Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: «Лес. Растения леса». (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: "Лес. Растения леса" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: «Лес. Растения леса». (АООП для детей с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)

Задачи:

Образовательные:

  1. Обеспечить формирование у обучающихся  представления о лесе.
  2. Обеспечить закрепление понятия о растениях, их группах; закрепление понятия о деревьях.
  3. Обеспечить знакомство с понятиями «лиственное и хвойное дерево», усвоение различий между ними, знакомство с различными видами деревьев, кустарников и трав леса.
  4. Начать формирование понятия о значении леса.
  5. Познакомить с конкретными способами охраны леса.

Воспитательные:

  1. Формировать понимание обязанности охранять природу,  леса (формировать экологические представления).
  2. Продолжать формировать умение правильно себя вести на уроке, играть по правилам.

Развивающие:

  1. Развитие психических процессов: внимания, памяти, наглядно – образного мышления.
  2. Развитие рефлексии.
  3. Развитие положительной мотивации к обучению.

Материал:

Демонстративный: презентация.

Раздаточный: карточки с буквами для игры «Живое слово», карточки к схеме «Лес дает нам…».

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕМЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Организационный момент.

Учитель: «Громко прозвенел звонок – Начинается урок». Внимание - на меня, настраиваемся на отличную работу.

Чтение стихотворения.

Использование стихотворений позволяет создать эмоциональный настрой на урок,

сосредоточить внимание  обучающихся.

Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжаем наш разговор о растениях и обратим внимание на растения леса.

Итак, тема урока - (слайд №1, приложение) «Лес. Растения леса».

Использование презентации.

Презентация обеспечивает реализацию принципа наглядности обучения, формирование положительной мотивации.

Актуализация знаний.

Но, сначала вспомним, что мы уже знаем о растениях? (Слайд №2).

Угадайте:

  1. Как называются растения, у которых есть крепкий ствол, покрытый корой?
  2. У этих растений несколько тонких стволов, покрытых корой.
  3. У этих растений вместо прочного ствола есть зеленый стебель.

- Ребята, а эти растения могут расти в лесу? Кто был в лесу? (Слайд №3)

Игра «Угадай по описанию». Презентация.

Опора на личный опыт.

Обучающие под руководством учителя вспоминают изученные группы растений.

Далее с помощью учителя припоминают и осознают, какое место называют лесом, без каких растений не может быть леса?  Игровые приемы обеспечивают создание интереса к обучению.

Опора на личный опыт позволяет обеспечить значимость происходящего на уроке для детей, способствует созданию положительной мотивации.

Сообщение нового материала.

- Какое место мы называем лесом? Какие растения в лесу имеют самое важное значение?

Вывод: если нет деревьев, нет и леса.

Давайте прочитаем определение леса хором. Затем повторим. А теперь я начну, а вы продолжите определение.

- Ребята, поднимите руку, кто согласен со мной в том, что деревья бывают разные? Ребята подготовили небольшие сообщения о деревьях, послушаем их. (Слайды 4  и 5)

1 ученик: «Я знаю много лиственных деревьев. Это береза, дуб, ольха, осина. У таких деревьев осенью опадают листья, а весной снова вырастают. Лес, где растут лиственные деревья, тоже называется лиственным».

2 ученик: «Я знаю, что у хвойных деревьев растут листья в виде хвои (иголок). Это сосна, ель, лиственница. У сосны длинные иголки, у ели короткие, а у лиственницы иголки осенью желтеют и опадают. Лес, где растут такие деревья, называют хвойными».

Вывод: Деревья, у которых растут обычные листья, называют лиственными.

У хвойных деревьев растут листья в виде хвои.

- Под деревьями в лесу располагаются кустарники. Послушайте загадки о кустарниках. Угадать их помогут картинки на слайде. (Слайд № 6)

- Землю в лесу устилают лесные травы. Посмотрите на фото (Слайд 7), какие растения здесь изображены?

- Трав в лесу великое множество, они привыкли расти в тени деревьев.

Повторение определения хором, затем используется прием «Я начну, а вы продолжите».

Прием сообщений обучающихся (о хвойных и лиственных деревьях).

Использование загадок.

Игра «Угадай растение по фотографии».

Использование презентации.

Организуется работа с определением понятия лес, формируются представления о лиственных  и хвойных деревьях, кустарниках и травах леса.

Работа над формированием понятий ведется с активным включением обучающихся. Используемые приемы позволяют это обеспечить.

Динамическая пауза.

А сейчас немного поиграем -  

(слайд 8) кто угадал, в какую игру я приготовила?

(Обучающиеся получают карточки с буквами).

- Вы живые буквы, нужно составить у доски слово («малина», «груздь»). Нельзя разговаривать, подталкивать друг друга, надо быть терпеливыми.

Игровой прием.

Учитель проводит игру «Живое слово». Обращает внимание на обязательное выполнение правил игры.

Эта игра позволяет одновременно снять физическое напряжение и сосредоточить внимание, а также вносит элемент занимательности.

