Конспект и презентация открытого урока по русскому языку - Склонение имён существительных - 4 класс!
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тетеревлёва Ксения Владимировна

Программа "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Модуль/тема: «Три склонения имён существительных. Как определить склонение имени существительного?»

Урок 1. Введение новых знаний.

Целеполагание для ученика:

Целеполагание для учителя:

  1. Уметь склонять имена существительные по падежам;
  2. Уметь выделять окончания существительных, определять род;
  3. Наблюдать, группировать, делать выводы.

Познакомить с 3-мя склонениями имён существительных.

Развитие УУД:

- развивать навык анализа, классификации, обобщения и самооценки;

- развивать умение удерживать учебную задачу и работать по алгоритму.

Предметные цели:

-научиться определять склонение имён существительных.

Опорные понятия: род, падеж, окончание.

Новые понятия: 1, 2, 3 склонение.

Домашнее задание: работа на карточках (определить склонение имен существительных).

Этапы урока:

  1. Актуализация знаний.

Беседа «Что мы знаем об имени существительном?».

Игра «Узнай падеж имени существительного».

  1. Постановка проблемы.

Лингвистическая сказка «Три склонения».

Формулирование темы и учебной задачи урока.

  1. Изучение нового материала.

Исследование  «Склонение имён существительных».

  1. Закрепление и применение новых знаний.

Работа с карточкой «Определи склонение имён существительных».

  1. Подведение итога.

Обобщение и вывод.

Этапы урока, форма,

краткое содержание

Деятельность учащихся

Дидактическое оснащение

Формы и виды работы

УУД/ОУУН

  1. Актуализация знаний.

          Беседа «Что мы знаем об имени существительном?»

          Игра «Узнай падеж имени существительного».

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

Развитие навыка активного слушателя, построения речевого высказывания, анализа, обобщения.

Презентация.

  1. Постановка проблемы.

          Лингвистическая сказка «Три склонения».

         Формулирование темы и учебной задачи урока.

Слушают сказку и отвечают на вопросы.

Формулируют тему и учебную задачу урока.

Развитие навыка активного слушателя, построения речевого высказывания, анализа, обобщения.

Презентация.

  1. Изучение нового материала.

          Решение проблемы. Исследование  «Склонение имён существительных». Составление памятки «Три склонения имён существительных».

Работают по алгоритму.

Обобщают и делают выводы.

Развитие навыка работы по алгоритму и преобразования информации.

Учебник и тетрадь, карточка.

  1. Закрепление и применение новых знаний.

        Самостоятельная работа:  распределение слов по столбикам (определение рода, окончания, склонения). Самооценка.

Работают с карточками.

Доказывают свой выбор.

Оценивают работу соседа.

Развитие навыка работы по алгоритму и преобразования информации, самооценка.

Презентация и карточки.

  1. Подведение итога.

         Домашнее задание: работа на карточках (определить склонение имен существительных).

Формулируют вывод.

Записывают домашнее задание.

Развитие навыка делать выводы.

Презентация.

  1. Актуализация знаний. (Слайд 1).

Беседа (Слайд 2):

- Посмотрите на доску (праздничный, маленький, синее, стул, могучую).

- Какое слово здесь лишнее и почему? (стул – это имя существительное, а остальные – имена прилагательные) (Анимация)

- А что такое имя существительное? (это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?/что?) (Анимация)

- Давайте, вспомним признаки имён существительных.

- Посмотрите на доску. (Слайд 3)

- Какой признак имени существительного здесь показан? (одушевлённое / неодушевлённое – вывешиваю карточку на доску + переключаю слайд 4).

- Следующий признак … (собственное / нарицательное – вывешиваю карточку на доску + переключаю слайд 5).

- Следующий признак … (род – вывешиваю карточку на доску + переключаю слайд 6).

- Следующий признак … (число – вывешиваю карточку на доску + переключаю слайд 7)

- А следующий признак, я предлагаю узнать через вопросы и опорные слова… К какому признаку имени существительного это относится? (падеж – вывешиваю карточку на доску + переключаю слайд 8)

- Правильно, а давайте остановимся и сыграем в эту игру «Узнай падеж имени существительного» (Анимации):

а) кому? Чему? (Д.п.)

б) на, за, под, через, про, в (В.п.)

в) нет (Р.п.)

г) без предлога не употребляется (П.п.)

д) подлежащее (И.п.)

е) «падеж-работяга» (Т.п.)

ж) кого? (В.п., Р.п.)

з) два предлога (Д.п.)

и) что? (И.п., В.п.)

