Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов»
Составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3» г. Мензелинска РТ Алешкина С.В.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель: формирование преставления о грибах как об особом царстве живой природы.
Задачи:
Образовательные:
∙ познакомить с многообразием грибов: съедобные, несъедобные, с особенностями строения шляпочных грибов;
∙ сформировать представление о грибах, как части живой природы;
∙ показать значение грибов для человека.
Развивающие: развивать умение устанавливать связи между природными объектами, развивать экологическое мышление, воображение;
Воспитывающие: воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, выполнять практическую работу; способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе).
Предметные умения: Сформировать умения:
∙ соотносить грибов в таксономическую единицу, которой они соответствуют, давать им характеристику;
∙ умение различать съедобные и несъедобные грибы;
∙ характеризовать строение шляпочных грибов;
∙ освоить способы питания грибов на примере симбиоза гриба и дерева;
∙ соблюдать правила сбора грибов.
Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образователь-ного процесса:
Книгопечатная продукция: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, АО «Издательство «Просвещение», 2017 год.
Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедиа проектор, экран навесной, электронная презентация, тест в системе кахут, муляжи грибов, корзина, галоши, палка, кластер, информационные листы, карточки с характерными признаками животных и растений, таблицы для заполнения, топографическая карта Мензелинска, правила сбора грибов,
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Мотивирование на учебную деятельHOCTЬ
Прием «Я возьму тебя с собой» (ТРИЗ)
Учитель приносит корзину, палку и галоши.
-Назовите признак по которому я собрала эти предметы?
-Лес, грибы.
Прием «Урок без темы»
Записываю на доске слова Тема (ТРИЗ)
- Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока и , кажется, не случайно. Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете, почему рука отказалась записать тему урока? Но урок нам начинать все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала.
3. Актуализация знаний.
Грибы можно встретить в лесах, скажите, а где еще можно найти грибы?
-Как один словом, назвать все то, что вы перечислили? (Природа)
-Что такое природа? (Это то, что нас окружает, но не создано человеком)
-Какая бывает природа? (Прием кластера)
Природа
Живая неживая
-Назовите признаки живой природы? (рождается, дышит, питается, растет, размножается, умирает)
-У вас на столах лежат картинки распределите их на две группы (растения и животные)
-По какому общему признаку вы их распределили?
Продолжение кластера
Найдите карточки с признаками царства растений
1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.
2. Питаются растворенными минеральными солями.
3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.
4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
(дети подходят и прикрепляют карточки).
-Найдем карточку с характерными признаками для царства животных:
1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.
2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
4. Могут жить и развиваться в различных условиях.
4. Целеполагание , постановка проблемы.
-Какие картинки вы не отнесли к этим царствам? (Грибы)
-Грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Это отдельное царство.
5. Поиск путей решения проблемы. Решение проблемы
-А сейчас мы проведем исследование, предлагаю поработать в малых группах (по з человека)
- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.
- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.
- Для правильного ответа используйте карточку
«Помощник ответа».
5.1.Работа в группах. Обмен информацией.
1 группа
Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.
Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба
План – ответ.
Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:
1)
2)
3)
2 группа
Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.
Вопрос: где берут питательные вещества грибы и почему?
План-ответ.
Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .
3 группа
Перед тем как выращивать сосновые деревья на бедных почвах и для быстрого восстановления хвойных лесов, английские ученые выращивают вместе с деревьями специальные грибы. Так же поступают и в Австралии при выращивании эвкалиптов. Какое это имеет значение? (Эти грибы опутывают корни деревьев своей разветвленной грибницей и помогают им усваивать питательные вещества из почвы, получая от дерева взамен органические вещества.).
Вопрос: чем питаются грибы.
или
Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.
План-ответ
В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .
4 группа
Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.
Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?
План - ответ:
Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..
Обмен информацией и приклеивание на доске информации.
-Как вы понимаете народную поговорку «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»
- А легко ли собирать грибы? Что для этого нужно знать?
-А теперь ответьте на вопрос: почему я не стала писать тему урока: грибы?
5.2. Практическая работа
«Распознавание съедобных и несъедобных грибов»
- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
- Нам сейчас предстоит работа в группах. В учебнике на с.114 прочитайте памятки, рассмотрите рисунки на стр. 115. Найдите и запишите в таблицу отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами, подберите муляжи грибов.
Каждой группе предстоит на топографической карте Мензелинска расселить грибы съедобные и несъедобные.
Белый гриб, желчный гриб обитает в смешанных лесах.
Опята, ложные опята Любят сырые места в лесных угодьях, поросшие деревьями балки, овраги, берега водоёмов. Растут на пнях, у основания мёртвых и живых деревьев предпочтительно лиственных пород.
Шампиньоны, бледная поганка чаще всего встречается на лугах, полях.
Грибы-двойники
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | Съедобность |
1 группа | ||||
Белый гриб | Белая или желтоватая. | Рисунок в виде белой сеточки. | Белая. | Съедобный. |
Желчный гриб | Розовая. | Рисунок в виде черной сеточки. | Розовеет. | Несъедобный, очень горький! |
Сатанинский гриб | Серовато-зеленоватая. Под шляпкой розоватая. | Клубневидная с красным сетчатым рисунком. | Краснеет и синеет. | Ядовитый. |
2 группа | ||||
Опенок | Желтовато-белая с темными пятнышками. | Пленочное кольцо, “воротничок” | Белая с приятным запахом | Съедобный. |
Ложный опенок | Темная, пластинки зеленоватые. | Пленочного кольца нет | Желтоватая с неприятным запахом. | Ядовитый. |
3 группа | ||||
Шампиньон | Пластинки розовые или фиолетовые | Нет мешочка у корня. |
| Съедобный. |
Бледная поганка | С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые. | Пленочное кольцо под шляпкой. “воротничок”. Клубневидное утолщение с мешочком. | С неприятным запахом. | Смертельно ядовитый. |
4 группа
Предлагаю сформулировать правила сбора грибов и составить памятку.
Задание: перефразируйте неправильные правила в правильные и запишите на отдельных бланках (памятках):
Всегда пробуй гриб на вкус!
Клади в корзину все грибы!
Собирай грибы у дорог и предприятий!
Собирай старые, большие грибы!
Отрывай гриб прямо с грибницей.
Итак, проверим, что у вас получилось (выступают ребята, читают свою памятку, ведущий комментирует).
Памятка грибника «Правила сбора грибов»
Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)
Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)
Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)
Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви)
Срезай гриб ножиком! (Чтобы не повредить грибницу и не нарушить взаимосвязь в природе).
-Почему я не написала тему урока? Как она должна звучать?
6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
Тест «Грибы»
1 Какая часть гриба является подземной?
а) шляпка
б) ножка
в) грибница
2 Назови несъедобный гриб?
а) белый гриб
б) желчный гриб
в) шампиньон
3 Где можно собирать грибы?
а) в лесу б) в городских скверах в) у шоссейных дорог
4 Где грибы берут питательные вещества?
а) производят сами б) поглощают из остатков растений и животных
в) получают от животных
5 С какими растениями грибы тесно связаны в лесу?
а) с травами б) с кустарниками в) с деревьями
7. Домашнее задание на выбор:
-Подготовить сообщение о грибах из Красной книги.
-Подготовить презентацию «В царстве грибов»;
-Устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);
-Галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);
8.Оценивание, рефлексия учебной деятельности. Ответы на вопросы через систему мейнти.
-Что нового узнали на уроке? Мне было бы интересно еще узнать?
-Урок дал мне для жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....