Конспект и презентация открытого урока по русскому языку - Склонение имён существительных - 4 класс!
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 46.68 КБ |
Презентация - 1 часть | 425.28 КБ |
Презентация - 2 часть | 2.97 МБ |
Презентация - 3 часть! | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Модуль/тема: «Три склонения имён существительных. Как определить склонение имени существительного?»
Урок 1. Введение новых знаний.
Целеполагание для ученика: | Целеполагание для учителя: |
| Познакомить с 3-мя склонениями имён существительных. Развитие УУД: - развивать навык анализа, классификации, обобщения и самооценки; - развивать умение удерживать учебную задачу и работать по алгоритму. Предметные цели: -научиться определять склонение имён существительных. |
Опорные понятия: род, падеж, окончание. | Новые понятия: 1, 2, 3 склонение. |
Домашнее задание: работа на карточках (определить склонение имен существительных). |
Этапы урока: | |
| Беседа «Что мы знаем об имени существительном?». Игра «Узнай падеж имени существительного». |
| Лингвистическая сказка «Три склонения». Формулирование темы и учебной задачи урока. |
| Исследование «Склонение имён существительных». |
| Работа с карточкой «Определи склонение имён существительных». |
| Обобщение и вывод. |
Этапы урока, форма, краткое содержание | Деятельность учащихся | Дидактическое оснащение | |
Формы и виды работы | УУД/ОУУН | ||
Беседа «Что мы знаем об имени существительном?» Игра «Узнай падеж имени существительного». | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания. | Развитие навыка активного слушателя, построения речевого высказывания, анализа, обобщения. | Презентация. |
Лингвистическая сказка «Три склонения». Формулирование темы и учебной задачи урока. | Слушают сказку и отвечают на вопросы. Формулируют тему и учебную задачу урока. | Развитие навыка активного слушателя, построения речевого высказывания, анализа, обобщения. | Презентация. |
Решение проблемы. Исследование «Склонение имён существительных». Составление памятки «Три склонения имён существительных». | Работают по алгоритму. Обобщают и делают выводы. | Развитие навыка работы по алгоритму и преобразования информации. | Учебник и тетрадь, карточка. |
Самостоятельная работа: распределение слов по столбикам (определение рода, окончания, склонения). Самооценка. | Работают с карточками. Доказывают свой выбор. Оценивают работу соседа. | Развитие навыка работы по алгоритму и преобразования информации, самооценка. | Презентация и карточки. |
Домашнее задание: работа на карточках (определить склонение имен существительных). | Формулируют вывод. Записывают домашнее задание. | Развитие навыка делать выводы. | Презентация. |
- Актуализация знаний. (Слайд 1).
Беседа (Слайд 2):
- Посмотрите на доску (праздничный, маленький, синее, стул, могучую).
- Какое слово здесь лишнее и почему? (стул – это имя существительное, а остальные – имена прилагательные) (Анимация)
- А что такое имя существительное? (это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?/что?) (Анимация)
- Давайте, вспомним признаки имён существительных.
- Посмотрите на доску. (Слайд 3)
- Какой признак имени существительного здесь показан? (одушевлённое / неодушевлённое – вывешиваю карточку на доску + переключаю слайд 4).
- Следующий признак … (собственное / нарицательное – вывешиваю карточку на доску + переключаю слайд 5).
- Следующий признак … (род – вывешиваю карточку на доску + переключаю слайд 6).
- Следующий признак … (число – вывешиваю карточку на доску + переключаю слайд 7)
- А следующий признак, я предлагаю узнать через вопросы и опорные слова… К какому признаку имени существительного это относится? (падеж – вывешиваю карточку на доску + переключаю слайд 8)
- Правильно, а давайте остановимся и сыграем в эту игру «Узнай падеж имени существительного» (Анимации):
а) кому? Чему? (Д.п.)
б) на, за, под, через, про, в (В.п.)
в) нет (Р.п.)
г) без предлога не употребляется (П.п.)
д) подлежащее (И.п.)
е) «падеж-работяга» (Т.п.)
ж) кого? (В.п., Р.п.)
з) два предлога (Д.п.)
и) что? (И.п., В.п.)
к) о, об (П.п.)
