Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Какой бывает транспорт?" 22.12.2021
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Жизнь города и села». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучении раздела. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся.
По типу урок – изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Использовалось следующее оборудование: учебник окружающий мир часть 1 автор А.А.Плешаков УМК «Школа России». Карточки для работы в группах.
Цель урока: создать условия для формирования у детей представления о видах транспорта и его назначении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_romanenko_m.n.docx | 145.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза Н. П. Фёдорова»
Технологическая карта урока окружающего мира
«Какой бывает транспорт
Урок подготовила и провела
учитель начальных классов
высшей категории:
М.Н. Романенко
г. Тихвин
17.12.2021 г.
Учитель: Романенко Марина Николаевна
Место работы: г. Тихвин, МОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир.
Класс: 2 «А»
Тема и номер урока в теме: урок 4, «Какой бывает транспорт» из раздела «Жизнь города и села».
Базовый учебник: А.А. Плешаков. «Окружающий мир» 2 класс, часть 1.
Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием транспорта, раскрыть предназначение видов транспорта.
Задачи:
Предметные: формировать умение называть виды транспорта, находить отличия одного вида от другого, классифицировать по группам.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Регулятивные:
Формировать умение контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, оценивать правильность выполнения.
Познавательные:
Развивать умения пользоваться полученными знаниями при решении различных учебных задач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения и анализа умственных операций.
Коммуникативные:
Учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, строить речевые высказывания, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.
Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания; адекватно оценивать работу одноклассников и свою работу.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, толковый словарь, компьютер, раздаточный дидактический материал.
Межпредметные связи: русский язык (развитие речи), история, музыка.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
1. Самоопределение к учебной деятельности Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку Девизом сегодняшнего урока пусть станет небольшое стихотворение. «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» Запомни и соблюдай простые правила:
-Какой большой раздел мы изучаем на уроках? (Жизнь города и села) -У нас есть уже знания по этому разделу? (Да) - А хотите узнать что-нибудь новое? (Да) - Прежде чем узнавать новое, надо повторить уже изученное. Вспомним, что мы изучали ранее. | Подготовка учащихся к уроку Приветствие | Личностные УУД: самоопределение | |||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Цель: повторение названия отраслей экономики, актуализировать мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение. Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению. Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока. | - Что такое экономика? (Хозяйственная деятельность людей) -Какие отрасли экономики вы знаете? (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля) - Какие машины нужны на стройке? (строительные: бульдозер, экскаватор, самосвал, краны) - К какой отрасли экономики мы их отнесём? (транспорт) - Что вы знаете о транспорте? (транспорт нужен для передвижения) -Всё ли мы знаем о транспорте? (нет) - Сегодня на уроке вы откроете для себя новое об этой важной отрасли экономики. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка | |||
3. Выявление места и причины затруднения Цель: выявление учащимися места и причины затруднения. | - Ребята, а какой праздник приближается? (Новый год, Рождество). К нам на урок сегодня пришел очень важный гость (включаю песенку «Ты пришел к нам в гости Дед Мороз») Узнали? Кто это? (Дед Мороз). -Что же поможет Дедушке Морозу добраться до всех ребят на Земле? (самолет, поезд, машина, корабль) На доске анаграмма: спорттран -Как одним словом мы можем назвать эти средства передвижения? (транспорт) Начинаем составлять схему (на доске появляется табличка со словом транспорт) - У вас на столах лежат конверты с карточками, работая в группах попробуйте разделить предметы на группы. - Расскажите, что у вас получилось? - Каким правилом попытались воспользоваться? (по способу передвижения). - А как вы думаете есть ли еще способы разбить этот транспорт по-другому? (не знаем точно, потому что не изучали) | Слушают и поют песню. Дети расшифровывают анаграмму Работают в группах, делят предметы на группы. | Коммуникативные УУД: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | |||
4. Целевая установка. Формирование темы и целей урока. Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий. Согласовать и зафиксировать цель и тему урока. | - Какую цель поставите перед собой на уроке? Что мы должны узнать? (Узнать, на какие группы делится транспорт) -Назовите тему урока. (Какой бывает транспорт?) -Именно о видах транспорта мы будем говорить сегодня на уроке. - Что же такое транспорт? -Где мы можем узнать эту информацию? (В учебнике, в интернете, спросить у взрослых, выполнить задание учителя) | Определение учащимися целей (задач), темы урока. 2 человека работают со словарем, 2 человека ищут в интернете, 2 человека спрашивают у взрослых, остальные ищут информацию в учебнике. | Регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности | |||
5. Открытие нового знания Цель: решение исходной задачи, вызвавшей затруднение. Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. | - Итак, что же вы узнали? Транспорт - это совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое. - Выступление заранее подготовленных учеников: - Слово "транспорт" пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает "перемещать". Вначале транспортом называли грузовые морские суда. Огромные парусные суда вставали на якорь, для того чтобы выгрузить товары, привезенные из дальних стран: чай, кофе, ткани, различные восточные пряности. В освободившееся место загружали новые товары, которые купцы продавали в других странах. - Первые транспортные средства на Руси появились в ХII веке: телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой. Чем отличаются и чем похожи друг на друга телега и сани? (сделаны из дерева, у телеги –колеса, у саней- полозья). - Затем в конце 17-начале 18 века появились кареты. - Карета - это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых. - В 19 веке люди стали ездить на удобных комфортных и красивых автомобилях. - А теперь мы попробуем с вами разделить транспорт на группы. - Что поможет Деду Морозу пересечь дремучий лес? (Вертолет, самолет, аэроплан.) - Каким образом он передвигается? (он передвигается в