Конспект урока "Наша дружная семья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру и демонстрационный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 279 КБ |
dom.doc | 158 КБ |
mama.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока:
«Наша дружная семья»
проведенного во 2 классе
МБОУ «Петровская ООШ»
учитель Храмова Т.И.
04.03.2021 г.
Тема: Раздел «Общение». «Наша дружная семья» | Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний. | ||
Цель: познакомить детей с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье. Задачи:
| |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные: Знать: понятие «семья», «культура общения», «традиции». Понимать: значение общения в жизни человека. Уметь: делать вывод на основе прочитанного или сказанного. Применять: полученные знания о культуре общения в жизни. Анализировать: ситуации взаимодействия людей с точки зрения культуры общения. Синтез: составлять рассказ о семейных традициях. Оценка: своего поведения, роли и обязанностей в жизни своей семьи. | Метапредметные: Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| Личностные:
Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Межпредметные связи: литература, русский язык. | |||
Основные понятия: общение, семья, культура общения, традиции. | |||
Методы, технологии: работа в группе, беседа, игровые методы, обобщение, анализ. | |||
Оборудование: | |||
Для учителя: ТСО и презентация; учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть, А. А. Плешаков. | Для учеников: учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть, А. А. Плешаков; рабочая тетрадь на печатной основе; пенал; карточки с именами; раздаточный материал: пословицы, карточкис названиями родственников, карточка с ребусом, картинки с изображением родственников (мама, папа, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка.), карточки с заданиями для работы в группе, дерево, листочки,кружки для рефлексии. |
Ход урока.
- Организационный момент:
- Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы начнём изучать новый раздел. Чтобы узнать как называется этот раздел послушайте одну историю.
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.
– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.
Толе стало скучно, и он побежал домой.
Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.
– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
– Заинтересовала вас эта история?
– Что особенного запомнилось?
– Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?
– Какое чувство испытал Толя в начале истории?
– Как изменилось его чувство в конце?
– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?
– Какой вывод можно сделать из этого рассказа?
Вывод. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
– Предположите, о чём мы будем говорить на нескольких уроках . (Об общении, о семье).
Откройте с.41. Что мы узнаем, изучив этот раздел?
На доске тема урока, но в виде ребуса, давайте его отгадаем.
(Дети отгадывают ребус: 7Я,)
Учитель:
Это слово каждый знает
Ни на что не променяет!
К цифре « семь» добавлю «Я»
И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.
( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )
Оформление доски:
- Отгадывание загадок:
Учитель:
Я загадки загадаю!
Ты, попробуй отгадать!
Всех смогу я описать,
И узнаешь ты вполне
Кто живет в твоей семье.
1.Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама.
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша........(МАМА)
2.Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый.....(ПАПА.)
3.Кто носки внучатам свяжет, Сказку старую расскажет, С медом даст оладушки? - Это наша.............( БАБУШКА) |
4. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии много лет
Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД)
5.Мамы старшая сестра-
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)
6.Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» - говорит мне. …(ДЯДЯ)
7. Я этим человеком очень-очень горжусь |
|
8.Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.
Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили......(СЕСТРУ)
Оформление доски:
По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:
Вот такая схема у нас получилась.
- Основная часть.
Что же такое семья? Чем семья отличается от другой группы людей?
Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)
А сейчас, послушайте, я вам прочитаю определение слова «семья» из словаря:
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.
На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.
- Практическое задание:
А каков состав вашей семьи? Сейчас я буду вызывать вас по одному к доске, а вы покажите кто живет в вашей семье (дети при помощи магнитных картинок, перетаскивая их в один ряд, ставят тех, кто является членами его семьи.)
Итак, мы с вами увидели, что у всех состав семьи разный, но какой бы он ни был, цель у всех членов семьи одна - сотворение семейного счастья . Применительно к вам я бы сказала: счастье- это когда с радостью идешь на учебу, а вечером домой. Если в семье все хорошо, все ладится, то и учиться будете хорошо, доставлять радость родным.
Семья заряжает энергией. Хорошие дети вырастают в счастливых семьях. И наконец, люди живут в семье дольше (к такому выводу пришли медики).
Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря русских народных пословиц и поговорок о семье. Сейчас я вас с ними познакомлю.
Все эти люди родственники.
- Словарная работа
- Скажите, а как по-другому называют папу и маму (родители)
- Кого называют предками?
- Как вы понимаете, что означает слово поколение?
- Кого называют современниками?
- Что такое традиции?
Объяснение значения слов учителем.
( на доске карточки со словами: предки, современники, потомки, поколение, традиции)
Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.
Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
- Работа в группе
Повторим правила работы в группе.
Правила работы
1.работать дружно
2.Не перебивать друг друга
3.Не мешать всем
4.Выбрать одного человека, кто будет отвечать от группы
Учитель раздаёт задание каждой группе.
1группе - Назвать признаки дружной семьи.
2группе - Рассказать, что такое культура общения в семье
3группе - Распределить обязанности в семье.
4группе - Рассказать, что такое семейные традиции.
5группе - Соберите пословицу.
- Выступления групп
- Итог урока
Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.
Оформление доски:
Возврат к первой схеме:
(карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает)
Получилась новая схема:
Учитель:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.
Это слово каждый знает,
Продолжите предложения
-Я узнал…
-Мне понравилось…
-Урок заставил меня задуматься…
- Рефлексия
– Ребята, дружная семья бывает не только дома, но и у нас в школе, в нашем классе. И сейчас я предлагаю посадить наше общее дерево, за которым мы будем вместе ухаживать. У каждого из вас есть листочек, на котором нужно написать своё имя и фамилию. Прикрепим каждый листочек на дерево.
- Оценка за урок.
- Домашнее задание
Подготовить рассказ о самой любимой семейной традиции.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
мама |
папа |
дядя |
тётя |
бабушка |
дедушка |
брат |
сестра |
доброта |
любовь |
доверие |
понимание |
уважение |
забота |
дружба |
согласие |
Прочитайте все предложения и отметьте те, которые являются признаком хорошей и дружной семьи.
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
Культура общения в семье.
- Как вы думаете , что такое культура общения?
- Нужна ли она в семье? Почему?
- Можно ли обижать того, кто тебя любит?
- Рассмотрите на с.43 учебника рисунок и расскажите , как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Серёжи и Нади.
Распределите обязанности в семье.
- Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи и ознакомить нас.
Обязанности детей. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обязанности родителей.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словосочетания: мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, ходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.
Посмотрим, что у вас получилось! Договоритесь, кто в вашей группе будет отвечать.
Семейные традиции
1.Прочитать в учебнике с.44-45 о семейных традициях. Рассказать какие бывают семейные традиции.
Пословицы о семье
Собери из слов пословицы о семье.
1.В, хорошо, а, лучше дома , гостях.
2. Хорошей, хорошие, растут, семье, в, дети.
3. Отца , почитать, с , горя, матерью , не знать.
4.Дружной, в, семье, и, холод, в, тепло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....