Рабочая программа по окружающемумиру 1 класс УМК Гармония
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающемумиру 1 класс УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 94.24 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
1.1.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир составлена на основе:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования,
Основной образовательной программы начального общего образования школы,
примерной программы по предмету Окружающий мир,
авторской программы Окружающий мир: Программа.1–4 классы / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – Программы общеобразовательных учреждений– 304 с.
1.2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель: формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Задачи:
социализация ребёнка;
развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
1.3.Обеспеченность УМК
Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных организаций. В двух частях. (УМК «Гармония»), Поглазова О.Т., Шилин В.Д. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014г.
Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. (УМК «Гармония»), Поглазова О.Т., Шилин В.Д. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014г.
Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. (УМК «Гармония») Поглазова О.Т., Шилин В.Д.– Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014г.
1.4. Сроки реализации программы
Рабочая программа рассчитана на один 2014-2015 учебный год.
1.5. Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий
Формы организации учебного процесса при реализации предмета «Окружающий мир» разнообразны: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета.
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Особенность организации образовательного процесса в 1 классе заключается в том, что содержание учебного материала в адаптационный период (первая четверть) осваивается в рамках внеурочных форм организации образовательного процесса: целевых прогулок, игр на свежем воздухе, экскурсий и т.д.
Особенностью контроля обучающихся 1 класса является безотметочное обучение, но основные функции контроля: обучающие, развивающие, воспитывающие могут нести на себе следующий инструментарий контроля: портфолио, устное тестирование, рефлексия, что позволяет формировать навыки контроля и самоконтроля.
В 1 классе контроль за уровнем развития и продвижения в освоении предмета учащимися предполагается в ходе текущих занятий. Задания берутся из Тетради с печатной основой (№1,№2) . Задания рекомендуется включать по одному в каждый урок в конце четверти, фиксируя результаты их выполнения.
В конце первого класса проводятся 2 итоговые контрольные работы, первая позволяющая оценить результаты, соответствующие требованиям ФГОС НОО. Вторая контрольная работа проверяет уровень достижения планируемых результатов, определяемых содержанием и требованиями реализуемой авторской программы.
2.Общая характеристика учебного предмета
2.1.Специфика построения предмета, соотношение практической и теоретической части
Основной особенностью содержания предмета «Окружающий мир» является его интегративный характер. В нем объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль предмета для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке рисования – художники.
3.Место учебного предмета в учебном плане
3.1.Определение места и роли учебного предмета в учебном плане и в Основной образовательной программе начального общего образования
Согласно учебному плану учебный предмет Окружающий мир входит обязательную часть, является частью предметной области Обществознание и естествознание и на его изучение в 1-4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 270 часов.
3.2. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
На изучение Окружающего мира в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется, необходимо наблюдать и познавать его.
Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.
Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.
Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
5.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
5.1.Личностные:
У ученика начнут формироваться:
строить речевое высказывание в устной форме;
кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре,
осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам
У ученика могут быть сформированы:
желание открывать новое знание, новые способы действия,
готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры,
стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознание важности сохранять своё здоровье.
5.2.Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
действовать согласно плану, составленному учителем;
оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
применять для решения задач (под руководством учителя)
логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.
Ученик получит возможность научиться:
осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения
учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
строить речевое высказывание в устной форме;
кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре,
осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Ученик получит возможность научиться:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
5.3.Предметные результаты
Ученик начнёт учиться:
выполнять правила культурного поведения в школе,в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые
растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем, и на примере своей местности);
сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
называть части тела человека;
характеризовать признаки времён года;
объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
выполнять режим дня;
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города (села);
объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Краснойкниги;
классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;
осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);
осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.
6.Содержание учебного предмета
Раздел 1. Твои первые уроки (14 часов)
Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком.
Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома порядок, освещение, свежий воздух. Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Режим дня младшего школьника. Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока«Окружающий мир». Условные знаки как источник информации - способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «Места для пожилых»). Правила культурного поведения в общественных местах и дома, экологически грамотное поведение в природе.
Дидактическая игра: «Я – примерный пешеход и пассажир», «Я – культурный человек», «Время знаю – всюду успеваю».
Экскурсия: по школе и на пришкольный участок.
Раздел 2. Окружающий мир и его изучение (8 часов)
Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивать предметы и объединять в группы (классифицировать). Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, воображение, фантазия, настойчивость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; живая, неживая природа.
Наблюдения объектов и явлений природы.
Практическая работа по сбору информации о предметах с помощью органов чувств.
Раздел 3. Разнообразие и красота растений (15 часов)
Многообразие растений и сред их обитания. Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Их изображение на рисунке, схеме, модели. Растения – живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет).
Дикорастущие деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья. Разнообразие кустарников и травянистых растений.
Как человек использует древесину, как беречь эти изделия. Экономное расходование бумаги, повторное использование бумажных отходов. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения, их
целебные свойства и использование. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса) и удивительные растения мира. Значение растений в природе и жизни человека, бережное отношение к ним. Необходимость сохранения видового
многообразия дикорастущих растений. Красная книга России. Растения родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.
Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих. Где и как выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.
Декоративные и комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.
Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; уход за комнатными растениями; зарисовка растений, моделирование их строения.
Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер, в теплицу).