- Молодцы! (Слайд 9) С этим заданием вы справились, а сейчас посмотрите на признаки имён существительных, на какие две группы мы можем их разделить? (постоянные и непостоянные – вывешиваю карточку на доску)
- Какие признаки имён существительных у нас постоянные и почему? (одушевленное / неодушевлённое, собственное / нарицательное, род - распределяю)
- А какие относятся к непостоянным? Почему? (число и падеж – распределяю)
- Всё верно!
- Постановка проблемы.
- Но есть ещё один признак, с которым мы не знакомы. А что это за признак я предлагаю узнать, послушав сказку.
- В некотором царстве, (Слайд 10) в Грамматическом государстве (Анимация), жил был царь. (Слайд 11) Звали его Имя… Существительное. (Анимация) Подданных было у него больше, чем в других царствах. (Слайд 12) Только успевал царь спрашивать: - А это КТО? А это ЧТО? Жил царь долго, хлопотно и решил однажды уйти на покой. (Слайд 13) Позвал царь к себе трёх своих сыновей и говорит им: «Пришло время, (Слайд 14) дети мои дорогие, сменить Вам меня на царствование. Люблю я Вас одинаково, и подданных поделил на каждого. Пусть служат Вам верой и правдой, и вы их не обижайте. Царства Ваши я назвал 1, 2, 3 СКЛОНЕНИЕ».
- Скажите, какой новый признак имени существительного вы услышали? (1, 2, 3 склонение – вывешиваю карточку на доску)
- А как определить склонение? (не знаем)
- Значит, какая у нас сегодня учебная задача? (узнать, признаки 1, 2, 3 склонения и алгоритм его определения; определить склонение – это постоянный или непостоянный признак имени существительного) (вывешиваю вопросы)
- Изучение нового материала.
- Для того чтобы узнать, как определить 1, 2, 3 склонение имён существительных, посмотрите на доску. (Слайд 15)
- Каких подданных царь дал каждому сыну? Что объединяет каждую группу слов?
(1 склонение – имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я; 2 склонение – имена существительные м.р. с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е; 3 склонение – имена существительные женского рода, оканчивающиеся на ь-знак, имеющие нулевое окончание) (Анимация)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа и запишите это себе в тетрадь!
- На какой вопрос мы сейчас ответили? (какие признаки имеют 1, 2, 3 склонение)
- Значит, что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного? (поставить в начальную форму, определить у слова род, выделить окончание)
- И у нас остался последний вопрос, как вы считает, склонение – это постоянный или непостоянный признак имени существительного? Почему? (постоянный признак, так как слово в начальной форме не изменяется, например, слово первого склонения женского рода, не может стать словом мужского рода с нулевым окончанием 2 склонения)
- На все возникшие вопросы мы ответили, а теперь проверим, как вы усвоили новый материал урока.
- Закрепление и применение новых знаний (по времени, устно или письменно)
- У вас на столах лежат карточки, возьмите их. (Слайд 16) Прочитайте, что нужно сделать. Всем понятно задание? Приступаем к работе, на это у вас 5 минут!
Карточка:
- Прочитайте слова.
- Распределите их по столбикам.
- Запишите, выделите окончания, укажите падеж.
Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
- Давайте проверим (вместе –Анимация).
- Конь – это имя существительное м.р. с нулевым окончанием, поэтому – 2 склонение.
И т.д.
- Хорошо, а сейчас поднимите руку, кто выполнил изначально сам без единой ошибки.
- Молодцы, значит, внимательно слушали, а остальным нужно дома повторить табличку, не расстраивайтесь.
- Подведение итога.
- А мы возвращаемся к теме нашего урока. (Слайд 17) Что сегодня нового вы узнали?
(Анимация)
- На какие вопросы нашли ответы? (Анимация)
- Отлично, вы очень хорошо сегодня поработали!
- Домашнее задание (слайд 18): выучить склонения и выполнить задание на карточке, аналогично, как мы делали на уроке.
Домашнее задание:
- Прочитайте слова.
- Распределите их по столбикам.
- Запишите, выделите окончания, укажите падеж.
Слова: сердце, крыша, тетрадь, дно, юноша, тётя, земля, дождь, Митя, метель, слон, мышь.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
- Карточку вклей в тетрадь!
(Слайд 19)!
одушевлённое / неодушевлённое
собственное / нарицательное
род склонение число падеж
1, 2, 3 постоянные
непостоянные
СКЛОНЕНИЕ –
ПОСТОЯННЫЙ/
НЕПОСТОЯННЫЙ ПРИЗНАК
?
