"Будь природе другом!"
классный час по окружающему миру (1 класс)

Безрукова Валерия Юрьевна

Современная ситуация на планете Земля характеризуется почти повсеместным резким ухудшением качества окружающей природной среды - загрязнением воздуха, рек, морей; захламлением различного рода отходами жизнедеятельности людей; обеднением, а часто и полным исчезновением многих видов животного и растительного мира; деградацией почв, уничтожением лесов. Экологическая игра направлена на привлечение внимания детей к возможности решения экологических проблем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по окружающему миру для 1 класса «Будь природе другом!»

Цель: привлечь внимание детей к возможности решения экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды.

Задачи

  • Образовательные: углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды.
  • Развивающие: развивать экологическое мышление у детей, формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, учить детей анализировать свое поведение через поступки.

Планируемые результаты.

  • Предметные : определяют способы взаимодействия человека и природы; формулируют правила поведения человека в природе.
  • Личностные: осознают себя жителями планеты «Земля», испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.

 Метапредметные

  • Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе, используют рисунки, фотографии для получения необходимой информации.
  • Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, приводят убедительные доказательства; умеют работать в группе.

Тип занятия:  изучение нового материала.

Вид занятия: урок – игра

Форма занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемое оборудование:

  • Презентация.
  • Интерактивная доска.
  • Сигнальные карточки.
  • Клубок ниток.
  • Цветные карандаши.
  • Листы А4.
  • Правила работы в группе.

Актуальность темы: Современная ситуация на планете Земля характеризуется почти повсеместным резким ухудшением качества окружающей природной среды - загрязнением воздуха, рек, морей; захламлением различного рода отходами жизнедеятельности людей; обеднением, а часто и полным исчезновением многих видов животного и растительного мира; деградацией почв, уничтожением лесов.

Ход занятия:

Организационный момент. Эмоциональный настрой детей на занятие. Презентация. Слайды № 2-8.

      Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг…(природа)

Сообщение целей занятия.

- Ребята, как вы думаете о чем мы будем с вами говорить на занятии?

- О природе.

- Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь?

- А что же такое «экология»? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.

Далее работа идет с использованием слайдов презентации.

Слайд № 9. Чтобы во всем разобраться, нам нужно совершить путешествие  в мир природы. Перед нами перекресток, куда нам отправиться? Гиперссылка на слайд № 10 (стрелочка № 1) «Планета Земля». Игра «выбери предмет» - необходимо определить, на какой из предложенных предметов похожа Земля (слайды № 11-15). На каждом из слайдов можно себя проверить, нажав на каждый предмет, где с помощью триггеров выставлены правильные ответы. Дети читают стихи после того, как игра закончится (слайд № 16).

Как яблоко на блюде

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

После завершения первого этапа с помощью гиперссылки возвращаемся на главный слайд (перекресток).

Народные сказки. Информация для учителя. По гиперссылке переходим к слайду № 17. На этом слайде располагается домик, в котором и живут сказки: Сказка № 1 и Сказка № 2. Чтобы осуществить переход, нужно кликнуть по сказке № 1, или № 2.

- Сказка № 1. «Теремок» (переходим по гиперссылке на слайд № 18. Задание «Угадай сказку». Здесь дети узнают свою сказку по подсказкам. Сначала появляются домик, затем его обитатели. Неплохо вспомнить главных героев: мышка – норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, косолапый медведь. Чтобы удостовериться в правильности ответа переходим к слайду № 19 (название сказки «Теремок»). Чьё появление в теремке приводит к его разрушению? Слайд № 20. На слайде имеются две составляющие: человек и природа. При беседе с детьми применяем экологический подход: медведь олицетворяет человека, а остальные обитатели – природу. Можно рассматривать «Теремок» как  Природу, а человечество выступает в роли «Медведя» вмешательство которого приводит к нарушению экологического равновесия.

- Далее переходим на слайд «Народные сказки» (слайд № 17) и отправляемся по ссылке во вторую сказку (слайд № 21). В известной сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. Удостовериться в правильности названия сказки можно на слайде № 22.

Беседа о воде.

- Почему вода в ней могла быть опасной? Что говорила Алёнушка Ивану, если он напьётся из лужи?

- Вода загрязнена. Кто из него напьётся, станет жеребёночком. Попадались на пути и другие следы, видно стадо коров прошло. Но стать телёночком мальчику совсем не хотелось. В конце пути Иванушка не выдержал и напился из копытца, оставленного козами.

