Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Алешкина Светлана Владимировна

Конспект урока для 3 класса по теме "Царство грибов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов»

Составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3» г. Мензелинска РТ Алешкина С.В.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель: формирование преставления о грибах как об особом царстве живой природы.

Задачи:

Образовательные:

 познакомить с многообразием грибов: съедобные, несъедобные, с особенностями строения шляпочных грибов;

 сформировать представление о грибах, как части живой природы;

 показать значение грибов для человека.

Развивающие: развивать умение устанавливать связи между природными объектами, развивать экологическое мышление, воображение;

Воспитывающие: воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, выполнять практическую работу; способность к самооценке.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе).

Предметные умения: Сформировать умения:

 соотносить грибов в таксономическую единицу, которой они соответствуют, давать им характеристику;

  умение различать съедобные и несъедобные грибы;

 характеризовать строение шляпочных грибов;

 освоить способы питания грибов на примере симбиоза гриба и дерева;

 соблюдать правила сбора грибов.

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образователь-ного процесса:

Книгопечатная продукция: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, АО «Издательство «Просвещение», 2017 год.

Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедиа проектор, экран навесной, электронная презентация, тест в системе кахут, муляжи грибов, корзина, галоши, палка, кластер, информационные листы, карточки с характерными признаками животных и растений, таблицы для заполнения, топографическая карта Мензелинска, правила сбора грибов,

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Мотивирование на учебную деятельHOCTЬ 

Прием «Я возьму тебя с собой» (ТРИЗ)

Учитель приносит корзину, палку и галоши.

-Назовите признак по которому я собрала эти предметы?

-Лес, грибы.

Прием «Урок без темы»

Записываю на доске слова Тема (ТРИЗ)

- Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока и , кажется, не случайно. Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете, почему рука отказалась записать тему урока? Но урок нам начинать все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала.

3. Актуализация знаний.

Грибы можно встретить в лесах, скажите, а где еще  можно найти грибы?

-Как один словом, назвать все то, что вы перечислили?  (Природа)

-Что такое природа? (Это то, что нас окружает, но не создано человеком)

-Какая бывает природа?  (Прием кластера)

Природа

Живая неживая

-Назовите признаки живой природы? (рождается, дышит, питается, растет, размножается, умирает)

-У вас на столах лежат картинки распределите их на две группы (растения и животные)

-По какому общему признаку вы их распределили?

Продолжение кластера

Найдите карточки с признаками царства растений

1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

2. Питаются растворенными минеральными солями.

3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.

4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

(дети подходят и прикрепляют карточки).

-Найдем карточку с характерными признаками для царства животных:

1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

4. Могут жить и развиваться в различных условиях.

4. Целеполагание , постановка проблемы.
-Какие картинки вы не отнесли к этим царствам? (Грибы)

-Грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Это отдельное царство.

5. Поиск путей решения проблемы. Решение проблемы        
-А сейчас мы проведем исследование, предлагаю поработать в малых группах (по з человека)

- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.

- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.

- Для правильного ответа используйте карточку

«Помощник ответа».

5.1.Работа в группах. Обмен информацией.

1 группа

Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.

Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба

План – ответ.

Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:

1)

2)

3)

2 группа

Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.

Вопрос: где берут питательные вещества грибы и почему?

План-ответ.

Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .

3 группа

Перед тем как выращивать сосновые деревья на бедных почвах и для быстрого восстановления хвойных лесов, английские ученые выращивают вместе с деревьями специальные грибы. Так же поступают и в Австралии при выращивании эвкалиптов. Какое это имеет значение? (Эти грибы опутывают корни деревьев своей разветвленной грибницей и помогают им усваивать питательные вещества из почвы, получая от дерева взамен органические вещества.).

Вопрос: чем питаются грибы.

или

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

План-ответ

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .

4 группа

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?

План - ответ:

Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..

Обмен информацией и приклеивание на доске информации.

-Как вы понимаете народную поговорку «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»

- А легко ли собирать грибы? Что для этого нужно знать?

-А теперь ответьте на вопрос: почему я не стала писать тему урока: грибы?

5.2. Практическая работа

«Распознавание съедобных и несъедобных грибов»

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

- Нам сейчас предстоит работа в группах. В учебнике на с.114 прочитайте памятки, рассмотрите рисунки на стр. 115. Найдите и запишите в таблицу отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами, подберите муляжи грибов.

 Каждой группе предстоит на топографической карте Мензелинска  расселить грибы съедобные и несъедобные.

Белый гриб, желчный гриб обитает в смешанных лесах.

Опята, ложные опята Любят сырые места в лесных угодьях, поросшие деревьями балки, овраги, берега водоёмов. Растут на пнях, у основания мёртвых и живых деревьев предпочтительно лиственных пород.

Шампиньоны, бледная поганка чаще всего встречается на лугах, полях.

Грибы-двойники

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Белая или желтоватая.

Рисунок в виде белой сеточки.

Белая.

Съедобный.

Желчный гриб

Розовая.

Рисунок в виде черной сеточки.

Розовеет.

Несъедобный, очень горький!

Сатанинский гриб

Серовато-зеленоватая. Под шляпкой розоватая.

Клубневидная с красным сетчатым рисунком.

Краснеет и синеет.

Ядовитый.

2 группа

Опенок

Желтовато-белая с темными пятнышками.

Пленочное кольцо, “воротничок”

Белая с приятным запахом

Съедобный.

Ложный опенок

Темная, пластинки зеленоватые.

Пленочного кольца нет

Желтоватая с неприятным запахом.

Ядовитый.

3 группа

Шампиньон

Пластинки розовые или фиолетовые

Нет мешочка у корня.

 

Съедобный.

Бледная поганка

С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые.

Пленочное кольцо под шляпкой. “воротничок”. Клубневидное утолщение с мешочком.

С неприятным запахом.

Смертельно ядовитый.

4 группа

Предлагаю сформулировать правила сбора грибов и составить памятку.

Задание: перефразируйте неправильные правила в правильные и запишите на отдельных бланках (памятках):

​  Всегда пробуй гриб на вкус!

​  Клади в корзину все грибы!

​  Собирай грибы у дорог и предприятий!

​ Собирай старые, большие грибы!

​ Отрывай гриб прямо с грибницей.

Итак, проверим, что у вас получилось (выступают ребята, читают свою памятку, ведущий комментирует).

Памятка грибника «Правила сбора грибов»

Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)

Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)

Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)

Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви)

Срезай гриб ножиком! (Чтобы не повредить грибницу и не нарушить взаимосвязь в природе).

-Почему я не написала тему урока? Как она должна звучать?

6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Тест «Грибы»

1 Какая часть гриба является подземной?

а) шляпка

б) ножка

в) грибница

2 Назови несъедобный гриб?

а) белый гриб

б) желчный гриб

в) шампиньон

3 Где можно собирать грибы?

а) в лесу    б) в городских скверах     в) у шоссейных дорог

4 Где грибы берут питательные вещества?

а) производят сами     б) поглощают из остатков растений и животных

в) получают от животных

5 С какими растениями грибы тесно связаны в лесу?

а) с травами       б) с кустарниками       в) с деревьями

7. Домашнее задание на выбор:

-Подготовить сообщение о грибах из Красной книги.

-Подготовить презентацию «В царстве грибов»;

-Устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

-Галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);

8.Оценивание, рефлексия учебной деятельности. Ответы на вопросы через систему мейнти.

-Что  нового узнали на уроке? Мне было бы интересно еще узнать?

-Урок дал мне для жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...