Конспект урока по окруажющему миру в 1 классе по теме " Насекомые".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Данный конспект урока поможет учителю интересно и увлекательно провести занятие по окружающему миру и познакомить с насекомыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс:  1 класс

Предмет:  Окружающий мир

УМК:  «Школа России»

Тема урока:  Кто такие насекомые?

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель:  Знакомство с насекомыми как представителями животного мира.

Задачи: 

Предметные: сформировать у детей представление о насекомых,  как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы.

Личностные: воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать  семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь),  творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, в паре, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и  работу группы.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы  ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Продолжительность   урока35 мин

Учебник и учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.

Оборудование  урока: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Кто такие насекомые?».

Сценарий урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Ход урока

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать к учебной деятельности

Доброе утро, ребята. Предлагаю наш урок окружающего мира начать с высказывания. Прочтите:

34

      «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».

      - Соотнесем это выражение к работе на уроке. Как вы понимаете эти слова? (Тот, кто трудится на уроке, тот сможет узнать много нового и интересного. Когда упорно трудишься, то и урок проходит быстро.)

     - Нужно ли бояться ошибок на уроке, может лучше ничего не делать, чтобы не совершать их? (Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.)

     - Действительно, не нужно бояться ошибок. Только действуя, мы добиваемся поставленных целей. Давайте приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи! (Удачи!)

Сегодня на уроке мы с вами  будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. Актуализация знаний. Цель:Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

1 2 3 1 2

-Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что нужно сделать, чтобы открыть новое?

(Повторить то, что уже знаем)

-Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Блиц-опрос    «Закончи предложения»:

-На прошлом уроке мы узнали, что такое …(.хвоинки).

-Хвоинки – это... ( листья хвойного дерева).

-Деревья, на которых растут хвоинки, называются ..( хвойными).

- Хвойные деревья ...( ель, сосна, лиственница).

Молодцы.

-А вы знаете, Мудрая черепаха приготовила вам загадку:

В ярком платье модница —

 Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится — отдыхает.  

-О ком говориться в загадке? (о бабочке)

-Вы догадались,  о ком мы сегодня будем говорить? (Да, мы сегодня откроем новое о бабочках).

-Как вы думаете, бабочка – это кто? ( Ребята затрудняются ответить).

-С какой проблемой столкнулись? ( Мы не знаем, к какой группе относится бабочка).

-Где мы сможем найти ответ на этот вопрос? ( Из учебника, из энциклопедии, из интернета).

- Откройте учебники на стр. 32 и прочитайте тему урока. ( Кто такие насекомые?)

-Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать.

-Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать? (Помогает в постановке цели и задач урока. Предлагает план в виде схем на доске)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Совершенствуем умение ставить цель урока, этапа.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Совершенствуем умение работать в паре, группе.

3. Выявление места и причины затруднения.Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.

3 32 1 3 

-Что вы знаете о насекомых?

-Кто может ответить на этот вопрос? (Дети предлагают свои варианты) 2

-Обоснуйте свой ответ. ( Мы не можем обосновать свой ответ, потому что у нас нет эталона)

-Какие отличительные признаки есть у насекомых?

-Кто может ответить на этот вопрос? (Дети предлагают свои варианты ответа)

-Обоснуйте свой ответ. ( Мы не можем обосновать свой ответ, потому что у нас нет эталона)

 -А теперь поднимите руки, кто не знает ответов на возникшие вопросы. С какой проблемой вы столкнулись?

(Мы не знаем отличительных признаков насекомых.)

Физминутка

Личностные результаты

1. Развиваем умения выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения.

Цель: направить деятельность учащихся на построение проекта выхода из затруднения.

5 4 3 2 3

-Какую поставим цель?

(Узнать отличительные особенности насекомых).

-А кто из вас может сказать какое строение у насекомых? (Разные варианты ответов)

-У вас разные варианты, а как определить, кто из вас прав?

 -Значит, о чем еще мы должны узнать?

(о строении насекомых).

-Ребята, какова роль насекомых в природе и в жизни человека? ( разные варианты ответов).

-Что ещё надо узнать? ( о роли насекомых).

Что мы с вами сейчас составили? (План работы)

  1. Узнать отличительные особенности насекомых
  2. Строение насекомых.
  3. Узнать роль насекомых в природе и в жизни человека.

  1. Реализация построенного проекта.

Цель: Построение ориентированной основы нового способа действий.

2 3 1 4 1 3

 -Ребята, я вам предлагаю посмотреть на экран ( на экране изображения бабочки, жука, шмеля).

