Технологическая карта урока окружающего мира "Время" (2 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Иванова Дарья Андреевна

Тема: "Время"
Тип урока: "открытие" нового знания
Цель урока: 
формирование у учащихся знаний о понятии «единицы измерения времени», расширение знаний об образе времени, как единства прошлого, настоящего и будущего.

Задачи урока

Дидактические:
1. Познакомить учащихся с понятием «единицы времени» и научить их различать;
2. Рассказать о разных типах старинных и современных часов;
3. Объяснить устройство часов;
4. Научить учащихся определять время по механическим часам.

Развивающие:
1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
2. Развивать зрительное восприятие при изучении устройства часов;
3. Развивать наглядно-образное мышление при определении времени по механическим часам.

Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
2. Воспитывать ответственное отношение к учению;
3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 14.09.2021 г.

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс:

Урок: 4

Время: 10:45 – 11:25  Кабинет: 210

Студент: Иванова Дарья

Группа: 41

Учитель: Нестерова Лариса Александровна

Руководитель практики: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Время»

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование у учащихся знаний о понятии «единицы измерения времени», расширение знаний об образе времени, как единства прошлого, настоящего и будущего.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с понятием «единицы времени» и научить их различать;
  2. Рассказать о разных типах старинных и современных часов;
  3. Объяснить устройство часов;
  4. Научить учащихся определять время по механическим часам.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы;
  2. Развивать зрительное восприятие при изучении устройства часов;
  3. Развивать наглядно-образное мышление при определении времени по механическим часам.

Воспитательные:        

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать ответственное отношение к учению;
  3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы.

Оборудование: учебник Окружающий мир А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК «Перспектива» 2 кл., 1 часть, рабочая тетрадь Окружающий мир А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК «Перспектива» 2 кл., 1 часть,  учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
1 мин

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный:  психологический настрой


Фронтальная

  1. Приветствие, психологический настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна.

Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Не теряя ни минутки, приглашаю вас я в путь, взяв все знания в дорогу! И улыбку не забудь!

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И урок скорее начнем.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию

Личностные: включение в учебную деятельность.

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Готопроовность мышления и осознание


Словесный: беседа

Практический: работа в паре

Практический: работа у доски

Фронтальная

1. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу.
2. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке.

-Хорошо, а какой прибор служит для определения горизонта?

-Верно, к сожалению, по пути к вам мои компасы немного повредились. Вы поможете мне их восстановить?

-Работая в парах, вам необходимо подписать все стороны горизонта, а также верно раскрасить магнитную стрелку.

-Какие цвета карандашей вам понадобятся?

-Можете приступать к выполнению задания.

3. Проводит проверку.

-Давайте проверим. Кто выйдет к доске и покажет нам все стороны горизонта?

-Почему, стрелки  компаса ты раскрасил именно так?

- Молодец, присаживайся.

1. Вспоминают тему,  над которой работали на прошлом уроке.

2. Отвечают на вопросы учителя

- Мы говорили о линии горизонта, о сторонах горизонта.

-Компас


-Красный, синий


Один учащийся выходит к доске и показывает стороны горизонта.
- Потому что, оба конца стрелки указывают на соответствующие полюса. Север – синий, Юг – красный.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

 

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Раздаточный материал: изображение компаса

Постановка учебной задачи
3 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: проблемная ситуация

Практический: загадка

Словесный: беседа

Фронтальная

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1.Подводит к постановке темы урока и цели урока.

- Мы с вами продолжаем изучать новое.

-Представьте, что мы отправились с вами с лес, какой прибор поможет определить направление, куда нам идти?
- Хорошо, а как мы узнаем время, когда нам нужно вернуться домой? Все верно.  

-Послушайте внимательно загадку. Отвечаем по поднятой руке.

Точно мы должны ходить,

Можем рано разбудить.

Бить умеем, но не вас:

Отбиваем каждый час.

Громко, весело мы бьём:

Бим–бом–бом, бим – бом, бим – бом!