к) о, об (П.п.)

- Молодцы! (Слайд 9) С этим заданием вы справились, а сейчас посмотрите на признаки имён существительных, на какие две группы мы можем их разделить? (постоянные и непостоянные – вывешиваю карточку на доску)

- Какие признаки имён существительных у нас постоянные и почему? (одушевленное / неодушевлённое, собственное / нарицательное, род - распределяю)

- А какие относятся к непостоянным? Почему? (число и падеж – распределяю)

- Всё верно!

  1. Постановка проблемы.

- Но есть ещё один признак, с которым мы не знакомы. А что это за признак я предлагаю узнать, послушав сказку.

- В некотором царстве, (Слайд 10) в Грамматическом государстве (Анимация), жил был царь. (Слайд 11)  Звали его Имя… Существительное.  (Анимация) Подданных было у него больше, чем в других царствах. (Слайд 12) Только успевал царь спрашивать: - А это КТО? А это ЧТО? Жил царь долго, хлопотно и решил однажды уйти на покой. (Слайд 13) Позвал царь к себе трёх своих сыновей и говорит им:  «Пришло время, (Слайд 14)  дети мои дорогие, сменить Вам меня на царствование. Люблю я Вас одинаково, и подданных поделил на каждого. Пусть служат Вам верой и правдой, и вы их не обижайте. Царства Ваши я назвал 1, 2, 3 СКЛОНЕНИЕ».  

- Скажите, какой новый признак имени существительного вы услышали? (1, 2, 3 склонение – вывешиваю карточку на доску)

- А как определить склонение? (не знаем)

- Значит, какая у нас сегодня учебная задача? (узнать, признаки 1, 2, 3 склонения и алгоритм его определения; определить склонение – это постоянный или непостоянный признак имени существительного) (вывешиваю вопросы)

  1. Изучение нового материала.

- Для того чтобы узнать, как определить 1, 2, 3 склонение имён существительных, посмотрите на доску. (Слайд 15)

- Каких подданных  царь дал каждому сыну? Что объединяет каждую группу слов?

(1 склонение – имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я; 2 склонение – имена существительные м.р. с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е; 3 склонение – имена существительные женского рода, оканчивающиеся на ь-знак, имеющие нулевое окончание) (Анимация)

          - Откройте тетради, запишите число, классная работа и запишите это себе в тетрадь!

          - На какой вопрос мы сейчас ответили? (какие признаки имеют 1, 2, 3 склонение)

          - Значит, что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного? (поставить в начальную форму, определить у слова род, выделить окончание)

- И у нас остался последний вопрос, как вы считает, склонение – это постоянный или непостоянный признак имени существительного? Почему? (постоянный признак, так как слово в начальной форме не изменяется, например, слово первого склонения женского рода, не может стать словом мужского рода с нулевым окончанием 2 склонения)

- На все возникшие вопросы мы ответили, а теперь проверим, как вы усвоили новый материал урока.

  1. Закрепление и применение новых знаний (по времени, устно или письменно)

 - У вас на столах лежат карточки, возьмите их. (Слайд 16) Прочитайте, что нужно сделать. Всем понятно задание? Приступаем к работе, на это у вас 5 минут!

Карточка:

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите их по столбикам.
  3. Запишите, выделите окончания, укажите падеж.

     Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

- Давайте проверим (вместе –Анимация).

- Конь – это имя существительное м.р. с нулевым окончанием, поэтому – 2 склонение.

И т.д.

- Хорошо, а сейчас поднимите руку, кто выполнил изначально сам без единой ошибки.

- Молодцы, значит, внимательно слушали, а остальным нужно дома повторить табличку, не расстраивайтесь.

  1. Подведение итога.

- А мы возвращаемся к теме нашего урока. (Слайд 17) Что сегодня нового вы узнали?

(Анимация)

         - На какие вопросы нашли ответы? (Анимация)

- Отлично, вы очень хорошо сегодня поработали!

- Домашнее задание (слайд 18): выучить склонения и выполнить задание на карточке, аналогично, как мы делали на уроке.

Домашнее задание:

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите их по столбикам.
  3. Запишите, выделите окончания, укажите падеж.

Слова: сердце, крыша, тетрадь, дно, юноша, тётя, земля, дождь, Митя, метель, слон, мышь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

  • Карточку вклей в тетрадь!

(Слайд 19)!

одушевлённое / неодушевлённое

собственное / нарицательное

род      склонение число         падеж

1, 2, 3 постоянные

непостоянные

СКЛОНЕНИЕ –

ПОСТОЯННЫЙ/

НЕПОСТОЯННЫЙ ПРИЗНАК

?