Раздел 4. Разнообразие грибов (3 часа)
Многообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение шляпочного гриба (грибница, плодовое тело, шляпка, ножка), пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, плесневые и др.). Значение грибов для природы, их использование человеком.
Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.
Раздел 5. Разнообразие и красота животных (18 часов)
Многообразие животных: внешний вид, среда обитания, способы питания и защиты. Условия жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Их взаимосвязь с растениями (пища, кров, защита). Признаки, по которым животных объединяют в группы (строение тела, кожный покров, размножение). Разнообразие млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных. Существенные признаки этих групп животных.
Краткая характеристика видового разнообразия (особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания). Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае, бережное отношение к ним. Правила безопасного поведения при встрече с разными животными. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные домашние животные, выращиваемые в родном крае. Причины исчезновения некоторых видов животных. Забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.
Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин).
Раздел 6. Творения людей вокруг тебя (8 часов)
Какое значение имеют деревья в природе и в жизни людей. Почему тема названа «Вторая жизнь дерева». Как сохранить деревья? Какими были (и есть) изделия народных мастеров. Какие материалы они использовали для своих изделий и как их украшали? Чем различаются изделия мастеров разных народов? Какими могут быть национальные традиции, в чём они проявляются? Чем могут увлекаться люди? Что такое коллекция, из каких экспонатов она может состоять? Каким должен быть дом и двор, в котором живут люди? Каким можно сделать школьный двор. Какие достопримечательности можно посмотреть в родном крае. Какие памятные, святые места есть в нём, как за ними ухаживают. Какие творения людей становятся памятниками культуры. Важность бережного отношения к старинным памятникам.
Экскурсии: по родному городу, селу.
7.Тематическое планирование по предмету
№ п/п | Название раздела | Планируемые результаты изучения темы/раздела; | Деятельность обучающихся по достижению результатов. | Экскурсии, практические и творческие работы | |
Предметные понятия | Метапредметные | ||||
1. | Твои первые уроки (14 часов) | Культурный человек, нормы поведения в семье, с работниками школы, с незнакомыми людьми. Член классного коллектива, его права и обязанности; одноклассники – дети разных народов; друзья, взаимопомощь и выручка. Вежливость, воспитанность, культура общения в семье, с незнакомыми взрослыми людьми; правила поведения в общественных местах. Части тела человека, условия их развития и сохранения здоровья; здоровое питание; одежда, соответствующая погоде и роду занятий; правила ухода за одеждой и обувью. | умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы; извлекать нужную информацию; умение пользоваться условными обозначениями; принимать учебную задачу и планировать её выполнение; работать в паре; | Знакомиться со школьными помещениями, запоминать их расположение. Учиться организовывать своё рабочее место, аккуратно складывать школьные принадлежности, носить школьную сумку, сидеть за партой. Следить за своим внешним видом и ухаживать за одеждой. Учиться анализировать рисунки, рассказывать, что на них изображено, давать оценку ситуациям, изображённым на них. Учиться работать с рабочей тетрадью. Учиться понимать и использовать условные знаки. Моделировать, изображать безопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков. Обсуждать правила поведения в школе, поступки, допустимые и недопустимые в общественных местах. Учиться вести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту. Выбирать соответствующие формы общения с окружающими людьми, с родителями, учителем, сверстниками, друзьями. Моделировать различные ситуации поведения и общения. Учиться составлять режим дня. | Экскурсии: по школе, на пришкольный участок. Ролевые игры: Я - примерный пешеход и пассажир Я - культурный человек Время знаю - всюду успеваю. |
2. | Окружаю щий мир и его изучение (8 часов) | Источник информации, способ познания, признак предмета, природное, рукотворное, живое, неживое. | Умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы; умение работать с иллюстрациями, извлекать нужную информацию; умение пользоваться условными обозначениями. | Наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства. Сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.). Объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам. Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Учиться задавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу). Учиться работать с разрезными карточками. Различать тела живой и неживой природы, называя характерные признаки живых существ. | Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала. Практические работы: Наблюдение разных предметов с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств. Работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека). |
3. | Разнообра зие и красота растений (15 часов) | Растение - живое существо, условия жизни растений; части растения; существенные признаки дерева, кустарника, травянистого растения; различие хвойного и лиственного деревьев. живая и неживая природа; деревья, кустарники, травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; культурные, комнатные растения; части растений. | Умения различать, сравнивать, объединять растения в группы, выделять существенные признаки; умение пользоваться условными знаками. Умение работать с разными источниками информации; умение выполнять тестовые задания. | Наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями. Различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели). Сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков. Различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культурные растения. Группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья). Рассказывать, что изготавливают из разных культурных растений. Наблюдать за развитием растения из семени (по желанию). | Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений. Практические работы: Рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев (на собранных во время экскурсии или на гербарных листах). Моделирование строения дерева (работа в паре). Работа с разрезными карточками (распределение растений на группы). Уход за комнатными растениями. |