- О чем говорится, в этой загадке?

-Верно, а для чего нам нужны часы?

-Предположите тему нашего урока.

-Какую цель мы поставим?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке
- А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо спланировать нашу работу.

Составим план, используя слова на доске.

Повторим …

Узнаем …

Сделаем …

- Реализовали ли мы уже какой-то пункт плана?

Значит, переходим к следующему пункту – узнаем новое.

  1. Определяют тему, цель урока. 

-Компас

-При помощи часов.

- О часах.

-Чтобы определять время.

-Время.

-Узнать новую информацию о времени.

2.Составляют план работы

Повторим изученное.

Узнаем новое.
Сделаем выводы.

 

-Да, повторили изученное.

Метапредметные:

 

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

План работы

"Открытие" детьми нового знания
12 мин

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Наглядный: работа с иллюстрацией

Словесный: беседа

Практический:

Работа с учебником

Фронтальная
Индивидуальная

Словесный: рассказ учителя

Наглядный: запись на доске

Практический:

Работа с рабочей тетрадью, работа у доски

Наглядный: запись на доске

1.Организует объяснение нового материала.

- Говоря о времени, мы часто употребляем слова «прошлое», «настоящее», «будущее». Но что они обозначают?  

- Изучите иллюстрации на слайде. На какой из них изображено прошлое, на каком – настоящее, на каком – будущее? Какие предметы времени тебе подсказали?

- Так что же такое прошлое, настоящее и будущее?

- Все верно. Скажите, когда вы перейдете в 3 класс: в будущем или прошлом?

- А можем ли мы с вами вернуться в 1 класс, на год назад? Почему?

- Время остановить нельзя, но с помощью фотографий, рисунков, ведения дневника можно сохранить память о том или ином событии. Разглядывая фотографии, картины, читая книги, мы, как через волшебное стекло, заглядываем в прошлое.

2. Организует изучение единиц измерения, работу с учебником.

- У меня возник такой вопрос.  Наш рост можно измерить в сантиметрах и метрах, вес - в килограммах. А в каких единицах измеряется время?

- Откройте свои учебники на стр. 17 и прочитайте 2-3 абзац. Один человек читает вслух, все остальные внимательно следят.

-Так какие же единицы измерения времени существуют?

-Какая самая наименьшая единица измерения?

-Минута — единица измерения времени. Как из кирпичей строят дом, так и из минут строится время. Внутри минуты прячутся секунды, целых 60. Только они совсем короткие: раз — и секунда прошла. А из минут строятся часы, из часов — сутки, из суток — неделя, из недель — месяц, из месяцев — год.

Таким образом, в одной минуте – 60 секунд, а в 60 минутах – 1 час.

1 мин = 60 с; 60 мин = 1 ч

- Откройте свои рабочие тетради на стр. 12 №2. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Я тоже подготовила для вас единицы измерения, но вся последовательность перепуталась. Сейчас один учащийся выйдет к доске и восстановит ее. Все остальные работают в тетради  

Запись на доске: «Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год».

-Замечательно. А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его? Но люди как-то научились измерять невидимое, неслышимое время. Как?

 

1. Изучают новый материал: прошлое, настоящее, будущее.

Анализируют иллюстрации

Высказывают свое мнение

- Прошлое- то, что было.

Настоящее – это сейчас.

Будущее- то, что будет.

- В будущем.

- Нет, потому что это было в прошлом.


2.Изучают единицы измерения

Высказывают свое мнение.

Читают информацию из учебника.

- секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

-секунда.

-Пронумеровать единицы измерения в порядке увеличения.

Один учащихся работают у доски, остальные в тетради.

-При помощи часов.

Предметные:

Изучение единиц времени

Метапредметные:

К: инициативность в общем поиске нового знания

П: Овладение логическими действиями  анализа, синтеза

П: структурирование знания

П: Выделение известной информации

Учебная презентация

Учебник стр.17

Рабочие тетради стр.12 №2

Демонстрационный материал: единицы времени

Динамическая пауза

1 мин

Предупреждение утомления

Наглядный: видеофрагмент

Практический:физминутка

Индивидуальная

1. Проводит динамическую паузу.

