Технологическая карта урока окружающего мира - По равнинам и горам (4 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема урока «По равнинам и горам.»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование представления о равнинах и горах; знакомство с равнинами и горами на территории России;
Задачи урока
Дидактические:
- Учить определять составные части гор и равнин.
- Познакомить с равнинами и горами на территории России.
Развивающие:
- Развивать и обогащать речь учащихся в процессе учебного диалога;
- Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные навыки при выполнении упражнений.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы.
- Воспитывать аккуратность при работе в тетради;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока - По равнинам и горам | 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Дата: 01.10.2021 Школа: МАОУ СОШ №95 Класс: 4-3 Урок: 1 Время: Кабинет: | Студент: Балакина Ирина Витальевна Группа: 42 Учитель: Белоярова Т. В. Методист: Лебедева Е. Ю. |
Тема урока «По равнинам и горам.»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование представления о равнинах и горах; знакомство с равнинами и горами на территории России;
Задачи урока
Дидактические:
- Учить определять составные части гор и равнин.
- Познакомить с равнинами и горами на территории России.
Развивающие:
- Развивать и обогащать речь учащихся в процессе учебного диалога;
- Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные навыки при выполнении упражнений.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы.
- Воспитывать аккуратность при работе в тетради;
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный | Настраивает учащихся на работу. - Прозвенел звонок и смолк, -Доброе утро, ребята. Меня зовут Ирина Витальевна. - Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным? - Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. - Я желаю всем удачи на уроке. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Проверяют готовность рабочего места к уроку. | Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат. | Презентация (слайд 1, приветствие) | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный, практически | -Ребята, прежде чем нам перейти к новой теме, давайте вспомним с вами условные обозначения и названия полезных ископаемых и выполним задание в парах. -У вас на столах лежат карточки, на них изображены условные обозначения и название полезных ископаемых. Вам необходимо верно соединить их. Задание выполняем ручкой. На это задание я вам даю 1 минуту. -Посмотрите на слайд, поставьте себе плюс если вы выполнили задание без ошибок. Пол плюса если были допущено 1-2 ошибки, минус если допущено 3 и более ошибок. | Выполняют задание в парах. Проверяют работу. | Познавательные УУД: Уметь формулировать собственное мнение и позицию Познавательные УУД: делать выводы | Презентация | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный, практический, фронтальная работа | Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней! -Почему в целом свете нет родней страны? Как вы понимаете слова поэта? -Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. - Как вы думаете, что будет нашим экскурсоводом? - Кто мне скажет, что это за карта? - Что такое физическая карта России? Сегодня она расскажет и покажет вам, как выглядит поверхность нашей Родины. -Как вы думаете как будет звучать тема урока? -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, какую цель поставим себе? | - Россия- это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить -карта -физическая карта России -По равнинам и горам. -Познакомимся с равнинами и горами России. | Познавательные УУД: Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно. Познавательные УУД: Уметь составлять алгоритм действий | Презентация Презентация | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный, практический, парная фронтальная работа. | - В нашем путешествии нам укажет дорогу природный объект, узнать который вы сможете разгадав загадку. Доброе, хорошее, На всех людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит - Где встает солнце? - С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. - Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. - Давайте разберемся в этой цветовой гамме. - Откройте учебник на стр. 50 и посмотрите на диаграмму на вашей карте. - Итак, главная линия на диаграммах - это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные - пунктирные. -Что находится ближе всего к уровню моря? - Что находится выше? -С цветовой гаммой мы разобрались. Теперь можно начать путешествие. Нашим путеводителем будет солнышко. Полуостров Камчатка. - Посмотрите на карту. Где остановилось наше солнышко? - Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка. - Найдите полуостров на ваших картах. (с.50-51) - Что вы скажите о поверхности полуострова? - Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Кто уже увидел высоту этого вулкана? - Он извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Всего на полуострове 28 вулканов. Среднесибирское плоскогорье. Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко? - Найдите Среднесибирское плоскогорье на ваших картах. - Что вы видите на карте? - Что значит слово «плоскогорье»? -Давайте проанализируем это слово. Что это может значить? -Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. - Что можно сказать о поверхности? -Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так. Юг Сибири. Теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. - Наше солнышко остановилось над Алтаем, Саянами. - Какая здесь земная поверхность? - Найдите горы Алтая и Саяны на ваших картах. - Что вы можете сказать о высоте гор? - На Алтае есть гора Белуха. - Белуха, самая высокая вершина Алтая, кто может назвать ее высоту? - Алтай входит в список Всемирного наследия. Западно-Сибирская равнина. - Куда дальше привело нас солнышко? - Что нам о ней расскажет карта? -Западно - Сибирская равнина – это огромная низменность, ее поверхность очень ровная, ее называют «плоская равнина». ОПЫТ. -Большая часть территории - это болота. По равнине течёт много рек. Давайте выясним, почему на этой равнине так много болот. - Мы уже уточнили, что поверхность равнины плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. -Проведём опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? -Представьте себе, что вода, выпавшая в виде осадков и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.