4. | Разнообра зие грибов (3 часа) | Съедобный, условно съедобный, ложный, ядовитый гриб; правила сбора грибов. | Умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки; умение работать с разными источниками информации. | Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов. | Практическая работа: Лепка шляпочных грибов (работа в парах). |
5. | Разнообра зие и красота животных (18 часов) | Знание существенных признаков шести групп животных; умение объединять животных в группы (классифицировать). Исчезающие и редкие виды живых существ; способы сохранения и восстановления разнообразия растительного и животного мира Земли; оранжерея, заповедник, заказник, национальный парк. | Умение различать, классифицировать предметы окружающего мира; умение выполнять тестовые задания. Умение анализировать иллюстрации, находить необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; умение оценивать деятельность людей и собственные действия. | Проводить простейшие наблюдения за животными (в живом уголке школы, во дворе дома, за домашними питомцами). Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности). Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия. Выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб). Группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся). Приводить примеры представителей разных групп животных. Рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними. Объяснять необходимость создания Красной книги. | Экскурсия:В зоопарк (в цирк зверей, в зоомагазин). Практические работы: Работа с разрезными карточками (распределение животных на группы). Уход за животными живого уголка школы. |
6. | Творения людей вокруг тебя (8 часов) | Среда обитания, её значение для человека. Достопримечательность, памятное место, памятник природы, культуры. Народное творчество, народные мастера, разнообразие их изделий и узоров. | Развитие эстетического восприятие окружающего, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам. Развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданных нашими предками. | Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны. Обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать. Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры. Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта. Рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции. Наблюдать строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города (села). | Экскурсия: В краеведческий музей. Заочная экскурсия в музей прикладного искусства. Экскурсия по ближайшим к школе улицам родного города, в парк. Творческие работы: Лепка и раскрашивание фигурки из глины. Костюмированный бал «Мы дети народов России». |
Форма проведения текущей аттестации обучающихся 1 класса
Текущая аттестация в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. Используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.
Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) проводятся «срезовые» работы в виде:
- текущей диагностики;
- тематической диагностики;
- итоговой диагностики.
Формы контроля в 1-ом классе:
- устный опрос;
- письменный опрос (самостоятельные проверочные работы);
- рефлексия 1,2 уровней
8.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Страницы учебника и рабочей тетради | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Кол-во часов | Дата | ||||
Предметные Формируемые понятия | УУД | план | факт | |||||||
Раздел 1. Твои первые уроки - 14 часов | ||||||||||
1. | День знаний | У. - с. 3 – 7. | Школа, учитель, одноклассник; адрес, фамилия, имя; День знаний. | Постановка учебной задачи. Умение извлекать информацию из рисунка, фотографии. | Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки. | 1 | 1.09 | |||
2. | Путешествие по школе | У. - с. 8, 9; Р.т. -с. 3, задания 1, 2. | Общеобразовательная школа, классная комната, учебные кабинеты, туалетные комнаты, столовая, библиотека, спортивный зал, кабинет врача. | Умение наблюдать окружающее. | Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания в рабочей тетради. | 1 | 2.09 | |||
3.
| Школьные принадлежности
| Учебник - с. 10 – 13;Рабочая тетрадь - с. 4, 5, задания 3, 4, 5. | Урок, перемена, школьные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь, рабочее место ученика. | Умение отгадывать загадки, - называть отличительные признаки загадываемого предмета; умение анализировать рисунок, описывать, что изображено на нём. | Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить | 1 | 8.09 | |||
4. | Правила поведения в школе | Учебник - с. 14-17. | Ученик, учебный предмет, рабочее место ученика в классе и дома; расписание уроков. правила поведения на уроке, на перемене в классе и в коридорах школы. | Формирование оценочной деятельности. | Моделируют различные формы поведения в помещениях школы; оценивают рабочие места и поведение школьников, изображённых на рисунках, и делают вывод, какими они должны быть; обсуждают правила личной гигиены, учатся пользоваться гигиеническим уголком; работают с разрезными карточками. | 1 | 9.09 | |||
5. | Условные знаки | Учебник - с. 18-21 Рабочая тетрадь – с. 6-7, задания 6-9. | Условный знак как способ замещения реальных предметов и действий с ними. | Умения принимать учебную задачу и планировать её выполнение; работать в паре; пользоваться условными обозначениями. | Учатся заменять условными знаками предметы, действия сними, природные явления;. анализируют изображённые условные знаки (раскрывают закодированную в них информацию); выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками.. | 1 | 15.09 | |||
6, 7. | Безопасный путь | Учебник - с. 22 – 27; Рабочая тетрадь – с. 8, 9, задания 10-13. | Пешеход, светофор, дорожные знаки, безопасный переход улицы; правила поведения на дороге, во дворе дома, на улице. | Умение пользоваться условными знаками, раскрывать (декодировать) информацию, скрытую в них. | Осваивают правила безопасного поведения на улице; во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. Ролевая игра: Я - примерный пешеход | 2 | 16.09 22.09 | |||
8. | Экскурсия (прогулка на пришкольный участок) | Умение целенаправленно наблюдать явления окружающего мира. | Моделирование поведения на улице. Закрепление умения «читать» условные знаки. | Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице. | 1 | 23.09 | ||||
