конспект и презентация открытого урока литературного чтения по рассказу К. Драгунской "Крайний случай"
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Колганова Нина Анатольевна
конспект и презентация открытого урока литературного чтения по рассказу Ксении Драгунской "Крайний случай", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx25.97 КБ
Файл krayniy_sluchay.pptx538.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                Технологическая карта урока

                                                                                                                     Литературное чтение

                                                                                                                                27.04.15

                                                                                                                                 4 класс

Тема: К.В. Драгунская. Крайний случай

Тип: урок открытия нового знания

Задачи: формирование  устойчивого интереса к  чтению;

 формирование умения раскрывать авторский замысел произведения: определять тему, главную мысль, жанр произведения, характеры героев;    

 формирование умения отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, используя для этого цитаты из произведения ( без темина).

                                                                                                                        Планируемые результаты

Предметные:

Предметные: понимать  особенности рассказов Ксении Драгунской: смешение жанров (рассказ-сказка), умение рассказать смешно о грустном; анализировать авторский замысел.

Метапредметные:

Познавательные 

-  развитие способности овладения навыками смыслового, выборочного чтения  в соответствии с целями и задачами;

овладение логическими действиями сравнения, анализа,  обобщения,  по определённым признакам;

Регулятивные

- развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-овладение способностью  к самоорганизации и самоконтролю.

Коммуникативные 

-   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и осознанно приходить к тому или иному решению;

Личностные:

-умение оценить поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и с точки зрения желаемых норм;

- умение понимать и сочувствовать всему живому.

                                                                                                                                         Ход урока

                                         Содержание деятельности учителя

                          Содержание деятельности учащихся

                                                                                                                    I. Актуализация необходимых знаний

  1. Знакомит учащихся с темой урока. Предлагает поставить цели, соответствующие теме урока.
  2.  Устанавливает взаимосвязь между домашним заданием и темой урока.
  3.  Проверяет домашнее задание, которое дети выполняли по выбору:

 

1.Называют цели урока:

- Познакомиться с автором нового произведения;

- раскрыть замысел автора, главную мысль произведения;

- учиться делать правильный выбор в похожих ситуациях.

2. Доказывают:

- что произведение В. Драгунского «Главные реки» - рассказ;        - страницы биографии В Драгунского.

 ( Домашние задания по выбору).

 

                                                                                           II. Мотивация познавательной деятельности

2.Знакомит с автором произведения «Крайний случай» Ксенией Драгунской.

3.Предлагает по презентации (Слайд 2) догадаться, о содержании произведений К.Драгунской.

4. Предлагает объяснить значение слов и выражений: «Крайний случай», «пойнтер», «эрдель», «каждый – кузнец своего счастья»

  1.  Инсценировка «Интервью с К. Драгунской» (домашнее секретное задание)

2.Высказывания о предполагаемом содержании, жанре произведения.

3. Объяснение значения слов и выражений (домашнее задание по выбору).

«Крайний случай» - фразеологизм (В безвыходной ситуации).

 По́йнтер - порода гладкошерстных пятнистых собак, выведенная для охоты.

Эрдель – порода собак с жесткой волнистой шерстью. Хороший спутник для туристов, археологов и геологов.

Каждый – кузнец своего счастья –пословица

( каждый сам должен сделать себя счастливым)

                                                                                                                   III. Организация познавательной деятельности

  1. Организует  чтение с остановками  и с заданием  по выбору: «отметить как меняется настроение главного героя»

«отметить необычные слова и выражения»

«отметить эпизоды, где захотелось улыбнуться»

Учитель- до слов «Да это же вылитая Дарья Павловна»

  1. Вопросы. Почему собака заговорила? Грустно, но были отрывки, где вам захотелось улыбнуться? Какие необычные слова прочитали?

Какое настроение у собаки?

Ученик до слов «Она же котлеты совсем не ест»

Как вы думаете, почему Дарья Павловна сначала называет собаку

« прелестный барбосик», а потом «гадкий пес»?

Какие необычные слова прочитали? Когда захотелось посмеяться?

Ученик до слов « видно, быть мне всю жизнь быть  бродягой..»

Вопросы. Кто помог собаке принять решение «искать себе дом и устраиваться в хорошие руки»?

Ученик до слов « бедняга, бродяга и бедолага»

 Какие необычные слова и выражения встретились?

Вопросы. Как вы думаете, что произошло дальше?

Чтение рассказа про себя до конца. 

Нашла ли наша собака то, что искала? Как и когда изменилось ее настроение? Можно ли назвать этот эпизод кульминацией? Когда вам захотелось улыбнуться и почему?

  1. Организует беседу, цель которой – выяснить понимание прочитанного.

Понравилось ли произведение? В каком жанре написано произведение? Докажите.

 Кто  главный герой произведения?   О чем она мечтает? Прочитайте. Как менялась  собака по ходу повествования?   Можно ли утверждать, что собака сама нашла свое счастье, потому что заговорила? Кто встречается собаке на пути?

  1. Организует парную работу. Попробуем выяснить, какую роль в судьбе нашей героини сыграли папа и Митя, дождь и полусиамская кошка,

 Дарья  Павловна и мама. Как будем работать? (читаем, выбираем важные места, подчеркиваем, обсуждаем, отвечаем, доказываем)

  1. Вопросы на осмысление прочитанного.