- Все верно. Сейчас мы с вами немного отдохнем.
Все встаньте, повторяйте движения, которые показаны на видео. 

- Присаживайтесь.

1.Динамическая пауза

Р: саморегуляция

Видеофрагмент «Физминутка»

Первичное закрепление
7 мин

Усвоение нового способа действий

Наглядный: просмотр видеофрагмента

Словесный: беседа

Фронтальная

Наглядный: видеофрагмент

Словесный: рассказ учителя

Практический:

Работа в паре

Парная

Словесный: беседа

Практический: работа у доски

1. Организует просмотр видеофрагмента

-А кто-нибудь знает, как устроены часы?

-Сейчас мы посмотрим небольшой видеофрагмент, в котором говорится о строении часов. Ваша задача внимательно смотреть, после я задам вам вопрос.

2.Организует первичное закрепление знаний учащихся.

- Ребята, так из чего же состоят часы?

- Какие бывают стрелки?

-Какая стрелка самая толстая и короткая?

-А длинная и самая тонкая?

-Сколько времени пройдет, если:

1. секундная стрелка пройдет один круг?

2. минутная стрелка пройдет один круг?

3. часовая стрелка пройдет один круг?

- А как определять время по часам, вы узнаете, посмотрев видеофрагмент.

-Когда вы просыпаетесь, часы показывают девять утра. Но когда вы ложитесь, на часах снова девять часов, но уже вечер. Почему так происходит?

-Все дело в том, что есть дневное время, а есть ночное. - Поэтому когда мы просыпаемся, на улице светит солнце, на часах утреннее время, оно начинается с 06:00 утра. После 12:00, наступает день. С пяти (17:00) часов начинается вечернее время. С двенадцати (00:00) часов наступает ночь и длится до 6 утра.

2. Организует работу в паре

-Сейчас откройте свои рабочие тетради на стр. 13, найдите №1. Вы видите изображение часов.  Работать будете в паре.  По очереди расскажите своему соседу о строении часов. А также попробуйте определить время.  На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты.

- Вспомним правила работы в паре.

3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся.

- Кто желает выйти к доске и рассказать строение часов. Получилось ли у вас определить время?

-Какое время показано на часах? Запишите ответ словами в задание №2 на стр.13. 

- Оцените ответ выступающего.

1. Анализируют видеофрагмент

2. Закрепляют полученные знания.

- Из корпуса, стрелок, циферблата.

- Секундная, минутная, часовая.

-Часовая.

-Секундная.

  1. Минута
  2. Час
  3. Сутки

Высказывают свое мнение.

2. Работа в паре

Не перебивать. Выслушивать мнение каждого.

3.Оценивают ответ своего товарища.

Один учащийся работает у доски. Остальные проверяют.

- девять часов три минуты.

Предметные: формирование умения определять время, изучение строения часов

Метапредметные:

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

 

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

К: учебное сотрудничество с учителем, сверстниками

Р: контроль, исправление ошибок, фиксация затруднений

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Видеофрагмент «Устройство часов»

Видеофрагмент  «Время»

Учебная презентация

РТ стр.13 №1

РТ стр. 13 №2

Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Практический: упражнение

Словесный: беседа

Фронтальная

1.Организует самостоятельную работу учащихся.

- Давайте закрепим полученную информацию и поработаем самостоятельно.

- У каждого на столах лежит карточка с заданием, вам необходимо будет ответить на вопросы, выбрав правильный вариант ответа. У каждого свой вариант, поэтому работаем самостоятельно. Верный ответ – букву, обвести в кружок.


2. Организует взаимопроверку выполнения задания.
- Давайте проверим, обменяйтесь с соседом карточками. На экране представлен эталон. Один правильный ответ – один балл.