9. | Уроки общения | Учебник - с. 28-31. | Культурный человек, нормы поведения в семье, с работниками школы, с незнакомыми людьми. | Умение оценивать своё поведение и окружающих людей с позиции культурного человека. | Учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, в семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «озвучивают» их (составляют диалоги действующих на них персонажей). Ролевая игра: Я - культурный человек | 1 | 29.09 | |||
10. | Классный коллектив | Учебник - с. 32-35. | Член классного коллектива, его права и обязанности; одноклассники – дети разных народов; друзья, взаимопомощь и выручка. | Толерантное отношение к окружающим; умение высказывать свои суждения. | Учатся высказывать свои суждения и предположения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл пословиц о дружбе; формулируют выводы после выполнения заданий. | 1 | 30.09 | |||
11. | Уроки вежливости | Учебник - с. 36 – 41; Рабочая тетрадь с. 10, задание 14 | Вежливость, воспитанность, культура общения в семье, с незнакомыми взрослыми людьми; правила поведения в общественных местах. | Моделировать поведение в школе, в семье, во дворе дома, в транспорте, на улице; оценивать поведение своё и окружающих с позиции культурного человека. | Учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации, которые изображены на рисунках; учатся высказывать свои суждения, давать оценку происходящему. | 1 | 6.10 | |||
12.-13 | Уроки здоровья | Учебник - с.42 -51; Рабочая тетрадь с. 11, 12, задания 15-19. | Части тела человека, условия их развития и сохранения здоровья; здоровое питание; одежда, соответствующая погоде и роду занятий; правила ухода за одеждой и обувью. | Умение ставить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка; внимательное и ответственное отношение к своему здоровью. | Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; называют части тела человека; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев её использования; объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью; выполняют задания в рабочей тетради. | 2 | 7.10 13.10 | |||
14. | Режим дня школьника | Учебник - с. 52-54; Рабочая тетрадь - с. 13, задания 20, 21. | Режим дня, распределение дел по времени; дни недели, их последовательность. | Высказывать предположения, аргументировать свои ответы; умение пользоваться условными знаками. | Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; обсуждают важность сна для здоровья и правила поведения перед сном. Ролевая игра: Время знаю, всюду поспеваю. | 1 | 14.10 | |||
Раздел II. Окружающий мир и его изучение - 8 часов | ||||||||||
15. | Признаки предметов | Учебник - с. 56 – 57; Рабочая тетрадь - с. 14, задания 1, 2. | Отличительные признаки предметов - форма, цвет, размер; свойства предметов - лёгкий, мягкий, хрупкий, прозрачный и др. | Умение характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств; умение работать в паре. | Слушают стихотворение, рассуждают, что значит быть любознательным человеком, рассказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; учатся описывать предметы, называть их отличительные признаки; определяют, какой предмет спрятан (или загадан) в «волшебном мешочке»; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признаки. | 1 | 20.10 | |||
16. | Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы | Учебник –с . 58 – 61; Рабочая тетрадь - с. 15, задания 3, 4, 5. | Сходства и различия предметов; существенный (главный, основной) признак; объединение (распределение) разных предметов в одну группу. | Умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы. | Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак. | 1 | 21.10 | |||
17. | Органы чувств - верные помощники в познании мира | Учебник - с. 62-64; Рабочая тетрадь - с. 16, задания 6, 7. | Органы чувств - органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. | Умение добывать информацию с помощью органов чувств; умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства. | Работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.); учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач; работают с разрезными карточками | 1 | 27.10 | |||
18. | Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты | Учебник - с. 65-67. | Окружающий мир (всё, что нас окружает), две его части (природные и рукотворные предметы). | Развитие эстетического восприятия окружающего; умение наблюдать, классифицировать предметы окружающего мира. | Рассказывают, что они наблюдали во время воскресной прогулки с родителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике; учатся различать природные объекты и изделия человека. | 1 | 28.10 | |||
19. | Способы изучения окружающего мира | Учебник - с. 68 – 69. | Источники информации: учебники, энциклопедии,научно-популярная литература; музеи; наблюдения, опыт, практическая работа. | Умение извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем и находить ответы на них; умение работать в паре. | Учатся ставить (вместе с учителем) познавательные задачи; учатся наблюдать объекты и явления окружающего мира; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт. | 1 | 10.11 | |||
20. | Живая и неживая природа. Свойства живых существ | Учебник - с. 70 – 72;Рабочая тетрадь – с. 17-18, задания 8-10. | Свойства живого организма (рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание). | Умение различать предметы живой и неживой природы; умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана); умение работать в паре. | Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их; учатся составлять рассказ по картинкам, соблюдая последовательность отражённых в них событий; разгадывают загадки, находят предметы на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы (живое, неживое, изделие человека). | 1 | 11.11 | |||
21. | Обобщающий урок (Как изучают окружающий мир) | Учебник - с. 55 – 72; Рабочая тетрадь - с. 19, задание 11. | Проверяется усвоение введённых предметных понятий: источник информации, способ познания, признак предмета, природное, рукотворное, живое, неживое. | Проверяется усвоение УУД: умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы; умение работать с иллюстрациями, извлекать нужную информацию; умение пользоваться условными обозначениями. | Проверяют свои знания и умения; учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения, применять их на практике; работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира (реальные предметы или изображённые фотографиях и рисунках). | 1 | 17.11 | |||
