Технологическая карта урока окружающего мира - По равнинам и горам (4 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Балакина Ирина Витальевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока «По равнинам и горам.»

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Цель урока: формирование представления о равнинах и горах; знакомство с равнинами и горами на территории России;

 

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить определять составные части гор и равнин.
  2. Познакомить с равнинами и горами на территории России.

Развивающие:

  1. Развивать и обогащать речь учащихся в процессе учебного диалога;
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные навыки при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы.
  2. Воспитывать аккуратность при работе в тетради;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 01.10.2021

Школа: МАОУ СОШ №95

Класс: 4-3

Урок: 1

Время:    Кабинет:

Студент: Балакина Ирина Витальевна

Группа: 42

Учитель: Белоярова Т. В.

Методист: Лебедева Е. Ю.

Тема урока «По равнинам и горам.»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование представления о равнинах и горах; знакомство с равнинами и горами на территории России;

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить определять составные части гор и равнин.
  2. Познакомить с равнинами и горами на территории России.

Развивающие:

  1. Развивать и обогащать речь учащихся в процессе учебного диалога;
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные навыки при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы.
  2. Воспитывать аккуратность при работе в тетради;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Настраивает учащихся на работу.

- Прозвенел звонок и смолк,
  Нам пора начать урок.

-Доброе утро, ребята. Меня зовут Ирина Витальевна.

- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Я желаю всем удачи на уроке.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

Презентация (слайд 1, приветствие)

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный, практически

-Ребята, прежде чем нам перейти к новой теме, давайте вспомним с вами условные обозначения и названия полезных ископаемых и выполним задание в парах.

-У вас на столах лежат карточки, на них изображены условные обозначения и название полезных ископаемых. Вам необходимо верно соединить их.

Задание выполняем ручкой.

На это задание я вам даю 1 минуту.

-Посмотрите на слайд, поставьте себе плюс если вы выполнили задание без ошибок. Пол плюса если были допущено 1-2 ошибки, минус если допущено 3 и более ошибок.

Выполняют задание в парах.


Проверяют работу.

Познавательные УУД:

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные УУД:
Уметь

делать выводы

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный, практический, фронтальная работа

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

-Почему в целом свете нет родней страны? Как вы понимаете слова поэта?

-Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. - Как вы думаете, что будет нашим экскурсоводом? 

- Кто мне скажет, что это за карта?

- Что такое физическая карта России?

Сегодня она расскажет и покажет вам, как выглядит поверхность нашей Родины.

-Как вы думаете как будет звучать тема  урока?

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, какую цель поставим себе?

- Россия- это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить

-карта

-физическая карта России

-По равнинам и горам.

-Познакомимся с равнинами и горами России.

Познавательные УУД:

Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно.

Познавательные УУД:

Уметь составлять алгоритм действий

Презентация

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный, практический, парная фронтальная работа.

- В нашем путешествии нам укажет дорогу природный объект, узнать который вы сможете разгадав загадку.

Доброе, хорошее,

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит

- Где встает солнце?

- С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие.

- Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите.

- Давайте разберемся в этой цветовой гамме.

- Откройте учебник на стр. 50 и посмотрите на диаграмму на вашей карте.

- Итак, главная линия на диаграммах - это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные - пунктирные.

-Что находится ближе всего к уровню моря?

- Что находится выше?

-С цветовой гаммой мы разобрались. Теперь можно начать путешествие. Нашим путеводителем будет солнышко.

Полуостров Камчатка.

- Посмотрите на карту. Где остановилось наше солнышко?

- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.

- Найдите полуостров на ваших картах. (с.50-51)

- Что вы скажите о поверхности полуострова?

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Кто уже увидел высоту этого вулкана?

- Он извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев.

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Всего на полуострове 28 вулканов.

Среднесибирское плоскогорье.

Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко?

- Найдите Среднесибирское плоскогорье на ваших картах.

- Что вы видите на карте?

- Что значит слово «плоскогорье»?

-Давайте проанализируем это слово. Что это может значить?

-Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

- Что можно сказать о поверхности?

-Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так.

Юг Сибири.

Теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири.

- Наше солнышко остановилось над Алтаем, Саянами.

- Какая здесь земная поверхность?

- Найдите горы Алтая и Саяны на ваших картах.

- Что вы можете сказать о высоте гор?

- На Алтае есть гора Белуха.

- Белуха, самая высокая вершина Алтая, кто может назвать ее высоту?

- Алтай входит в список Всемирного наследия.

 Западно-Сибирская равнина.

- Куда дальше привело нас солнышко?

- Что нам о ней расскажет карта?

-Западно - Сибирская равнина – это огромная низменность, ее поверхность очень ровная, ее называют «плоская равнина».

ОПЫТ.

-Большая часть территории - это болота. По равнине течёт много рек. Давайте выясним, почему на этой равнине так много болот.

- Мы уже уточнили, что поверхность равнины плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности.

-Проведём опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло?

-Представьте себе, что вода, выпавшая в виде осадков и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.


Уральские горы.

- Следующая наша остановка.

- Что вы видите на карте?

- Что можно сказать об этих горах?

- Найдите Уральские горы на ваших картах.

- Как называется самая высокая гора?

