Конспект урока "Наша дружная семья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Храмова  Татьяна  Ивановна

Конспект урока  по  окружающему  миру и  демонстрационный  материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc279 КБ
Microsoft Office document icon dom.doc158 КБ
Microsoft Office document icon mama.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: 50895589_nha.jpg

Конспект урока по окружающему миру

Тема урока:

«Наша дружная семья»

проведенного во 2  классе

МБОУ «Петровская ООШ»

учитель Храмова Т.И.

04.03.2021 г.

Тема: Раздел «Общение». «Наша дружная семья»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний.

Цель: познакомить детей с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.

Задачи:

  • Раскрыть понятие «семья», «традиции», «культура общения».
  • Развивать навыки работы в группах, общеучебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).  
  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: понятие «семья», «культура общения», «традиции».

Понимать: значение общения в жизни человека.

Уметь: делать вывод на основе прочитанного или сказанного.

Применять: полученные знания о культуре общения в жизни.

Анализировать: ситуации взаимодействия людей с точки зрения культуры общения.

Синтез: составлять рассказ о семейных традициях.

Оценка: своего поведения, роли и обязанностей в жизни  своей семьи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание.
  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.

Личностные:

  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других членов семьи.

Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Межпредметные связи: литература, русский язык.

Основные понятия: общение, семья, культура общения, традиции.

Методы, технологии: работа  в  группе, беседа, игровые методы, обобщение, анализ.

Оборудование:

Для учителя: ТСО и презентация; учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть, А. А. Плешаков.

Для учеников: учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть, А. А. Плешаков; рабочая тетрадь на печатной основе; пенал; карточки с именами; раздаточный материал: пословицы, карточкис названиями родственников, карточка с ребусом,

картинки с изображением родственников (мама, папа, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка.),

карточки  с  заданиями  для  работы  в  группе,

дерево, листочки,кружки для рефлексии.


Ход урока.

  1. Организационный момент:
  2. Постановка учебной  задачи.
  3. Сегодня  мы  начнём  изучать  новый  раздел. Чтобы  узнать  как  называется  этот  раздел  послушайте  одну историю.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.

Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.

После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.

Толе стало скучно, и он побежал домой.

Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история?

– Что особенного запомнилось?

– Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории?

– Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа?

Вывод. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

– Предположите, о чём мы будем говорить на нескольких  уроках . (Об общении, о семье).

Откройте с.41. Что мы узнаем, изучив этот раздел?

        

На доске тема урока, но в виде ребуса, давайте его отгадаем.

(Дети отгадывают ребус: 7Я,)

Учитель:

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

К цифре « семь» добавлю «Я»

И получится  (дети говорят хором) СЕМЬЯ.

( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )

Оформление доски:


  1. Отгадывание загадок:

Учитель:

Я загадки загадаю!

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

1.Кто нежнее всех на свете?

   Кто готовит нам обед?

   И кого так любят дети?

   И кого прекрасней нет?

   Кто читает на ночь книжки?

   Разгребая горы хлама.

   Не ругает нас с братишкой.

   Кто же это? Наша........(МАМА)

2.Кто научит гвоздь забить,

   Даст машину порулить

   И подскажет, как быть смелым,

   Сильным, ловким и умелым?

   Все вы знаете, ребята,-

   Это наш любимый.....(ПАПА.)

3.Кто носки внучатам свяжет,

   Сказку старую расскажет,

   С медом даст оладушки?

   - Это наша.............( БАБУШКА)

        

4. Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии много лет

Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД)

5.Мамы старшая сестра-

   С виду вовсе не стара,

   С улыбкой спросит:  «Как живете?»

   Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)

6.Кто же с маминой сестрой

    Приезжает к нам порой?

    На меня с улыбкой глядя,

    «Здравствуй!» - говорит мне. …(ДЯДЯ)

7. Я этим человеком очень-очень горжусь
   И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
   Знакомы с рожденья и с детства дружны,
   Поэтому очень друг другу нужны!
   Спасибо за то, что ты добр и умён,
   Отзывчив, надёжен, красив и силён!
   Готов ты помочь и понять меня рад,
   Ты — самый хороший и преданный ....(БРАТ)

 

 

8.Со мною всегда она рядом,
   Как может смягчает беду.

    Спасибо вам, папа и мама,
   Что мне подарили......(СЕСТРУ)

Оформление доски:

По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:

Вот такая схема у нас получилась.