22. | Экскурсия (на пришкольный участок, ближайший сквер) | Признаки поздней осени в природе; разнообразие растений, среда их обитания. | Умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления. | Наблюдают и описывают осенние изменения в природе, растения пришкольного участка; собирают опавшие веточки, листья, шишки, плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения. | 1 | 18.11 | ||||
Раздел III. Разнообразие и красота растений - 15 часов | ||||||||||
23. | Многообразие растений. Условия их жизни | Учебник - с. 73-75; Рабочая тетрадь - с. 20, задание 1. | Растение, среда обитания, взаимосвязь живой и неживой природы; условия жизни растения (вода, воздух, тепло, свет, почва). | Умение характеризовать растения; умение извлекать информацию из иллюстраций; умение отвечать на вопросы. | Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками. | 1 | 24.11 | |||
24. | Строение растений (на примере цветкового травянистого растения) | Учебник - с. 76 – 77; Рабочая тетрадь - с. 21, задания 2, 3. | Части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. | Умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию; умение работать в паре. | Анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением; учатся добывать информацию по рисунку-схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового); сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария, у комнатных растений). | 1 | 25.11 | |||
25. | Какими бывают растения. Дерево, его строение | Учебник - с. 78 – 79; Рабочая тетрадь - с. 22, задания 4, 5, с. 23, задание 6. | Дерево, кустарник, травянистое растение, их отличительные признаки; части дерева (ствол, корни, крона, ветви, листья). | Умение наблюдать и делать выводы; извлекать информацию из рисунка-схемы; умение сравнивать растения; умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью. | Рассказывают о своих наблюдениях растений на экскурсии, высказывают предположения о том, на какие группы их можно распределить и проверяют свои ответы; работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева; анализируют рисунок-схему дерева и определяют его части, моделируют дерево. | 1 | 1.12 | |||
26. | Кустарники и травы, их отличие от деревьев | Учебник - с. 80-82; Рабочая тетрадь –. 24-25, задания 7-10. | Кустарник, его основной признак, отличие от дерева; травянистое растение, особенности строения его стебля, травянистый стебель, его отличие от ствола дерева и стволиков кустарника. | Умение различать, классифицировать растения; умение работать в парах. | Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать; анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания. | 1 | 2.12 | |||
27. | Лиственные деревья, разнообразие их листьев | Учебник - с. 83-85; Рабочая тетрадь - с. 26, задания 11, 12, 13, с. 30, задание 19. | Лиственное дерево, строение листа (листовая пластинка, черешок), простой и сложный лист; листопад. | Умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы; целенаправленно вести наблюдения и анализировать их; работать с рисунком-схемой. | Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада. | 1 | 8.12 | |||
28. | Хвойные деревья, их разнообразие | Учебник - с. 86 – 88; Рабочая тетрадь - с. 27, 28, задания 14-17. | Хвоя, хвойное дерево, шишка; лиственница - листопадное хвойное дерево. | Умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки, объединять в группы. | Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (их хвою, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, классифицируют деревья; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы. | 1 | 9.12 | |||
29. | Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды | Учебник - с. 89- 92; Рабочая тетрадь - с. 32, 33 задания 21-23. | Ягода, ягодный кустарничек, ядовитые ягоды. | Умение работать с разными источниками информации; умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений). | Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадывают загадки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными карточками. | 1 | 15.12 | |||
30. | Обобщающий урок (Разнообразие растений) | Учебник - с. 73-92; Рабочая тетрадь - с. 29, задание 18, с. 31, задание 20, с. 34, 35, задания 24-26. | Закрепляем следующие знания: растение - живое существо, условия жизни растений; части растения; существенные признаки дерева, кустарника, травянистого растения; различие хвойного и лиственного деревьев. | Проверяем умения различать, сравнивать, объединять растения в группы, выделять существенные признаки; умение пользоваться условными знаками. | Отвечают на вопросы учителя, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | 1 | 16.12 | |||
31. | Удивительные растения мира. Экскурсия (в оранжерею, ботанический сад, по возможности) | Учебник - с. 93-95, второй форзац | Умение находить особенности строения разных растений мира. Красная книга - книга тревоги. | Умение выбирать научную информацию из художественного текста и иллюстраций; умение моделировать растения, работать в паре (распределять работу по изготовлению изделия). | Актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью; распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России. | 1 | 22.12 | |||
32. | Контрольный урок (Что мы узнали об окружающем мире в 1 полугодии) | Рабочая тетрадь – с. 36-40, задания 1-10. | Основные знания и умения: умение различать три группы предметов окружающего мира, три группы растений, две группы деревьев, части растений. | Умение находить отличительные признаки предметов, сравнивать, объединять их; умение находить информацию из разных источников. | Выполняют задания в рабочей тетради, оценивают (вместе с учителем) результаты своей работы. | 1 | 23.12 | |||
33. | Культурные растения | Учебник (часть 2) - с. 3-5; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 3, задания 1, 2, 3. | Дикорастущее растение, культурное растение, сорняк; поле, огород, сад; садовод, овощевод, полевод. | Умение различать, сравнивать, объединять растения в группы; умение работать в паре. | Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выявляют существенные признаки культурных растений; анализируют рисунки, работают с разрезными карточками. | 1 | 12.01 | |||
