"Мир природы и человека" 1 класс (первый год обучения) для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
учебно-методическое пособие по окружающему миру (1 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся 1 (дополнительного)  класса является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – легкая умственная отсталость, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ОО с УО (ИН) на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа составлена на основе авторской программы «Живой мир» раздел Н.Б. Матвеева. – Москва: Просвещение.

На изучение предмета «Мир природы и человека» в 1-м дополнительном классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_mir_pr_i_chel_1a_dop.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение            

школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

Протокол

№___  от _____

СОГЛАСОВАНО

зам. дир. по УР

_______/Н.В. Кудряшова/

«_____» _________ г.

         ПРИНЯТО

на Педагогическом Совете

Протокол № __ от______

        УТВЕРЖДАЮ

        Директор

    _________/В.Н.Гнездилова/

Приказ № ____  от ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Мир природы и человека»

для обучающихся 1 «а/доп.» класса

АООП ФГОС ОО с УО

(интеллектуальными нарушениями) - легкая умственная отсталость

Срок реализации программы-1год

                                                        

Составил О.В. Изатова

первая квалификационная категория

Санкт - Петербург

2021-2022 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся

  1 «а/доп.» класса  является приложением к Адаптированной основной образовательной программе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – легкая умственная отсталость

(АООП ФГОС ОО с УО – ЛУО)

Общая цель Формирование первоначальных знаний о неживой природе;

Понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и миром  

человека.

 В соответствии с АООП ФГОС ОО с УО – ЛУО определяются общие задачи курса:

-Уточнять имеющиеся у детей представления о неживой природе, дать новые знания об основных её элементах;

-Расширять представления о неживой природе;

-Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

-Формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

-Формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе;

-Корригировать и развивать познавательную деятельность, личностные качества ребёнка;

-Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность;

Содержание программы предмета «Мир природы и человека» составлена на основе авторской программы «Мир природы и человека» Матвеева М.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. – М: Просвещение, 2018. Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Часть 1 / Матвеева М.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. –  Москва: «Просвещение», 2018.

Место курса в учебном процессе

        Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на  66 часов  (исходя из  2 часов в неделю).

Используемые технологии обучения

-технологии развивающего обучения

- игровые

- уровневой дифференциации на основе обязательных результатов

- личностно – ориентированное обучение

-информационно-коммуникационные

- здоровьесберегающие технологии 

Формы организации учебного процесса

Формы обучения

-урок-беседа;

-урок-диалог;

-урок-игра;

-урок-экскурсия;

-урок-путешествие;

-викторина;

-урок-исследования.

Методы и приемы обучения

-мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации, ситуации занимательности, создание ситуации неопределенности)

-формирование новых умений (упражнения, практикум, игра, проекты, решение ситуационных задач  и т.п.)

-организация и осуществление учебно-познавательной деятельности (рассказ, эвристическая беседа, изучение текста, демострация, иллюстрация, познавательная игра, исследование).

-обобщение и систематизация изученного (создание схем, таблиц, графиков, чтение схем, таблиц, карт).

Виды деятельности обучающихся на уроке

-игровая;

-теоретическая;

-практическая;

-индивидуальная.

Формы текущего контроля знаний

 Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие формы как      

 текущая (усвоение знаний проверяется на каждом уроке);

 итоговая (усвоение знаний проверяется за определённый период обучения четверть,  

 полугодие, год);

 тематическая (проверяется усвоение отдельных тем)

Виды контроля:

1) устный опрос;

2) индивидуальные карточки с заданиями;

3) тестовые задания;

4) мониторинг техники чтения.

Планируемые результаты освоения предмета/курса

Личностные результаты освоения АООП

 должны отражать:

-осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

-адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

-способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

-осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);

организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);

использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

различать объекты живой и неживой природы;

соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЕРЕДМЕТА

Тематическое планирование

раздела п\п

Темы уроков

Содержание раздела

Неживая природа (9ч)

Объекты живой и неживой природы.

Земля и солнце.

Значение солнца.

Солнце и жизнь растений.

День и ночь.

Небо днем и ночью.

Сутки.

Занятие людей в течение суток.

Знакомство с миром  природы. Мы живем на планете Земля.

 Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью видна на небе, не греет).

 Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим).

Сезонные изменения в природе (44ч)

Осень.

Признаки осени.

Занятия и одежда детей осенью.

Зима.

Признаки зимы.

Одежда и занятия детей зимой.

Весна.

Признаки весны.

Одежда и занятия детей весной.

Лето.

Признаки лета.

Одежда и занятия детей летом.

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег).

Погода сегодня, вчера.

Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных.

Национальные традиции в различные времена года.

Правила безопасного поведения в различное время года.

Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Матвеева М.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. Мир природы и человека. 1 класс. В 2-х ч. М.: Просвещение. 2018. ФГОС ОВЗ
  2. Матвеева М.Б. Мир природы и человека. Р/т. 1класс. М.: Просвещение. 2020

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

1. Сайты:

www.school-collection.edu.ru

http://zavuch.info/forums.html

http://www.gramma.ru

http://www.openclass.ru

http://www.gramota.ru

2. Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "логопедия" 3б класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Разработка рабочей программы для учащихся 3 класса (4 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....

Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов "Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в рамках реализации ФГОС"

Обощение опыта работы на тему "Развитие познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС"...

Рабочая программа по курсу "логопедия" 2г класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.)

Разработка рабочей программы для учащихся 2 класса (3 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....

Технологическая карта урока Предмета «мир природы и человека» 2 класс обучающиеся с уо (интеллектуальными нарушениями)

Тема: Зима, зимние месяцы.Цель: создание условий для формирования у учащихся знаний о зиме и зимних месяцахПланируемые результаты:Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное ...

Фрагмент урока по предмету мир природы и человека во 2 классе На тему «Зимующие и перелетные птицы» обучающиеся с уо (интеллектуальными нарушениями)

Тема: «Зимующие и перелетные птицы». Цель: формировать у учащихся представления о птицах зимующих и перелетных. Планируемые результаты:Предметные: умение выделять существенные пр...

Конспект урока по миру природы и человека в 4 классе по теме: «Растения полей. Поле в разное время года» (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)

Конспект урока по миру природы и человека в 4 классе по теме: "Растения полей. Поле в разное время года" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: «Лес. Растения леса». (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: "Лес. Растения леса" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....