В реальной жизни возможно, чтобы собака сама нашла «хорошие руки»? Слайд., Можно ли утверждать, что это грустная история? Почему? Однако, вам захотелось  улыбаться, было смешно. Почему?  

 Следят за чтением друг друга и учителя

. Оценивают чтение вслух.

 Отвечают на вопросы  по содержанию прочитанного. Выполняют задание по ходу чтения по выбору:

1. Отметить, как меняется настроение героя.

2. Подчеркнуть необычные слова и выражения.

3.Эпизоды, где хочется улыбнуться.

 Прогнозируют содержание.

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Доказательство.

Работа в парах. Ответы на поставленные вопросы. Доказательство.

IV. Диагностика качества освоения темы

 

 На выбор учителя. 1.Экспресс- диагностика. Игра «Веришь - не веришь»

  1. Выбор  ответа  из числа предложенных (Слайд)
  2.  Можно ли утверждать, что мы раскрыли авторский замысел? (Слайд)
  3. Предлагает обобщить сказанное.

Отвечают на вопросы.

1 вариант. Отвечают на вопросы на листочках «да», «нет»

2 вариант.  Выбирают ответ.

1-2 ученика зачитывают свои ответы

Примерный ответ.

 В рассказе  «Крайний случай» К. Драгунской повествуется о говорящей собаке, которая  ищет своего человека..Автор учит нас быть внимательными к окружающим. А вдруг рядом есть тот, кто нуждается в нашей помощи.По жанру это рассказ - сказка, потому что в нем есть вымысел: говорящие собака, дождь, полусиамская кошка. Ксения Драгунская умеет рассказать о грустном с юмором. В рассказе сть много необычных слов и выражений.

 

       V этап. Рефлексивная деятельность

                                                                                                     Самоанализ и самооценка ученика

Предлагает  ученикам  оценить  успешность своей работы на уроке с помощью фразеологизмов и пословиц.

Выбирают фразеологизм

 как оценку своей работы на уроке:

 Шевелил мозгами

Недолго думал, быстро сделал

Заблудился в 3-х соснах

Слушал краем уха

Славно поработал

Хлопал ушами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Крайний случай пойнтер эрдель

Слайд 3

начало рассказа конец рассказа Здоровенная, пятнистая, с длинными ушами и бородой, грустная, симпатичная, прелестный барбосик , гадкий пес, чудовище, бородатая дворняга, бедняга, бедолага, уходила несчастной походкой Стала красивая, красивая, от счастья похорошела

Слайд 4

Участие в судьбе говорящей собаки . Находим эпизоды .Выбираем важные слова и выражения. Даем характеристику. ( Проявляют сочувствие, прогоняют от себя, помогают, дают советы, проявляют равнодушие, обижают ,принимают решение). Отвечаем. Подтверждаем словами текста.

Слайд 5

Я ищу своего человека

Слайд 6

Раскрываем авторский замысел 1 Тема . О чем произведение? 2. Главная мысль . Чему автор хочет нас научить? 2. Жанр. 3. Главные герои. Поступки. Характер. 4. Особенности языка писателя.

Слайд 7

Я раскрываю авторский замысел 1. В произведении «Крайний случай» Ксении Драгунской повествуется А –о том, как говорящая собака нашла себе хорошие руки Б- о приключениях папы и Мити на прогулке 2. Главная мысль рассказа А – в том, что «каждая собака - кузнец своего счастья» В – Будьте внимательны к окружающим, а вдруг рядом есть тот, кому нужна наша помощь

Слайд 8

Я раскрываю авторский замысел 3. Жанр произведения А – рассказ Б – рассказ- сказка 4 . В поисках хороших человеческих рук собака встречается с разными людьми. Мальчик Дима и его папа А - сочувствуют и помогают собаке ; Б- не замечают ее . Мама Димы А- прогоняет собаку ; Б – проявляет решительность и забирает собаку в семью.

Слайд 9

Я раскрываю авторский замысел 6. Ксения Драгунская умеет рассказывать о грустном с юмором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Малыш и Карлсон"

Урок литературного чтения разработан по программе "Школа 2100", 2 класс. Это первый урок по произведению известной шведской писательницы Астрид Линдгрен. На этом уроке учащиеся знакомятся с главными г...

Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"

Небольшая презентация кратко знакомит с писательницей В.А.Осеевой и дает возможность ученикам сравнить поступки Павлика до и после встречи со старичком....

презентация к уроку литературного чтения «Шуточный рассказ: серьезная проблема »

презентация по слайдам к уроку литературного чтения 2 класс...

Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.Драгунского "Что я люблю"

Использование технологии развития критического мышления через чтение....

Презентация к уроку Литературное чтение. Анализ рассказа. Сергей Алексеев. Капитан Гастелло

Презентация к уроку Литературное чтение. Анализ рассказа Сергея Алексеева "Капитан Гастелло"...

Презентация к уроку литературного чтения «Страшный рассказ» Е. И. Чарушин

Презентация к уроку литературного чтения «Страшный рассказ» Е. И. Чарушин...