- Следующая наша остановка. - Что вы видите на карте? - Что можно сказать об этих горах? - Найдите Уральские горы на ваших картах. - Как называется самая высокая гора? - Сравните две горы – Народную на Урале и Белуху на Алтае. -Что это доказывает? - Уральские горы называли в старину Каменным поясом земли Русской. Как вы думаете, почему? -Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите на эту схему: -Что можно сказать о вершинах гор? |
-Солнце. -Солнце встает на востоке. -На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек и пятен. -Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску. -Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.
- над Среднесибирским плоскогорьем - На этом участке есть все три цвета. - плоская гора -много возвышенностей.
-её высота 4506 м. - Западно - Сибирская равнина. - Ровная поверхность окрашена в зеленый цвет. Значит это низменность. - Подоконник, стол и т.д. - Вода растеклась по столу. - Уральские горы - Горы, т.к. окраска коричневая и желтая -Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Но это невысокие горы, потому что нет тёмно-коричневого цвета, как на Алтае.
-Это доказывает, что гора Алтая высокие, а Уральские горы невысокие. -Они опоясывают страну с севера на юг, разделяют территорию России на европейскую и азиатскую части. - Невысокие, неострые, склоны пологие. | Регулятивные УУД: Уметь принять и сохранить учебную задачу Познавательные УУД: Уметь выполнять действия по плану Строить рассуждения, понятные для собеседника Осуществлять самоконтроль | Презентация | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный, практический, групповая работа | Восточно-Европейская равнина. - Движемся дальше. Восточно-Европейская равнина. - Найдите Восточно – Европейскую равнину на ваших картах. -Что это значит? - Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина» или Русской равниной. Кавказские горы. - А сейчас держим путь на юго-запад. Что там расположено? - Найдите Кавказские горы на ваших картах. - Что рассказывает нам карта? -Найдите самую высокую гору на Кавказе. Рассмотрите рисунок, на нем изображены молодые горы. - Что можно сказать об этих горах? - Как выглядят вершины? -Наше солнце закатилось за горизонт, мы прошли с ним огромный путь от восточных границ до западных. Что вы можете сказать о земной поверхности России? | - Это равнина, на карте изображена светло-зеленым цветом, но на ней присутствуют пятна желтого цвета. -поверхность неровная, встречаются возвышенности. - Кавказские горы.
- Самая высокая гора Эльбрус, ее высота 5642 м. -Высокие, вершины покрыты снегом. -Острые. - На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья. | Регулятивные УУД: Уметь принять и сохранить учебную задачу Оценивать правильность выполнения заданий. | Презентация | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный, практический | -Откройте учебники на странице 56. Прочтите данный текст внимательно, для того что бы ответить на мои вопросы. -Из каких общих частей состоят холм и гора? - Чем они отличаются? - Какие существуют виды углублений на земной поверхности? - Чем отличается овраг от балки? -Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу. Откройте рабочую тетрадь вам предстоит выполнить номера 2 и 3. -Время на выполнение закончено. Посмотрите на слайд и проверьте задания. Выставите себе оценку в соответствии с критериями. | -Вершина, склон, подошва -Холм имеет высоту до 200м, а у горы высота более 200 м. -овраги и балки. -У балки склоны поросли растительностью, склоны пологие, а у оврага крутые осыпающиеся склоны. Выполняют работу. | Регулятивные УУД: Уметь принять и сохранить учебную задачу
| Презентация | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный | Работа в группах. выкл. проектор - Молодцы, а теперь поработаем в группах. Группы сформируем по рядам. Задание будет следующее. Каждой группе я дам листок с названием горы. Ваша задача выбрать из предложенных терминов те, что ей соответствуют. В конце кто-то один из группы зачитает нам ваши ответы. - Молодцы, ребята. С заданием справились все команды. - Какие названия гор и равнин вам запомнились? -Как звучала тема нашего урока? | - Алтай: Юг Сибири, Белуха, 4506м, входит в список Всемирного наследия; Уральские горы: тянутся с севера на юг через всю Россию, Народная, 1895м, старые горы; Кавказские горы: Юго-запад страны, Эльбрус, 5642м., молодые горы. Ответы учащихся. | Регулятивные УУД: Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу | Презентация | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный, практический | -Наш урок подходит к концу. -Посмотрите на слайд и поднимите карандаш того цвета, который соответствует вашему уровню активности и понимания темы. -До свидания. Спасибо за урок. | Проводят рефлексию. Прощаются с учителем. | Познавательные УУД: рефлексия. Регулятивные УУД: контроль, оценка. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"
Предлагаю технологическую карту урока окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс
Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".
В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....
Технологическая карта урока окружающего мира "В лес за грибами" 1 класс
Класс 1Предмет: окружающий мирТема: В лес за грибами. (Съедобные и несъедобные грибы.)Тип урока: урок открытия новых знаний.Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Разнообразие грибо...
2016/2017 Технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга Саратовской области"2 класс ПНШ
На уроке рассматриваются интересные факты исчезающих и редких видов животных и растений...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....
Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе, признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...