воздухе.) - Значит, как мы назовем первую группу? (воздушный транспорт) - А если на пути у Деда Мороза встретится глубокое озеро, море? Что ему поможет? (Пароходы, теплоходы, баржи.) - Как этот транспорт называется? (водный, потому, что он передвигается по воде) - А что поможет перебраться через необъятное поле? (Трамвай, автобус, автомобиль, поезд?) - Как назовем эту группу? (наземный транспорт) - Ну вот Дед Мороз добрался до крупного города, огромное скопление машин образовали гигантскую пробку…Что ему поможет вовремя оказаться на месте? (метро) - Кто знает, как назовем этот вид транспорта? (подземный, он движется под землей) - Какие вы молодцы, помогли Деду Морозу преодолеть все трудности и успеть вовремя ко всем ребятам. А теперь сделайте вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (на доске вывешивается схема – опора) - На что мы опирались, когда их делили на группы? (по способу передвижения транспорта) -Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят? (Людей и грузы) - Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей? (Пассажирский) - Если транспорт перевозит только грузы? (Грузовой) - Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки. Такой транспорт называется специальным. Что вы знаете о специальном транспорте? У нас с вами опять возникла проблема. А разобраться в ней нам поможет учебник. Откройте с.117, рассмотрите рисунки. Может быть кто-то догадался? Для чего они служат? Ребята мы решили проблему? - Ребята, зачем же человек изобрел транспорт? Ведь обходились же люди без него в далеком прошлом, ходили пешком из одного поселения в другое на большие расстояния. (Транспорт необходим для облегчения передвижения, для перевозки грузов.) - Таким образом, в зависимости от того, что транспорт перевозит, он делится (грузовой, пассажирский, специальный). - Посмотрите на схему в учебнике на с.116. Как еще разделен весь транспорт в зависимости от того, кому принадлежит? (общественный и личный) - Что такое общественный транспорт, как вы думаете? (транспорт которым пользуются все люди). Приведите примеры. - А личным транспортом что будет? (транспорт, которым владеет лично человек). Назовите пожалуйста примеры. | Читают определения. Выступают ученики с сообщением. Выполняют задание
| Познавательные УУД: общеучебные, информационные, логические, знаково-символические Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, разрешение проблемы | |||
6. Физкультминутка Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряжение и усталость обучающихся | Физкультминутка: «Виды транспорта» -Я буду называть транспорт. Если это наземный транспорт – надо присесть, если воздушный –вытянуть руки вверх, если водный – вытянуть руки вперед. Самолет, катер, мотоцикл, теплоход, грузовик, истребитель, яхта, автобус, электричка, лодка, вертолет, баржа, троллейбус, дельтаплан, поезд, велосипед. | Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях | Коммуникативные: умение выполнять физические упражнение по команде, все вместе | |||
7. Первичное закрепление Цель: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Практическая работа на рабочих листах (выполняется в парах) (Наземный – зеленый, водный – синий, воздушный – желтый, подземный – фиолетовый, а специальный транспорт мы с вами будем обозначать по первым буквам названия транспорта). А теперь давайте поменяемся тетрадями и проверим правильность выполнения. | Коллективное обсуждение | Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка Коммуникативные УУД: умение доказывать свою точку зрения | |||
8. Включение в систему знаний и повторение Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам. | В завершении нашего урока давайте проверим, насколько вы были 9. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+) -Какую оценку вы бы хотели получить на уроке? | Работают в группах, опираясь на схему на доске распределяют одинаковые карточки с транспортом по разным признакам. | Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка | |||
9. Рефлексия (итог) Цель: фиксация изученного на уроке и организация рефлексии. | - Какую цель вы поставили на уроке? (Узнать какой бывает транспорт) - Вам удалось достичь цели? (Да) - Дед Мороз и к нам захватил подарок, вот такие елочки. Но на них не висят игрушки. Давайте оценим свою работу на уроке. И на наших елочках появится красивый наряд. - Если вы запомнили все группы транспорта и хорошо в них разобрались и легко можете приводить примеры, то прикрепите игрушки на большую елку. - Если вы не все виды транспорта запомнили, и затрудняетесь с примерами, прикрепите игрушки на среднюю елочку. - Если, вы ничего не запомнили, не поняли, то прикрепите игрушки на маленькую елочку. - Надеюсь, ребята, что мы помогли Дедушке Морозу. | Ответы учащихся. Самооценка. | Регулятивные УУД: коррекция и оценка | |||
10. Этап сообщения домашнего задания. Инструктаж. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения | Инструктаж выполнения домашнего задания - с.118-119 учебника прочитать историю возникновения водного и воздушного транспорта. - Придумайте и нарисуйте необычное транспортное средство, опишите по уже известному плану. Дают характеристику по плану: 1. Вид транспорта. 2. Наземный, водный, воздушный, подземный. 3. Пассажирский, грузовой, специальный. 4. Личный, общественный. - Ребята, всем огромное спасибо за урок! Вы все молодцы! | Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы Дети благодарят друг друга аплодисментами. | Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе Какие бывают животные.
Цель: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках. Задачи:1. Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить живо...
Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные"
Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные" 2 кл....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме" Какой бывает транспорт?"
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Какой бывает транспорт?" для 2 класса...
Технологическая карта урока окружающего мира "Каким бывает транспорт" (УМК "Школа России", 2 класс, А.А. Плешаков)
Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование знаний обучающихся о различных видах транспорта.Задачи урока:Дидактические:Научить различать различные виды транспорта.Научить ...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Какая бывает промышленность"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование представлений о промышленности как с отрасли экономики.Задачи урокаДидактические:Познакомить с отраслями промышленности;Научить...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?" УМК «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. (3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические:...
Технологическая карта урока окружающего мира тема “Какие бывают животные”
Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний у обучающихся о группах животных, их отличительных признаках. Задачи урока Планируемые результатыДидактич...