Рабочая адаптированная программа по предмету окружающий природный мир 4класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Бревнова Наталья Михайловна

Рабочая программа по предмету окружающий природный мир  оставлена на основе курса живой мир для учащихся  специальных (коррекционных) образовательных школ  VIII вида, авторской программы Воронковой В.В.,  рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по предмету окружающий природный мир  разработана на основе:

  •  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями)
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ п. Таёжный, утвержденной приказом по школе от 30.08.2019 № 309
  • Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)( вариант7. 1), утверждённая приказом от 30.08.2019 г. № 309.

1.1Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия – для обучающихся

Учебник, использующийся для обучения:. 4 класс. Учебник / Живой мир. Матвеева Н.Б., Попова М.А.. – М.: Просвещение, 2018. – 127 с.  

Учитель использует:

  1. Живой мир. 4 класс. Учебник / Матвеева Н.Б., Попова М.А.,– М.: Просвещение, 2018. – 127 с.
  2. Программа (сборник программ под ред. В.В. Воронковой)
  3. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова.–М. : Просвещение, 2018.

1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУСОШ п. Таежный на 2020 – 2021 учебный год на изучение предмета «Окружающий природный мир» в 4 классе отводится 1 часа в неделю-34 часа в год (34 учебные недели)

Рабочая программа по живому миру составлена на основе курса живой мир для учащихся  специальных (коррекционных) образовательных школ  VIII вида, авторской программы Воронковой В.В.,  рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).

Обучение учащегося 4 класса,  организовано в соответствии с решением Заключение ТПМПК № 82 от 28.05.2020 г АООП НОО обучающихся с УО (вариант 2)

Изучение живого мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
  • формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

В результате изучения данного предмета реализуются следующие задачи:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • сформировать знания учащихся о природе своего края;
  • сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  В основу программы по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 4 класса положены следующие принципы:

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности    обучающихся.
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. При последовательном изучении предмета может быть использован индивидуальный подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

 Инновационные технологии обучения:

1.Игровые технологии.

2.Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

       3.         Здоровьесберегающие технологии

4.        Элементы проблемного обучения.

5.        Элементы компьютерной технологии

Здоровьесберегающие технологии реализуются на каждом уроке.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах ( по возможности) .

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. 1.Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; идентификация себя со школой (я – ученик)
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; ребенок не конфликтует с детьми другой национальности;
  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; способен сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; способен осознавать изменения; Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены).Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность обращаться за помощью к взрослому; Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; знает свои возраст, пол. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; принятие образца «хорошего ученика». Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, расширение круга общения, дружеских контактов; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; различает категории «красиво-некрасиво» Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; способен испытывать чувства стыда, вины. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; отсутствуют вредные привычки Формирование готовности к самостоятельной жизни; имеет свои домашние обязанности.

Коммуникативные учебные действия

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель?ученик, ученик–ученик, ученик–класс,);

— использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

— обращаться за помощью и принимать помощь;

— слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

— договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

— адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

— принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

— активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

— соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

— выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

— устанавливать видо-родовые отношения предметов;

— делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

— пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

— читать;

— писать;

— выполнять арифметические действия;

— наблюдать подруководством взрослого за предметамии явлениями окружающей действительности;

— работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • называть изученные объекты и явления природы;
  • различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними;
  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
  • различать домашних и диких животных, рыб;
  • различать признаки времён года;
  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.

Достаточный уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления природы;
  • различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
  • различать элементарные гигиенические правила;
  • различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой и неживой природы.

Основное содержание курса живой мир 4 класса

Сезонные изменения в неживой природе

 Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.

Неживая природа

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Живая природа

Растения

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.  

Животные

 Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.

Человек

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Безопасное поведение

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.  Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Тематическое планирование курса живой мир

4 класса

№ п/п

Изучаемые разделы

Количество уроков

1.

Сезонные изменения в природе

9

2.

Неживая природа

4

3.

Живая природа

21ч

Растения. Животные

12

Человек

6

Безопасное поведение

3

Система оценки результатов:

 Критерии оценивания.

При оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В четвертом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.

 Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даѐт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематическое оценивание по живому миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итогового оценивания служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и практических работ. Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

 Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Коррекционная работа

Дата

план

Дата

факт

Сезонные изменения в природе 9 ч

1.

Влияние Солнца на смену времен года Признаки осени.

2.

Растения и животные осенью.

различать растения сада, огорода, леса, поля, их названия

знать о зависимости сезонных изменений в живой природе от изменений, происходящих в неживой природе

правильно называть изученные объекты и явления. различать времена года, названия месяцев и их основные признаки

3.

Признаки зимы.

4.

Растения и животные зимой.

5.

Труд людей зимой.

6.

Растения и животные весной.

7.

Труд людей осенью и весной.

8.

Растения и животные летом.

9.

Труд людей летом.

Неживая природа 4 ч

10.

Почва. Состав почвы.

правильно называть изученные объекты и явления;

11.

Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом.

12.

Песок и глина.

13.

Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги.

Живая природа 21 ч

Растения 6 ч

14.

Растения. Огород.

сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, знать об их использовании человеком

15.

Лес. Ориентировка в лесу.

16.

Сад. Растения культурные и дикорастущие.

17.

Лекарственные растения Красная книга.

18.

Растения полей. Поле в разное время года

19.

Парки.

Животные 6 ч

20.

Домашние животные: лошадь, корова.

уметь описать их повадки, значение в жизни человека; - знать о необходимости бережного отношения,

различать диких и домашних животных, птиц,

21.

Свинья, овца Правила ухода за домашними животными.

22.

Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие  птицы.

23.

Дикие и домашние птицы.

24.

Насекомые. Пчела. Насекомые вредители.

25.

Заповедники, зоопарки.

Человек 6 ч

26.

Человек. Мозг человека.

Иметь элементарные представления о строении головного мозга

Оказание первой медицинской помощи при травмах головного мозга Уметь заботиться о своѐм здоровье; принимать правильные решения, связанные со здоровьем.

27.

Профилактика травм головного мозга.

28.

Режим дня. Часы.

9.04

9.04

29.

Профилактика переутомления.

16.04

16.04

30.

Состояние природы и её влияние  на здоровье человека

23.04

23.04

31.

Забота человека о состоянии воды, воздуха и земли.

30.04

30.04

Безопасное поведение 3 ч

32.

Правила поведения в быту, на улице.

Иметь элементарные представления о правилах в быту и на улице, различать дорожные знаки и виды транспорта

14.05

14.05

33.

ПДД. Дорога. Пешеходный переход.

21.05

21.05

34.

Транспорт. Мы – пассажиры.

28.05

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»

Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи:  формирование представлений об объектах и явлениях...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса (вариант 2)

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 класса (ва...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана и составлена в соответствии с ФГОС. Она направлена на развитие представлений об окружающем природном мире обучающихся с и...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс

Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)

Данная рабочая программа разработана для ученика индивидуального обучения  с  тяжелой умственной отстлостью по предмету "Окружающий природный мир".Учитываются возрастные особенноси...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...