Признаки

1, 2, 3 склонения

?

Алгоритм определения 1, 2, 3 склонения

?

Карточка:

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите их по столбикам.
  3. Запишите, выделите окончания, укажите падеж.

     Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Карточка:

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите их по столбикам.
  3. Запишите, выделите окончания, укажите падеж.

     Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Карточка:

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите их по столбикам.
  3. Запишите, выделите окончания, укажите падеж.

     Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Карточка:

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите их по столбикам.
  3. Запишите, выделите окончания, укажите падеж.

     Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Домашнее задание:

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите их по столбикам.
  3. Запишите, выделите окончания, укажите падеж.

Слова: сердце, крыша, тетрадь, дно, юноша, тётя, земля, дождь, Митя, метель, слон, мышь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

  • Карточку вклей в тетрадь!

Домашнее задание:

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите их по столбикам.
  3. Запишите, выделите окончания, укажите падеж.

Слова: сердце, крыша, тетрадь, дно, юноша, тётя, земля, дождь, Митя, метель, слон, мышь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

  • Карточку вклей в тетрадь!

Домашнее задание:

  1. Прочитайте слова.
  2. Распределите их по столбикам.
  3. Запишите, выделите окончания, укажите падеж.

Слова: сердце, крыша, тетрадь, дно, юноша, тётя, земля, дождь, Митя, метель, слон, мышь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

  • Карточку вклей в тетрадь!

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Праздничный, маленький, синее, стул, могучую. стул, сущ. - ? часть речи предмет кто? что?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

?

Слайд 2

? дом

Слайд 3

?

Слайд 4

?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

? а) кому? чему? б) на, за, под, через, про, в в) нет г) без предлога не употребляется д) подлежащее е) «падеж-работяга» ж) кого? з) два предлога и) что? к) о, об

Слайд 2

( П.п .) а) кому? чему? ( Д.п .) б) на, за, под, через, про, в ( В.п .) в) нет ( Р.п .) г) без предлога не употребляется ( П.п .) д) подлежащее ( И.п .) е) «падеж-работяга» (Т.п.) ж) кого? ( В.п ., Р.п .) з) два предлога ( Д.п .) и) что? ( И.п ., В.п .) к) о, об

Слайд 4

в Грамматическом государстве… Части речи

Слайд 5

Жил был царь. Звали его Имя… СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 6

Подданных было у него больше, чем в других царствах. Только успевал царь спрашивать: - А это КТО? А это ЧТО? дело слово воин смелость ум огонь поклон

Слайд 7

Жил царь долго , хлопотно и решил однажды уйти на покой. Позвал царь к себе трёх своих сыновей и говорит им:

Слайд 8

- Пришло время, дети мои дорогие, сменить Вам меня на царствование. Люблю я Вас одинаково, и подданных поделил на каждого. Пусть служат Вам верой и правдой, и вы их не обижайте. Царства Ваши я назвал 1, 2, 3 СКЛОНЕНИЕ.

Слайд 9

1 склонение: беседа удача мужчина земля дедушка дядя 2 склонение: веселье здоровье восторг секрет равенство поклон 3 склонение: любовь помощь речь честь милость радость М.р . / Ж.р. -а -я М.р Ср.р -о -е Ж.р. …ь

Слайд 10

1 склонение 2 склонение 3 склонение Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь. м.р . конь ж.р . Галя я ж.р . тень ср.р . небо о ж.р . дочь ж.р . сова а м.р . морж м.р . дядя я ж.р . рысь ср.р . поле е м.р . дедушка а ж.р . бровь

Слайд 11

1, 2, 3 склонение имён существительных ?

Слайд 12

Домашнее задание: выучить склонения и выполнить задание на карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку: "Склонение имён существительных".

Урок по русскому языку: "Склонение имен существительных" (конспект + презентация)....

Открытый урок по русскому языку "Число имён существительных"

Знакомство с изменением имён существительных по числам; формирование умения изменять имена существительные по числам, развитие орфографической зоркости, обогащение  словарного запаса....

Открытый урок по русскому языку "Род имён существительных" ( 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный конспект открытого урока по русскому языку "Род имен существительных" разработан для учащихся 2 класса по УМК "Перспектива" . Основная цель - способствовать воспитанию ...

Открытый урок по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс...

Открыты урок по русскому языку"Склонение имён прилагательных".

План -конспект  по русскому языку по теме "Склонение имён прилагательных".в материале имеется презентация....