34. | Растения сада и огорода | Учебник (часть 2) - с. 5, 6, 7; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 4, 5, задания 4-7. | Овощные, садовые культуры, овощи, фрукты; способы выращивания растений, рассада, теплица. | Умение классифицировать, выделять отличительные признаки предметов. | Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду). | 1 | 13.01 | |||
35. | Растения поля. Зерновые культуры | Учебник (часть 2) - с. 8-11; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 6, задания 8, 9, 10. | Зерновые, технические, прядильные культуры; хлебороб, комбайнёр, пекарь, мельница, колос, зерно, мука. | Умение составлять рассказ по картинкам; умение готовить небольшое сообщение. | Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всё сделано из растений». | 1 | 19.01 | |||
36. | Декоративные растения. Комнатные растения | Учебник (часть 2) - с. 12-14; Рабочая тетрадь (часть 2) - с.7, задания 11, 12. | Декоративное растение, клумба, комнатное растение, правила ухода за ними. | Умение наблюдать, готовить небольшое сообщение о своих наблюдениях; умение работать в паре. | Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. | 1 | 20.01 | |||
37. | Обобщающий урок (Что мы узнали о растениях) | Рабочая тетрадь(часть 2) – с. 8 - 9, задания 1, 2, 3, 4. | Проверяется усвоения понятий - живая и неживая природа; деревья, кустарники, травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; культурные, комнатные растения; части растений. | Умение работать с разными источниками информации; умение сравнивать предметы, объединять их в группы; умение выполнять тестовые задания. | Обобщают знания, «открытые» ими при изучении растений; выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении. | 1 | 26.01 | |||
Раздел IV. Разнообразие грибов - 3 часа | ||||||||||
38. | Грибы, их многообразие | Учебник (часть 2) -с. 15-18;Рабочая тетрадь – с. 11, задание 3. | Гриб, грибница, плодовое тело шляпочного гриба (шляпка, ножка); пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы; размножение грибов. | Умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию из текста. | Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, реальные грибы по возможности), находят их сходства и различия; работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба; сравнивают растения и грибы; дополняют выводы, данные в учебнике. | 1 | 27.01 | |||
39. | Съедобные и ядовитые грибы | Учебник (часть 2) -с. 19-21; Рабочая тетрадь (часть 2) – с. 10, 11, задания 1, 2, 5. | Съедобный, условно съедобный, ложный, ядовитый гриб; правила сбора грибов. | Умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки; умение работать с разными источниками информации. | Находят различия в строении грибов, отличительные признаки ядовитых грибов; обсуждают правила сбора грибов; составляют памятки безопасности; работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради | 1 | 2.02 | |||
40. | Удивительные грибы (другие виды грибов) | Учебник (часть 2), с. 22-23; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 11, задание 4. | Грибы-разрушители, микроскопические грибы (не видимые невооружённым глазом), дрожжевые и плесневые грибы. | Умение моделировать шляпочные грибы; умение распределять работу в паре. | Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека; лепят из пластилина шляпочные грибы и дают им характеристику. | 1 | 3.02 | |||
Раздел V. Разнообразие и красота животных - 18 часов | ||||||||||
41. | Животные, их разнообразие | Учебник (часть 2), с. 25-29;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 12, задание 1. | Животные, среда обитания, способы передвижения, защиты, питания; правила безопасного поведения с животными. | Умение характеризовать животных; Умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами. | Анализируют стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, приводят примеры животных; работают в паре - размышляют, чем различаются животные, как они узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов; | 1 | 9.02 | |||
42. | Млекопитающие, их многообразие | Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 13, зада Учебник (часть 2) -с. 30-33;ния 2, 3, 4. | Млекопитающие (звери), их существенный признак, морское млекопитающее; правила безопасного и экологически грамотного поведения с животными. | Умения осуществлять поиск информации из иллюстраций и учебного текста; умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный признак, объединять (классифицировать) животных; умение сочинять историю на заданную тему. | Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в одну группу; | 1 | 10.02 | |||
43. | Птицы, их многообразие | Учебник (часть 2) - с. 34-37;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 14-15, задания 5-7. | Существенный признак птиц, оперение птиц - пуховые, покровные, маховые перья; зерноядные, насекомоядные, хищные, водоплавающие птицы, их среда обитания и способ питания. | Продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки животных; умение работать с разными источниками информации; умения моделировать. | Рассказывают о своих наблюдениях птиц, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; Классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют собственную птицу (по желанию) | 1 | 23.02 | |||
44. | Размножение птиц | Учебник (часть 2) -с. 38 – 39;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 16, задание 8. | Гнездо, яйцо, птенец, способы маскировки самки, способы защиты гнезда; правила экологически грамотного поведения в природе. | Умение наблюдать, описывать свои наблюдения; моделировать предметы окружающего мира. | Выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц; наблюдают, работают с разрезными карточками, классифицируют птиц; моделируют по выбору гнездо птицы ( по желанию) | 1 | 24.02 | |||
45. | Удивительные птицы | Учебник (часть 2) - с. 40-43;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 16, задание 9; с. 17, задание 10. | Нелетающие птицы, певчие, перелётные и зимующие птицы; значение птиц для природы и человека. | Умение анализировать рисунок и предполагать, какая заложена в нём информация; умение устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира; обобщать наблюдения, делать выводы. | Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, слушают записи звуков, издаваемых птицами; анализируют задумки художника (по рисункам в рабочей тетради);узнают птиц по описанию и голосам, предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в теплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой | 1 | 2.03 | |||