Сообщение нового материала.

(Слайд 9)

- Ребята, почему мы столько говорим о лесе? Нужен лес людям?

Давайте подумаем, что дает нам лес? Нам помогут карточки и схема на доске. Начинать ответ я предлагаю так: «Лес дает нам…»

(Дети получают карточки с изображениями о пользе леса). Организуется работа по схеме на слайде.

 

- Раз нам так нужен лес, надо ли его охранять?

А как, нам подскажет игра «Ну и ну!» Напомню правила: я буду называть поступок, а вы, если он вредит лесу, говорите «Ну и ну», а если приносит пользу – «Ура». Начинаем: (Слайд 10)

  1. Туристы развели в лесу костер.
  2. Отдыхающие забрали с собой весь свой мусор.
  3. На месте вырубленных деревьев были посажены новые.
  4. Грибники пинали несъедобные грибы и т. д.

Итак, надо стараться охранять лес, чтобы он всегда оставался нашим богатством. Это в наших силах.

(Слайд 11)

Составление схемы «Лес дает нам…»

Игра «Ну и ну…»

Обучающиеся с помощью учителя определяют значение леса для человека.

Работа со схемой позволяет организовать развитие наглядно – образного мышления, а также сформировать предпосылки развития логического мышления.

Развитие экологических представлений в занимательной форме.

Учитель с помощью игры знакомит обучающихся с правилами охраны леса. Вывод о необходимости охранять лес.

Закрепление изученного материала.

- А сейчас я предлагаю поучаствовать в викторине: «Знатоки леса»  (Слайд 12). За каждый правильный ответ – жетончик (смайлик). У кого окажется больше, тот победитель.

Вопросы:

  1. Как называется место, где растет много деревьев?
  2. Назови любое лиственное дерево?
  3. Назови хвойное дерево?
  4. К чему деревья тянутся в высоту?
  5. Как называют листья хвойных деревьев?
  6. К какой группе растений относится орешник, калина?
  7. А ландыш?
  8. Что очищают листья растений?
  9. Из чего делают бумагу?
  10. Что ты можешь сделать для охраны леса?

Подведение итогов викторины.

Викторина.

Закрепление изученного в форме викторины позволяет в занимательной форме вспомнить пройденный на уроке материал, обратить внимание обучающихся на главные моменты.

Этап рефлексии.

Учитель спрашивает, на какую тему говорили на уроке?

(Слайд 13)

Проводит игру «Знаю, не знаю»:

 - Я задаю вопросы, а вы говорите «знаю» или «не знаю»:

  1. Знаете ли вы теперь, что такое лес?
  2. Знаете ли вы, чем отличаются хвойные деревья от лиственных?
  3. Знаете ли вы, почему деревья такие высокие?
  4. Знаете ли вы, как нужно охранять лес?

Игровой прием.

Обучающиеся осознают, что они узнали на уроке, выполнили ли задачу урока? Тем самым обеспечивается осознанность обучения, формируется интерес.

Домашнее задание.

Подведение итогов урока.

Оценивание обучающихся.

Обучающиеся записывают задание для работы на самоподготовке в дневник  (Слайд №13).

Учитель выражает удовлетворение работой на уроке, отмечает успехи, выражает уверенность, что имеющиеся недостатки будут преодолены. Сообщает оценки, завершает урок.

Использование презентации.

Оптимизация оценки работы обучающихся на уроке: подчеркивать успехи.

Формирование положительной мотивации к обучению.

ВЫВОДЫ:

Методическая разработка урока обеспечивает организацию работы в соответствии с заявленной темой, задачами. Материалы урока способствуют достижению обозначенных задач, раскрытию темы. Содержание урока, используемые приемы способствуют усвоению учебного материала урока в соответствии с современными требованиями к обучению детей с интеллектуальными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса по теме "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?"

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса на тему "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" была предста...

« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: «Как управляют движением?»

« Методическая разработка урока окружающего мира  с  использованием технологии критического мышления по теме:  ...

Методическая разработка урока русского языка: обучение грамоте в 1 классе по теме : «Строчная и заглавная буквы О,о».

Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Тип урока- изучение нового материала. В процессе урока использованы шаблоны, позволяющие активно вовлечь обучающихся в тв...

Методическая разработка урока окружающего мира "Кто такие рыбы" 1 класс

В разработке представлена работа в группах по теме "Кто такие рыбы", используется работа с оценочной линейкой....

Методическая разработка урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс УМК "Школа России"

Тема: «Кто такие насекомые».       Тип урока: Урок введения новых знанийЦель урока:  научить отличать насекомых от других животных по основному  признаку.Задачи...

Методическая разработка урока окружающего мира «Лес и человек»

Методическая разработка урока окружающего мира «Лес и человек» 4 класс « Школа России» ...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству с презентацией (2 класс) на тему "Образ человека и его характер"

     Урок по изобразительному искусству на тему "Образ человека и его характер" (мужской образ в объёме) для 2 класса познакомит учащихся со скульптурой, способами пере...