Подсчитайте количество баллов и поставьте оценку.

5 баллов- 5          3 балла - 3

4 балла- 4            2 балла и меньше – 2

Поднимите руку те, у кого 5 баллов. Молодцы! Вы хорошо усвоили тему.

У кого 4 балла. Где допустили ошибку? В следующий раз будьте внимательнее.

У кого 3 балла и меньше? Будьте внимательны, слушайте учителя.

1.Выполняют самостоятельную работу.


2.Проверяют правильность выполнения работы.

Ответы:

1 вар.

2 вар.

1) в

2) минута

3)в

4) б

5)двенадцать часов дня

1) б

2) а

3) часы

4) в

5) девять часов вечера

Предметные: закрепление умения определять время

Метапредметные: 

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Р: коррекция, оценка

Раздаточный материал – карточки с заданием.

Учебная презентация, эталон

Включение в систему знаний, повторение

5 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Наглядный:

Работа с иллюстрацией,

видеофрагмент

Индивидульная

Словесный: беседа 

Наглядный: иллюстрации

Словесный: рассказ учителя

Фронтальная

Наглядный: план работы

1. Рассказывает о различных видах часах.
- Посмотрите внимательно на слайде, что нам нем изображено?

Получается, существует несколько видов часов. Вы знаете какие-нибудь.

- Тогда я предлагаю посмотреть видеофрагмент и узнать, какие бывают часы.

-Кто запомнил, какие виды часов бывают?

-Вот как много разновидностей часов существует. Скажите, а какими часами мы пользуемся чаще всего?

- Посмотрите на слайд, как называются эти часы?

Эти часы называются цветочные.

Давным-давно люди заметили, что цветы раскрываются в разное время: одни — утром, другие — под вечер, а третьи — только ночью. Шведский ученый Карл Линней в своем саду ученый сделал цветочные часы. На круглой клумбе росли шиповник, одуванчик и картофель, и другие растения. Карл мог определить время, увидев, какие цветы раскрыты.

- А как называются главные часы нашей страны?

На Спасской башне Московского Кремля находятся кремлевские куранты – главные часы нашей страны. Каждый, кто приходит на Красную площадь, может услышать их торжественный бой.

-Посмотрите, как выглядел первый будильник. Самое интересное, что он был изготовлен так, что звонить  начинал в 4 утра, и выбрать другое время возможности не было.

Давайте еще раз вспомним:

- Кто назовет, какие единицы времени  существуют?

-Дополните фразу: часы – это …?

-Обратимся к нашему плану, какой пункт реализовали?

-Какой осталось выполнить? 

Запишите домашнее задание: уч. стр. 16-19,
РТ с. 12 №1, стр. 13 №3,4.

1.Изучают виды часов.

Анализируют видеофрагмент.

-Солнечные, водяные, песочные часы, механические часы, наручные, электронные, атомные.

-Электронными.

-Цветочные.

Анализируют интересную информацию о часах.

-секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

-Часы – это прибор для измерения времени.

-Узнать новое.

-Сделать выводы.

Предметные: изучение интересных фактах о часах

Метапредметные:

П: обобщение и структурирование знаний в речи

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, осознавать личностный смысл учения

Видеофрагмент «Виды часов»

Учебная презентация

План работы

Рефлексия деятельности

2 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

 

Фронтальная

Словесный: обобщающая беседа

1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями.


- Давайте с вами вспомним, какая тема урока у нас была?
- Какую цель мы с вами ставили?

- Достигли мы ее, все ли пункты плана выполнили?

-Отлично, оцените свою работу на уроке. Вам необходимо выбрать одно высказывание  и продолжить его.

-Спасибо за урок, до свидания!

1.Вспоминают тему, цель урока

- Время

-Узнать новую информацию о времени.

2.Определяют, достигнут ли план урока

-Да, так как все пункты плана реализованы.


Метапредметные:

К: построение речевого высказывания

Р: оценка

Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности

План работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...