46. | Насекомые, их многообразие | Учебник (часть 2) - с. 44-45; Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 18-19, задания 11, 12, 13. | Насекомое, части его тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, крылья); среда обитания, способы передвижения, питания и защиты насекомых. | Умение находить сходства и различия, представлять образ предмета по его описанию; наблюдать и описывать предметы окружающего мира, обобщать найденную информацию и делать выводы. | Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки насекомых; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради; моделируют насекомое по выбору ( по желанию) | 1 | 3.03 | |||
47. | Общественные насекомые | Учебник (часть 2) - с. 46-48;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 20, задание 14. | Общественные насекомые, образ их жизни; правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями. | Умение определять основную и дополнительную информацию из текста, выделять научную информацию из художественного текста, анализировать рисунки. | Рассказывают о своих наблюдениях жизни пчёл и муравьев; анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста; осваивают дидактическую игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; работают с разрезными карточками; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении. | 1 | 9.03 | |||
48, 49. | Жуки и бабочки | Учебник (часть 2) -с. 49-51;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 21-23, задания 15-19, тест. | Жук, его строение; бабочка, её строение; экологически грамотное поведение в природе, бережное отношение к насекомым. | Умение наблюдать, выделять отличительные признаки насекомых, сравнивать и объединять их в группы. | Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе; работают с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам; | 2 | 10.03 16.03 | |||
50. | Рыбы, их многообразие | Учебник (часть 2) - с. 52, 54;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 24, задания 21, 22. | Рыба, её основной признак; части тела рыбы, способы дыхания, питания, маскировки; пресноводные и морские рыбы. | Умение находить необходимую информацию из разных источников; умение работать с рисунками-схемами; умение работать в паре. | Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради | 1 | 17.03 | |||
51. | Аквариумные рыбы | Учебник (часть 2) - с. 53, 55;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 24, задание 20. | Аквариум, аквариумные рыбы, правила ухода за ними. | Умение наблюдать за природными объектами, характеризовать и моделировать их, составлять небольшое сообщение. | Узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, классифицируют рыб, работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; моделируют строение тела рыбы; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках | 1 | 30.03 | |||
52. | Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие | Учебник (часть 2) - с. 56-58;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 25, 26, задания 23-25. | Земноводные, их основной признак; бесхвостые и хвостатые земноводные, среда их обитания, образ жизни; умение различать жаб, лягушек, тритонов; пресмыкающиеся, строение тела, его покров; правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми змеями. | Умение ставить познавательную задачу и планировать её решение; умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы; проводить наблюдения и описывать их. | Читают текст, рассматривают иллюстрации, находят сходства между земноводными, между пресмыкающимися, выделяют их основные признаки, отличающие их от других животных; сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия; | 1 | 31.03 | |||
53. | Древние пресмыкающиеся | Учебник (часть 2) - с. 59 Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 27-28, тест, задания 26-28. | Динозавры - древние пресмыкающиеся; проверяется усвоение понятий «рыба», «земноводное», «пресмыкающееся». | Проверяется умение выполнять тестовые задания, умение готовить небольшие сообщения. | Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с разрезными карточками; обобщают знания «открытые» ими при изучении разных групп животных; выполняют тест в рабочей тетради | 1 | 6.04 | |||
54. | Домашние животные, их значение в жизни человека | Учебник (часть 2) - с. 60 – 63;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 29, 30, задания 29-31. | Дикое и домашнее животное; уход за домашними животными; как люди используют разных домашних животных. | Умение наблюдать и готовить краткое сообщение о своих наблюдениях; описывать характерные особенности домашних животных. | Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких | 1 | 7.04 | |||
55. | Домашние питомцы | Учебник (часть 2) -с. 64 – 66;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 30, задания 32, 33. | Правила ухода за домашними питомцами; породы собак, их значение в жизни человека. | Умение анализировать текст, рисунки, наблюдения, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира. | Наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили. | 1 | 13.04 | |||
56. | Обобщающий урок (Что мы узнали о животных) | Учебник (часть 2) -с. 67-68;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 31, задание 34, с. 34 – 35, задания 1-8. | Проверяется знание существенных признаков шести групп животных; умение объединять животных в группы (классифицировать). | Проверяется умение различать, классифицировать предметы окружающего мира; умение выполнять тестовые задания. | Выполняют задания в учебнике и в рабочей тетради, работают с разрезными карточками, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы. | 1 | 14.04 | |||
57. | Экскурсия | Учебник (часть 2) -с. 69 – 73. | Зоопарк, зоологический музей, дельфинарий, правила поведения в них. | Умение описывать, характеризовать объекты окружающего мира, высказывать свои суждения, аргументировать их. | Наблюдают животных, знакомятся с работой служащих зоопарка; собирают информацию о животном, выбранном для сообщения. | 1 | 20.04 | |||
58. | Красная книга растений и животных | Учебник (часть 2) - с. 74-77, форзацы учебников части 1 и 2;Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 32, 33, задания 35-38. | Исчезающие и редкие виды живых существ; способы сохранения и восстановления разнообразия растительного и животного мира Земли; оранжерея, заповедник, заказник, национальный парк. | Умение анализировать иллюстрации, находить необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; умение оценивать деятельность людей и собственные действия. | Актуализируют свои наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; читают тексты, отвечают на вопросы; рассматривают и «озвучивают» картинки в диалоговой форме; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы 1 и 2 частей учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым | 1 | 21.04 | |||