- Ребята, а что значит чистая вода?

- Чистая вода – это вода, которая не содержит никаких посторонних примесей, опасных веществ и микроорганизмов.

- А теперь поиграем в экологическую игру «Паутина жизни»

Цель: экологические связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы.

Ход игры. Участники встают в круг и постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины.

Затем участники отклоняются назад, так что нитка натягивается, если один из них уходит, нитка ослабевает.

Игра наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом.

Перекресток. 3 Гиперссылка на слайд № 23. Проблема и пути ее решения. Решаем три проблемы вместе. Вход в проблему: во всем, что случилось с природой, виноват человек. Для того чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала выясним, а какие проблемы уже есть.

Возвращаемся на перекресток. Гиперссылка на слайд № 29  «Красная книга».

- Красная книга! Почему она красная? По гиперссылке переходим на слайд № 30. Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. В книге рассказывается о самых красивых животных?
  2. Красный цвет – сигнал тревоги?
  3. А может быть в этой книге приведено описание опасных для человека животных?

Ребята, я предлагаю вам подумать и выбрать только один правильный ответ. Можно нажать на каждый предложенный вариант и узнать правильный ответ. Учитель говорит о том, что красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно. Далее переходим к следующему слайду (№ 31). «Красная книга Международного союза охраны природы и природных ресурсов — список редкостных и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, символический сигнал бедствия, адресованный правительствам и общественности отдельных государств. Периодически пополняется новыми видами. Первая Красная книга опубликована в 1966 году. Издаются также национальные и региональные Красные книги, например, Красная книга России(2001г.), Калининградской области(2010г.).

- Ребята, как вы думаете когда была выпущена Красная книга Калининградской области?

- Нет

- Красная книга Калининградской области была создана в 2010 году и содержит в себе 334 страницы.

Возвращение на перекресток (слайд № 9).

- Все дорожки пройдены, только черная тучка нависла. Как бы не было беды. Поспешим. По гиперссылке переходим на слайд № 32. Показываем иллюстрации стихийных бедствий. Это катастрофы, которые в последнее время все чаще происходят на планете. Это землетрясения, наводнения, цунами, смерчи и многое другое. Гибнет много людей, стираются с лица Земли города и деревни. Природа доказывает нам наше бессилие и беспомощность перед лицом природных катаклизмов.

- А сейчас сыграем в игру «Светофор». Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы сигнальными карточками показывать, если это хорошо – зеленый кружок, плохо – красный.

Лесные правила

Ветки дуба не ломай, (да)

И почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать! (да)

Зря цветы не надо рвать! (да)

Из рогатки не стрелять, (да)

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, (да)

Топать, хлопать, палкой бить. (да)

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

- Молодцы! У нас имеются все возможности, чтобы сохранить для себя и последующих поколений чистые водоемы, воздух, почву с их животным и растительным миром.

-Работа в группах. (Правила вывешиваются на доску)

Правила работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие, высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

- Ребята, а сейчас в группах мы нарисуем что нужно делать , чтобы сохранить нашу природу, и что не нужно делать, чтобы природа погибла.

- Выставка работ.

Наше путешествие подходит к концу.

И закончить наш праздник мне бы хотелось отрывком из стихотворения  М. Дудина «Берегите Землю!»

  Берегите Землю, берегите!

 Жаворонка в голубом  зените,

 Бабочку на листьях повилики.

 На тропинках солнечные блики,

 На камнях играющего краба,

 На могиле тень от баобаба,

 Ястреба, парящего над полем,

 Полумесяц над речным покоем,

 Ласточку, мелькающую в жите,

 Берегите эту Землю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....

Урок по окружающему миру "Будь природе другом"

На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы,  активному содействию животным. Прививала культ...

Будь природе другом

проектная работа по окружающему миру 2 класс посвящена изучению многообразия животных;  знакомит с проблемой охраны животных; учит бережному отношению ко всему живому....

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Урок-предостережение по окружающему миру "Будь природе другом!" 2 класс

Урок «Будь природе другом!» является итоговым в разделе «Природа».В уроке выделены этапы работы:1.Эмоциональный настрой.2.Актуализация знаний.3.Объяснение нового материала.4.Закрепление. Работа с учеб...

Будь природе другом

Конспект урока по окружающему миру...

Будь природе другом

Презентация к уроку по окружающему миру...