"Мир природы и человека" 1 класс (первый год обучения) для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
учебно-методическое пособие по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся 1 (дополнительного) класса является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – легкая умственная отсталость, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ОО с УО (ИН) на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа составлена на основе авторской программы «Живой мир» раздел Н.Б. Матвеева. – Москва: Просвещение.
На изучение предмета «Мир природы и человека» в 1-м дополнительном классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_mir_pr_i_chel_1a_dop.docx | 41.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО на МО учителей Протокол №___ от _____ | СОГЛАСОВАНО зам. дир. по УР _______/Н.В. Кудряшова/ «_____» _________ г. | ПРИНЯТО на Педагогическом Совете Протокол № __ от______ | УТВЕРЖДАЮ Директор _________/В.Н.Гнездилова/ Приказ № ____ от ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Мир природы и человека»
для обучающихся 1 «а/доп.» класса
АООП ФГОС ОО с УО
(интеллектуальными нарушениями) - легкая умственная отсталость
Срок реализации программы-1год
Составил О.В. Изатова
первая квалификационная категория
Санкт - Петербург
2021-2022 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся
1 «а/доп.» класса является приложением к Адаптированной основной образовательной программе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – легкая умственная отсталость
(АООП ФГОС ОО с УО – ЛУО)
Общая цель Формирование первоначальных знаний о неживой природе;
Понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и миром
человека.
В соответствии с АООП ФГОС ОО с УО – ЛУО определяются общие задачи курса:
-Уточнять имеющиеся у детей представления о неживой природе, дать новые знания об основных её элементах;
-Расширять представления о неживой природе;
-Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
-Формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
-Формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе;
-Корригировать и развивать познавательную деятельность, личностные качества ребёнка;
-Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность;
Содержание программы предмета «Мир природы и человека» составлена на основе авторской программы «Мир природы и человека» Матвеева М.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. – М: Просвещение, 2018. Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 / Матвеева М.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. – Москва: «Просвещение», 2018.
Место курса в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 66 часов (исходя из 2 часов в неделю).
Используемые технологии обучения
-технологии развивающего обучения
- игровые
- уровневой дифференциации на основе обязательных результатов
- личностно – ориентированное обучение
-информационно-коммуникационные
- здоровьесберегающие технологии
Формы организации учебного процесса
Формы обучения
-урок-беседа;
-урок-диалог;
-урок-игра;
-урок-экскурсия;
-урок-путешествие;
-викторина;
-урок-исследования.
Методы и приемы обучения
-мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации, ситуации занимательности, создание ситуации неопределенности)
-формирование новых умений (упражнения, практикум, игра, проекты, решение ситуационных задач и т.п.)
-организация и осуществление учебно-познавательной деятельности (рассказ, эвристическая беседа, изучение текста, демострация, иллюстрация, познавательная игра, исследование).
-обобщение и систематизация изученного (создание схем, таблиц, графиков, чтение схем, таблиц, карт).
Виды деятельности обучающихся на уроке
-игровая;
-теоретическая;
-практическая;
-индивидуальная.
Формы текущего контроля знаний
Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие формы как
текущая (усвоение знаний проверяется на каждом уроке);
итоговая (усвоение знаний проверяется за определённый период обучения четверть,
полугодие, год);
тематическая (проверяется усвоение отдельных тем)
Виды контроля:
1) устный опрос;
2) индивидуальные карточки с заданиями;
3) тестовые задания;
4) мониторинг техники чтения.
Планируемые результаты освоения предмета/курса
Личностные результаты освоения АООП
должны отражать:
-осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
-адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;
-способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
-осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:
входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);
организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы;
соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЕРЕДМЕТА
Тематическое планирование
№ раздела п\п | Темы уроков | Содержание раздела |
Неживая природа (9ч) | ||
Объекты живой и неживой природы. Земля и солнце. Значение солнца. Солнце и жизнь растений. День и ночь. Небо днем и ночью. Сутки. Занятие людей в течение суток. | Знакомство с миром природы. Мы живем на планете Земля. Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью видна на небе, не греет). Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим). | |
Сезонные изменения в природе (44ч) | ||
Осень. Признаки осени. Занятия и одежда детей осенью. Зима. Признаки зимы. Одежда и занятия детей зимой. Весна. Признаки весны. Одежда и занятия детей весной. Лето. Признаки лета. Одежда и занятия детей летом. | Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных. Национальные традиции в различные времена года. Правила безопасного поведения в различное время года. |
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Матвеева М.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. Мир природы и человека. 1 класс. В 2-х ч. М.: Просвещение. 2018. ФГОС ОВЗ
- Матвеева М.Б. Мир природы и человека. Р/т. 1класс. М.: Просвещение. 2020
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
1. Сайты:
http://zavuch.info/forums.html
http://www.gramota.ru
2. Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "логопедия" 3б класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Разработка рабочей программы для учащихся 3 класса (4 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....
Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов "Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в рамках реализации ФГОС"
Обощение опыта работы на тему "Развитие познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС"...
Рабочая программа по курсу "логопедия" 2г класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.)
Разработка рабочей программы для учащихся 2 класса (3 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....
Технологическая карта урока Предмета «мир природы и человека» 2 класс обучающиеся с уо (интеллектуальными нарушениями)
Тема: Зима, зимние месяцы.Цель: создание условий для формирования у учащихся знаний о зиме и зимних месяцахПланируемые результаты:Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное ...
Фрагмент урока по предмету мир природы и человека во 2 классе На тему «Зимующие и перелетные птицы» обучающиеся с уо (интеллектуальными нарушениями)
Тема: «Зимующие и перелетные птицы». Цель: формировать у учащихся представления о птицах зимующих и перелетных. Планируемые результаты:Предметные: умение выделять существенные пр...
Конспект урока по миру природы и человека в 4 классе по теме: «Растения полей. Поле в разное время года» (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)
Конспект урока по миру природы и человека в 4 классе по теме: "Растения полей. Поле в разное время года" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....
Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: «Лес. Растения леса». (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)
Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: "Лес. Растения леса" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....