Раздел VI. Творения людей вокруг тебя - 8 часов | ||||||||||
59. | Дерево в жизни человека | Учебник –с . 80-81;Рабочая тетрадь – с. 38, задание 1. | Древесина, экономное и вторичное использование бумаги, бережное отношение к к деревьям и к изделиям из древесины. | Умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами. | Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека (и в собственной жизни); знакомятся с изделиями из древесины и как их сохранять; разрешают нравственную коллизию, какое дерево важнее - живое или срубленное, анализируют отношение человека к живому дереву по тексту стихотворения (в рабочей тетради), отмечая, что в нём говорится об уходе за деревьями; рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности её вторичного использования; наблюдают деревья школьного двора (как к ним относятся ученики школы). | 1 | 27.04 | |||
60. | Народное творчество (Экскурсия в музей прикладного искусства) | Учебник - с. 82-83;Рабочая тетрадь – с. 39, задание 2. | Народное творчество, народные мастера, разнообразие их изделий и узоров. | Развитие эстетического восприятия предметного мира; умение различать изделия народных мастеров. | Знакомятся с изделиями народных мастеров (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров; пробуют создать своё изделие (по желанию). Возможно создание выставки изделий народных мастеров в классе с помощью родителей. | 1 | 28.04 | |||
61. | Национальные традиции в изделиях разных народов. (Экскурсия в краеведческий музей) | Учебник – с . 84-85. | Национальная традиция, национальная одежда, узоры. | Уважительное отношение к национальным традициям разных народов. | Знакомятся с национальными традициями разных народов (народов, живущих в родном крае); рассуждают о важности уважительного отношения к традициям к разных народов. | 1 | 4.05 | |||
62. | Мир увлечений людей. Коллекционирование | Учебник – с 86-87. | Коллекция, экспонат, коллекционер. | Умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать её. | Рассказывают (представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции. Возможно участие коллекционеров родителей (по возможности). | 1 | 5.05 | |||
63. | Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор | Учебник – с 88-89. | Среда обитания, её значение для человека. | Развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту. | Рассуждают о своём участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; проводят посадку клумбы в школьном дворе, саженцев кустарников или деревьев. | 1 | 11.05 | |||
64. | Родной город (село, край), его памятные места. (Экскурсия по родному городу, селу) | Учебник - с. 90-92. | Достопримечательность, памятное место, памятник природы, культуры. | Развитие эстетического восприятие окружающего, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам. | Наблюдают достопримечательности родного края; приводят в порядок памятные места; готовят сообщение об одном из них (по желанию). | 1 | 12.05 | |||
65. | .Памятники культуры. Бережное отношение к ним | Учебник - с. 93-95;Рабочая тетрадь с. 39, задание 3. | Памятники культуры всемирного значения, необходимость их охраны. | Развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданных нашими предками. | Учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам, восхищаются творениями великих зодчих России. | 1 | 18.05 | |||
66. | Итоговый контрольный урок (Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в 1 классе) | Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 36-37, 40. | Проверяются основные знания о сезонных приметах, растениях, животных. | Проверяется умение находить нужную информацию из текста и иллюстраций; Умение различать и классифицировать предметы окружающего мира; умение оценивать свои успехи в учёбе. | Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в 1 классе. | 1 | 19.05 |
9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету
Список литературы
для учителя:
- О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2014 г.
- О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2014 г.
- О.Т.Поглазова. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир». - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2014 г.
для учащихся:
- О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2014 г.
- О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2014г.
Интернет-ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
- http://school-collection.edu.ru/
- www.center.fio.ru
- http://www.maro.newmail.ru
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
- http://www.int-edu.ni
Печатные и другие пособия:
Для организации работы с разными источниками информации имеются в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием, в классе имеются:
- модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
- муляжи грибов, фруктов и овощей;
- гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
- живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера .
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- демонстрационный экземпляр микроскопа;
- комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
- демонстрационный экземпляр флюгера;
- демонстрационный экземпляр барометра;
- демонстрационный экземпляр бинокля;
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 4 класс УМК "Гармония"
Рабочие программы с добавлением по 1 часу к русскому языку, чтению и математике. Буду рада, если кому пригодятся....
Рабочая программа ( 3 класс, УМК " Гармония")
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на год....
Рабочая программа 3 класс УМК "Гармония" ФГОС
Содержит пояснительную записку и тематическое планирование по русскому языку в 3 классе УМК "Гармония" ...
Рабочие программы 3 класс УМК "Гармония"
Рабочие программы по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству...
Рабочие программы. 4 класс. УМК "Гармония"
Рабочие программы для 4 класса по УМК "Гармония"...
Рабочие программы. 4 класс. УМК "Гармония"
Рабочие программы для 4 класса по УМК "Гармония"...
Рабочие программы. 4 класс. УМК "Гармония"
Рабочие программы для 4 класса по УМК "Гармония"...