Технологическая карта по окружающему миру в 4 классе по теме "Пустыни"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Методическая разработка урока (технологическая карта и презентация) по теме "Пустыни"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Перегрёбинская СОШ»
Учитель начальных классов
Семушина Елена Владимировна.
Технологическая карта по окружающему миру в 4 классе по теме: «Пустыни». УМК «Школа России»
Цели | Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/613246/ |
Оборудование | Карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь |
Основные | Пустыни |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного Целеполагание | – Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь. Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём сейчас урок. – Нас сегодня ждет дорога, | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка | - Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем. - Какие природные зоны мы изучили? 1 Работа с картой - Покажите на карте - а) … природную зону, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; (тундра) - Какую территорию она занимает? (вдоль берегов Северных морей) б) …– природную зону с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи, лишайники; (лесная зона) - На какие части делится зона лесов? (Хвойные, смешанные, широколиственные) в) ...– природную зону, которая лишена сплошного растительного покрова и где встречаются мхи, лишайники; (арктические пустыни) - Какую территорию она занимает? (Северный Ледовитый океан с островами) г) …– это природную зону, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху. (степь) - Чем славиться зона степей? (чернозёмом) - Кто выходил к карте, оцените свою работу.О чем узнали на прошлом уроке? -Какой климат? - Как приспособились растения? Животные? 2. Выполните тест в КИМах с 30 Взаимопроверка, оценивание. - У вас на партах лежат листы самооценки. - Занесите результат за тест. - Кто выходил к карте, оцените свою работу. | Выполняют тест | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля | Устные ответы, выполненные задания |
III. Изучение нового материала | Знакомство Рассказ учителя о географическом | - Разгадайте ребус СЛАЙД 2 -Какова будет тема урока? СЛАЙД 3 -Какие задачи поставим на урок? Кластер (Границы зоны, климат, растения. животные, деятельность человека, экологические проблемы) - Откройте учебник на стр 72-73. - Каким цветом на карте обозначена зона пустынь? (Пустыня на карте обозначена оранжевым цветом) - Где находиться эта зона? (расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона.) - Кто покажет зону пустынь на карте? - Как вы думаете, какой климат преобладает в этой зоне? Почему? - видеоролик - Валы из песка называются барханы, а растрескавшийся глиняный участок - такыр. - Что вы узнали из ролика? - Какие бывают пустыни? – Что вы представляете, когда слышите слово «пустыня»? (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок…) - От какого слова произошло слово «пустыня»? - Как вы думаете, действительно ли в пустыне пусто? | Внимательно слушают. - Читают определение понятия в словаре. | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы | |
IV. Ис- следователь- | Работа блемах зоны пустынь. | -Докажем наши предположения. – Используя текст и иллюстрации учебника, рисунки, соберите информацию о растительном и животном мире пустынь, об экологических проблемах этой зоны, после чего поделитесь своими знаниями. - Объединитесь в группы. - Вспомним правила работы в группах. - ко мне подойдут ,,,,,, выберите себе табличку. (Дети получают задания) | Делятся на три группы: «ботаники», «зоологи», «экологи». «Ботаники» собирают | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; | Устные ответы, записи |
Отчеты «ботаников», «зоологов», «экологов» по результатам работы | Задания: 1. Общая особенность растений: корни___________, листья________ из-за того, что не хватает ________. 2. Индивидуальное приспособление к природным условиям: – верблюжья колючка, джузгун, колосняк. • Материалы для «зоологов»: рисунки различных животных, населяющих пустыни, учебник (с. 122–123). Задания: 1. Рассказать о приспособленности животных пустынь к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются). 2. Перечислить животных. 3. Дать характеристику: ящерица-круглоголовка, сайгаки, тушканчики,песчанки. • Материалы для «экологов»: иллюстрации жизни Задания: Назвать экологические проблемы пустынь. Занятость населения. 3. Рассказать о заповеднике. | информацию «Зоологи» собирают информацию о животном мире пустынь. «Экологи» собирают информацию об экологических проблемах зоны пустынь. | выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели задачи |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверим: А 1 – 1 А2 – 3 А3 – 3 А4 – 4 В1 – 3 В2 – 2 С1 – 1,2,4
Разгадай ребус: П Местоимение 2 лица, единственного числа , , , , ПУСТЫНИ
ПУСТЫНЯ
Там где есть вода, пустыня отступает. Под щедрым солнцем при искусственном орошении (поливе) зеленеют поля хлопчатника, наливаются соком фрукты, дыни, арбузы. Люди издавна ведут каждодневную борьбу с пустыней, прокладывая каналы, строя водохранилища. Занятость населения
Животные пустыни и полупустыни, занесенные в Красную книгу Тушканчик Корсак Ушастый ёж Сайгак Антилопа дзерен
Д/з с 118-125 прочитать. Подготовить сообщение о растениях или животных пустыни.
1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. 2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. 3 . Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы. 4. Вьется веревка, на конце – головка. 5. Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги. 6. Я – песчаный холм, и зовут меня … Я Т У Ш К А Н Щ С А К С А Ч Е Ч Е Р Е У И Р А Х А П Л К И Б А Р Х А Н Ц А О З М Е Я О т в е т ы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.
Там, где есть вода, растёт всё: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. ОАЗИС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса
Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...
Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС
Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС...
Корень.Технологическая карта урока. 2 класс
Урок русского языка. 2 класс. Технологическая карта....
Итоговая контрольная работа по окружающемумиру 4 класс
Задания для проверки знаний и умений учащихся на конец обучения в начальной школе....
Рабочая программа по окружающемумиру 1 класс УМК Гармония
Рабочая программа по окружающемумиру 1 класс УМК Гармония...
Технологическая картапо ИЗО "Мир полон украшений"
Разработка предназначена для учащихся класса, где основной целью является создание рисунка - «Волшебного дерева» с помощью цветных карандашей....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс Тип: Открытие нового знания Тема: «На что похожа наша планета?»
Предмет: окружающий мир, 1 класс Тип урока: Открытие нового знания...