Технологическая карта по окружающему миру в 4 классе по теме "Пустыни"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

 Семушина Елена Владимировна

Методическая разработка  урока (технологическая карта и презентация) по теме "Пустыни" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Перегрёбинская СОШ»

Учитель начальных классов

Семушина Елена  Владимировна.

Технологическая карта  по окружающему  миру в 4 классе по теме: «Пустыни». УМК «Школа России»

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с географической картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/613246/

Оборудование

Карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь

Основные
понятия

Пустыни


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала.

Целеполагание

– Ребята,  сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём сейчас урок.

– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим  всем рассказать.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

 II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: тестирование

  - Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем.

- Какие природные зоны мы изучили?

1 Работа с картой

- Покажите на  карте

- а) … природную  зону, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; (тундра)

- Какую территорию она занимает?

(вдоль берегов Северных морей)

б) …– природную зону с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи, лишайники; (лесная зона)

- На какие части делится зона лесов?

(Хвойные, смешанные, широколиственные)

в) ...–  природную зону, которая лишена сплошного растительного покрова и где встречаются мхи, лишайники; (арктические пустыни)

- Какую территорию она занимает?

(Северный Ледовитый океан с островами)

г) …– это природную зону, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху. (степь)

- Чем славиться зона  степей? (чернозёмом)

- Кто выходил к карте, оцените свою  работу.О  чем  узнали на прошлом уроке?

-Какой климат?

- Как приспособились растения? Животные?

2. Выполните тест в КИМах  с 30

Взаимопроверка, оценивание.

- У вас на партах лежат листы самооценки.

- Занесите результат за тест.

- Кто выходил к карте, оцените свою  работу.

Выполняют тест

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.
 

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Изучение нового материала

Знакомство
с новым понятием.

Рассказ учителя о географическом
положении
и климате пустынь

- Разгадайте ребус  СЛАЙД 2

-Какова будет тема урока? СЛАЙД 3

-Какие задачи поставим  на урок?

Кластер (Границы зоны, климат, растения. животные, деятельность человека, экологические проблемы)

-  Откройте учебник на стр  72-73.

- Каким цветом на карте обозначена  зона пустынь? (Пустыня на карте обозначена оранжевым цветом)

- Где находиться  эта зона? (расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона.)

- Кто покажет зону пустынь на карте?

- Как вы думаете, какой  климат  преобладает в этой зоне? Почему?  

 -  видеоролик 

- Валы из песка называются барханы,  а растрескавшийся глиняный участок - такыр.

- Что вы узнали из ролика?

- Какие бывают пустыни?

– Что вы представляете, когда слышите слово «пустыня»? (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок…)

-  От какого слова произошло слово «пустыня»?
(От слова «пусто».)

-  Как вы думаете, действительно ли  в пустыне  пусто?

Внимательно слушают.

-

Читают определение понятия в словаре.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

IV. Ис-

следователь-
ская
деятельность

Работа
в группах: сбор информации о про-

блемах зоны пустынь.

-Докажем наши предположения.

– Используя текст и иллюстрации учебника, рисунки, соберите информацию о растительном и животном мире пустынь, об экологических проблемах этой зоны, после чего поделитесь своими знаниями.

- Объединитесь в группы.

- Вспомним  правила работы в группах.

- ко мне подойдут ,,,,,, выберите себе табличку.

(Дети получают задания)

Делятся на три группы: «ботаники», «зоологи», «экологи».

«Ботаники» собирают

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию;

Устные ответы,

записи
в тетради

Отчеты «ботаников», «зоологов», «экологов» по результатам работы

Задания:

1. Общая особенность растений: корни___________, листья________ из-за того, что не хватает ________.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям:

– верблюжья колючка, джузгун, колосняк.

•  Материалы для «зоологов»: рисунки различных животных, населяющих пустыни, учебник (с. 122–123).

Задания:

1. Рассказать о приспособленности животных пустынь к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются).

2. Перечислить животных.

3. Дать характеристику: ящерица-круглоголовка, сайгаки, тушканчики,песчанки.

•  Материалы для «экологов»: иллюстрации жизни
в пустынях, учебник (с. 123–125).

Задания:

Назвать экологические проблемы пустынь.

Занятость населения.

3. Рассказать о  заповеднике.

информацию
о растительном мире пустынь.

«Зоологи» собирают информацию о животном мире пустынь.

«Экологи» собирают информацию об экологических проблемах зоны пустынь.

выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки
и т. д.);  устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логические цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели задачи

Физминутка

Выступление групп

Предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности: «Растения пустынь», «Животные пустынь».

– Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду.

- Составим цепь питания.

Колосняк – песчанка- ящерица (лисы)

Верблюжья колючка- верблюд.

Отчет «Экологические проблемы пустынь».

– Вы раскрыли экологические проблемы пустынь.

И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек.

-Подтвердились ли наши предположения о том, что  в пустыне  пусто?

Рассказывают

«ботаники».

Рассказывают «зоологи».

Рассказывают  «экологи»

учебной деятельности.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело

V. Закрепление.

  Игра «Да. Нет»

1.Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды

Да

2.У растений ствол длиннее корня

Нет

3.Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода

Да

4.Зимой в пустыне снега нет

Нет

5.Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов.

Да

6.В пустыне только два времени года: зима и лето.

Да

7.Верблюд это животное, которое не может долгое время обходиться без воды и пищи.

Нет

8.Растения расцветают только когда идут дожди, а затем быстро засыхают

Да

9. Заповедник «Черные земли» расположен в зоне Тайги.

Нет

Филворд:

1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы. 4. Вьется веревка,

    На конце – головка.

5. Что за чудо! Вот так чудо!

    Сверху блюдо, снизу блюдо!

    Ходит чудо по дороге,

    Голова торчит да ноги.

6. Я – песчаный холм, и зовут меня…

Ответы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул.

4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Разгадывают филворд.

Выполняют
задания

Фронтальная, индивидуальная.

Индивидуальная

Устные ответы,

записи
в тетради

VI. Итоги урока.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

Кластер.

- С какой природной зоны мы познакомились?

-Какие отличительные особенности пустыни?  

(почвы: песок и глина, нехватка воды, жаркое, сухое продолжительное лето)

-Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне?

- Оцените свою работу на уроке.

- Как вы думаете, о всех животных и растениях  пустыни  вы узнали на уроке?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Рефлексия

Комментарий учителя

- Д/з с  118- 125 прочитать, подготовить сообщение о растениях , животных пустынь.

- Отгадайте загадку

Пустыня – родина моя.

Вот там – большой и толстый я

Среди сухих песков расту

И пышно раз в году цвету.

Мои листочки так остры,

Что называются – шипы.

Я лакомое блюдо

В пустыне для верблюда
-  Я предлагаю вам украсить наш куст.

- Если вам понравился урок, вы довольны своей работой – то прикрепите красный цветок, если вы не довольны своей работой, - то  листочек-шип.

- Спасибо за урок.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перегрёбинская СОШ» Презентация к уроку окружающего мира по теме: «Пустыни» 4 класс Учитель начальных классов Семушина Елена Владимировна

Слайд 2

Проверим: А 1 – 1 А2 – 3 А3 – 3 А4 – 4 В1 – 3 В2 – 2 С1 – 1,2,4

Слайд 3

Разгадай ребус: П Местоимение 2 лица, единственного числа , , , , ПУСТЫНИ

Слайд 4

ПУСТЫНЯ

Слайд 5

Там где есть вода, пустыня отступает. Под щедрым солнцем при искусственном орошении (поливе) зеленеют поля хлопчатника, наливаются соком фрукты, дыни, арбузы. Люди издавна ведут каждодневную борьбу с пустыней, прокладывая каналы, строя водохранилища. Занятость населения

Слайд 7

Животные пустыни и полупустыни, занесенные в Красную книгу Тушканчик Корсак Ушастый ёж Сайгак Антилопа дзерен

Слайд 8

Д/з с 118-125 прочитать. Подготовить сообщение о растениях или животных пустыни.

Слайд 9

1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. 2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. 3 . Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы. 4. Вьется веревка, на конце – головка. 5. Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги. 6. Я – песчаный холм, и зовут меня … Я Т У Ш К А Н Щ С А К С А Ч Е Ч Е Р Е У И Р А Х А П Л К И Б А Р Х А Н Ц А О З М Е Я О т в е т ы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.

Слайд 10

Там, где есть вода, растёт всё: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. ОАЗИС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса

Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС...

Корень.Технологическая карта урока. 2 класс

Урок русского языка.  2 класс. Технологическая карта....

Итоговая контрольная работа по окружающемумиру 4 класс

Задания для проверки знаний и умений учащихся на конец обучения в начальной школе....

Рабочая программа по окружающемумиру 1 класс УМК Гармония

Рабочая программа по  окружающемумиру 1 класс УМК Гармония...

Технологическая картапо ИЗО "Мир полон украшений"

Разработка предназначена для учащихся  класса, где основной целью является создание рисунка - «Волшебного дерева» с помощью цветных карандашей....