-Ребята, все изображённые животные относятся к насекомым. Нам нужно определить, какой признак у всех насекомых является отличительным ( дети предлагают разные варианты. Обсуждаем, почему тот или иной вариант не подходит, пока не доходим до ног ).

-Обратите внимание на количество ног у насекомых ( их 6).

-Значит, что отличает насекомых от всех остальных животных?( Наличие 6 ног).

-С каким пунктом плана мы с вами справились? ( с 1 пунктом)

- А теперь я предлагаю поработать в паре. Откройте учебник на стр. 32. 4

Работа в паре. (Можно повторить правила работы в паре по необходимости)

-Рассмотрите рисунок бабочки. Кто может предположить, какое будет задание? (Разобраться в  строении насекомых).

-Назовите, из каких частей состоит бабочка? (крылья, брюшко, усики, голова, глаза, грудь, ноги).

-У всех ли насекомых одинаковое строение? Предлагаю это выяснить, поработав в группе (вспомнить правило работы в группе.)

Какое задание вы будете выполнять?

( сравним строение разных насекомых)

У каждой группы на столах лежат конверты с картинками разных насекомых. Рассмотрите их, подпишите части тела.

Сравните с эталоном, который дан на экране.

-Какой вывод мы можем сделать? (У всех насекомых одинаковое строение)

-На какой вопрос нашего плана мы нашли ответ?

(Мы узнали о строении насекомых).

-Вернёмся к нашему плану урока, какой вопрос остался не раскрытым? (какова роль насекомых в природе и в жизни человека)

-А сейчас мы попробуем все вместе закончить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …

– Продолжите сказку. Что решили животные?

Вывод: «Насекомые все нужны».

-Как человек должен относиться к насекомым?
-Сейчас, ребята, я покажу 
условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают? (Учитель показывает условные знаки: «Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых», «Не уничтожай насекомых», «Не разоряй муравейники»)

На нашей планете существует около 1,5 млн. видов насекомых
Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде.

Представьте, что насекомые исчезли.
Что тогда?
Погибнет вся природа, а значит и человек! Человек – часть природы.

Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы),
другие – вред (комары, саранча).

Но все насекомые важны и нужны в природе.
Их нельзя убивать, потому что они живые, они – часть природы.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

147 4 1

-А теперь предлагаю вернуться к нашему вопросу, который возник в начале урока. Мы же так и не определились, чей ответ был верным.

-Теперь вы можете ответить на этот вопрос?

(Да. Насекомые  - это животные, у которых 6 ног).

 Физминутка

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.    

Цель: организовать самопроверку по эталону.

42

-Молодцы! Кто подскажет, что нужно сделать, чтобы проверить, хорошо ли все дети поняли новую тему? Можно ли двигаться дальше или нужно еще поработать? (Нужно выполнить самостоятельную работу)

-Предлагаю поработать в паре.

-Кто напомнит правила работы в паре? (Вспоминают правила).

-Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым, и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.) 
– Проверим результат вашей работы. 
(Пары высказывают свою точку зрения, а затем сверяют свою работу с Эталоном на слайде)

Анализ работы и допущенных ошибок. Рекомендации детям.

8. Включение в систему знаний и повторение.Цель: научить использовать новые знания в системе изученных ранее знаний.

Игра «Почему у насекомых разная окраска?»

-Откройте рабочие тетради на  стр.22 № 1

- Рассмотрите рисунки. Какие насекомые нарисованы? Вспомните, как они окрашены? Подумайте и объясните, почему  они окрашены по – разному? ( Кузнечик окрашен в зелёный цвет, чтобы прятаться от врагов. Шмель имеет ярко – жёлтый окрас, чтобы все знали, что он может укусить). Докрасьте рисунок.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: Проанализировать достигнутые результаты.

1 2 4 3

-Подведем итог нашего урока. Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.

  1. Узнать отличительные особенности насекомых.
  2. Строение насекомых.
  3. Роль насекомых в природе и в жизни человека.

-Мы ответили на все вопросы?

Оцените свою работу на уроке. Выберите для себя подходящее для вас предложение и закончите его.

Сегодня я узнал…

Мне было трудно…

Я научился…

Я понял, что…

Меня удивило…

Хотелось бы узнать больше…

-Я довольна нашей работой на уроке.

Вы молодцы. Благодарю всех за плодотворную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

Конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: В лес по ягоды пойдём

Конспект урока по окружающему миру по УМК " Перспективная начальная школа"...

УМК: "Начальная школа XXI века". План - конспект урока по окружающему миру с использованием ЭОР. Тема "Насекомые".

УМК: "Начальная школа ХХI века". План - конспект урока по окружающему миру с использование ЭОР. Тема "Насекомые"....

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?

Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....