, доска, учитель…..)
На доске записаны слова:
Назовите слова, в которых два корня.
Выделите в словах корни и назовите букву, которая соединяет эти корни. Кто помнит, как она называется?
Коллективное выведение правила.
в) Повторение правил. Слайд 10
– Обращаемся к нашему первому помощнику – правилу. Опираясь на примеры слов в тетрадях и в упражнении __ (учебник), сформулируйте правило о том, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.
- Как называются слова, у которых два корня? ( Учитель кликает мышкой на слайде и появляются ответы)
- Как образуются сложные слова? ( Слова образуются сложением двух корней с помощью гласных –О-, -Е-)
- Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? ((Гласные, которые соединяют корни в сложных словах, называются соединительными)
-Какие соединительные гласные знаете? (только –О-, -Е-)
III. Освоение новых знаний.
а) Тренировка в составлении слов с двумя корнями Слайд 11
- Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначьте корень в словах и подчеркните соединительные гласные.
Ходит пешком – пешеход Лес рубит - лесоруб
Сам летает – (самолёт) Лазит по скалам - Скалолаз
Сам варит - самовар
-Чему учились, выполняя это задание?
Как образовали новое слово? ( Два корня соединили гласными –О-,-Е-)
- Кому было легко образовывать сложные слова? ( поднимают сиг. карточки)
IV. Физминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
Гимнастика для глаз «Филин»
Закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль и не моргать)
V. Самостоятельная работа. (Слайд 12)
Отработка умений образовывать слова с двумя корнями.
– Как же можно построить новые слова? Вспомним алгоритм.
- Найти корни двух слов; 2) Выбрать соединительную гласную;; 3) Соединить два корня с помощью букв –о- или –е-.)
море катает
рыба ходит
вода ловит
сам падает
каша варит
- Попробуйте построить новые слова с корнями слов первого и второго столбика, при помощи соединительных гласных –о-, -е-.
Проверка.
- Что будем проверять? (Будем проверять, правильно ли составили сложные слова)
Как будем проверять? (Буду слушать ответ товарища, и сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю)
Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно построили сложное слово, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?
Проверка Слайд 13
После проверки.
У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:
!! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.
!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку
?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.
?? – Сомневался в правильности и на самом деле выполнил неверно
Рефлексия.
-Насколько хорошо вы усвоили, как можно образовать слово с двумя корнями? ( Ребята поднимают сигнальные карточки)
VI. Закрепление изученного материала.
а) Поиск слов с соединительными гласными
(Работа в паре)
Работа по учебнику стр. 101 упр.2.
-Прочитайте стихотворения. Подумайте в паре и найдите слова с двумя корнями.
Шёл Егор Листопад, И шумит,
Через бор. Листопад - Как водопад,
Видит: Пенится Каждая
Вырос мухомор. Тропинка, Осинка!
Проверка.
-Какие слова в стихотворении имеют два корня? (Мухомор, листопад, водопад)
На доске: - Эти сложные слова составил наш старый знакомый Сергей. Прав ли он? Предложите свои примеры сложных слов.
б) Игра-соревнование по вариантам.
Описание. Обучающиеся за определённое время должны составить сложные слова с заданными корнями:
I вариант – сам -
Водолаз, водовоз, водонос, водопад, водопровод.
II вариант – вод -
Самолет, самосвал, самокат,
самовар, самоход.
в) Выборочный диктант. (Резерв)
- Продолжаем учиться находить слова с двумя корнями.
- Я диктую по два слова. Вы записываете только слова, у которых два корня. Выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную.
Снежинка, снегопад;
Водичка, водолаз;
Звездопад, звёздочка.
Проверка. (Самооценка перед проверкой : !, ?)
После проверки. (У ребят после проверки на полях появляется рисунок: !!, !?, ?!, ??)
Рефлексия:
- Насколько хорошо я научился находить слова с двумя корнями и правильно их писать? (поднимают сигнальные карточки)
в) Итог урока. Слайд 14
-Чему научились сегодня на уроке? (Учились находить и образовывать слова с двумя корнями)
-Как можно составить сложное слово? (Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-, -Е-.)
Учитель называет оценки.
г) Рефлексия. Слайд 15
- Поднимите красный сигнальный цвет карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить слова с двумя корнями, правильно их писать и можете помочь другим.
- Поднимите жёлтый сигнальный цвет, если вы считаете, что научились находить слова с двумя корнями, но вам ещё нужна помощь.
- Поднимите зелёный сигнальный цвет, если вы считаете , что было трудно на уроке.
- С каким настроением заканчиваете урок? Что мне оставить на доске солнышко или тучку? (Учащиеся поднимают сигнальные карточки)
5. Домашнее задание.
1.Стр. 101. Упр.4
2. История слова благодарить - подготовить по желанию.
Слайд 16. Молодцы! Спасибо за урок.
Используемая литература:
- Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч – 1, (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.), 3-е издание, переработанное. - М: Вентана-Граф, 2013 г.-160 с.: ил.
- Русский язык: 3 класс: поурочные планы / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. -М: Вентана-Граф, 2013.-464 с.- (Начальная школа 21 века).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Четырнадцатое ноября Классная работа ___ аоеия _____________________ кривой прямой ____________ Минутка чистописания
Словарная работа 1). В...круг, в…гон, б...лет, б…седа; 2). Инж…нер, г…гант, г…зета, з…бота; 3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д ! ?
Словарная работа 1). В...круг, в…гон, б...лет, б…седа; 2). Инж…нер, г…гант, г…зета, з…бота; 3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д о а и е е и а а о о а а !! !? ?! ??
Составляем предложения Ветер, подул, снегопада, после, холодный После снегопада подул холодный ветер.
Тема урока: Правописание слов с двумя корнями
Закрепим
Пароход, старость, сероватый, самолёт, мышеловка, величайший. Пар о ход, сам о лёт, мыш е ловка
1.Слова, у которых два корня называются сложными 2.Как образуются сложные слова? Образуются сложением двух корней 3.Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? Соединительные гласные о е
Ходит пешком - пешеход Сам летает - самолёт Лес рубит - лесоруб Сам варит - самовар Образуем слова с двумя корнями.
Образуйте слова с двумя корнями море катает рыба ходит вода ловит сам падает каша варит ! ?
Образуйте слова с двумя корнями море катает рыба ходит вода ловит сам падает каша варит !! !? ?! ??
Игра-соревнование по вариантам. Описание. Составьте сложные слова с заданными корнями: I вариант –вод - II вариант – сам -
Чему научились сегодня на уроке? Как можно составить сложное слово? Итог урока
Рефлексия Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить слова с двумя корнями, правильно их писать и можете помочь другим. Вы считаете, что научились находить слова с двумя корнями, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.
Домашнее задание. 1. Стр . 101. Упр .4 2. История слова благодарить - подготовить по желанию .
. http://bluestar.ru/index-ea=1&ln=1&shp=1&chp=showgood&num=3567 корзина плетёная http://allforchildren.ru/pictures/sun2.php - солнышко Ресурсы интернет-сайтов: http://woskresenowka.ucoz.ru/index/pravovoj_status_shkoly/0-14 книги http://allforchildren.ru/pictures/school.php картинки о школе http://www.mnoga.net/photoshop/apps/eps/130252-vektornye-ikonki-shkola.html http://www.proshkolu.ru/user/kolibri/file/212265/ на тему школа http://smaila.ru/post165192818 самокат http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-28831 презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"
Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"
-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 3 А классе тема: «Мой верный друг – язык мой русский»
Конспектвнеклассного мероприятияпо русскому языку в 3 А классетема: «Мой верный друг –язык мой русский»...