- Сравните две горы – Народную на Урале и Белуху на Алтае.

-Что это доказывает?

- Уральские горы называли в старину Каменным поясом земли Русской. Как вы думаете, почему?

-Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите на эту схему:


-Что можно сказать о вершинах гор?

 

-Солнце.

-Солнце встает на востоке.

-На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек и пятен.

-Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.

-Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.


- По всему полуострову проходят горы.


-Его высота 4750 м.

- над Среднесибирским плоскогорьем

- На этом участке есть все три цвета.

- плоская гора

-много возвышенностей.


-Горная.

-Горы высокие, т.к. изображены темно-коричневым цветом.

-её высота 4506 м.

- Западно - Сибирская равнина.

- Ровная поверхность окрашена в зеленый цвет. Значит это низменность.

- Подоконник, стол и т.д.

- Вода растеклась по столу.

- Уральские горы

- Горы, т.к. окраска коричневая и желтая

-Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Но это невысокие горы, потому что нет тёмно-коричневого цвета, как на Алтае.


-Самая высокая гора – Народная, ее высота1895 м.


-Гора Белуха намного выше, чем гора Народная.

-Это доказывает, что гора Алтая высокие, а Уральские горы невысокие.

-Они опоясывают страну с севера на юг, разделяют территорию России на европейскую и азиатскую части.

- Невысокие, неострые, склоны пологие.

Регулятивные УУД: 

Уметь принять и сохранить учебную задачу

Познавательные УУД:

Уметь выполнять действия по плану

Строить рассуждения, понятные для собеседника

Осуществлять самоконтроль

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный, практический, групповая работа

 Восточно-Европейская равнина.

- Движемся дальше. Восточно-Европейская равнина.

- Найдите Восточно – Европейскую равнину на ваших картах.


-Что это значит?

- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина» или Русской равниной.

 Кавказские горы.

- А сейчас держим путь на юго-запад. Что там расположено?  

- Найдите Кавказские горы на ваших картах.

- Что рассказывает нам карта?

 -Найдите самую высокую гору на Кавказе.

Рассмотрите рисунок, на нем изображены молодые горы.

- Что можно сказать об этих горах?

- Как выглядят вершины?


-Наше солнце закатилось за горизонт, мы прошли с ним огромный путь от восточных границ до западных. Что вы можете сказать о земной поверхности России?

- Это равнина, на карте изображена светло-зеленым цветом, но на ней присутствуют пятна желтого цвета.

-поверхность неровная, встречаются возвышенности.

- Кавказские горы.


- Это горы, высокие, обозначены коричневым цветом.

- Самая высокая гора Эльбрус, ее высота 5642 м.

-Высокие, вершины покрыты снегом.

-Острые.

- На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.

Регулятивные УУД:

Уметь принять и сохранить учебную задачу
Личностные УУД

Оценивать правильность выполнения заданий.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный, практический

 -Откройте учебники на странице 56. Прочтите данный текст внимательно, для того что бы ответить на мои вопросы.

-Из каких общих частей состоят холм и гора?

- Чем они отличаются?

- Какие существуют виды углублений на земной поверхности?

- Чем отличается овраг от балки?

-Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу. Откройте рабочую тетрадь вам предстоит выполнить номера 2 и 3.

-Время на выполнение закончено. Посмотрите на слайд и проверьте задания. Выставите себе оценку в соответствии с критериями.

-Вершина, склон, подошва

-Холм имеет высоту до 200м, а у горы высота более 200 м.

-овраги и балки.

-У балки склоны поросли растительностью, склоны пологие, а у оврага крутые осыпающиеся склоны.

Выполняют работу.
Проводят проверку.

Регулятивные УУД:

Уметь принять и сохранить учебную задачу


.

Презентация
Музыкальное сопровождение.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный

Работа в группах. выкл. проектор

- Молодцы, а теперь поработаем в группах. Группы сформируем по рядам. Задание будет следующее. Каждой группе я дам листок с названием горы. Ваша задача выбрать из предложенных терминов те, что ей соответствуют. В конце кто-то один из группы зачитает нам ваши ответы.

- Молодцы, ребята. С заданием справились все команды.

- Какие названия гор и равнин вам запомнились?

-Как звучала тема нашего урока?
-Какие цели мы ставили?

-  Алтай: Юг Сибири, Белуха, 4506м, входит в список Всемирного наследия; Уральские горы: тянутся с севера на юг через всю Россию, Народная, 1895м, старые горы; Кавказские горы: Юго-запад страны, Эльбрус, 5642м., молодые горы.

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД:

Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный, практический

-Наш урок подходит к концу.

-Посмотрите на слайд и поднимите карандаш того цвета, который соответствует вашему уровню активности и понимания темы.

-До свидания. Спасибо за урок.

Проводят рефлексию.



Прощаются с учителем.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".

В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....

Технологическая карта урока окружающего мира "В лес за грибами" 1 класс

Класс 1Предмет: окружающий мирТема: В лес за грибами. (Съедобные и несъедобные грибы.)Тип урока: урок открытия новых знаний.Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Разнообразие грибо...

2016/2017 Технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга Саратовской области"2 класс ПНШ

На уроке рассматриваются интересные факты исчезающих и редких видов животных и растений...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс.

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кровеносная система" 4 класс....

Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...