Признаки
1, 2, 3 склонения
?
Алгоритм определения 1, 2, 3 склонения
?
Карточка:
- Прочитайте слова.
- Распределите их по столбикам.
- Запишите, выделите окончания, укажите падеж.
Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Карточка:
- Прочитайте слова.
- Распределите их по столбикам.
- Запишите, выделите окончания, укажите падеж.
Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Карточка:
- Прочитайте слова.
- Распределите их по столбикам.
- Запишите, выделите окончания, укажите падеж.
Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Карточка:
- Прочитайте слова.
- Распределите их по столбикам.
- Запишите, выделите окончания, укажите падеж.
Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Домашнее задание:
- Прочитайте слова.
- Распределите их по столбикам.
- Запишите, выделите окончания, укажите падеж.
Слова: сердце, крыша, тетрадь, дно, юноша, тётя, земля, дождь, Митя, метель, слон, мышь.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
- Карточку вклей в тетрадь!
Домашнее задание:
- Прочитайте слова.
- Распределите их по столбикам.
- Запишите, выделите окончания, укажите падеж.
Слова: сердце, крыша, тетрадь, дно, юноша, тётя, земля, дождь, Митя, метель, слон, мышь.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
- Карточку вклей в тетрадь!
Домашнее задание:
- Прочитайте слова.
- Распределите их по столбикам.
- Запишите, выделите окончания, укажите падеж.
Слова: сердце, крыша, тетрадь, дно, юноша, тётя, земля, дождь, Митя, метель, слон, мышь.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
- Карточку вклей в тетрадь!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Праздничный, маленький, синее, стул, могучую. стул, сущ. - ? часть речи предмет кто? что?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
? дом
?
?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
( П.п .) а) кому? чему? ( Д.п .) б) на, за, под, через, про, в ( В.п .) в) нет ( Р.п .) г) без предлога не употребляется ( П.п .) д) подлежащее ( И.п .) е) «падеж-работяга» (Т.п.) ж) кого? ( В.п ., Р.п .) з) два предлога ( Д.п .) и) что? ( И.п ., В.п .) к) о, об
в Грамматическом государстве… Части речи
Жил был царь. Звали его Имя… СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Подданных было у него больше, чем в других царствах. Только успевал царь спрашивать: - А это КТО? А это ЧТО? дело слово воин смелость ум огонь поклон
Жил царь долго , хлопотно и решил однажды уйти на покой. Позвал царь к себе трёх своих сыновей и говорит им:
- Пришло время, дети мои дорогие, сменить Вам меня на царствование. Люблю я Вас одинаково, и подданных поделил на каждого. Пусть служат Вам верой и правдой, и вы их не обижайте. Царства Ваши я назвал 1, 2, 3 СКЛОНЕНИЕ.
1 склонение: беседа удача мужчина земля дедушка дядя 2 склонение: веселье здоровье восторг секрет равенство поклон 3 склонение: любовь помощь речь честь милость радость М.р . / Ж.р. -а -я М.р Ср.р -о -е Ж.р. …ь
1 склонение 2 склонение 3 склонение Слова: конь, Галя, тень, небо, дочь, сова, морж, дядя, рысь, поле, дедушка, бровь. м.р . конь ж.р . Галя я ж.р . тень ср.р . небо о ж.р . дочь ж.р . сова а м.р . морж м.р . дядя я ж.р . рысь ср.р . поле е м.р . дедушка а ж.р . бровь
1, 2, 3 склонение имён существительных ?
Домашнее задание: выучить склонения и выполнить задание на карточке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку: "Склонение имён существительных".
Урок по русскому языку: "Склонение имен существительных" (конспект + презентация)....
Конспект и презентация открытого урока по русскому языку. 3 класс
Правописание слов с двумя корнями....
Открытый урок по русскому языку "Число имён существительных"
Знакомство с изменением имён существительных по числам; формирование умения изменять имена существительные по числам, развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса....
Открытый урок по русскому языку "Род имён существительных" ( 2 класс, УМК "Перспектива")
Данный конспект открытого урока по русскому языку "Род имен существительных" разработан для учащихся 2 класса по УМК "Перспектива" . Основная цель - способствовать воспитанию ...
Открытый урок по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс...
Открыты урок по русскому языку"Склонение имён прилагательных".
План -конспект по русскому языку по теме "Склонение имён прилагательных".в материале имеется презентация....