  1. Основная часть.

Что же такое семья? Чем семья отличается от другой группы людей?

Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)

А сейчас, послушайте, я вам прочитаю определение слова «семья» из словаря:

Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.

На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

  1. Практическое задание:

А каков состав вашей семьи? Сейчас я буду вызывать вас по одному к доске, а вы покажите кто живет в вашей семье (дети при помощи магнитных картинок, перетаскивая их в один ряд, ставят тех, кто является членами его семьи.)

Итак, мы с вами увидели, что у всех состав семьи разный, но какой бы он ни был, цель у всех членов семьи одна - сотворение семейного счастья . Применительно к вам я бы сказала: счастье- это когда с радостью идешь на учебу, а вечером домой. Если в семье все хорошо, все ладится, то и учиться будете хорошо, доставлять радость родным.

Семья заряжает энергией. Хорошие дети вырастают в счастливых семьях. И наконец, люди живут в семье дольше (к такому выводу пришли медики).

Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря русских народных пословиц и поговорок о семье. Сейчас я вас с ними познакомлю.

Все  эти  люди  родственники.

  1. Словарная  работа

- Скажите, а как  по-другому  называют  папу  и  маму (родители)

- Кого  называют  предками?

- Как  вы  понимаете, что  означает  слово  поколение?

- Кого  называют  современниками?

- Что  такое  традиции?

Объяснение  значения  слов  учителем.

(  на  доске  карточки  со  словами: предки, современники, потомки, поколение, традиции)

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

  1. Работа  в  группе

Повторим  правила  работы  в  группе.

Правила  работы

1.работать дружно

2.Не  перебивать  друг  друга

3.Не  мешать  всем

4.Выбрать  одного  человека, кто  будет отвечать  от группы

Учитель раздаёт  задание  каждой  группе.

1группе  - Назвать признаки  дружной  семьи.

2группе - Рассказать, что  такое  культура  общения  в  семье

3группе - Распределить  обязанности  в  семье.

4группе - Рассказать, что  такое  семейные  традиции.

5группе - Соберите  пословицу.

  1. Выступления  групп

  1. Итог урока

Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.

Оформление доски:

Возврат к первой схеме:

(карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает)

Получилась новая схема:

Учитель:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.

Это слово каждый знает,

Продолжите  предложения

-Я узнал…

-Мне понравилось…

-Урок заставил меня задуматься…

  1. Рефлексия

– Ребята, дружная семья бывает не только дома, но и у нас в школе, в нашем классе. И сейчас я предлагаю посадить наше общее дерево, за которым мы будем вместе ухаживать. У каждого из вас есть листочек, на котором нужно написать своё имя и фамилию. Прикрепим каждый листочек на дерево.

  1. Оценка  за  урок.

  1. Домашнее  задание

Подготовить  рассказ о  самой  любимой  семейной  традиции.



Предварительный просмотр:

https://content-8.foto.my.mail.ru/community/dwelling-house/_groupsphoto/h-4125.jpg



Предварительный просмотр:

мама

папа

дядя

тётя

бабушка

дедушка

брат

сестра

доброта

любовь

доверие

понимание

уважение

забота

дружба

согласие

Прочитайте все предложения и отметьте те, которые являются признаком хорошей и дружной семьи.

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и  не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

Культура  общения  в  семье.

  1. Как  вы  думаете , что  такое  культура  общения?
  2. Нужна  ли  она  в  семье? Почему?
  3. Можно  ли  обижать  того, кто  тебя  любит?
  4. Рассмотрите  на  с.43  учебника рисунок  и  расскажите  , как  взрослые  помогают  детям  и  дети  взрослым  в  семье  Серёжи  и  Нади.

Распределите  обязанности  в  семье.

- Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи и ознакомить нас.

Обязанности детей. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Обязанности родителей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетания: мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, ходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.

Посмотрим, что у вас получилось! Договоритесь, кто в вашей группе будет отвечать.

Семейные  традиции

1.Прочитать в  учебнике  с.44-45  о  семейных  традициях. Рассказать  какие  бывают  семейные  традиции.

Пословицы  о  семье        

Собери  из  слов  пословицы  о  семье.

1.В,  хорошо, а, лучше дома , гостях.

2. Хорошей, хорошие, растут, семье, в, дети.

3. Отца , почитать, с , горя, матерью , не знать.

4.Дружной, в, семье, и, холод, в, тепло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...